Меню
Поиск



рефераты скачать Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"

4. По времени охвата

4.1. Краткосрочное (текущее) – до года;

4.2. Среднесрочное – в пределах 1-3 лет;

4.3. Долгосрочное (перспективное) – от 3 до 10 лет.

5. По сфере применения

            Межцеховое;

            Внутрицеховое;

            Бригадное;

            Индивидуальное.

6. По стадиям разработок

6.1. Предварительное;
6.2. Окончательное.

7. По степени точности

7.1.Уточненное;

7.2. Укрупненное

8. По типам целей

8.1. Оперативное;

8.2. Тактическое;

8.3. Стратегическое;

8.4. Нормативное.


Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж,) а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.

Классификацию бюджетов также можно считать дискуссионным вопросом. Мнения разных авторов по этому вопросу представлены в данных табл. 3.

 

Таблица 3

Классификация бюджетов

Авторы

Классификация бюджетов

Группы

Подгруппы

Виды бюджетов

1

2

3

4

Карпов А. Е.

Операционные

Функцио-нальные

- бюджет продаж;

- бюджет коммерческих расходов;

-  бюджет производства;  

-  бюджет производственных расходов;                     

- бюджет закупок;        бюджет оплаты труда;                           

- бюджет складирования;

- бюджет транспортных расходов;

- бюджет налогов;

- бюджет административных расходов

Бюджеты текущих проектов

В зависимости от видов проектов


Инвестици-онные

-бюджет вывода новой продукции

-бюджет освоения нового рынка сбыта

-    бюджет создания филиала

-    бюджет приобретения и ввода в эксплуатацию нового производственного оборудования

- бюджет строительства объектов производственного и хозяйственного назначения.

Бюджеты ЦФО

В зависимости от ЦФО

Финансовые

 

- бюджет доходов и расходов;

- бюджет движения денежных средств;

- бюджет по балансовому листу.

Хруцкий В.Е., Гамаюнов В. В.

Основные

-

- бюджет доходов и расходов;

- бюджет движения денежных средств;

- расчетный (прогнозный баланс);

 

Операционные

-

- бюджет продаж;

- бюджет запасов готовой продукции;

- бюджет производства;

- бюджет прямых материальных затрат;

- бюджет прямых затрат на оплату труда;

- бюджет прямых производственных затрат;

- бюджет накладных расходов;

- бюджет управленческих расходов;

- бюджет коммерческих расходов.

Вспомогательные

-

- план капитальных затрат;

- кредитный план;

- бюджет технической реконструкции производства.

 

Специальные

-

- бюджет балансовой прибыли;

- бюджет чистой прибыли;

- бюджет НИОКР;

- налоговый бюджет.

Стоянова Е. С.

Операционные

-

- бюджет продаж;

- бюджет производства;

- бюджет закупки/использования сырья и материалов;

- бюджет по труду;

- бюджет общецеховых расходов;

- бюджет цеховой себестоимости;

- бюджет общепроизводственных расходов;

- бюджет производственной себестоимости;

- бюджет коммерческих расходов;

- бюджет административных расходов;

- бюджет коммерческой себестоимости;

- бюджетный отчет о прибылях и убытках

Финансовые

-

- бюджет капитальных вложений;

- бюджет движения денежных средств;

- бюджетный баланс.


 Несмотря на некоторые различия в классификациях, можно выявить две общие группы бюджетов, присутствующие у всех авторов: финансовые (у Хруцкого В.Е. и Гамаюнова В.В. - основные) и операционные.

Финансовые (основные) бюджеты предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения определенных управленческих задач. В финансовых бюджетах отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовые бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта.

Операционные бюджеты – это бюджеты, характеризующие доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для отдельных объектов бюджетирования. Операционные бюджеты, прежде всего необходимы для более точного составления финансовых бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении финансовых бюджетов.

Все авторы сходятся в одном мнении, что составление общего бюджета компании должно начинаться с операционных бюджетов, а именно, с бюджета продаж. 

