Меню
Поиск



рефераты скачать Основы банковского дела

Помимо этого, коммерческие банки учитывают уровень кредитных рисков в зависимости от формы обеспечения ссуд (табл. 10). Считается, что наиболее благоприятным обеспечением для банка выступает залог государственных ценных бумаг, которые являются высоколиквидным, надежным, пользующимся спросом активом, что позволяет банку достаточно быстро реализовать и покрыть ущерб, вызванный невозвратом кредита. Для отечественных коммерческих банков такая форма обеспечения, как страхование ответственности, сопряжена с большим риском, нежели для зарубежных банков, что в немалой степени связано с неустойчивостью самих

страховых компаний и уровнем страхового обеспечения (чаще всего страхуется не вся сумма кредита, а лишь небольшая его часть 25—50 % стоимости кредита).

Таблица 10. Уровень кредитных рисков в зависимости от обеспечения ссуд 25

Залог государственных ценных бумаг

10

Реальное материальное обеспечение

25

Гарантии и поручительства

30

Залог простых векселей покупателем, по которым имеется гарантия банка получателя

40

Залог акций предприятий КБ, зарегистрированных на фондовой бирже

40

Купленные у заемщиков-векселедержателей товарные векселя

40

Залог переводных векселей

50

Страхование ответственности заемщика за непогашение кредита

30-80

 

табл. 11

1.А. Касса

0

Претензии к центральному правительству и ЦБ, деноминированные в национальную валюту и покрываемые в.той же валюте

0

Б. Прочие претензии к центральным правительствам ОЭСР и ЦБ

0

В. Претензии, покрываемые кассой или ценными бумагами Центрального Правительства ОЭСР или гарантированные им

0

2. Претензии к национальным государственным учреждениям, исключая центральное правительство и займы, гарантированные такими учреждениями

10

ЗА. Претензии к многосторонним банкам развития (МБРР, МАРБ, АРБ, АФРБ, ЕКБ) и претензии, гарантированные или обеспеченные ценными бумагами, эмитированными такими банками Б. Претензии к банкам, инкорпорированным в ОЭСР, и займы, ими гарантированные

20

В. Претензии к банкам, инкорпорированным за пределами ОЭСР с остаточным сроком до одного года

 

Г. Претензии к ненациональным государственным учреждениям ОЭСР, исключая центральные правительства и займы, гарантированные ими

 

Д. Касса в процессе сбора

 

4. Займы, полностью обеспеченные ипотекой жилой собственности, ко­торая занята или будет занята должником или арендуется им

50

5.А. Претензии к частному сектору

100

Б. Претензии к банкам, инкорпорированным за пределами ОЭСР с оста

 

В. претензии к центральным правительствам вне ОЭСР

 

Г. К коммерческим компаниям частного сектора

 

Д. Помещения, заводы и оборудование, другие постоянные активы

 

Инструменты капитала, эмитированные другими КБ

 

Прочие

 

Глава 10. Банковский надзор и аудит


10.1 Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков


Расширение функций и деятельности коммерческих банков привело к необходимости законодательного закрепления их функционирования, введения определенного контроля и надзора за их деятельностью. Создание правового поля банковской деятельности стало необходимым и возможным только с возникновением и развитием банковской системы, в которой основным звеном стал центральный" банк. В странах с развитой рыночной экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился крупный массив законодательства (законы, инструкции, билли), регулирующий разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности — от создания банков и кредитных учреждений, лицензирования, ведения операций, контроля их деятельности вплоть до реорганизации и банкротства.

Именно этот комплекс законодательных и нормативных актов позволил центральным банкам более полно и эффективно осуществлять функции органа банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Однако нужен постоянный надзор и контроль за выполнением этих законодательных актов и правильностью проведения банковских операций. Все это необходимо в силу высокой значимости самих банков для развития экономики. Банки, являясь кровеносной системой экономики, должны быть финансово устойчивыми, развивающимися организациями. Только в этом случае экономика будет работать стабильно, без сбоев. Частые банкротства банков приводят к кризисным потрясениям в самой экономике. Для предотвращения таких явлений на центральный банк страны возлагается важная функция — контроль и надзор за банковской системой. Главная цель надзора — поддержание стабильности банковской системы, зашита интересов вкладчиков и кредиторов.

Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет выработал 25 принципов надзора, которые определили основные направления совершенствования и проявления банковского надзора на разных стадиях нахождения банковской системы и коммерческого банка в частности, от момента ее возникновения до банкротства. Эти принципы относятся к:

•        предварительным условиям для эффективного банковского надзора (принцип 1);

•        лицензированию и структуре (принципы 2—5);

•        пруденциальным нормам и требованиям (принципы 6—15); методам постоянного банковского надзора (принципы 16—20);

•        требованиям к информации (принцип 21);

•        официальным полномочиям органов банковского надзора (принцип 22);

•        международным банковским операциям (принципы 23—25).

Кроме самих принципов, документ содержит объяснение различных методов, которые могут быть использованы надзорными органами при их применении.

