Рынок труда связан с проблемой занятости. При
превышении предложения трудовых ресурсов над спросом на них, на рынке труда
присутствует безработица, то есть проблема с излишней рабочей силой. Возникает
ситуация неполной занятости.
Безработица бывает структурная, фрикционная,
циклическая, добровольная и вынужденная.
Структурная безработица вызвана
неравномерностью развития отраслей народного хозяйства и избытком
специальностей, которые устарели. Фрикционная безработица связана со сменой
места работы. Циклическая безработица связана со сменой фаз экономического
цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем). Вынужденная безработица возникает
при установлении цены за труд выше равновесной в результате борьбы профсоюзов
или государственного регулирования. В этом случае предприятию приходится
уменьшать количество нанимаемых рабочих. Добровольная безработица существует
при таких условиях труда, которые не устраивают рабочих или при наличии
незанятых мест.
Выделяют рынок капиталов и рынок природных
ресурсов. Под капиталом понимают созданные людьми
ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг, то есть они не
могут удовлетворять потребности человека непосредственно. Капитал обладает
рядом свойств: свойством увеличения, прироста капитала по отношению к
первоначальной величине; воспроизводимостью капитала, сохранностью капитала.
На рынке капиталов происходит организация
купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.
Спрос на капитальные средства будет существовать тогда, когда доход от вложения
в них будет превышать процент от владения ценными бумагами. Если величина
процента снижается, то спрос на средства производства растет. Также рынок
капиталов характеризуется его высокой неоднородностью и большим разнообразием
товаров. Рынок капиталов отличается большими масштабами объектов этого рынка и
их стоимости. Этот рынок можно разделить на две части:
- Рынок средств
производства. К нему относятся: оборудование, средства труда,
производственные здания, сооружения и т.п.
- Рынок сырья,
материалов, энергии, полуфабрикатов, с использованием которых и
применением средств труда производится продукт.
"Рынок ресурсов определяют как рынок, на
котором домохозяйства продают экономические ресурсы, а фирмы покупают эти
ресурсы" (К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю).
Цены на эти ресурсы определяются путем
взаимодействия предложения ресурсов домохозяйствами и спросом на них со стороны
предприятий. Закон спроса действует и на рынке ресурсов, то есть чем ниже цена
на конкретный ресурс, тем спрос на него выше. Рынок ресурсов включает в себя:
природные, людские и созданные человеком ресурсы. Природные ресурсы экономисты
объединяют в понятии земля. Они включают все природные блага, естественные
ресурсы, которые человек может использовать в производстве. Например, водные
ресурсы, земельные, различные месторождения полезных ископаемых, леса.
Владельцы природных ресурсов предоставляют их на ресурсный рынок для получения
денежного дохода от их использования в производстве. Основным доходом владельцев
природных ресурсов является рента. Важная особенность этих ресурсов заключается
в их редкости, ограниченном количестве. Наличие земельных ресурсов, полезных
ископаемых и др. ограничено определенным пределом. В свою очередь их редкость
ограничивает процесс производства, то есть мы не можем произвести такой объем
товаров и услуг, который необходим для удовлетворения наших безграничных
потребностей. Таким образом, предприятие вынуждено принимать решение о том, что
производить, а от производства чего отказаться в силу редкости ресурсов. То
есть, оно принимает решение об эффективности использования ограниченных
природных ресурсов.
Теория «человеческого» капитала и эффективной заработной
платы.
Теория человеческого капитала изучает процесс
качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных
разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан
настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:
- выделение
"капитальных", инвестиционных аспектов в поведении агентов на
рынке труда;
- переход от
текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл
работников (таким, как пожизненные заработки);
- признание
человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.
Теория человеческого капитала предложила
единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых
явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и
медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского
и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение
и многое другое.
Под человеческим капиталом понимается
воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его
формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует
отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных
доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят
образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск,
рождение и воспитание детей.
Аналогию между человеческим и
"обычным" капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном
обществе человек -- в отличие от станка или пакета акций -- не может быть
предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике).
Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду"
человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его
активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий
капитал способен повышать эффективность деятельности как в рыночном, так и
внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и
неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека
оказываются не менее важны, чем производственные. Тем не менее в главном
человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо
длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может
устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.
