Основные задачи:
1) развитие
общей выносливости;
2) разносторонняя
физическая подготовка;
3) овладение
техникой движений.
Упражнения: равномерный бег, кросс, плавание,
катание на лыжероллерах, игры, ускорения в беге, гребля, езда на велосипеде и
т.д.
Основной период (Соревновательный).
Цель – показать высокие результаты в соревнованиях.
Основные задачи:
1) овладение
техникой движений и совершенствование в ней;
2) развитие
специальной выносливости;
3) дальнейшее
развитие быстроты, общей выносливости.
Упражнения: передвижение на лыжах в различном
темпе, специальные упражнения и игры на лыжах, ускорения на лыжах, передвижение
в затруднённых условиях в темпе, близком к соревновательному, длительная
равномерная ходьба на лыжах.
Переходный период.
Цель – подвести свой организм к началу занятий в
новом годичном цикле в наиболее хорошем состоянии.
Основные задачи:
1) снижение
тренировочных нагрузок;
2) активный
отдых.
Упражнения: равномерный бег, плавание, езда на
велосипеде, игры.
Юный лыжник-гонщик вместе с тренером
составляет общий план тренировки и недельный микроцикл. Наведём примерные планы
микроциклов подготовительного и основного периодов.
1-й день. Отдых.
2-й день. Задачи тренировки: изучение техники
и её совершенствование, развитие быстроты и специальной выносливости.
Разминка – равномерное передвижение – 7 мин,
общеразвивающие упражнения – 5 мин.
Основная часть. Совершенствование техники попеременного хода
15-20мин, игры на лыжах для развития скорости и ловкости (встречные эстафеты,
«Салки»), переменная тренировка 4-5 км, передвижение в слабом темпе с
ускорениями 4-5 раз по 300 м (пульс при ускорениях до 160-170 уд/мин).
Заключительная
часть. Равномерное
передвижение в слабом темпе – 5-7мин.
3-й день. Отдых.
4-й день. Задачи
тренировки: овладение техникой и совершенствование в ней, развитие силовой и
общей выносливости.
Разминка – 10-15 мин.
Основная часть. Изучение одновременных ходов и их
совершенствование; упражнения на развитие силовой выносливости: передвижение на
лыжах без палок – 10 мин, ускорение бесшажным ходом – 4 раза по 60 м.;
равномерная тренировка: передвижение на лыжах в среднем темпе по пересечённой
местности – 5-7 км (пульс 140-150 уд/мин).
Заключительная
часть. Равномерное
передвижение - 5 мин, катание с гор – 3 мин.
5-й день. Отдых.
6-й день. Активный отдых: игры (хоккей,
футбол, баскетбол) – 20-30 мин, общеразвивающие упражнения – 10-15 мин.
7-й день. Задачи тренировки: совершенствование
техники, развитие общей выносливости, равновесия, ловкости.
Разминка – 10 мин.
Основная часть. Изучение спусков, торможений, равномерная
тренировка: передвижение в слабом темпе – 8-10 км (пульс 130-140 уд/мин).
Заключительная
часть. Упражнения на
расслабление – 3-5 мин.
Этот цикл повторяется в течение месяца. Но
количество километров от занятия к занятию должно расти. В следующем месяце
увеличивают скорость передвижения.
1-й день. Отдых.
2-й день. Задачи тренировки: совершенствование
техники, развитие быстроты и скоростной выносливости.
Разминка – 10-15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники попеременного и
одновременного ходов, ускорения для развития быстроты – 6 раз по 100 м,
переменная тренировка – 4-5 км: передвижение на лыжах в умеренном темпе с
ускорениями 5 раз по 500 м (пульс при ускорениях 170 уд/мин, между ускорениями
130-140 уд/мин).
Заключительная
часть. Равномерное
передвижение – 3-5мин, катание с гор – 10-15 мин.
3-й день. Отдых.
4-й день. Задачи
тренировки: совершенствование техники, развитие силовой и общей выносливости.
