Глубина вмятин от электродов с1
и с2 не должна превышать 20 % от толщины деталей,
поскольку они ухудшают внешний вид соединений и обычно уменьшают их прочность.
Только при сварке деталей неравных толщин или в труднодоступных местах её
допускают увеличивать до 30 % [2, 3, 15, 16].
Широкое применение в
современном машиностроении точечных сварных соединений вместо клепаных, в том
числе при изготовлении узлов летательных аппаратов, обусловлено не только
преимуществами их технико-экономических показателей [22, 23], но и конкурентной
способностью эксплуатационных свойств [2, 3, 9, 11, 15, 17]. Прежде всего, это
относится к их прочности, которую в основном определяют размеры ядра
расплавленного металла в совокупности с другими конструктивными элементами
сварных соединений, причем в первую очередь — к прочности динамической
[24...29]. Именно поэтому соответствие полученных при КТС размеров ядра
заданным оптимальным значениям, в первую очередь его диаметра и проплавления
деталей, является одним из основных критериев качества и надёжности соединений
деталей, выполненных контактной точечной сваркой [10, 11, 14, 15].
1.2. Основные
технологические приемы контактной точечной сварки
При КТС энергетическое
воздействие на металл зоны формирования соединения осуществляют импульсом тока,
а силовое – сжатием деталей электродными устройствами в месте сварки.
Количественно это воздействие характеризуют параметрами режима сварки и
представляют обычно в виде циклограмм их изменения во времени. Значения
параметров тока и усилия сжатия электродов, характер их изменения в отдельные
периоды цикла сварки определяют параметры термодеформационных процессов,
протекающих в зоне сварки, и таким образом влияют на устойчивость процесса
формирования соединения, в частности против образования непроваров и выплесков,
на размеры ядра, местные и общие остаточные деформации и, в конечном итоге, на
эксплуатационные свойства сварного соединения. Этим в основном и различаются
отдельные способы точечной сварки, наиболее распространенные из которых
рассмотрены ниже.
1.2.1. Термодеформационные процессы,
протекающие в зоне сварки и общая схема формирования точечного сварного
соединения
В общем случае для
формирования сварных соединении деталей, в том числе и при контактной точечной
сварке, необходимо образование физического контакта между соединяемыми их
поверхностями, химических связей в нем и развитие релаксационных процессов в
объемах металла зоны сварки. В каждой элементарной точке эти процессы идут
последовательно, а по отношению ко всей соединяемой поверхности могут протекать
одновременно. При КТС их зарождение и развитие обеспечивается комплексным
тепловым и силовым воздействием на металл зоны формирования соединения [2, 3,
16, 30, 31].
Термодеформационные процессы,
протекающие в зоне формирования точечного сварного соединения, в соответствии
со значимостью их влияния на конечный результат сварки принято условно
разделять на основные процессы и процессы сопутствующие [2, 3, 16].
К основным термодеформационным
процессам относят процессы, без протекания которых формирование точечного
сварного соединения в принципе невозможно. К ним относят, в частности, следующие:
- нагрев и расплавление металла
проходящим током;
- образование общей зоны
расплавленного металла (ядра) и его кристаллизацию на последней стадии
формирования соединений;
- микроскопические деформации
металла в контактах и макроскопические в зоне формирования соединения.
К сопутствующим
термодеформационным процессам сварки относят процессы, которые не только не
обязательны для формирования сварного соединения, но некоторые из них и
нежелательны, так как ухудшают условия формирования соединения и конечные
результаты сварки. При КТС они являются неизбежным следствием протекания в зоне
сварки процессов основных. В частности, к сопутствующим процессам относят
следующие:
- дилатацию металла в зоне
формирования соединений;
- перемешивание жидкого металла
в ядре и удаление окисных
пленок;
- воздействие
термодеформационного цикла сварки на свойства металла в зоне сварки и
прилегающей к ней области;
- образование остаточных
напряжений и деформаций в деталях;
- массоперенос в контактах электрод
– деталь.
Несмотря на изменение
значимости влияния каждого из перечисленных выше основных термодеформационных
процессов, в процессе сварки общая схема формирования соединения происходит по
единой схеме. Поэтому цикл сварки во временной последовательности условно разделяют
на отдельные этапы, в соответствии со значимостью влияния какого-либо из
основных факторов в их период [3, 16]. По-видимому, цикл сварки во временной
последовательности целесообразно разделить на следующие четыре этапа (рис.
1.5), которые отличаются не только значимостью влияния какого-либо из основных
факторов на процесс формирования соединения, но и основными технологическими
задачами, выполняемыми сочетанием параметров режима в этот период:
1-й этап — от начала
сжатия деталей электродами усилием FЭ до начала импульса тока
IСВ;
2-й этап — от начала
импульса тока IСВ до начала расплавления металла в контакте
деталь – деталь (до начала формирования ядра);
3-й этап — от начала
формирования ядра диаметром dЯ в контакте деталь – деталь до
окончания импульса сварочного тока IСВ;
4-й этап — от
окончания импульса сварочного тока IСВ до снятия усилия FЭ
сжатия деталей электродами.