Далее приводится характеристика видов бюджетов наиболее характерных для производственных структур в той последовательности, которая рекомендуется авторами Хруцким В.Е, Гамаюновым В.В. Общая схема составления бюджетов показана в рис.2.

1)                Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и наиболее спорным моментом. Термин «планирование продаж» необходимо отличать от термина «прогнозирование продаж». Последний термин отражает оценку, предсказание, которое впоследствии может стать, а может и не стать бюджетом продаж. Прогноз превращается в бюджет, если допускается его реальность.

 Бюджет продаж может составляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственной деятельности компании.  Общим при любом подходе к составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или выручки от реализации.

Общий объем продаж компании может быть подсчитан двумя способами: по контрактам (заказам) или по продуктам (изделиям и услугам).

При формировании бюджета продаж составляется план-график продаж, в котором присутствует информация об объемах продаж в натуральном выражении, цена за единицу изделия и объемы продаж в стоимостном выражении. Все данные разбиваются по видам продуктов (изделий, услуг) и по месяцам планируемого периода.

Наряду с планом-графиком в бюджете продаж должен быть представлен график поступлений денежных средств от проданной продукции, т.к. фактическая реализация продукции и поступление денежных средств от нее часто не совпадают. Такой график необходим для более точного составления БДДС.



Бюджет прямых материальных затрат

 

Основные  бюджеты

 
              

              Бюджеты отдельного бизнеса

                     бизнеса

 


                      Корректировки

План капитальных затрат

 

Инвестиционный бюджет

 

                    

Кредитный план

 
 



Рис. 2 Общая схема составления бюджетов предприятия

Для определения объемов производства необходимо знать общий объем продаж и его распределение внутри бюджетного периода (в соответствии с бюджетом продаж), товарные остатки на начало бюджетного периода и установить такие целевые нормативы, как товарные остатки и запас готовой продукции на начало и на конец каждого бюджетного подпериода (месяца) и всего периода (года). Поэтому вначале составляют бюджет запасов готовой продукции, а затем на базе двух операционных бюджетов (бюджета продаж и бюджета запасов готовой продукции) можно разработать бюджет производства.

2)                Определенный уровень запасов готовой продукции необходим для повышения ритмичности поставок, хотя это сопряжено с дополнительными издержками производства и реализации. Бюджет запасов готовой продукции составляют для того, чтобы точнее отразить эти запасы в расчетном балансе.

Бюджет запасов готовой  продукции, как и бюджет производства, составляется только в натуральных единицах измерения, а затем на его основе определяются соответствующие затраты в стоимостном выражении.

3)  Назначение бюджета производства – определить производственную программу предприятия (для производственных структур) или план закупок товаров для последующей перепродажи (для торговых предприятий) на предстоящий бюджетный период.

4)                Для точного определения прямых затрат необходимо составить три бюджета, первым из которых является бюджет прямых затрат на материалы (бюджет закупок сырья и материалов).

Бюджет прямых затрат на материалы предназначен для определения затрат сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и других продуктов, необходимых для производства готовой продукции, стоимость которой целиком относится на объем продаж и изменяется прямо пропорционально объему продаж (производства).

Информация из бюджета прямых затрат на материалы (товары) также может быть представлена в виде плана-графика и графика оплаты приобретаемых материалов (погашения кредиторской задолженности). Для определения режима закупок вначале необходимо определить желаемый запас сырья и материалов на начало и конец каждого периода.

Наряду с планом-графиком закупок материалов в бюджете прямых затрат должен быть представлен график оплаты поставок (график погашения кредиторской задолженности).

5)                Бюджет прямых затрат на оплату труда предназначен для определения прямых (переменных) издержек на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства (продаж). В соответствии с канонами экономической науки здесь учитываются только прямые издержки на оплату труда, т.е. основного производственного персонала или рабочих.

Информация бюджета прямых затрат на оплату труда также может быть представлена в виде плана-графика и графика выплаты заработной платы. Составление таких графиков необходимо, прежде всего в динамично развивающихся производствах, где быстро увеличиваются объемы производства и соответственно прямые затраты на оплату труда. При стабильных объемах производства значения показателей плана-графика и графика погашения задолженности будут совпадать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.