Разминка – 10-15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники подъёмов; игровые
упражнения для развития силовой выносливости (эстафеты на глубоком снегу, игра
«Финские гонки», эстафеты в подъём); равномерная тренировка в среднем темпе –
5-6 км (пульс 150-160 уд/мин).
Заключительная
часть. Равномерное
передвижение – 4-5 мин.
5-й день. Отдых.
6-й день. Активный отдых: равномерный бег
10-15 мин, общеразвивающие упражнения – 10-15 мин или игры 20 мин.
7-й день. Задачи тренировки: совершенствование
техники (спусков и поворотов), развитие скоростной выносливости.
Разминка – 15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники спусков и
поворотов, повторная тренировка: 3 раза по 1 км в высоком темпе (пульс 180
уд/мин) через 4-6 мин отдыха, или контрольная тренировка, или соревнования на
дистанции 2-3 км.
Заключительная
часть. Равномерное
передвижение в слабом темпе 5-10 мин.
Таким образом, тренер, используя те или иные
варианты микроциклов, может активно управлять тренировочным процессом, подводя
лыжника в будущем к наиболее ответственным соревнованиям в наивысшей спортивной
форме. Подводя итог сказанному выше, можно с точностью сказать, что в работе с
юными лыжниками-гонщакми над развитием у них выносливости, нужно учитывать все
факторы построения тренировочного процесса. Правильно и рационально используя
методы и средства в работе над воспитанием этого физического качества.
Лыжные гонки – вид спорта, представляющий к
организму спортсмена чрезвычайно высокие требования. Поскольку лыжный спорт –
это циклический вид спорта, связанный с продолжительной работой, то решающее
значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей
и специальной выносливости (уровень развития аэробных и анаэробных возможностей
спортсмена). В связи с этим контроль над развитием выносливости у юных
лыжников-гонщиков имеет первостепенное значение.
Наблюдение за занимающимися во время
учебно-тренировочных занятий, соревнований юными лыжниками ведутся врачом и
преподавателем (тренером). Врач проверяет условия, организацию проведения
занятий физическими упражнениями, соответствие их функциональным возможностям
занимающихся.
Преподаватель создаёт и строит
учебно-тренировочный процесс так, чтобы достичь общей с врачом цели – укрепить
здоровье, повысить спортивные достижения своих учеников.
Тренер обязан хорошо знать состояние здоровья
своих учеников. Получая эти сведения от врача, преподаватель дополняет их
своими наблюдениями за занимающимися. Наблюдения во время тренировок и
соревнований помогает ему правильно развивать выносливость у юных
лыжников-гонщиков, устанавливая уровень общей и специальной спортивной
работоспособности юного спортсмена.
В связи с этим нами поставлена задача:
проанализировать контроль над развитием выносливости у лыжников-гонщиков 13-14
лет, изучить степень влияния прерываемых и непрерывных методов тренировки,
различного рода факторов на функциональную и спортивную подготовку юных спортсменов.
В течение последних лет группой научных
работников под руководством В.Л.Филина осуществлялись опытно-экспериментальные
исследования с целью проверки методов воспитания общей выносливости у детей
среднего школьного возраста.
Комплексные педагогические и врачебные
исследования показали, что «…при правильном подборе и использовании физических
упражнений можно добиться существенного повышения общей выносливости, улучшения
показателей адаптации кровообращения и дыхания при хорошем общем физическом состоянии
и здоровье детей». [24]
Некоторыми исследованиями обнаружено, что
«…комплексный метод, включающий повторный, переменный и равномерный методы,
наиболее эффективен при развитии обшей выносливости у детей именно 13-14 лет». [24]
Также подтверждена эффективность круговой
тренировки для развития общей выносливости у подростков.
В.А.Мироновым изучались в сравнительном плане
два метода тренировки в параллельных группах лыжников 13-14 лет: переменный и
комплексный (включающий повторный, равномерный и переменный). В обеих группах
планировались примерно одинаковые объёмы интенсивности нагрузок.
