Интервальный метод характеризуется выполнением непрерывной работы с
четко выраженными интервалами отдыха, при частоте пульса 17010 уд/мин. Также как и в
предыдущих методах, продолжительность работы при пульсе 180 уд/мин (главным
образом в конце подъёма) не должна превышать 10% общего объема работы и при
частоте пульса 140-150 уд/мин – 20% (что регистрируется в конце спуска).
Время работы при пульсе 17010 уд/мин в первых тренировках –
не больше 90 сек, затем каждую неделю повышается на 30 сек. Интервалы отдыха в
этом методе выражены более чётко. Снижение частоты пульса до 120-130 уд/мин
является сигналом к началу нового повторения.
Темповый метод используется при воспитании специальной выносливости
и характеризуется выполнением нагрузки с соревновательной скоростью при частоте
сердечных сокращений 18010
уд/мин. Продолжительность работы – от 60 сек до 15-20 мин. К темповому методу
лыжники прибегают в конце августа – начале сентября.
Окончательной шлифовке техники спортсмена,
подведению его к наивысшей спортивной форме способствует соревновательный
метод. Спортсмены прибегают к нему уже в середине ноября. Особо следует ещё
упомянуть и о контрольном методе тренировки. Он заключается в заранее
намеченном испытании с целью определения уровня подготовленности спортсменов.
Данный метод применяется периодически в течении годичного цикла тренировки (в
конце каждого этапа подготовительного периода) проводится контроль за общей физической
и специальной физической подготовкой. В конце подготовительного периода
контрольная тренировка служит для отбора лыжников в соответствующие команды.
Контрольные тренировки позволяют более оперативно управлять тренировочным
процессом. Для проверки выносливости можно пробежать на время дистанцию 1 км. –
девочкам 13-14 лет и 2 км. – мальчикам того же возраста.
Данные методы находят своё применение в
системе круглогодичной подготовки спортсменов.
Методы воспитания общей физической
подготовленности (силы,
гибкости, ловкости, равновесия). В теории лыжного спорта до сих пор не выделено
отдельных методов воспитания физических качеств, которые не являются ведущими,
но влияют на формирование специальной выносливости. [23]
Среди методов воспитания общей физической
подготовленности выделяют:
1. круговая тренировка;
2. игровая тренировка;
3. разностороння или общеразвивающая.
Круговая тренировка направлена главным образом на воспитание силы,
силовой выносливости, гибкости и т.п.
Характеристика метода. Например, подбираются 8-10 упражнений,
воздействующих на многие группы мышц и способствующие развитию различных
качеств. Продолжительность выполнения упражнений от 20 сек до 2 мин.
Упражнения подбираются в зависимости от
наличия спортивного оборудования, места, где проходит тренировка и
индивидуальных особенностей группы. Подобрав упражнения, нужно определить
количество повторений каждого из них. Для этого упражнения выполняют до отказа
и 50% от этого числа будет тем количеством, которое спортсмену нужно сделать за
1 подход. Если позволяет место занятий, упражнения можно выполнять всем сразу,
встав в круг; если нет – каждый лыжник занимает место уже выполнившего
упражнения. Через 30 сек, 1 или 2 мин даётся свисток тренера или другой сигнал
для перехода на следующий снаряд или место. Так упражнения выполняются до 15-17
мин, после чего даётся отдых до 3-5 мин и затем упражнения повторяются по
кругу. Количество повторений до 3-4 серий за одну тренировку.
В зависимости от задач занятия круговые
тренировки можно планировать как с большой нагрузкой, в высоком темпе и с
большим количеством повторений, так и с малой нагрузкой, в оптимальном темпе и
с малым количеством повторений.
Игровые тренировки применяются для воспитания двигательной координации.
Объём игровых тренировок на том или ином этапе подготовки определяется в
основном задачами этапа.
Разносторонняя, или общеразвивающая тренировка [24] направлена на воспитание отдельного
качества посредством одного какого-либо упражнения. Выбирая метод дальнейшего
развития физических качеств, необходимо учитывать: интенсивность выполнения
запланированной нагрузки; продолжительность выполнения физической нагрузки;
продолжительность отдыха между нагрузками; характер выполнения упражнений;
число повторений упражнений; состояние работоспособности организма перед
выполнением тренировочного занятия.
Эффективными методами воспитания у подростков
общей выносливости являются:
I.
равномерный метод
тренировки;
II.
различные варианты
переменного метода;
III.
игры;
IV.
круговая тренировка.
