Меню
Поиск



рефераты скачать Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"

Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Бюджетирование как инструмент управления предприятием

1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования. Роль бюджетирования в системе управления предприятием

1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов на предприятии

1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии

2. Характеристика предприятия как объекта исследования

2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности

2.2. Структура управления и функции подразделений с характеристикой персонала

2.3. Динамика экономических показателей деятельности предприятия и анализ его финансового состояния

3. Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии

3.1. Разработка системы бюджетирования для предприятия с характеристикой видов бюджетов

3.2. Риски и проблемы, возникающие при внедрении системы бюджетирования

3.3. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии.

Заключение

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ


Данная дипломная работа посвящена разработке и внедрению пока еще не очень привычной для российских предприятий технологии управления финансами – бюджетированию.

При написании курсового проекта были поставлены следующие цели: изучение различных методик постановки бюджетирования на предприятии,  разработка и внедрения бюджетирования на малом предприятии, специализирующемся  на пошиве одежды, оценка эффективности от внедрения бюджетирования.

Актуальность темы обусловлена тем, что на многих российских предприятиях отсутствует какая-либо система планирования. По некоторым данным 90% всех проблем с финансами на российских предприятиях связано с неграмотностью высшего руководства в вопросах управления финансами. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании. С подобной проблемой столкнулись и на рассматриваемом предприятии.    

Бюджетирование крайне важно для принятия управленческих решений. К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат)  и проведение сценарного анализа, т.е. оценки различных вариантов финансового положения предприятия в будущем.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе работы рассмотрены содержание, цели, функции бюджетирования и мнения разных авторов по данной теме (дискуссионные вопросы). Рассмотрено место и роль бюджетирования в системе планов предприятия, а также основные этапы постановки бюджетирования.

Вторая глава посвящена описанию деятельности предприятия, характеристике его основных видов деятельности, анализу динамики экономических показателей, проведен анализ финансового состояния. Объектом исследования дипломной работы было выбрано коммерческое предприятие по пошиву одежды из кожи и меха и по пошиву одежды по индивидуальным заказам.

При разработке бюджетирования в третьей главе были поставлены следующие задачи:

-    на основе рассмотренных теоретических положений и анализа деятельности предприятия  разработать оптимальную систему бюджетирования, соответствующую потребностям предприятия;

-    оценить эффективность от внедрения бюджетирования на предприятии.

В заключении кратко изложены основные выводы и предложения, полное обоснование и аргументация которых изложены в тексте работы.

В настоящее время технологии бюджетирования уделено внимание многих авторов, как практиков, так и теоретиков финансового менеджмента. Данная тема находит свое отражение в трудах зарубежных и российских авторов: Бримсон Дж., Антос Дж., Кондраков Н.П., Иванова М.А., Алексеева М.М., Бухалков М.И., Карпов А.Е., Кондраков Н.П., Иванова М.А., Стояновоа Е.С., Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В., Немировский И.Б., Старожукова И.А.

Для первых двух подразделов первой главы в основном использовалась учебная литература, научные и популярные статьи по финансовому менеджменту, бухгалтерскому и управленческому учету. Для последнего подраздела первой главы и для третьей главы работы  была использована специальная литература, посвященная теории и практике бюджетирования.

1.                          БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ


1.1.          Содержание, цели и функции бюджетирования.

 Роль бюджетирования в системе управления предприятием


Понятие процесса бюджетирования носит неоднозначный и противоречивый характер. Его, как и многие другие финансовые категории, можно считать вопросом дискуссионным и требующим тщательного рассмотрения во всех аспектах.

В литературе по финансовому менеджменту существуют следующие определения бюджетирования:

Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. [15]

Система бюджетирования – это система учета для принятия управленческих решений, основанная на фактически полученных результатах в предыдущем году в сопоставлении с планом на следующий период планирования. [9]

Бюджетирование представляет собой балансирование потоков доходов и расходов фирмы в целом и основных ее структурных звеньев. [4]

Бюджетирование (внутрифирменное финансовое планирование) – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. [16]

Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами (прежде всего финансовыми как отдельного бизнеса, так и компании в целом). [16]

Основным назначением бюджетирования  в стратегическом плане является управление активами компании, рост капитализации, определение инвестиционной привлекательности отдельных направлений хозяйственной деятельности.

Цели бюджетирования, а также его роль в общей системе финансового планирования наиболее полно характеризуются функциями бюджета (по Стояновой Е.С.):

1)           Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.

2)           Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности между исполнителями.

3)           Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.

4)           Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой изменениями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями.

5)           Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответственности на предприятии.