По истечении экспериментального периода все
подростки выполнили разрядные нормы спортивной квалификации. Исходные данные по
показателям газообмена, пульса и АД не имели существенных различий; после
годового цикла тренировочных занятий проявились достаточно выраженные различия
работоспособности и адаптации к нагрузкам на выносливость повышающейся мощности
(на велоэргометре). Так всеми подростками были выполнены 4 ступени нагрузок, то
есть работа с мощностью до 1500 кгм/мин; 5-ую ступень (1750 кгм/мин) выполнили
8 подростков 1-й группы и 9 подростков 2-й группы; 6-ую ступень (2000 кгм/мин)
– только 4 подростка 2-й группы (хотя её продолжительность была не более 1,5-2
мин).
Из таблицы 4 видно, что реакция
сердечно-сосудистой системы у подростков 2-й группы характеризовалась лучшими
показателями при одинаковой мощности работы (на каждой ступени нагрузки) у
подростков этой группы пульс был ниже, а максимальное АД достоверно выше, чем в
1-й группе. По-видимому, это обусловило более устойчивое и продолжительное
сохранение работоспособности и более высокий предел мощности у подростков 2-й
группы.
Работа умеренной мощности выполняется
подростками 2-й группы более экономно: меньшими были величины потребления
кислорода, лёгочной вентиляции, дыхательного эквивалента.
Даже на предельной нагрузке (несмотря на более
высокую мощность работы во 2-й группе) пульс был ниже, кислородный пульс выше,
дыхательный эквивалент меньше (Таблица 5).
Таким образом, анализ первого опыта и
результат специальных опытно-экспериментальных исследований подтверждают, что
имеются определённые предпосылки для создания в детском возрасте хорошей основы
общей выносливости.
При этом относительно большие по объёму нагрузки
невысокой интенсивности, как правило, переносятся детьми вполне
удовлетворительно. Система подготовки юных лыжников, основанная на
использовании повторного и интервального методов тренировки с повышенной
интенсивностью и большим общим объёмом, может обеспечить развитие анаэробной
работоспособности так, как в этих условиях повышен запрос к безкислородному
обеспечению мышечной деятельности. Однако вызывает сомнение, будет ли при
использовании такой методики тренировки решена задача повышения аэробной производительности
организма – столь необходимой основы общей выносливости. Нельзя не подчеркнуть,
что мышечная работа, целиком протекающая в условиях анаэробного обеспечения,
является значительной нагрузкой для детского организма. Так врачебные наблюдения
показывают, что в восстановительном периоде после тренировок с большим объёмом
нагрузок повышенной интенсивности (от 50 до 80% общего объёма) у юных
спортсменов в 31% случаев определяются выраженные (в 22% - чрезмерные)
изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, в частности по
ЭКГ (уплощение зубцов Т в стандартных, усиленных и грудных отведениях, иногда
переходящая инверсия зубцов Т – в третьем, в одном или нескольких грудных
отведениях, редкая синусовая аритмия, удлинение электрической систомы и др.).
В 52% случаев по ходу тренировочных циклов
зарегистрированы жалобы на значительное общее утомление, изменение общего
состояния (вялость, слабость, нарушение сна, боли в правом подреберье, снижение
интереса к занятиям спортом). В условиях использования такой методики
тренировки, несмотря на более или менее существенное повышение спортивных
результатов, не во всех случаях удаётся выявить улучшение адаптации
сердечно-сосудистой системы к нагрузкам на выносливость (по данным
функциональной пробы).
В подготовке юных спортсменов в таком виде как
лыжный спорт, требующий проявления выносливости, необходимо предусмотреть
обучение рациональной технике, отвечающей особенностям физического влияния
продолжительной мышечной работы.
Координирование двигательной деятельности –
важнейшая предпосылка рационального расходования энергетических ресурсов
организма. Чем более согласована деятельность нервной системы и мускулатуры,
тем экономнее протекает работа. Экономичная двигательная деятельность имеет
особенно большое значение в продолжительной мышечной работе при нагрузках на
выносливость.
