Вторым,
противоположным направлением действия денежно-кредитной политики является сдерживание
или ограничение кредита (кредитная рестрикция или политика дорогих денег). В
этом случае центральный банк уменьшает денежную массу, что приводит к
уменьшению денежной массы в коммерческих банках, и ограничивает предложение
кредитов. Это ведет к увеличению процентных ставок по кредитам, следовательно,
на них уменьшается спрос, инвестиции сокращаются, в результате чего предприятия
сокращают выпуск продукции, снижается экономический рост.
Дж. Кейнсом,были
предложены следующие методы увеличения или уменьшения денежной массы:
1. Общие методы,
влияющие на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся учетная
(дисконтная) политика, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных
резервов. Общие методы делятся на: косвенные, когда центральный банк, проводя
снижение или увеличение процентных ставок, может лишь предполагать
соответствующие изменения ставок коммерческими банками, и административные —
центральный банк непосредственно влияет на деятельность коммерческих банков,
например, на изменение норм обязательного резервирования.
2. Селективные
методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредитов или
кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и Населения.
К общему
косвенному методу относится учетная политика, которая начала применяться в
Англии в середине XIX в. и представляет собой условия, по которым центральный
банк скупает коммерческие векселя у коммерческих банков. Этот метод был связан
с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков, так как
переучитывали свои векселя или получали кредиты под собственные долговые
обязательства. Изменение учетной ставки приводит к притоку или оттоку векселей
в центральный банк, что связано с возможностью расширения или сужения
кредитования экономики коммерческими банками, т. е. осуществляется реальное
увеличение или уменьшение денежной массы в обращении.
Центральный банк
учитывает векселя с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала векселя. Отношение
дисконта к номиналу, выраженное в процентах, называется учетной ставкой.
Поэтому центральный банк, желая учесть (приобрести) векселя у банков,
устанавливает такую ставку, по которой банкам выгодно было бы учесть их
(продать) у центрального банка и получить дополнительные деньги. Это приводит к
увеличению предложения денег коммерческими банками, т. е. способствует
уменьшению процентной ставки, что соответственно приводит к увеличению спроса
на кредит предприятиями и в конечном счете к увеличению ВНП.
Когда необходимо
замедлить темпы роста экономики, центральный банк увеличивает учетную ставку,
спрос на деньги со стороны коммерческих банков уменьшается, банки предпочитают
не учитывать векселя у центрального банка, а, наоборот, пытаются их выкупить у
центрального банка, следовательно, предложение кредитов со стороны коммерческих
банков предприятиям уменьшается, процентная ставка соответственно растет и
спрос на кредиты у Предприятий уменьшается, инвестиции сокращаются, что и
приводит к сокращению ВНП.
Тем самым
денежная масса в экономике то увеличивается, то уменьшается. В настоящее время
учетная ставка ограничена в использовании, лишь Германия активно проводит
учетную политику, что связано с более широким развитием вексельного обращения
по сравнению с другими странами. В России, где вексельное обращение не получило
широкого развития, используется другое направление этой политики — политика рефинансирования,
под которой понимается кредитование коммерческих банков, которые заслуживают
поддержку, Банком России под соответствующую процентную ставку — ставку
рефинансирования. Используется она в банковской практике как критерий для определения
стоимости кредитных ресурсов. Увеличение ставки рефинансирования приводит к
удорожанию кредитов, что означает снижение спроса на них и наоборот, что
непосредственно влияет на изменение денежной массы в обращении. К тому же в
силу взаимосвязи денежного рынка и рынка ценных бумаг, изменение процентных
ставок приводит к изменению курсовых соотношений и доходности на рынке ценных
бумаг как способу альтернативного вложения денежных средств.
Поэтому очень
часто для защиты или стимулирования рынка государственных ценных бумаг используется
изменение ставки рефинансирования. Так, в России в 1998 г. для спасения рынка
ГКО ставка рефинансирования 27 мая 1998 г. была повышена с 50 до 150 %
годовых, а затем 5 июня 1998 г. вновь снижена до 60 %. В то же время ставка
рефинансирования отражает и уровень инфляции, ее изменение соответствует и
изменению ставки рефинансирования, особенно при высоких темпах инфляции, когда
при условии снижения темпов инфляции происходило постепенное снижение ставки
рефинансирования со, 160 (1995 г.) до 13 % (2004 г.).
Вторым общим
косвенным методом выступает политика открытого рынка, или операции на открытом
рынке.
Под операциями на
открытом рынке понимаются купля-продажа центральным банком казначейских
векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг
(традиционный метод), а также краткосрочные операции с указанными ценными
бумагами с совершением позднее обратной сделки (нетрадиционный метод) с целью
регулирования денежной массы. Основная задача политики открытого рынка состоит в
том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызвать
соответствующую реакцию у коммерческих банков.
