Развитие выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ И
СПОРТА УКРАИНЫ
Факультет
заочного обучения и последипломной подготовки
Кафедра
велосипедного и зимних видов спорта
Садурский
Павел
Владимирович
Студент V-го
курса группы 42-Т
Специализация:
Лыжные гонки
Развитие
выносливости у юных
лыжников-гонщиков
13-14 лет
Курсовая работа
по дисциплине
“Теория и методика
преподавания
лыжного спорта”
Научный
руководитель:
Доцент К.Н.Н.
Ю.С.Пядухов
Киев – 2003
Условные обозначения
ЧСС – частота
сердечных сокращений
АД – артериальное
давление
МКЦ – микроцикл
ОФП – общая
физическая подготовка
СФП – специальная
физическая подготовка
стр.
Введение................................................................................................... 4
Раздел 1. Анатомо-физиологические
особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет................................................................................................................ 6
Раздел 2. Методы и средства развития
выносливости у юных лыжников-гонщиков...................................................... 18
Раздел 3. Контроль за развитием
выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет................................................. 36
Выводы................................................................................................... 47
методические рекомендации.................................................. 48
Список литературы........................................................................ 49
Уже стали частью
современной истории XIX-ые зимние Олимпийские игры, проходившие в
Солт-Лейк-Сити, США. Мы стали свидетелями далеко не успешных выступлений
лыжников-гонщиков нашей украинской сборной на этих играх, а ведь именно
Олимпиады чаще всего отражают уровень развития высших достижений в стране. И
для того, чтобы он был высоким всегда, следует обратить пристальное внимание на
проблему подготовки резервов. Она уже давно наиболее остро стоит для
отечественной школы лыжного спорта.
Мировые современные достижения в этом виде
спорта сегодня настолько велики, что без систематической подготовки с юных лет
нельзя рассчитывать на высокую результативность в зрелом возрасте спортсмена.
Подготовка юных лыжников-гонщиков – одна из главных задач подготовки
спортивного резерва, поднятия престижа лыжного спорта в стране. Вопросы
подготовки юных лыжников-гонщиков в настоящее время являются одними из наиболее
актуальных в построении спортивной тренировки. И от того насколько рационально
будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального
становления технического мастерства, уровня развития специальных физических
качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов.
В лыжном спорте, связанном с продолжительной
циклической работой, решающее значение для достижения спортивных результатов
имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, или, выражаясь
научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма
спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень
общей и специальной подготовок юных спортсменов-лыжников. За последние годы
накопилось много источников литературы по вопросам развития выносливости в
циклических видах спорта. Большое внимание в них уделяется и развитию этого
физического качества у начинающих лыжников-гонщиков 13-14 лет, поскольку этот
возраст считается самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом.
Целью исследования является оптимизация средств и методов,
используемых в развитии общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков
13-14 лет.
Рабочая гипотеза:
Предполагалось, что изучение возрастных
особенностей развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет позволит
разработать более рациональные подходы развитию выносливости путем правильного
подбора средств и методов тренировки и повысить эффективность тренировочного
процесса в многолетней подготовке лыжников-гонщиков.
Основные задачи работы:
1.
изучить и обобщить
научно-методическую литературу по физиологическим основам всех видов
выносливости, психофизиологические особенности реакции организма на развитие
этого физического качества у подростков;
2.
Выявить наиболее
рациональное применение средств и методов построения спортивной тренировки для
развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет и проанализировать все
виды контроля по развитию выносливости у этой возрастной группы;
3.
Разработать практические
рекомендации по развитию выносливости у юных лыжников 13-14 лет в годичном
макроцикле.
Объектом изучения явилась система комплексного развития выносливости
у лыжников-гонщиков в возрастной категории 13-14 лет.
Предмет изучения составляет комплекс средств и методов, используемых в
процессе развития выносливости, а также комплекс психофизиологических
показателей используемых в процессе контроля над развитием выносливости у
лыжников-гонщиков 13-14 летнего возраста.
В практике юных спортсменов нельзя применять
все средства и методы по развитию выносливости (особенно специальной) лыжников
старших разрядов. Эффективное использование в тренировке юных спортсменов 13-14
лет играют средства и методы, которые способствуют сохранению здоровья,
повышению работоспособности и пополнению кандидатов в национальную команду, то
есть воспитание спортивного резерва.
Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать в
тренировочном процессе, при чтении лекций по дисциплине «Теория и методика
преподавания лыжного спорта» в ВУЗах спортивного профиля.
Структура и объем работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех
разделов, семи таблиц, шести рисунков, выводов и практических рекомендаций.
Список литературы включает 27 источников.
Лыжный спорт относится к циклическим видам
спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это
физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством
лыжников-гонщиков. Все остальные качества – быстрота, гибкость, ловкость,
равновесие, координация – следует отнести к дополнительным, но тесно связанным
с основными. [18, 26].