В спортивной технике на самых начальных
ступенях обучения в лыжном спорте, как и в других видах спорта, развивающих
выносливость, основное внимание должно уделяться рациональной экономичности
движений.
Тренер, работающий с детской возрастной
категорией должен вести наблюдение за всеми занимающимися, но в первую очередь
за теми, кто тренируется с повышенными нагрузками.
При наблюдении можно применять самые
разнообразные методы: расспрос, осмотр, исследование пульса, артериальное
давление, дыхание, проведение функциональных проб, определение температуры
тела, веса, исследование жизненной ёмкости лёгких, динамометрии ручной,
становой и др. [14] Обо всём этом мы уже упоминали выше в
экспериментально-исследовательской части работы.
Добавим к этому то, что перед каждым занятием,
во время и после него, тренер должен опросить занимающихся о самочувствии.
Если есть жалобы на недомогание, боли, плохое настроение и т.п., он выявляет
причины. В одних случаях занятия надо продолжать – они могут снять плохое
настроение, в других – следует изменить нагрузку, в третьих –
проконсультироваться с врачом.
Наблюдение за внешним видом, поведением,
наглядным проявлением изменений функций организма своих учеников, то есть
осмотр даёт возможность преподавателю (тренеру) по ряду признаков судить как о
состоянии организма, так и об овладении занимающимися спортивными навыками,
отчасти о тренированности, проявлению выносливости и о наступлении
перетренированности. Понятно, что данные осмотра, наблюдения необходимо
подтверждать объективными исследованиями.
Для оценки степени утомления по внешним
признакам, поведению, изменению функций организма после занятий, соревнований
или выполнения отдельных упражнений, можно пользоваться таблицей степени
утомления. (Таблица 6)
Мы уже говорили о том, что «…утомление – это
очень сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной
системы и распространяющийся далее на другие системы организма». [58]
Но, следует отметить, что утомление, не
доводящее клетки центральной нервной системы до глубокого истощения, расширяет
функциональные возможности организма, что обеспечивает спортивный рост
тренирующихся. Расширение функциональных возможностей организма происходит в
том случае, если произошло восстановление работоспособности нервной системы и
всего организма от предыдущей нагрузки. Оно обеспечивается достаточным отдыхом,
сном, питанием и т.д. Процесс восстановления в нормальных условиях всегда
приводит работоспособность органа к величине обычной или выше исходной.
Повышение работоспособности протекает волнообразно, оно может сменяться
некоторым её снижением. Утомление, постепенно накапливаясь, приводит организм
спортсмена к состоянию переутомления, перетренированности.
Признаки
утомления юных спортсменов
Утомление
Признаки
|
Небольшое
|
Значительное
(сильное)
|
Резкое
(очень сильное)
перенапряжение
|
Окраска
кожи лица
|
Небольшое
покраснение
|
Значительное
покраснение
|
Резкое,
часто неравномерное покраснение или значительная бледность, синюха
|
Потливость
|
Небольшая
|
Большая
– плечевой пояс, туловище
|
Особо
резкая и общая: на футболке, рубашке, майке, на висках появление налёта соли
|
Дыхание
|
Учащённое
|
Сильно
учащённое. Дыхание через рот и нос
|
Резко
учащённое, поверхностное, через рот; отдельные глубокие вдохи сменяющиеся
беспорядочным дыханием (одышка)
|
Движение
|
Бодрая
походка
|
Неуверенный
шаг, покачивание
|
Покачивания
отставание от группы на марше. Резко выраженное нарушение координации
движений.
|
Внимание
|
Хорошее
безошибочное выполнение команд и указаний
|
Неточность
в выполнении команд, ошибки при перемене направлений
|
Замедленное
выполнение команды, воспринимается только громкая команда. На вопросы
отвечает односложно, либо совсем не отвечает.
|
Самочувствие
|
Нет
жалоб
|
Жалобы
на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку
|
Жалобы
на те же явления как при значительном утомлении и, кроме того головная боль,
тошнота, а иногда и рвота: такое состояние держится несколько часов.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|