Конкуренция, которая в той или иной степени
связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется
несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество
фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо
группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на
конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором
не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
Чистая монополия и совершенная конкуренция это
два крайних случая рыночной структуры которые встречаются в экономической
практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией
является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы ,хотя
и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или
уже существ. продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои
товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е.
многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые
товары. Кроме того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае
конкуренции абсолютно различных товаров(борьба за «карман» покупателя, между
секторами рынка).
Несовершенную конкуренцию принято
подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и
монополия. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции.
Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции
последнего. Олигополия — это структура рынка, на котором действуют
немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют
проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические фирмы используют в
основном методы неценовой конкуренции.
Понимание теории монополистической конкуренции
и олигополии особенно актуально в отечественной экономике, так как получив «в
наследство» от СССР крайне монополизированный рынок все экономические процессы
априори протекают в условиях несовершенной конкуренции и демонополизировать
рынок можно только зная её закономерности.
Монополия: понятие, условия существования, факторы
монопольной власти. Виды монополий. Монопольная власть и ее измерение.
Монополия — наиболее яркое проявление
несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка
само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками.
Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у
потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями
за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы.
В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант.
Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией
монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.
Всевластию монополиста помогает уникальность
(незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока
добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то
ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса
перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на
подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет
монополисту диктовать свои условия с позиции силы.
Укрепляет власть монополиста над
рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей
отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью
отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о
ценах, которые сам же и устанавливает.
Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств
создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные
предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти
преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один
производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата
по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов
последнего.
Нынешнее поколение россиян, на своем опыте
испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу бытовых
примеров подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно безраздельно
господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после того как
монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.
Именно поэтому монополистическая структура
рынка там, где она существует, защищена целой системой практически
непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов.
Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:
1. преимущества крупного производства
(вплоть до естественной монополии);
2. легальные барьеры (монопольное владение
источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения,
санкционированные государством исключительные права);
3. нечестная конкуренция.
В монополизированной отрасли эффективны лишь
крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где
размеры создают крупные преимущества в издержках. Это положение теории
многократно проверено практическим опытом.
Дело в том, что высокие прибыли монополистов
всегда были предметом зависти мелких компаний. В истории многих стран
зафиксированы попытки мелких фирм под тем или иным названием создать картель
(ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. официально картели
запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия
поставщикам и потребителям.
Исходя из принципа различной степени
ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть классифицированы как
закрытые, производственные, природные, естественные и открытые. В силу
различных обстоятельств одна фирма может стать единственным поставщиком
продукции на рынке.
Закрытая монополия. Закрытая монополия
возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо
препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной
деятельности, либо не допускают возможность использования чужой
интеллектуальной собственности. На защите последней стоит прежде всего
патентное право и институт авторских прав.
Естественная монополия. Естественная монополия
образуется в тех отраслях , в которых долгосрочные издержки достигают
минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В
таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит
его объем, на который предъявляется спрос по любой цене, достаточной для
покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между
двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства
каждой будут далеки от оптимума, что как снизит эффективность их деятельности
, так и вызовет потери у потребителей в результате роста цен. Близкой по
характеру к естественной является производственная монополия.
Природная монополия. Природные монополии возникают
в результате наличия уникальных природных явлений (климат , природные
ископаемые, редкость определенного сырья , расположение).
Открытая монополия. Открытая монополия
характеризуется тем , что фирма на некоторое время становится единственным
поставщиком какого-либо продукта , не в результате какой-либо защиты от
конкурентов , как это имеет место в случае закрытой или естественной
монополии , а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации
открытой монополии часто оказываются фирмы , впервые вышедшие на рынок с новой
продукцией.
Однако это не исключает появления
конкурентов, но они могут появиться на рынке гораздо позже. Конечно, данная
классификация имеет весьма упрощенный характер. Отдельные фирмы при
стечении благоприятных для них обстоятельств могут обладать чертами сразу
нескольких видов монополий. К их числу относятся компании , обслуживающие
систему телефонной связи , электрические и газовые компании , которые сочетают
в себе одновременно свойства и естественной монополии , предопределяемой
уровнем технического и технологического развития отрасли , и закрытой монополии
, связанной с появлением на определенном этапе развития экономики тех или иных
юридических барьеров для вступления в отрасль.
В принципе, на больших исторических интервалах
времени все без исключения монополии считаются открытыми. Действительно ,
легальные барьеры , которые защищают закрытые монополии от конкурентов , могут
быть либо обойдены , либо опротестованы , либо отменены , что нередко встречается
в антимонопольной практике различных стран.
Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в
олигополистической отрасли. Модели олигополистического рынка.
Олигополией называют тип рынка, на
котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура
продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной
(автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по
вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами
на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа
являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем
чтобы не допустить в нее новых конкурентов.
Особенностью олигополии является
взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное
решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных
действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное
ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и
объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция
конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна
отражать все эти три момента.
Олигополия — это структура рынка, на котором
действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют
проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как
стандартизированные, так и дифференцированные продукты.
Отношения между фирмами характеризуются как
взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в
отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции
соперников.
Олигополистические фирмы используют в основном
методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих
олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного
периода, времени. В отличие от других структур рынка универсальной теории
олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно
значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает
специальный случай, который имеет место только при определенных условиях.
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в
современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой
промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и
самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
Олигополия представляет собой рыночную
структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое
число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и
обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что
компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической
отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто
действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится
столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность
определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят
те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета
принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции.
Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей
в условиях монополистической конкуренции.
Главной же причиной формирования олигополии
является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает
олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы
обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные
фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Монополистическая конкуренция: особенности рыночной
структуры.
Существуют два крайних типа рынков:
совершенная конкуренция и чистая монополия. Однако реальные рынки не
укладываются в эти типы, они очень разнообразны. Монополистическая конкуренция
— распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь
незначительна.
Отметим основные черты, характеризующие
монополистическую конкуренцию:
- на рынке
присутствует относительно большое число мелких фирм;
- эти фирмы
производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то
специфичен, потребитель легко может найти товары заменители и переключить
свой спрос на них;
- вступление новых
фирм в отрасль не является сложным.
Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье,
ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов.
Эффект масштаба также не требует развития крупного, производства. Спрос на
продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не
является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к
монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды.
Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую,
чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется
слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных
фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической
промышленности, производству одежды, лекарств и тд.
Рынки факторов производства. Особенности формирования спроса
и предложения на рынках факторов производства.
Предприятия производят свою продукцию с
помощью факторов производства.Факторы производства - это производительные силы,
которые участвуют в создании жизненных благ, используемых обществом для
удовлетворения своих потребностей.
Факторы производства можно разделить на два
вида: личный фактор работники, и вещественный фактор средства производства. Для
согласованного функционирования факторов производства необходимо использовать
их в правильных количественных соотношениях. Необходимо найти такое соотношение
этих факторов, которое позволит извлечь наибольшую выгоду из их использования.
То есть, нужно определить такое сочетание факторов производства, при котором
издержки предприятия были бы минимальными, а эффективность производства
максимальной. Это сочетание постоянно меняется в результате изменения цен на
факторы производства.
Рынок труда или рынок рабочей силы позволяет ее свободную продажу по рыночной цене, которая представляет
собой цену соглашения между поставщиком рабочей силы и нанимателем с учетом
предусмотренного законом минимальной заработной платы. Инструментом,
регулирующим отношения в условиях рынка между работником и нанимателем,
является добровольно заключаемый контракт. В процессе функционирования рынка
труда взаимодействуют рыночный спрос на трудовые услуги и рыночное предложение
услуг труда. Под рыночным спросом на трудовые услуги понимают совокупный, общий
объем спроса на эти услуги при определенной цене со стороны всех предприятий.
Под рыночным предложением услуг труда понимают совокупный объем предложения
этих услуг при определенной цене всеми работниками.
Рынок труда - рынок, на котором в результате
взаимодействия спроса на труд и предложения трудовых услуг формируется цена на
трудовые ресурсы. Существует ряд факторов, которые влияют на уровень спроса на
трудовые услуги и их предложение.
Спрос на трудовые услуги изменяется под
воздействием следующих факторов: уровень цен на трудовые услуги; спрос на
продукцию, произведенную при помощи трудовых услуг; цены и объемы предлагаемых
ресурсов-заменителей труда; технологические изменения.
Изменения в предложении трудовых услуг могут
вызвать такие факторы как: численность работников, предлагающих свой труд;
численность населения; физические способности работников; альтернативная
стоимость наемного труда; доступность других источников дохода, помимо
заработной платы.
Труд можно разделить на несколько видов в
зависимости от его количественных и качественных характеристик:
квалифицированный и неквалифицированный, простой и сложный, мужской, женский и
детский. На всех этих рынках уровень оплаты труда дифференцирован.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|