Центральное место в теории человеческого
капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с
нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих
инвестиций, прежде всего -- в образование и производственную подготовку.
Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении
средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя
рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно
"обычным" предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную
норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций
(процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.). В
зависимости от того, что экономически целесоообразнее, принимается решение либо
о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают,
следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и
уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной
экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие -
о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые
измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с
точки зрения всего общества.
Продуктивность отдельного работника не является
раз и навсегда заданной величиной - она может изменяться во времени и в
зависимости от многих внешних обстоятельств. Главная предпосылка теории
эффективной заработной платы состоит в том, что высокий уровень оплаты труда
повышает производительность работников.
Этот феномен объясняют по-разному. В
слаборазвитых странах крупные фирмы намеренно выплачивают более высокую (по
сравнению со среднерыночной) зарплату своим работникам. Высокооплачиваемые
рабочие лучше питаются и поэтому работают более производительно. Между тем, в
развитых странах равновесный уровень зарплаты вполне обеспечивает полноценное
питание. Однако и здесь наблюдается позитивная корреляция между зарплатой и
продуктивностью. Объяснений этому несколько.
Во-первых, более высокий уровень оплаты труда
снижает текучесть рабочей силы, значит, наниматель сокращает расходы на найм и
обучение персонала, что. при прочих равных условиях, ведет к росту
продуктивности. Во - вторых, установив высокую зарплату, фирма может себе
позволить избирательность при найме персонала - это называется «стратегией
снятия сливок». Привлекая множество кандидатов, наниматель выбирает лучших из
лучших, наиболее квалифицированных и опытных работников, поэтому их
продуктивность, естественно, будет выше среднего уровня. Кроме того, и в этом
случае возникает экономия на обучении вновь поступивших на работу. И, наконец,
утверждается, что высокая зарплата просто делает работников более
старательными. Они трудятся интенсивнее, так как боятся быть уволенными и
потерять высокий заработок (ведь в другом месте им предложат зарплату ниже -
соответствующую равновесному уровню оплаты труда).
Эффективная зарплата устанавливается фирмой в
той точке, где эластичность выпуска по зарплате равна единице. Заметим, что
нанимателя при этом совершенно не интересует, насколько оплата труда его
работников выше, чем в других фирмах (единственное, о чем он должен
беспокоиться, это чтобы уровень эффективной зарплаты не оказался ниже
равновесного - иначе фирма не сможет привлечь работников). И если оказывается,
что многие фирмы в отрасли платят эффективную заработную плату, то количество
желающих трудиться в данной сфере возрастает. Между тем, эти фирмы вовсе не
собираются нанимать дополнительных работников - с помощью высокой зарплаты они
добились роста продуктивности от тех, кто уже трудится. Таким образом, политика
эффективной заработной платы, проводимая многими крупными фирмами в современной
экономике, становится, по мнению экономистов, еще одной причиной растущей
безработицы.
Заработная плата, или ставка заработной платы,
- это цена, выплачиваемая за использование труда. Ставка заработной платы есть
цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда. Это также помогает
четко разграничить "заработную плату" и "общие заработки"(
последние зависят от ставки заработной платы и предложенного на рынке
количества часов или недель услуг труда).
Информация как ресурс, ее отличия от других ресурсов.
Информационная асимметрия.
Все товары при производстве наряду с
традиционными ресурсами (минералы, полуфабрикаты, продукты питания) будут
требовать информацию. Количество требуемой информации для изготовления единицы
продукции зависит от типа товара и его технологического уровня. Некоторые
товары, такие как минералы и простейшие продукты питания не нуждаются в
информационных ресурсах. Кроме того, для производства всех товаров начального
технологического уровня также не нужна информация, ибо это приведет к
"замкнутому кругу", в который невозможно будет попасть из
"каменного века".
Особенностью информации является то, что она
постоянна и легко распространяема. То есть, произведя информацию, можно
неоднократно ее продать/перепродать. Если не ограничивать распространение,
пакет информации можно продать неоднократно
В процессе перехода от индустриального к
постиндустриальному (информационному) обществу базовым становится
информационный ресурс. Он занимает важное место в процессе производства наряду
с трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами. Поэтому целесообразно
рассмотреть информацию, как ресурс, продукт и услугу, которая лежит в основе
формирования нового рынка – рынка информационных продуктов и услуг.
