Меню
Поиск



рефераты скачать Основы банковского дела

Баланс

 


6.3 Анализ баланса банка


При изучении финансовой устойчивости коммерческого банка особое внимание уделяется анализу баланса банка. Проводиться он может как внешними, так и внутренними пользователями. К внешним пользователям баланса относятся центральный банк и другие государственные органы (налоговая инспекция, клиенты банка), клиенты банка (вкладчики, заемщики), партнеры, аудиторы. Для государственных органов важной информацией являются прибыль и размер собственного капитала банка, вкладчиков же интересует, куда распределяются деньги, наличие ликвидных активов; заемщиков интересует, какие кредиты выдает банк, партнеров (другие коммерческие банки) — устойчивость, конкурентоспособность, в каких областях деятельности банки могут сотрудничать друг с другом, основные виды операций, аудиторов — недостатки банка. Внутренними пользователями являются акционеры, учредители, руководство банка. Помимо баланса анализируется приложение к нему — отчет о прибылях и убытках.

Анализ баланса классифицируется в зависимости от целей и характера исследований, полноты и комплексности изучаемых вопросов. В соответствии с этим выделяют полный и тематический анализ. Исходя из целей и характера исследований баланс делится на предварительный анализ, который позволяет оценить состояние ресурсной базы для решения вопроса о предоставлении среднесрочных или долгосрочных кредитов, оперативный или ежемесячный анализ, который существует для оценки соблюдения нормативов ликвидности и других показателей, последующий (итоговый) анализ, служащий для определения конечных результатов и эффективности деятельности банка, выявления резервов, увеличения его доходности, и перспективный анализ, который необходим для прогнозирования результатов деятельности банка с учетом конкретных форм, их деятельности.

В зарубежной практике используют такие методы анализа баланса, как функциональный, структурный и операционно-стоимостной.

Функциональный анализ представляет собой выявление специализированной деятельности банка (чем занимается банк) и оценку ее эффективности, объем и значимость каждой операции, на этой основе выявляет степень надежности банка.

Структурный анализ предполагает анализ структуры деятельности банка. При этом применяется метод группировки, т. е. все счета баланса объединяются в необходимые группы для последовательного сравнения, а затем проводится анализ, например структуры вкладов, кредитов, расходов и доходов, ценных бумаг и т. д. Группировка статей баланса с точки зрения сущности банковских операций может быть произведена следующим образом:

•        операции с клиентурой (такая группировка поможет определить устойчивость и ликвидность банка);

•        межбанковские операции (межбанковские кредиты и вклады, их доля на корреспондентских счетах, не стоит ли ее сократить);

•        прочие банковские операции  (факторинговые, лизинговые, комиссионные и т. д.).

Наиболее широко распространена группировка статей баланса по ликвидности:

•        кассовые активы, средства на счетах в других банках — первичные активы;

•        вложение средств в, государственные ценные бумаги, первоклассные ценные бумаги, (ценные бумаги предприятий, на которые очень большой спрос), коммерческие векселя, так называемые вторичные резервы. Сюда же иногда относятся краткосрочные кредиты (до 30 дней);

•        кредиты, выданные другим предприятиям, организациям, индивидуальным заемщикам и другим коммерческим банкам;

•        вложения в ценные бумаги;

•        капиталовложения — инвестирование средств в движимое и недвижимое имущество, создание филиалов, совместных предприятий и т. д.

Экономические группировки применяются для оценки состояния активов баланса исходя из степени риска вложений и возможной потери части их стоимости. Банк разрабатывает группы риска для всех видов операций. От 0 до 100 %.

Операционно-стоимостной анализ (доходности) позволяет судить о стоимости, рентабельности банковских услуг и отдельных операций. Он дает возможность оценить влияние каждого вида операции на формирование банковской прибыли и выработать основные направления банковской политики в целях максимизации доходов! Для этого анализа больше используется отчет о прибылях и убытках.

Анализ производится различными статистическими приемами и методами. Наиболее широко применяются методы группировок, сравнения и метод коэффициентов.

Метод сравнения — сравниваются как балансы разных банков, так и балансы в динамике. Помимо этого баланс может быть сравним со средними показателями банков данного региона или данной специализации.

Метод коэффициентов используется для выявления количественной взаимосвязи между различными статьями, разделами или группами статей баланса. Используется для контроля уровня ликвидности коммерческого банка, прежде всего, со стороны центрального банка, например, коэффициент ликвидности, коэффициент использования активов, показатель, характеризующий долю каждого вида ценных бумаг по сроками погашения, коэффициенты риска, коэффициент доходности.

Таким образом, бухгалтерский учет банка позволяет не только отразить деятельность банка, но и дает возможность оценить финансовую устойчивость, размеры операций, ликвидность и платежеспособность данного коммерческого банка, его конкурентоспособность и эффективность.