При необходимости
уменьшения денежной массы в обращении центральный банк продает государственные
ценные бумаги в определенных лимитах, причем по курсу, выгодному для
коммерческих банков. Это приводит к уменьшению денежной массы в коммерческом
банке и, следовательно, к уменьшению предложения кредитов и повышению
процентных ставок по ним, что в свою очередь скажется на снижении спроса на кредит
со стороны предприятий и соответственно приведет к сокращению инвестиций и
дальнейшему уменьшению ВНП.
Если же денежная
масса сократилась, а ее следует увеличить, происходит обратная сделка — покупка
ценных бумаг. В таком случае коммерческие банки, продавая государственные
ценные бумаги, увеличивают денежную массу, что ведет к увеличению кредитного
предложения, снижению ставок процента по ним, следовательно, стимулируется спрос
на кредиты со стороны предприятий и вызывается рост инвестиций и впоследствии рост
ВНП.
Особенность
операций на открытом рынке заключается в том, что проводятся они не по рыночным
процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Центральный банк
заключает контракты с коммерческими банками либо на основе голландского метода
распределения ценных бумаг, т. е. по одинаковой процентной ставке (ставка одна
и та же для всех коммерческих банков), либо на основе американского метода, т. е.
дифференцированно в зависимости от кредитного института (для специализированных
банков процентные ставки ниже, для других — выше). Процентные - ставки
устанавливаются центральным банком дифференцированно и в зависимости от
срочности ценных государственных бумаг.
Зародилась такая
политика в Англии в XIX в., впервые была использована для устранения излишка
денежных средств на рынке ссудных капиталов в 30-х гг. XX в. Увеличение рынка
государственных облигаций и переход к их активной покупке центральным банком в
40-х гг. XX в. создали предпосылки для превращения операций на открытом рынке в
главный метод денежно-кредитной политики. Эти операции широко применяются в США,
Великобритании, Японии, Скандинавских странах. В связи с законодательным
ограничением прямого кредитования государства центральным банком в Германии политика
открытого рынка в традиционном варианте не распространена.
Нетрадиционным
методом являются операции с правом последующего выкупа ценных бумаг на открытом
рынке. К таким операциям прибегают такие страны, как Германия, Италия и Франция:
центральный банк продает ценные бумаги с тем условием, что при желании
покупатель может продать бумаги обратно центральному банку. Момент времени,
когда центральный банк покупает или выкупает такие бумаги, определяется
необходимостью увеличения или уменьшения денежной массы в экономике и соответственно
увеличению или замедлению темпов роста ВНП. Центральный банк путем установления
процентных ставок стимулирует спрос и в последующем предложение этих ценных
бумаг у коммерческих банков.
Общим
административным методом выступает политика минимальных резервов. Впервые этот
метод был введен в США. В.настоящее время используется во всех странах.
Сущность метода заключается в установлении центральным банком норм обязательных
минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от их
депозитов (вкладов), которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.
Главная причина для проведения политики минимальных резервов заключается в том,
что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная
взаимозависимость, которую может использовать центральный банк, чтобы влиять на
поведение коммерческого банка. В случае необходимости уменьшения темпов роста
экономики центральный банк повышает нормы обязательных резервов, что означает
уменьшение денежных средств у коммерческих банков для кредитования, так как он
теперь должен отчислять на счет центрального банка большую сумму денежных
средств, чем ранее. Это приводит к уменьшению предложения кредитов, увеличению
процентной ставки по ним и, как следствие, к уменьшению инвестиций и снижению
темпов роста ВНП. В противном случае центральный банк снижает норму
обязательных резервов, что приводит к увеличению денежной массы в коммерческом
банке, увеличению предложения кредитов, снижению процентной ставки и
соответственно увеличению инвестиций и росту ВНП.
Например,
коммерческий банк должен отдать центральному банку 10 % от депозитов, но последний
считает, что денег в экономике еще много, и увеличивает норму обязательных
резервов до 20 %, соответственно денег у коммерческого банка остается меньше и
он сокращает кредитование. И наоборот. При снижении или увеличении нормы
обязательного резервирования центральный банк обязательно учитывает эффект
мультипликации.
Уклонение банков
от создания обязательных резервов приводит к штрафным санкциям, которые заставляют
банки подчиняться центральному банку, что и позволяет относить этот метод к
административному. Нормы минимальных резервов могут устанавливаться
дифференцированно как по видам вкладов, так и по видам деятельности (банк
занимается долгосрочным либо краткосрочным кредитованием, ценными бумагами и т.