Эффективная система надзора предполагает четко определенные обязанности, функции и цели для каждого органа, вовлеченного в осуществление банковского надзора. Каждый орган должен обладать оперативной самостоятельностью и необходимыми ресурсами. Для банковского надзора необходима также соответствующая правовая основа, включающая требования, относящиеся к лицензированию банковских учреждений и к надзору над ними в процессе функционирования; полномочия по проверке соблюдения законов, равно как и вопросов надежности, безопасности и устойчивости банков; правовую защиту для органов банковского надзора и их сотрудников.

Должны быть обеспечены правовые условия для обмена информацией между различными органами банковского надзора и конфиденциальности такой информации. Должны быть четко установлены разрешаемые виды деятельности юридических лиц, которые лицензируются и подлежат надзору в качестве банков.

Многие эти положения в том или ином виде получили отражение в нормативных актах Банка России и в российском законодательстве после 1997 г., когда Банк России принял решение присоединиться к принятым документам Базельского комитета по банковскому надзору. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Банк России контролирует возникновение коммерческих банков и кредитных организаций, что проявляется в создании и дополнении имеющейся правовой базы для открытия и функционирования. Банк России в соответствии с Федеральными законами: «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке (Банке России)» издает инструкции, положения, указания, регламентирующие порядок создания банков, издает правила регистрации кредитных организаций их слияния, реорганизации и закрытия.

Правила регистрации в наиболее общем виде изложены в Федеральном законе «О Центральном банке (Банке России)» гл. 10, ст. 59, 60 и дополнены конкретной Инструкцией № 109-и «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», в которой даны перечень документов, необходимых для получения лицензии и регистрации, квалификационные требования к руководству кредитной организации, виды лицензий, которые могут получить кредитные организации как при своем возникновении, так и при расширении деятельности, основные причины для отказа в выдаче и отзыве лицензии.

Правила регистрации постоянно обновляются и дополняются в соответствии с изменяющейся обстановкой в целях улучшения качества банковской системы. Так, например, только в 1999 г. были внесены изменения в Положение об отзыве лицензий на осуществление банковских операций кредитными организациями (№ 509-4 от 10 марта 1999 г.), Положение о порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов банковских операций, связанных с движением капитала (26 июля 1999 г.) и ряд других. В настоящее время вместо Инструкции ЦБР № 75-и принята новая Инструкция ЦБР № 109-и.

Но наибольшее значение как надзирающего и контролирующего органа Банк России имеет на стадии осуществления деятельности кредитной организации, когда он проводит комплексное регулирование и надзор. В этом случае Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, разрабатывает им обязательные нормативы, регламентированные ст. 62—72 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» и уточненные Инструкцией № 110 «Об обязательных нормативах банков». Она заменила в 2004 г. Инструкцию № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», которая впервые была принята в 1990 г., а затем периодически пересматривалась.

В Инструкции № 110 предусматриваются следующие нормативы и порядок их расчета:

•        норматив достаточности капитала, который определяется как отношение собственных средств (капитала) банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг на возможные потери по ссудам второй-пятой групп риска. В соответствии с Инструкцией № 110 значение норматива с 2004 г. устанавливается в зависимости от размера собственных средств банка: от 5 млн евро — 10 %, до 5 млн евро — 11 %. При расчете норматива банки оценивают активы на основании следующей классификации рисков (табл. 12).

Таблица 12

Группа активов

Коэффициент риска

Первая группа активов

 

Средства на корреспондентском и депозитном счетах Банка России, а также на корреспондентских счетах расчетных центров организованного рынка ценных бумаг в Банке России, за исключением их части, на которую наложен арест, код 8912

0

Обязательные резервы, депонированные в Банке России, счета 30202 и 30204

0

Средства банков в кредитных организациях, внесенные для расче­тов чеками, за исключением их части, на которую наложен арест, код"8922

0

Наличная валюта и платежные документы, драгоценные металлы в хранилищах банка и в пути, за исключением их части, на которую наложен арест, и изъятых следственными органами, код 8962

2

Суммы, задепонированные в Банке России для получения следую­щим днем наличных денежных средств

0

Природные драгоценные камни в хранилищах банка и в пути, за ис­ключением их части, на которую наложен арест, и изъятых следственными органами, код 8965

2

Средства на счетах кредитных организаций по кассовому обслужи­ванию филиалов

0

Вложения в государственные долговые обязательства стран из числа «группы развитых стран», за исключением их части, на которую наложен арест, код 8901

0

Вложения в облигации Банка России за исключением их части, на которую наложен арест, код 8900

0

Вторая группа активов

 

Ссуды, гарантированные правительством

10

Ссуды под залог государственных ценных бумаг

10

Ссуды под залог драгметаллов в слитках

10

Третья группа активов

 

Вложения в долговые обязательства субъектов

20

Средства на корсчете у коммерческих банков-нерезидентов

20

Средства, перечисленные на счета коммерческих банков-нерези­дентов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.