При этом в каждой компании могут быть свои функции бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. В  каждой компании в качестве управленческой технологии бюджетирование может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий, тем не менее, существует общая (принципиальная) схема бюджетирования  (рис. 1).





Рис. 1 Принципиальная блок-схема бюджетирования


Конкретно функции бюджетирования проявляются в системе показателей, которые устанавливаются руководителем предприятия или компании в качестве целевых или контрольных. По этой причине системы бюджетирования даже в одинаковых компаниях будут различными. Различия в целях и стратегиях проявляются в разных финансовых показателях, выбираемых в качестве целевых (контрольных). Далее форматы бюджетов должны соответствовать заданным контрольным показателям. Главное в бюджетировании – создать систему координат для бизнеса, по которой было бы видно, куда движется бизнес в настоящее время и каковы его перспективы на будущее, т. е. создать основу для выработки и принятия управленческих решений в финансовой сфере. А поскольку одной из основных задач финансового менеджмента является эффективное управление денежными потоками, то это и будет основной задачей бюджетирования.

Наряду с целями и функциями следует выделить также объекты бюджетирования, поскольку выделение тех или иных объектов определяет в дальнейшем финансовую структуру предприятия и набор его бюджетов. Классификация объектов бюджетирования вопрос дискуссионный. Некоторые авторов объекты бюджетирования как таковые не выделяют, а рассматривают в качестве объекта предприятие в целом. Классификация объектов бюджетирования различных авторов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Классификация объектов бюджетирования

Авторы

Объекты бюджетирования

1) Карпов А.Е.

1) группа компаний;

2) компания;

3) бизнес-процессы;

4) проекты;

5) подразделения.

1) Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В.

1) холдинг;

2) компания;

3) бизнес;

4) структурные подразделения:                          

      -места возникновения затрат;     

      -центры финансового учета;  

      -центры финансовой ответственности.

3) Стоянова Е. С.;

4) Кондраков Н. П., Иванова М. А.

Рассматривают в качестве объекта предприятие в целом


Для принятия управленческих решений считаю целесообразным выделять внутри предприятия (как основного объекта бюджетирования) дополнительные объекты бюджетирования. В данном случае классификация Хруцкого В. Е. и Гамаюнова В. В., во первых, является наиболее приемлемой для практического применения, во вторых, авторы в своей работе подробно описали принцип разделения подразделений на центры финансовой ответственности, финансового учета и места возникновения затрат.

Холдинг – группа компаний. Бюджетирование для группы компаний позволяет оценить эффективность ведения хозяйственной деятельности по холдингу в целом, но в данном случае нет возможности проследить, какая компания работает наиболее эффективно.    

Компания – обязательный объект бюджетирования в независимости от того, является ли она независимым предприятием или входит в холдинг.

Бизнес - бизнес как вид (сфера) хозяйственной деятельности является основным объектом бюджетирования, более важным, чем само предприятие или компания. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнесов, взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно и финансово.

Структурные подразделения – объекты бюджетирования, различающиеся технологией и организацией бюджетного процесса:

- места возникновения затрат (МВЗ) – не несут ответственности за доходы, а отвечают только за регулируемые или контролируемые затраты (на уровень которых руководители МВЗ могут повлиять);

- центры финансового учета – возможность контролировать и влиять на доходы и некоторые виды затрат (ЦФУ);

- центры финансовой ответственности – несут ответственность за все финансовые результаты. Как правило, они имеют полную бюджетную схему (ЦФО).


1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов

 

Система планов – это результат процесса планирования. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.

1)               Стратегический (генеральный) план фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).

2)               Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.

3)               Оперативные планы организации:

- Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

- Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

4)               Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по различным классификационным признакам. Классификация планов представлена в данных  табл. 2.

 

Таблица 2

Классификация системы планов

Классификационный признак

Виды планирования

1

2

1. По содержанию

1.1.      Технико-экономическое;

1.2.      Оперативно-производственное;

1.3.      Организационно-техническое;

1.4.      Социально-трудовое;

1.5.      Снабженческо-сбытовое;

1.6.      Финансовое;

1.7.      Бизнес-планирование;

1.8.      Стратегическое;

1.9.      Программное;

1.10.   и др.

2. По уровню управления (в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии)

2.1. Корпоративное (заводское) – на высшем уровне управления;

2.2. Цеховое – на среднем уровне;

2.3. Производственное – на нижнем уровне. Охватывает участки, бригады и рабочее место.

3. По методам обоснования

3.1. Рыночное;

3.2. Индикативное;

3.3. Административное (централизованное)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.