На первом этапе сжатие деталей электродами
вызывает микропластические деформации в контактах деталь-деталь и
электрод-деталь, следствием которых является формирование механических и
электрических контактов. Главная задача на этом этапе — это обеспечение стабильности
параметров контактов, что является исходным условием устойчивого течения
процесса сварки и получения стабильных размеров ядра.
На втором этапе включение тока приводит к
нагреву металла в зоне сварки, который интенсифицирует процессы микропластических
деформаций, разрушения окисных пленок, формирования механических и электрических
контактов. Нагретый металл зоны сварки расширяется, деформируется преимущественно
в зазор между деталями, вследствие чего в контакте деталь – деталь образуется
рельеф (уплотняющий поясок). Это приводит к расхождению электродов Δ.
Динамика увеличения уплотняющего пояска на этом этапе определяет изменение
плотности тока в зоне сварки и скорость тепловыделения в ней. Главная задача на
этом этапе — это обеспечение оптимальной скорости нагрева металла в зоне
сварки.
На третьем
этапе происходит расплавление
металла в области контакта деталь-деталь, образование ядра и уплотняющего
пояска вокруг него, который предотвращает выброс расплавленного металла. По
мере прохождения тока продолжается нагрев металла в зоне сварки, ядро растет по
диаметру и высоте, происходит перемешивание металла, удаление поверхностных
пленок и образование металлических связей в жидкой фазе. Продолжаются процессы
теплового расширения металла в зоне сварки и его пластической деформации.
Главная задача на этом этапе — это обеспечение оптимальной степени
макродеформаций металла в зоне сварки, которая бы обеспечивала оптимальную
скорость нагрева металла в зоне сварки и предотвращала выброс расплавленного
металла.
На четвёртом этапе происходит охлаждение
металла в зоне сварки и его кристаллизация в ядре, параметры которого
определяют эксплуатационные свойства точечного сварного соединения. При
охлаждении металла уменьшается его объем, вследствие чего возникают остаточные
напряжения и деформации. Главная задача на этом этапе — это обеспечение степени
макродеформаций металла в зоне сварки, достаточной для компенсации усадки
металла.
1.2.2. Технологические приемы традиционных
способов контактной точечной сварки
Среди циклов традиционных
способов КТС (рис. 1.6), по-видимому, наиболее распространенным является цикл
изменения параметров режима (рис. 1.6, а), предложенный еще Н. Н.
Бенардосом. При сварке по этому циклу детали сжимают токопроводящими
электродами (см. рис. 1.1) неизменным усилием FСВ и через определенное время сжатия tСЖ пропускают импульс сварочного тока
заданной силы IСВ и длительности tСВ, а затем через определенное время
проковки tПР, достаточное для кристаллизации
и охлаждения зоны сварки, усилие сжатия электродов снимают. Его технологические
возможности до настоящего времени удовлетворяют требованиям практики КТС не
только сварки деталей из малоуглеродистых сталей в автомобиле- и
сельхозмашиностроении [10, 17], но и сварки некоторых специальных сталей и сплавов
[9, 15].
С целью
предотвращения образования в ядре дефектов усадочного характера (трещин, пор)
при сварке деталей из материалов, склонных к их образованию, например,
относительно толстых деталей или деталей, склонных к закалке, а также деталей из
высокопрочных материалов, применяют цикл (рис. 1.6, б), в котором при
кристаллизации расплавленного металла в ядре и охлаждения зоны сварки (в период
tПР проковки) усилие сжатия электродов увеличивают (прикладывают ковочное
усилие FК). Этим увеличивают в ней степень пластической
деформации металла, компенсирующей его усадку при кристаллизации и охлаждении.
Величину ковочного усилия FК [3]:
,
(1.4)
и момент его
приложения tК () задают с учетом термодеформационных
процессов, протекающих в зоне сварки, и увеличивают обычно монотонно с заданной
скоростью, но иногда и ступенчато. И все же достичь поставленной цели только
приложением FК не всегда удается, поскольку его величина
ограничивается прочностью электродов и техническими возможностями машин точечной
сварки [14...19, 32...37].
В технологии
КТС известны и циклы (рис. 1.6, в), при осуществлении которых в период
проковки соединения tПР усилие сжатия электродов не только не увеличивают, но
даже и уменьшают [38]. Например, при сварке свинцовых деталей со стальными.
При сварке деталей из углеродистых
и низколегированных сталей с целью предотвращения образования в соединении
закалочных структур и трещин путем уменьшения скорости его охлаждения применяют
цикл
(рис. 1.6, г), в котором сжатие деталей электродами вообще прекращают
одновременно с окончанием импульса сварочного тока [39]. Для решения этой же
задачи, а также с целью улучшения условий проковки соединений и уменьшения
требуемой величины ковочного усилия, а иногда для термообработки соединения в
сварочных электродах применяют цикл, в котором после окончания импульса
сварочного тока IСВ в период проковки соединения
tПР пропускают дополнительный
подогревающий импульс тока IД
(рис. 1.6, д). Дополнительный подогревающий импульс тока IД, уменьшающий сопротивление
деформации металла в зоне сварки, может применяться в сочетании с любой
циклограммой изменения усилия сжатия электродов. Подогревающий ток пропускают
обычно в виде отдельного дополнительного импульса IД, но иногда и как модулированное
продолжение импульса сварочного [3, 11, 15, 16, 40…46].
