Во-первых, в государственное русло следует
направить хотя бы часть доходов, извлекаемых в сфере теневой экономики. Это
усилит государство и ослабит его экономически негативных оппонентов. Во-вторых,
государство должно овладеть потоками доходов, основу которых составит
монопольная прибыль и природная рента (табак, алкоголь, сырьевые ресурсы). Приобретение
государственной нефтяной компанией Юганск-нефтегаз является шагом в данном
направлении. Но это окольный и точечный шаг. Государство имеет конституционное
право на собственность на природно-сырьевые ресурсы и присвоение от имени
народа (который по Конституции является их собственником) потоков доходов,
основанных на их разработке.
Исследования в области российской модели
рыночной экономики переросли в проблему российской модели смешанной экономики.
Это более широкий взгляд на формирование экономической системы пореформенной
России. Проблему эту еще предстоит исследовать. Предварительно могут быть
обозначены ее некоторые контуры.
В литературе термином смешанная экономика
чаще всего характеризуется современная развитая рыночная экономика. При этом нет
деления на модели, которые характерны для рыночной экономики, то есть научно не
выделяются виды и типы смешанной экономики. Каков состав и структура смешанной
экономики, какова ее система, что является элементами смешанной экономики? На
эти вопросы следует вырабатывать ответы. Исследование данной проблемы имеет
позитивное и нормативное значение для России.
1. Со стороны производительных сил – это
сочетание различных технологических укладов, включая самый современный
информационный уклад.
2. Со стороны технико-экономической – это
новый уровень обобществления, где высока степень энергетической, информационной
и иной жесткой взаимозависимости субъектов экономики. Уровни
технико-экономического обобществления требуют соответствующие им уровни
субъектов управления и контроля, в особенности, в связи с тем, что рост
обобществления сопровождается ростом опасности и масштабов техногенных
катастроф.
3. Со стороны собственности – это разнообразие
ее форм. В настоящее время доминирует акционерная собственность, которая сама
является сложной формой, сочетающей в себе элементы частного и
коллективно-общественного присвоения. Кроме того существует индивидуальная,
государственная, партнерская, кооперативная и другие формы. Процессы
обобществления влияют на содержание и структуру собственности. Например,
обеспечение безопасности эксплуатации сложных технических систем, контроль над
едиными энергосистемами и другие направления государственного участия в
технико-экономическом управлении и контроле расщепляют права собственности,
ограничивают абсолютизацию частной формы. Экономическая политика прямо влияет
на потоки присваиваемых доходов. Государственная собственность, рассматриваемая
не как запасы (имущество), а как потоки, включает в себя бюджет, разрешительные
права на недра, воздушное и водное пространство, массивы информации, права на
вещательные частоты и т.д. Если рассматривать государственную собственность не
только как долю государственного сектора экономики, а в предложенном выше
смысле, то она имеют тенденцию к росту во всех развитых странах с рыночной
экономикой.
4. Со стороны управления – это сочетание
уровней индивидуального, корпоративного и государственного управления. Характер
сочетания этих уровней нужно исследовать и установить тенденции их изменений.
5. Процессы глобализации и открытость экономик
требуют конкретизации на международном уровне всех перечисленных выше процессов
и тенденций: технологический прогресс, обобществление, собственность,
управление.
Без активизации государства, которое само
должно быть социально ориентировано и социально ответственно выстроить
указанное направление развития экономики невозможно.
6. В последние десятилетия получило
распространение понятие «социальная смешанная экономика» или «социальная
рыночная экономика». Но нет расшифровки прилагательного «социальная».
Преобладает трактовка, связанная с реализацией социальных программ на основе
перераспределительных процессов.
Данный подход выше был дополнен
производственной трактовкой социализации. Имеется еще один аспект проблемы,
связанный с социальной структурой общества. Он имеет особую актуальность для
переходной экономики России. Суть вопроса состоит в следующем: в пользу каких
социальных слоев общества перераспределяются ресурсы, потоки доходов и вообще
экономическая власть в переходной экономики России. Вариантом наиболее общего
ответа является – в пользу зарождающегося социального слоя предпринимателей.
Это верно только в самом общем виде. На самом деле сам слой предпринимательства
неоднороден. «Первое издание» капитализма в России сопровождалось бурным ростом
экономики, техническим развитием, поскольку весь слой предпринимателей был
экономически заинтересован в инновациях, техническом прогрессе, росте
производства и конкурентоспособности.