д.), по условиям работы (хорошо работающим — одна норма резерва, плохо
работающим — другая), в зависимости от валютной политики (если банк занимается
валютными операциями и необходимо расширить по валюте резервы, то норма больше
и наоборот).
Исторически
обязательные минимальные резервы появились в результате необходимости для
коммерческого банка иметь ликвидные резервы на случай налично-денежных
платежей. В настоящее время минимальные резервы, во-первых, должны обеспечить
постоянный уровень ликвидности банка, во-вторых — являться инструментом
центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности
коммерческого банка.
К селективным
методам увеличения или уменьшения денежной массы относятся:
• прямое
ограничение размеров кредита, введенное после Второй мировой войны во Франции,
ФРГ и принявшее форму установления предельных лимитов по учету векселей для
определенных банковских учреждений. В Японии за сверхлимитный учет векселей с
банка взимается штраф, что ограничивает возможности переучета векселей и
соответственно увеличения денежной массы. В Нидерландах и Швейцарии устанавливается
предел темпов роста кредитных операций;
• контроль
по отдельным видам кредитов. Часто практикуется по кредитам под залог биржевых
ценных бумаг, по потребительским ссудам, по ипотечному кредиту. В этом случае в
законодательном порядке устанавливается предельная норма залога, что сокращает
возможности кредитования. Например, увеличение нормы залога до 50 % приводит к
тому, что заемщик получит кредит в размере лишь 50 % стоимости залога, а 50 %
он должен иметь в наличии, спрос на такой кредит соответственно уменьшится, и
наоборот, уменьшение нормы залога до 20 % приведет к тому, что размер
выдаваемого кредита составит 80 % стоимости залога и добавить надо будет для
покупки лишь 20 % стоимости, что расширит спрос на кредит;
• целевое
назначение кредитов, когда в зависимости от целей и видов кредитов устанавливаются
дифференцированные ставки процента.
В 80-е гг. XX в.
появилось новое направление в денежной теории — монетаризм, представители
которого считали, что не всегда можно использовать кредитную экспансию или
рестрикцию для регулирования экономики. Это связано с тем, что период времени
от проведения мероприятий, например снижения учетной ставки, до получения
эффекта увеличения темпов роста экономики колеблется от 5 до 21 мес. в условиях
кризиса и 13—14мес. в условиях подъема. Поэтому, по их мнению, необходимо
осуществлять политику таргетирования, т. е. проводить равномерное расширение
денежной массы от 3 до 5 % в год, чтобы обеспечить оптимальное поступление
денег в экономику для соответствующего экономического роста.
Еще одно
направление, появившееся в последние годы, — неоконсервативная политика.
Основывается на монетаристской теории, но считается, что регулирования не
требуется, все должно происходить стихийно. Контроль за денежной массой
происходит в соответствии с уровнем, соответствующим долговременному темпу
роста экономики.
Каждая страна на
разных этапах своего развития применяет наиболее адекватные методы или
направления денежно-кредитной политики. Так, например, в соответствии с Законом
РФ «О Центральном банке (Банке России)» основными инструментами и методами
денежно-кредитной политики Банка России являются: .
1) процентные
ставки по операциям Банка России. Он можетустанавливать одну или несколько
процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику
без фиксации процентной ставки.. Банк России использует процентную политику для
воздействия на рыночные процентные ставки;
2) нормативы
обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).
Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной
организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных
резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров;
3) операции
на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России
казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных
бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными
бумагами с совершением позднее обратной сделки;
4) рефинансирование
кредитных организаций, т. е. кредитование Банком России кредитных организаций.
Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;
5) валютные
интервенции — купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке
для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;
6) установление
ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры
роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных
направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
7) прямые
количественные ограничения, под которыми понимаются установление лимитов на
рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными
организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять
прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных
организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной
денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;
8) эмиссия
облигаций от своего имени, размещаемых и обращаемых среди кредитных
организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка
России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения
об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между
максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и
суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из
действующего норматива обязательных резервов.
Помимо
денежно-кредитной политики, центральный банк, выполняя внешнеэкономическую
функцию, проводит валютную политику — совокупность мероприятий, осуществляемых
в сфере внешнеэкономических отношений в соответствии с текущими и
стратегическими целями экономической политики страны, направленных на решение
главных задач «магического четырехугольника». Валютная политика проявляется в
валютном регулировании — деятельность государства, направленная на
регламентацию международных расчетов и порядок совершения сделок с валютными
ценностями. При помощи валютного регулирования происходит воздействие на
платежный баланс, валютный курс и внутреннюю экономику страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|