Для получения оптимальных
значений начальных электрических сопротивлений в контактах, в особенности при
сварке деталей из высокопрочных материалов или деталей с относительно невысоким
качеством подготовки поверхностей, в практике точечной сварки применяют цикл
(рис 1.6, е), в котором перед импульсом сварочного тока в период сжатия
деталей tСЖ производят их обжатие
повышенным усилием сжатия электродов F0 (усилием обжатия). Этот технологический прием используют и
для предупреждения наружных и внутренних начальных выплесков, а также для
вытеснения пластичных прослоек грунта, клея [3, 9, 11, 15, 16]. Величину усилия
предварительного обжатия деталей обычно принимают равной величине ковочного
усилия [3]:
.
(1.5)
Причем, применение при КТС
равных усилий обжатия и проковки соединения упрощает конструкцию приводов
сварочных машин.
Однако в ряде случаев только
предварительным обжатием деталей не удаётся получить оптимальные значения
начальных электрических сопротивлений в контактах. В этом случае применяют цикл
(рис 1.6, ж), в котором металл в зоне сварки предварительно, перед
сварочным импульсом IСВ, подогревают отдельным либо
совмещенным со сварочным дополнительным подогревающим IП импульсом тока [3, 14, 15, 47…49].
Последние исследования
процессов КТС показывают, что во многих случаях точечной сварки стабилизировать
процесс формирования соединения можно интенсификацией микро- и
макропластических деформаций металла в зоне сварки путем уменьшения его
сопротивления пластической деформации на стадиях сжатия и проковки соединения.
В таких случаях одном цикле рационально использовать и предварительный, и
дополнительный подогревающие импульсы тока, в частности, даже при сварке деталей
из легких сплавов [3, 50]. Подогревающие импульсы тока IП и IД можно использовать в сочетании с любой циклограммой
изменения усилия сжатия электродов (рис 1.6, з). Для достижения
указанных выше целей иногда используют цикл (рис. 1.6, и), в котором до
импульса сварочного тока и после его окончания, осуществляют колебания
электродов с инфразвуковой, звуковой [51], или ультразвуковой [52, 53]
частотой.
В ряде случаев, например, при
сварке деталей из жаропрочных материалом, рационально применять даже цикл (рис
1.6, к), в котором усилие сжатия электродов FЭ во время tСВ действия импульса сварочного тока
уменьшают по определенной программе [54].
Кроме того, программированное
изменение усилия сжатия электродов во время импульса сварочного тока позволяет
повысить и энергетическую эффективность процесса КТС, а также его устойчивость
против образования непроваров. Для достижения этих целей применяют циклы, в которых
усилие сжатия электродов в процессе сварки изменяют. Причем, в процессе КТС
усилие сжатия электродов чаще всего увеличивают от начального до конечного его
значения. И осуществляют это ступенчато (рис. 1.6, л) или монотонно (рис
1.5, м) [10, 15, 18, 54...58].
Нагрев металла в зоне сварки
осуществляют обычно одним импульсом сварочного тока и регулируют изменением его
силы и длительности. Форму импульса тока при сварке на серийных машинах, как
правило, не регулируют. Характер его нарастания и спада определяется естественным
модулированием, зависящим от индуктивности вторичных контуров сварочных машин
(рис 1.2). Это обусловлено ограниченными возможностями изменения силы
сварочного тока путем фазового его регулирования при небольшой длительности
импульсов и промышленной частоте тока 50 Гц. Только при сварке сталей на
машинах переменного тока, иногда представляется возможным регулировать
нарастание и спад импульса тока, а также регулировать спад тока при сварке
деталей из легких сплавов, на низкочастотных машинах и машинах постоянного тока
[2…4, 7...19].
1.2.3. Контактная точеная сварка с
обжатием периферийной зоны
соединений
Выше было показано, что
традиционные способы КТС отличаются весьма большим многообразием используемых
технологических приемов. Несмотря на это уровень дефектности сварных точек в
серийном производстве даже при изготовлении узлов летательных аппаратов,
достигает
5 % [32]. В условиях точечной сварки в обычных отраслях машиностроения он еще
выше. Это говорит о том, что традиционные способы практически исчерпали свои
технологические возможности. В этой связи весьма перспективным направлением
развития технологии КТС является совершенствование и разработка новых способов
точечной сварки с целенаправленным программированным воздействием на процесс
формирования соединения. Одним из таких перспективных способов КТС является так
называемая «контактная точечная сварка с обжатием периферийной зоны соединений»
[3, 16].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|