Благополучие любого предпринимателя было результатом
его личных усилий в этом направлении. Никакая милость не доставалась со стороны
государства в виде имущества и потоков дохода. Производственные ресурсы
переходили в руки созидательных социальных слоев общества. Основной социально
объяснимый результат реформ состоит в том, что ресурсы, потоки доходов,
созданные плановой экономикой и экономическая власть перешли во владение
значительной части социально-паразитических и даже криминальных слоев общества.
В причинной связи с этим процессом находится структурно эшелонированная
коррупция в структурах государственной власти и управления. Это важнейший
социальный аспект негативного формирования модели российской экономики. Борьба
с коррупцией в виде точечных ударов по «оборотням в погонах» не дает системных
результатов. Необходим существенный пересмотр итогов перераспределения
собственности и экономической власти, как основы коррупции. Некоторой
существенной попыткой в данном направлении является материал, подготовленный
Счетной палатой – анализ итогов приватизации и предложение возместить разницу
между номинальной и реальной ценой приватизированного имущества. Но даже эта
попытка не находит пока поддержки в органах законодательной власти. Эффективная
модель рыночной экономики может сложиться только на основе прогрессивной
социальной структуры общества, когда ресурсы и экономическая власть будут
распределены в пользу созидательных слоев общества с вытеснением социально
паразитирующих слоев общества. «Жестким ядром» социальной экономики должны быть
созидатели и инноваторы. Предприниматели должны владеть потоками доходов, ими
созданными. Профсоюзы и предприниматели должны состязаться в повышении
заработной платы. Тогда основу социально-рыночного хозяйства составит средний
класс. Государство должно овладеть потоками доходов, формирующихся на
монопольной и рентной основе для создания экономической основы укрепления
государственности и эффективной реализации социальных программ. Таковы контуры
социального аспекта формирования модели социальной экономики.
Социальный характер рыночной экономики в РФ
провозглашен и закреплен конституционно. Но до сих пор отсутствует
теоретическая основа для исследований в данном направлении. Доминирующая
неоклассическая теория не содержит достаточных оснований для теоретических и
нормативных исследований. Более того парадигмальные основы неоклассической
теории препятствуют научным разработкам в данном направлении. Например,
методологический индивидуализм противоречит сути социальной рыночной
экономики. Как уже отмечалось абсолютизация эгоцентрических способов
максимизации индивидуальной полезности соответствовала мелкотоварному и
раннекапиталистическому производству, когда отдельный индивид производил блага
и сам их реализовывал.
8. Важной проблемой в структуре социальной
экономики и роли государства является вопрос о собственности, ее структуре,
формах реализации. Особого внимания заслуживает государственная собственность.
Если подойти к ее содержанию не очень традиционно, с учетом методологии запасов
и потоков, то можно выделить следующие элементы:
·
принадлежащее государству имущество;
·
собственность на неимущественные права;
·
государственный бюджет;
·
элементы экономической политики.
Наша позиция о роли государственной
собственности в структуре отношений собственности нуждается в некотором
уточнении. Когда она измеряется исключительно принадлежащим государству
имуществом, то искажается ее действительная величина. Приватизаторы в России
ссылаются на то, что в развитых странах (например, в США) невелика доля
государственной собственности. Отсюда делается вывод: чтобы стать развитой
страной надо доприватизировать все, что еще осталось неприватизированным.
Предлагается даже приватизировать учебные заведения, учреждения культуры и т.д.
Собственность в данном случае рассматривается
как запас, как принадлежащее государству имущество. Но если рассмотреть
собственность как поток, которым распоряжается государство, то окажется, что
государственная собственность в США составит около половины ВВП. Имея в
распоряжении ресурсы такого масштаба государство может проводить эффективную
внешнюю и внутреннюю политики, в том числе, и экономическую. Опыт именно
развитых стран дает ориентиры на усиление роли государственной собственности.
Ее структура в разных странах формировалась под влиянием конкретно-исторических
причин. В одних странах государственное предпринимательство играет существенную
роль , в других основной центр тяжести государственной собственности ложится на
бюджет. Ставку на бюджет в структуре госсобственности могут делать те страны,
где установился баланс межсоциального распределения национального дохода,
отлажен национальный механизм эффективного сбора налогов, высока налоговая
дисциплина, гражданская и предпринимательская этика.