В настоящее время, как в общей теории спорта,
так и в теории лыжного спорта конкретно сложились определённые противоречия в
трактовке и терминологии этого важнейшего физического качества, но ясно одно,
что с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем
спортсмена, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается
частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы [11]. Всё это
происходит при разумном и целесообразном планировании тренировки, где развитию
выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с
начинающими спортсменами – юными лыжниками-гонщиками. Ведь не секрет, что в
зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам
двигательной деятельности. Знание закономерностей возрастного развития
позволяет выделить наиболее характерные физиологические особенности,
своеобразие процессов высшей нервной деятельности, присущих определённому
возрасту, и установить, когда и как воздействовать на организм с целью
выработки определённых нужных в данный период свойств и качеств.
Специальные воздействия на человека для
развития определённых физических качеств должны быть согласованы с ходом
возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды,
когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть
такие периоды, когда физические качества вырабатываются с трудом, или не
вырабатываются вовсе.
Исходя из всего выше сказанного, основными
задачами этой главы являются: охарактеризовать общепринятое понятие
«выносливость и её виды»; исследовать психофизиологические особенности
физического развития подростков 13-14 лет; проанализировать особенности реакции
их организма на развитие выносливости при занятиях лыжными гонками.
Выносливость – это способность совершать работу заданного
характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением
[11].
Эта способность обуславливается деятельностью
коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей
работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также
подготовленностью мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и
органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов – главное звено в цепи
процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсмена зависит
от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без
излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых
качеств. Различают общую и специальную выносливость.
Общая и (неспецифическая) выносливость – это способность продолжительное время
выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и
опосредованно влияющую на спортивную специализацию.
Специальная (специфическая) выносливость – это способность обеспечивать
продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение
времени, в определённом виде спорта.
Общая выносливость может проявляться в
упражнениях циклического и ациклического характера.
Специальная выносливость объединяет в себе три
разновидности:
–
скоростная выносливость;
–
силовая выносливость;
–
скоростно-силовая
выносливость.
Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и
выносливости и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на
лыжах по равнинной местности .
Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и
выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге
и в передвижении на лыжах по сильнопересеченной местности.
Скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с
выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге и в передвижении на
лыжах по различному рельефу. Можно еще говорить о нервной выносливости –
способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение. Все эти
разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую.
Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость.
Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих её компонентов
являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах (Рис.1).
При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет
специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца,
лыжника и т.д.) [11]. Таким образом, специальная выносливость для каждой
спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её
специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.
Для лыжных гонок ведущими компонентами будут
являться, прежде всего: возможности всех энергосистем, экономизация и
личностные качества. Практический опыт и научные исследования дают возможность
представить возрастную динамику развития выносливости.
|
|
|
Выносливость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Энергетические возможности
|
|
Экономизация
|
|
Резистентность организма
|
|
Абсолютные силовые и
скоростные показатели
|
|
Личностные психические
качества
|
Аэробная
производительность
|
|
Анаэробная
гликолитическая производительность
|
|
Анаэробная
алактатная производительность
|
|
Биомеханическая
|
|
Функциональная
|
|
К гипоксии
|
|
К ускорениям
|
|
К
неблагоприятным факторам
|
|
К повреждающим агентам
|
|
Абсолютные
силовые способности
|
|
Запас скорости
|
|
Локальные
силовые способности
|
|
Терпение (устойчивость)
|
|
Экстраверсия – интроверсия
|
|
Эмоциональный контроль
|
|
Тип темперамента
|
Рис.1 Структура
многокомпонентного качества выносливости (специальной).
Исследования многих учёных показывают, что
детский и юношеский организмы обладают меньшей работоспособностью, чем
взрослый. По-видимому, это происходит в результате незаконченного возрастного
развития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их
деятельности не достигла расцвета. Условия для максимального развития
выносливости, создаются только в зрелом возрасте, когда закончено возрастное
формирование организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте организм
ещё недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если
она производится с повышенной интенсивностью. Это связано с недостаточным
развитием сердца и дыхательного аппарата, с тем, что такая работа является
значительным бременем для энергетических ресурсов организма, которые в этот
период обеспечивают процессы роста. Состояние нервной системы этих возрастов,
её возбуждаемость и неустойчивость также ограничивают способности организма к
длительным напряжениям. Всё это не исключает возможности и необходимости
развития выносливости путём правильного подбора средств и методов. Серьёзная
специальная работа по развитию выносливости должна начинаться лишь после
окончания полового созревания, но и подростковом периоде, как и в юношеском
можно начинать эту работу, но её объем в общем объеме применяемых средств
невелик.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|