6)
Бюджет
прямых производственных (операционных) затрат предназначен для
определения издержек, связанных с теми категориями производственных или
операционных затрат, которые прямо пропорционально зависят от изменения объемов
производства. К числу таких производственных затрат в зависимости от специфики
производства могут быть отнесены: электроэнергия, вода, некоторые сопутствующие
материалы. Прямые операционные затраты включают страхование грузов,
экспедиторские и другие расходы, связанные с доставкой груза.
В теории обычно
эти категории расходов принято учитывать в составе накладных
общепроизводственных затрат. Но если для компании данные затраты являются
критическими (достаточно важными, составляющими весомую долю общей
себестоимости продукции), то планировать их необходимо отдельно от накладных
расходов.
7)
Назначение
бюджета накладных расходов – определить часть условно-постоянных издержек,
необходимых для производства запланированного объема продукции. В состав таких
расходов обычно включаются различные виды общецеховых расходов: издержки на
вспомогательные материалы, заработную плату вспомогательного и обслуживающего
персонала, на доплату за сверхурочные работникам, занятым посменно, на
капитальный и текущий ремонт оборудования цеха, охрану труда, амортизацию
оборудования цеха, издержки по содержанию производственных и вспомогательных
площадей и хранению внутрицеховых запасов, а также прочие условно-постоянные
расходы.
Все эти расходы
зависят от различных факторов, не связанных непосредственно с изменением
объемов производства или продаж. Среди таких факторов могут быть:
-
производственная
или коммерческая целесообразность (увеличение расходов на оплату труда ИТР и
АУП);
-
размер
производственных площадей (расходы на уборку и содержание помещений);
-
состояние
оборудования (расходы на ремонт, амортизационные отчисления);
-
нормативные
акты (затраты на охрану труда) и др.
-
После
того как составлены все бюджеты, входящие в производственный бюджет, можно
сосчитать производственную себестоимость, включающей три основные категории
затрат:
-
основные
материалы;
-
заработная
плата основного производственного персонала;
-
общепроизводственные
накладные расходы.
Бюджет
коммерческих расходов предназначен для более точного определения затрат на
мероприятия по стимулированию сбыта.
В состав
коммерческих расходов принято включать расходы по доставке готовой продукции
(транспортировке), заработную плату персонала, занятого сбытом, комиссионные
посредникам, а также премиальные собственному персоналу, занятому сбытом (выплачиваемые
в виде комиссионных), издержки на вспомогательные упаковочные материалы,
маркетинговые исследования, рекламу и продвижение продукции на рынке.
Коммерческие
расходы также принято разделять на условно-переменные и условно-постоянные.
В российской
практике применяют три подхода к планированию коммерческих расходов:
-
в виде
определенного процента от объема продаж (наихудший подход, получивший
наибольшее распространение в России);
-
по
принципу «планирование от достигнутого» (несколько лучший подход, характерный
преимущественно для новых коммерческих структур);
-
по
принципу конкурентного паритета (самый грамотный подход, но применяется он
только в маркетингово ориентированных компаниях, число которых в России
невелико).
Бюджет
управленческих расходов предназначен для точного определения общих и
административных расходов, необходимых для функционирования предприятия или
фирмы как организации или юридического лица. В состав управленческих расходов,
как правило, включают расходы на содержание (командировочные, представительские
расходы, служебный транспорт и т.п.) и оплату труда (заработная плата и премии)
высшего и среднего управленческого звена компании, содержание центрального офиса
(связь, коммунальные и арендные платежи), услуги сторонних организаций
(юридические, страхование, аудиторские и др.), содержание офисной техники,
канцелярские товары и т. д.
При планировании
управленческих расходов их доля в фонде оплаты труда должна увеличиваться для
обеспечения роста эффективности производства и повышения конкурентоспособности
предприятия на основе роста его технологического уровня. А в общем объеме
продаж доля этих расходов должна оставаться стабильной и медленно снижаться
(примерно на 1-1,2% в течение 10-15 лет). На практике планирование
управленческих расходов осуществляется следующими методами:
1) традиционным;
2) по принципу «от
достигнутого»;
3) в увязке с конечными
результатами.
Традиционный
подход предусматривает ограничение управленческих расходов определенным
процентом от фонда оплаты труда основного производственного персонала.
Планирование по
принципу «от достигнутого». В рамках этого подхода предполагается ежегодно
увеличивать (индексировать) уровень управленческих расходов в соответствии с
темпом их роста за определенный период.
Планирование в
увязке с конечными результатом. Общим критерием эффективности коммерческих и
управленческих расходов является опережающий рост объемов продаж по сравнению с
темпами роста этих расходов. В результате размеры (масса) накладных расходов
увеличивается, а их доля в объеме продаж может плавно снижаться.
Отличие бюджета
общепроизводственных накладных расходов от бюджетов управленческих и
коммерческих расходов по структуре и набору статей незначительно, и их форматы
могут совпадать. Главное отличие состоит в том, что в первом случае все расходы
можно подсчитать непосредственно для отдельного вида бизнеса (продукта, цеха,
структурного подразделения), в во втором – те же самые затраты могут быть
определены только для компании в целом.
8)
При
наличии каких-либо инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период
разрабатывают соответствующие планы капитальных затрат (первоначальных) затрат
и составляют предварительную заявку на внешнее финансирование.
Бюджет
капитальных затрат (инвестиционный план) отражает распределение финансовых
средств, выделяемых для начала ведения в виде различных стартовых затрат (под
представленный бизнес-план) либо на создание нового или модернизацию
действующего производства. Бюджет первоначальных затрат обычно разрабатывается
до составления бюджета доходов и расходов или одновременно с ним.