Россия пока еще очень далека от формирования
подобного рода традиций. В условиях коррупции, высокой доли теневой экономики,
олигархизации общества приватизация является неэффективной, поскольку ее
результаты направлены на усиление указанных негативных тенденций. В этих
условиях в России следует укрепить государственную собственность и прежде всего
в отраслях, где доходы не имеют предпринимательской основы.
Нефтедолларовые дожди играют в России
противоречивую роль. С одной стороны, обеспечивают бюджетное благополучие
государства, экономический рост. Но, с другой стороны, они держат правительство
в инерционном состоянии. Экономика движется на основе конъюнктурных
недолгосрочных факторах. Экономически прогрессивные факторы не задействуются.
Научная проработка принимаемых решений монополизирована узким кругом околоправительственных
экономистов. Их очевидные провалы свидетельствуют о том, что правительству (в
особенности, его экономическому блоку) следует сменить горделивую позу научной
самодостаточности на позицию заинтересованного диалога с академической и
университетской наукой, как это принято, кстати, в наиболее развитых странах.
Становление экономической науки. Возникновение классических и
других научных школ.
Экономическая теория является одной из
древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных
людей. Объясняется это тем, что изучение экономической теории - это реализация
объективной необходимости познания мотивов хозяйственной деятельности людей,
законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля и Ксенофонта до
сегодняшних дней.
Истоки экономической науки следует искать в
учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока -
колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III
в. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений
господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых
особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), указывалось на различия в
умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией
"высших" слоев, а второй - уделом "простолюдинов" основную
массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в
трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н. э.), высказывалась мысль о
том, что все люди равны от рождения, что "накопленным богатством"
должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной
собственности на землю. А поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению
рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.
Дальнейшее развитие экономическая мысль
получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта
(430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг.
до н. э.) - можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной
экономической науки, например, идея о полезности как основе ценности
хозяйственных благ, правильного обмена хозяйственных благ, обмена эквивалентов
и т. д. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался
занятием, неприличным для свободного гражданина, поэтому и продукт тогда
оценивался только с точки зрения его полезности, а не труда.
Экономические взгляды мыслителей Древнего
Рима: Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.),
Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.), Калумеллы (I в. н. э.), Сенеки (2-65 гг. н.
э.) - являлись своего рода развитием экономической мысли Древней Греции. Здесь
также обосновывается необходимость рабства, но уже находят свое отражение
упадок и разложение рабовладения. Так, Сенека, утверждавший, что все люди по
природе равны, осуждал рабство. Он писал: "Они рабы. Но они люди".
Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников
занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на
христианство, которое в свою очередь ознаменовало собой коренной переворот в
общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой
хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал:
"Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены,
социальной, а не индивидуальной оценки продуктов труда, понятия собственности,
богатства и многие другие экономические проблемы в той или иной степени
изложены в христианском учении.
Но все эти взгляды даже в совокупности не
представляют собой систематизированного учения об экономике, хотя термин
"экономия" (от греческих слов: "ойкос" - дом, хозяйство и
"номос" - учение, закон) впервые был введен в научный оборот
Аристотелем, изучавшим рабовладельческие хозяйства.
В настоящее время этот термин получил широкое
распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под экономией
обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо
ресурсов. Производным от греческого слова oikonomiya - искусство ведения
домашнего хозяйства - явился термин "экономика", который в современных
условиях используется в различных значениях:
1) хозяйство района, региона, страны,
группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России,
экономика Узбекистана и т. д.);
2) научная дисциплина, занимающаяся
изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов
производства (народонаселения, труда, управления и т. д.), отдельных отраслей
(промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, животноводства,
образования и т. д.);
3) исторически определенная совокупность
экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства,
распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую
систему.
Как наука, т.е. систематизированное знание о
сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла
в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры,
углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних
рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на
эти процессы появлением меркантилизма.
Сущность учения меркантилистов сводится к
определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они
заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо
источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли
с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в
переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями
торговцев и выражали их интересы.
Идейно близкой к меркантилизму является
экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение
национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем
введения таможенных барьеров, ограничения проникновения в страну иностранных
товаров и капиталов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|