При планировании подготовки лыжников-гонщиков
обычно используются все основные методы подготовки, однако их выбор
определяется основными задачами занятия (цикла) с учётом возраста и уровня
подготовленности лыжников. В подготовке юных лыжников в основном применяются
перечисленные общепринятые методы, но в связи с уровнем физической
подготовленности и возрастными особенностями на начальных этапах не применяются
методы оказывающие «жестокое» воздействие на организм (например, интервальный
метод).
При установлении нагрузки в каждом занятии, на
каждом этапе и периоде подготовки следует исходить из поставленных задач, а
также направленности нагрузки с учётом принципов постепенности,
систематичности, последовательности, повторности, непрерывности и др.
Построение цикличности обычно начинают с
больших циклов, определяя годичную периодизацию тренировки. Периодизация
тренировки в лыжных гонках основывается на общих закономерностях развития
тренированности и становления спортивной формы.
В связи с сезонностью занятий лыжными гонками
периодизация связана с временами года, календарём соревнований.
В лыжных гонках принято следующее построение
основного варианта периодизации – год составляет один большой цикл и делится на
три периода: подготовительный, соревновательный и переходный (Рис. 5). [23]
Подготовительный период тренировки является
важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода
закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде.
«Фундаментом» успехов в соревнованиях является большой объём нагрузки,
приходящийся на развитие физических качеств, повышения функциональной
подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Всё
это выполняется в подготовительный период. Подготовительный период в тренировке
лыжника-гонщика делится на три этапа.
1-й этап – весенне-летний (в соответствии с
задачами тренировки его ещё называют общеподготовительным). Его периодизация –
май – июль. Важнейшая задача подготовки в это время – постепенное повышение
уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется
развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также
овладению или совершенствованию элементов техники. Как мы видим, в начале
первого этапа подготовительного периода работа в основном нацелена на развитие
общей выносливости.
|
|
|
Годичный цикл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Периоды годичного цикла
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовительный
|
|
|
|
|
Соревновательный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этапы периодов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общей подготовки
|
Предварительной специальной
подготовки
|
Специальной подготовки
|
Основной специальной
подготовки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный
соревновательный
|
|
Основной соревновательный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Месячный цикл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Недельный микроцикл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-й день
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
6-й
|
7-й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 5 Периодизация
годичного макроцикла цикла подготовки лыжников-гонщиков.
Однако, уже в первом мезоцикле годичного цикла
широко используются упражнения, направленные на совершенствование отдельных
компонентов специальной выносливости и до середины первого этапа они занимают
больше 50% от общего объёма работы, которая способствует развитию выносливости
(Рис. 6). [21]
Следует отметить, что общая выносливость в
основном воспитывается равномерным методом, специальная – переменным,
интервальным и соревновательным методами.
С приближением конца первого этапа
подготовительного периода объём работы, направленной на развитие общей
выносливости уменьшается, а свободное время заполняется работой, которая
способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию
техники, а также составных специальной выносливости.
2-й этап – этап предварительной специальной
подготовки. Начинается с августа и до начала тренировок на лыжах (до выпадения
снега). Основная задача подготовки на этом этапе – создание специального
фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на
лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается
и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием
специальных средств подготовки в бесснежное время.
Общий объём тренировочной нагрузки на этом
этапе продолжает постепенно повышаться, растёт и интенсивность выполнения
циклических упражнений.
Однако увеличение общей интенсивности нагрузки
происходит несколько медленнее и чуть отстаёт от кривой роста. Это
принципиальная схема изменения объёма и интенсивности, но в отдельные
микроциклы объём, а вслед за ним и интенсивность могут значительно повышаться в
зависимости от поставленных задач. При изменении состава средств в сторону
резкого увеличения объёма специально-подготовительных упражнений, рядом с
упражнениями аналитического характера, широко используются средства интегрального
действия, что способствует целостному развитию специальной выносливости.
Схематическое соотношение упражнений
разностороннего характера, направленных на развитие выносливости в
тренировочном макроцикле приведено на рисунке 7.
Рис. 6 Соотношение в
тренировочном макроцикле объёма работы, направленной на развитие видов
выносливости.
1. развитие общей выносливости;
2. усовершенствование отдельных элементов
специальной выносливости;
3. целостное развитие специальной выносливости.
Рис. 7 Соотношение в
тренировочном макроцикле упражнений
разного характера.
1. общеподготовительные;
2. вспомогательные;
3. специально-подготовительные;
4. соревновательные.
На двух первых этапах подготовительного
периода юные лыжники-гонщики принимают участие в соревнованиях по комплексу
контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной
подготовленности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|