9)
Первоначальный
вариант кредитного плана обычно составляют после разработки плана капитальных
затрат. При этом определяют размер кредита, вероятную ставку процентов за
кредит ( учетом состояния финансового рынка в стране) и условия возврата или
погашения. окончательный вариант кредитного плана составляют после разработки
бюджета движения денежных средств, когда будут известны все потребности во внешнем
финансировании не только для финансирования капитальных затрат, но и на
пополнение оборотных средств.
10)
Бюджет
доходов и расходов показывает структуру себестоимости продукции, соотношение
затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По
этому бюджету можно судить о рентабельности производства (норме прибыли),
возможности вернуть в срок кредит и другие заемные средства, с его помощью
можно рассчитать точку безубыточности бизнеса.
При разработке
бюджета доходов и расходов существуют общие требования:
1)
Сопоставление
изменений доходов и расходов по периодам (в динамике) и по отдельным
структурным подразделениям (видам) бизнесов.
2)
Определение
рентабельности производства (бизнеса) – нормы и массы чистой, маржинальной или
другой прибыли и контроль за ней.
3)
Установление
лимитов условно-постоянных затрат по отдельным структурным подразделениям
(видам) бизнесов.
4)
Определение
нормативов и контроль за их соблюдением по отдельным структурным подразделениям
(видам) бизнесов.
При разработке формата БДиР для
конкретного предприятия можно применять два методологических подхода:
1) переделать форму №2 так, чтобы она
была приближена к международному стандарту (выделить дополнительные статьи и
детализировать существующие) и учитывала специфику данного предприятия;
2) преобразовать форму БДиР (отчета о
финансовых результатах) международного образца под нужды данного предприятия и
условия ведения финансовой отчетности в России.
Модификация формы
№2 до формата БДиР предусматривает следующие меры:
- введение в формат общего
оборота и резерва по расчету с бюджетом по налогам с оборота;
- разделение затрат на условно-постоянные
и условно-переменные;
- расчет маржинальной прибыли;
- выделение в составе
условно-постоянных (накладных) расходов общеорганизационных расходов, расходов
отдельного бизнеса (структурного подразделения) и налогов, включаемых в
себестоимость;
- детализация при необходимости
статей коммерческих и управленческих расходов;
- выделение амортизации;
- изъятие статей операционной
прибыли от реализации и от финансово-хозяйственной деятельности.
11)
Бюджет
движения денежных средств – это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных
денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления
и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия.
Его назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных
средств (соответствующих планируемым доходам) и их списании (в соответствии с
запланированными расходами по бюджетным периодам).
Форматы БДДС
могут быть различными в зависимости от специфики деятельности фирмы. Так же как
и при составлении БДиР, возможны два подхода к разработке формата БДДС:
1)
модификация
формы №4 установленной отчетности;
2)
адаптация
формата БДДС международного образца.
Формат БДДС
состоит из двух основных частей:
-
приходы
(источники денежных средств) – притоки;
-
расходы
(использование денежных средств) – оттоки.
Приходы отражают
только те денежные средства или финансовые суррогаты, которые реально могут
поступить на расчетный счет или иным образом в данный бюджетный период.
Доходы и расходы
в БДДС делятся на три основные категории:
-
текущие
операции (операционная деятельность);
-
капитальные
затраты (инвестиционная деятельность);
-
финансовая
деятельность.
12) Расчетный баланс – это прогноз
соотношения активов и пассивов бизнеса, инвестиционного проекта или
структурного подразделения. Его назначение – показать, как изменится стоимость
компании в результате создания и развития данного вида бизнеса в течение
бюджетного периода.
Расчетный баланс
отличается от бухгалтерского баланса на только форматом, но и назначением. Он
составляется на основе данных основных и операционных бюджетов, а не
фактической отчетности.
Расчетный баланс
всегда составляется после разработки двух других основных бюджетных форм – БДиР
и БДДС. Расчетный баланс показывает, насколько увеличится объем (стоимость)
ресурсов, демонстрирует динамику стоимости активов.
Расчетный баланс,
как и любой бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов – активов и
пассивов.
Расчетный баланс составляется по укрупненной номенклатуре статей,
отражающей наиболее важные виды активов и пассивов.
1.3. Основные этапы постановки
бюджетирования на предприятии
Постановка
полноценного внутрифирменного бюджетирования состоит из трех основных этапов,
каждый из которых включает свои элементы:
1) Технология бюджетирования, в которую
входят инструментарии финансового планирования (виды и форматы бюджетов,
система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов
различных уровней управления и функционального назначения и т. п.
2) Организация бюджетирования,
включающая финансовую структуру компании (состав центров учета – структурных
подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами
бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры
составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок
последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов),
распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и
структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования,
систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и
т. п.).
3) Автоматизация финансовых расчетов,
предусматривающая не столько составление финансовых прогнозов (включая
сценарный анализ, расчет различных вариантов финансового состояния предприятия
и его отдельных видов бизнесов), сколько постановку так называемого сплошного
управленческого учета, в рамках которого в любое время можно получать оперативную
информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов (о движении денежных
средств, уровне издержек, структуре себестоимости, норме и массе прибыли и т.
п.).
Этапы
бюджетирования и их элементы представлены на рис. 3.
Рис. 3 Этапы постановки
бюджетирования и их элементы
Основные виды
целей и задач бюджетирования рассмотрены в первом подразделе. Здесь каждый
руководитель определяет набор целевых и контрольных показателей при постановке
бюджетирования в зависимости от вида деятельности, финансового и
экономического состояния предприятия, от конъюнктуры рынка и прочих факторов.
Также для каждого
предприятия своим собственным будет и набор бюджетов, но здесь при составлении
бюджетов существует определенная последовательность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|