Контрольные вопросы:

1.       Дайте определение понятия «Бухгалтерский учет в банке».

2.       Каковы задачи бухгалтерского учета?

3.       Какова структура банковского баланса?

4.       В чем отличие баланса коммерческого банка от балансов других организаций?

5.       Как и кем осуществляется анализ баланса?

 

Глава 7. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ


7.1 Основные направления банковского менеджмента


Банковский менеджмент — это вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов с применением особых принципов, функций и методов.

Иначе говоря, это процесс управления деятельностью банка, осуществляемый его персоналом, участвующим в принятии решений и контроле за их исполнением, на основе текущего и перспективного планирования с предвидением развития экономической ситуации в условиях рыночных отношений. Банковский менеджмент имеет свою специфику, охватывает практически все стороны банковской деятельности. Вследствие этого он должен решать множество жизненно важных для банка задач, основными из которых являются: обеспечение прибыльности, наиболее оптимальное использование имеющихся ресурсов с целью обеспечения их доходности, обеспечение рентабельности работы банка и ликвидности его баланса, максимально полное удовлетворение потребностей клиентов, соответствие качества предлагаемых услуг их запросам, определение приоритетов деятельности и выработка перспективной банковской политики, наиболее эффективное использование кадрового потенциала банка, создание системы повышения квалификации персонала, определение рыночной доли и поддержание конкурентоспособности банка на рынке банковских услуг, изучение и анализ экономической конъюнктуры, готовность к принятию необходимых решений в меняющихся условиях, организация контроля за выполнением поставленных задач.

Несмотря на многочисленность задач, решаемых банковским менеджментом, его следует рассматривать как единое целое. При этом выделяются два взаимосвязанных, но различных по характеру уровня управления: первый — управление текущими операциями банка, второй — планирование перспективной работы банка и подготовка к реализации целей банковской деятельности.

Первый уровень — оперативное управление, включает процесс принятия текущих управленческих решений, поэтому значительная доля оперативного управления приходится на финансовый менеджмент. Выражается это в следующем:

•        управление ликвидностью коммерческого банка;

•        управление активами и пассивами;

•        анализ доходности отдельных операций и оценка эффективности работы различных подразделений банка;

•        управление различными видами рисков;

•        подготовка операций по предоставлению различных банковских услуг;

•        управление собственным капиталом банка;

•        анализ основных показателей деятельности банка.

От организации управления финансами в банке зависит его положение на рынке, надежность банка, доверие клиентов и в конечном счете сумма прибыли, которая будет получена. Одной из главных проблем при управлении финансовыми ресурсами банка является обеспечение безопасности, в частности, комплекс мер по защите банковской документации, охрана помещений банка, предупреждение злоупотреблений и мошенничества, сохранность банковской тайны, так как ущерб, понесенный в результате разглашения банковской информации, может быть достаточно велик.

Составной частью оперативного управления выступает и управление информационными потоками, которое осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых — организация процесса передачи информации внутри подразделений, определение порядка их взаимосвязей, во-вторых — обеспечение всех сотрудников внутрибанковской информацией, в третьих — предоставление сотрудникам специализированных подразделений оперативной экономической информации, а также возможность ознакомления всех работников с нормативными законодательными актами и экономическими новостями.

Наряду с этим к оперативному управлению относится и решение проблем рациональной организации труда и управления персоналом. Управление персоналом можно назвать «внутренним менеджментом» банка, затрагивающим все стороны труда банковских работников, с тем, чтобы их трудовые усилия оптимально использовались и приносили как достаточный материальный доход им самим, так и высокую прибыль банку. Кроме того, на первый план оперативного управления выходит необходимость построения организационной структуры коммерческого банка, формирование подразделений, отвечающих требованиям текущего периода.

Стратегическое управление представляет собой управленческий процесс поддержания соответствия между целями банка и имеющимися у него ресурсами в условиях постоянно изменяющейся рыночной обстановки и правил государственного регулирования.

Процесс банковской деятельности должен начинаться непосредственно с постановки банком задач на будущее, а также определения мер по их реализации, т. е. со стратегического планирования. Этот этап является самым ответственным, поскольку любые ошибки, допущенные в процессе планирования, неизбежно приведут в дальнейшем к негативным последствиям в работе банка. Первоочередной задачей стратегического планирования является формирование концепции развития банка, включающей объемы конкретного банка, сферы и направления деятельности, характер его деятельности.6 С концепцией развития непосредственно связаны цели банка. В процессе постановки целей развития вырабатывается банковская политика на перспективу, в соответствии с которой должен быть определен план мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей на практике, — это стратегия банка. Ее роль состоит в поиске наилучших способов достижения желаемых результатов. Процесс стратегического планирования должен осуществляться непрерывно, корректируя действия банка в зависимости от меняющихся экономических условий, поэтому только постоянный анализ как рыночной ситуации, так и собственных возможностей позволит банку проводить четкую и целенаправленную банковскую политику.