Информационные ресурсы – отдельные документы и
отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах,
фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы являются базой для
создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает
информационную модель его производителя и воплощает его собственное
представление о конкретной предметной области, для которой он создан.
Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности
человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического
свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт - совокупность данных,
сформированная производителем для распространения в вещественной или
невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же
способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Услуга - результат непроизводственной
деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности
человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная
услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных
продуктов.
Рынок информационных продуктов и услуг
(информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных
отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой
основе.
Информационный рынок характеризуется определенной
номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления,
ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-
вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают
информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные
знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и
прочие виды информационных ресурсов.
Информационная асимметрия Information
asymmetry - ситуация на рынке, при которой информация доступна только
некоторым, а не всем, участникам рынка. Обязанность правительства состоит в
преодолении информационной асимметрии, установлении системы лицензирования,
квалификационных тестов, контроля, в преследовании мошенничества, лживой
рекламы и т.п.
Макроэкономические показатели.
Макроэкономические показатели - сводные,
усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления,
доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и
импорта, темпов экономического роста и др. Макроэкономические показатели
отражают общие тенденции в экономике.
Макроэкономические показатели имеют
большое значение, так как позволяют оценить общее состояние
экономики страны, измерить объем производства в конкретный период
времени, раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование
экономики, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Макроэкономические показатели служат также основой для принятия тех
или иных политических решений и определения государственной политики.
Основные макроэкономические показатели:
валовый национальный продукт, валовый внутренний продукт, национальный доход,
чистый национальный продукт.
Система основных макроэкономических
показателей результатов включает:
- валовой выпуск
(ВВ) - Отражает общую стоимость материальных благ и услуг, созданных в
экономике как для реализации, так и для собственного потребления.;
- валовой
внутренний продукт (ВВП) - Продукт, полученный от факторов производства,
находящихся на территории страны, независимо от того, кому они принадлежат
- гражданам страны или иностранцам.;
- чистый
внутренний продукт (ЧВП) - валовой внутренний продукт государства за
вычетом амортизации;
- национальный
доход (НД) - В экономической литературе Запада принято следующее
определение национального дохода: совокупный доход страны, приносимый
всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом,
предпринимательством). Принято исчислять Н.д. страны как часть валового
национального продукта за исключением амортизационных отчислений (износ
основных фондов) и косвенных налогов. Другим методом определения величины
Н.д. является суммирование: заработной платы; промышленной и торговой
прибыли; процента на вложенный капитал; земельной ренты и доходов
домашнего хозяйства. В марксистской экономической литературе Н.д. страны
определяется как вновь созданная трудом наемных работников стоимость,
включающая прибавочный и необходимый продукт. При расчетах Н.д.
исчисляется как совокупный общественный продукт минус материальные
издержки.;
- валовой
национальный располагаемый доход (ВНРД);
- чистый
национальный располагаемый доход (ЧНРД);
- валовая прибыль
экономики (ВПЭ) - Стоимостное выражение общего финансового результата
(эффективности) деятельности экономики, т.е. остающаяся после вычета
расходов часть выручки.;
- чистая прибыль
экономики (ЧПЭ) - Часть валовой (общей) прибыли, остающаяся у страны после
уплаты всех налогов, отчислений и вычетов в пользу финансово-кредитных
организаций (банков);
- валовое
национальное сбережение (ВНС) - Рассчитываются как разность между валовым
располагаемым национальным доходом и конечным потреблением. Валовые
сбережения используются либо на финансирование валового образования
постоянного капитала (основных фондов), либо на прирост запасов
материальных благ. Если валовые сбережения превышают сумму валового
образования постоянного капитала и прироста запасов, то данная страна
имеет способность к финансированию; если же они будут меньше этой суммы,
то данная страна имеет потребность в финансировании.;
- чистое
национальное сбережение (ЧНС) - Чистые национальные сбережения: общие
валовые сбережения за вычетом величины потребления физического капитала..
Для расчета показателей результатов
экономической деятельности используется и система показателей затрат и налогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|