Одним из важнейших направлений банковского менеджмента выступает построение организационной структуры банка. От того, насколько сформированные подразделения будут соответствовать стратегии банка, дополнять, а не дублировать друг друга, взаимодействовать между собой, зависит дальнейшая работа банка, поэтому основная задача банковского менеджмента состоит в оценке необходимой для банка организационной структуры и поиска путей осуществления взаимосвязей со структурными подразделениями. Процесс построения организационной структуры коммерческого банка включает в себя три основных этапа. Первоначальный этап, закладывающий основы деятельности банка на перспективу, состоит в определении необходимых для данного банка структурных блоков, в состав которых входят руководящий блок, зарабатывающие подразделения (кредитный отдел, отдел операций с ценными бумагами, отдел валютных операций и др.), координирующий центр и аналитический центр, включающий маркетинговые исследования, финансовые прогнозы,  оценку работы подразделений. Наряду с основными блоками банк может расширять свою организационную структуру в зависимости от размера, набора операций, целей и задач банка (см., например, гл. 3).

Следующим этапом является организация работы всех подразделений банка. С этой целью коммерческий банк разрабатывает комплект внутрибанковской документации, способной обеспечить управление банковской деятельностью, — это документы, раскрывающие политику банка по основным направлениям деятельности, положения об отделах, которые должны оговаривать основные задачи и функции отделов, взаимодействия как внутри банка, так и со сторонними организациями, права и ответственность отделов, должностные инструкции, составляемые для каждой штатной единицы и содержащие функциональные обязанности сотрудников, их права и ответственность, условия работы, порядок взаимодействия подразделений. Такой комплект внутрибанковской документации существует в каждом банке и по мере развития дополняется инструкциями и указаниями руководства банка. В целом он призван наладить работу банковских подразделений, придать жизнеспособность организационной структуре банка, обеспечить согласованность действия различных подразделений.

Третий этап процесса построения организационной структуры представляет собой организацию взаимосвязей между структурными единицами банка. Все банковские звенья в своей повседневной деятельности являются зависимыми друг от друга и находятся в непрерывных контактах, поэтому так важен процесс установления взаимосвязей. Как показывает банковская практика, взаимодействие может происходить во время осуществления нескольких процессов, основными из которых являются: принятие решения, осуществление документооборота, обмен передачи информации.

Таким образом, главная задача организационного построения структуры коммерческого банка состоит в обеспечении возможности четкого и гибкого управления банковской деятельностью, взаимосвязей между структурными подразделениями банка. Оценка эффективности их работы периодически осуществляется аналитическим центром банка с целью выявления необходимости изменения организационной структуры банка в зависимости от конкретных обстоятельств и повышения тем самым доходности банковской деятельности.

Следующим направлением банковского менеджмента выступает управление трудовыми ресурсами — кадровым потенциалом банка. Банки справедливо полагают, что кадры являются главным капиталом банка. Тем самым можно утверждать, что кадровый потенциал и результаты банковской деятельности тесно взаимосвязаны и, следовательно, управление кадрами является одним их важнейших элементов банковского менеджмента. Выделяют следующие основные тенденции управления трудовыми ресурсами:

1)      разработка  политики,  регламентирующей  прием  на  работу новых сотрудников, предъявляемые к ним условия. Прием на работу — первоначальный этап знакомства нового работника с коллективом и одновременно один из самых важных. Именно на этом этапе определяется характер человека, проверяются его качества, способности. От ответственного подхода к этому этапу зависит, насколько эффективной будет работа всего коллектива банка. Коммерческий банк должен разработать для себя систему критериев отбора, исключающую допуск в штат случайных сотрудников. Такая система должна учитывать образование и опыт работы, психологические характеристики, индивидуальные способности и стремления человека. Однако существуют еще и дополнительные факторы, способные повлиять на окончательный выбор. Каждый человек индивидуален, поэтому большое значение имеет личная беседа с принимаемым на работу, во время которой могут проявиться как положительные, так и отрицательные черты. Кроме того, необходимо дать оценку способностям человека, его стремлениям. Так, великолепные организаторские способности могут повлиять на выбор банка даже при отсутствии у будущего сотрудника каких-либо необходимых критериев. И наоборот, при личиной беседе может выясниться, что, имея соответствующее образование и стаж работы, человек не стремится к развитию, повышению своей квалификации. Очевидно, банку следует отказать такому претенденту;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.