Парадокс Гиффена
При росте цен на определенные товары
наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу
товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти
товары получили название благ низшего порядка. Предполагается, что Гиффен
описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют
потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому,
что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую
пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на
картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса.
Пересечение кривых спроса и предложения определяет
цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую
другую цену конкуренция делает неустойчивой.
Избыточный спрос или дефицит сопутствующий
ценам ниже цены равновесия свиде-тельствует, что покупателям необходимо платить
более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет
- побуждать фирмы
к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара
- вытеснять
некоторых потребителей с рынка.
Избыточное предложение, или излишки продукции,
возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг
с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие
цены будут
- подсказывать
фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство
данной продукции и
- привлекут на
рынок дополнительных покупателей.
Что бы привлечь внимание потребителя к тому
или иному товару необходимо выяснить: кто именно покупает, как именно покупает,
когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает. Фирма,
по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные
характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное
преимущество перед конкурентами.
Эластичность спроса и предложения: содержание, виды,
практическое применение.
Эластичность спроса — изменение спроса на данный
товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением
цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема
превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше
прироста спроса.
Спрос и предложение разных товаров по-разному
чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность - это степень
чувствительности спроса и предложения к различным факторам.
Рассмотрим сначала эластичность спроса.
Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене
(прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на
какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса
по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при
уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.
ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей
(субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на
этот товар.
ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар
тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более
агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.
Агрегирование—это объединение товара с другими
товарами во все более и более расширяющиеся группы.
ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар
одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар,
производимый во всей совокупности.
ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары,
расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя,
обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных
бюджетных расходов.
С этой точки зрения, 20% снижение цен на
автомобили окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное
понижение цены на зубные щетки. Спрос на автомобили ощутимо возрастет, на
зубные щетки—слабо.
ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую
эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не
располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши
отличается высокой эластичностью.
ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для
большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с
уменьшением цен—падает.
Это происходит потому, что снижение цены
какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения.
Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит
товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится.
ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение
спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к
снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает
вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.
ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность
спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в
пределах которых принимается решение о покупке.
Существует ряд причин, по которым на коротких
временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных.
Причина первая. Полное приспособление к
изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре
потребления покупателя.
Причина вторая. Увеличение цены одного товара
стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более
широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам
уже известно.
Причина третья. Медленная, постепенная
адаптация вкусов потребителей.
Эластичность предложения показывает степень
реакции производителя на изменение величины какого либо фактора. Ценовая
эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема
производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения
рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой
(продаваемой) продукции к процентному изменению цены:
ES = ((Q2-Q1)/Q1):
((P2-P1)/P1)
Если интенсивность реакции производителя на
изменение цен велика, то предложение эластично, и наоборот.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1. Фактор времени
2. Степень сохранности товара, стоимость
его хранения
3. Возможности (гибкость) технологического
процесса.
Важнейший фактор, влияющий на эластичность
предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы
отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта - время. Чем
больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше
эластичность.
Кроме фактора времени на предложение влияет
также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться,
а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро,
а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и
условия его хранения
Возможности технологического процесса также
влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно
перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся
спросом продукции и т.д.
Теория фирмы: неоклассическая и неоинституциональная теории.
Неоклассическая теория фирмы
Производственная фирма
Фирма – это организация, которая приобретает
факторы или услуги факторов производства (коими могут быть труд, капитал,
интеллектуальная собственность) и организует их трансформацию в некоторые
торгуемые товары и услуги, то есть в те товары и услуги, которые фирма не
потребляет сама, а реализует (не обязательно – продает) другим экономическим
агентам. Таким образом, фирма работает в три этапа:
- Собирает
полезные эффекты факторов производства (труд, капитал, материальные
активы, природные факторы производства) в комбинацию, которая выражается в
виде агрегированной производственной функции;
- Трансформирует
эту комбинацию в определенный набор благ, который имеет ценность для
кого-то вне фирмы;
- Реализует эти
блага, услуги, товары другим экономическим агентам (семьям, другим
предприятиям, государству).
Цели фирмы
Классическая форма фирмы имеет два
ограничения.
Фирма действует на рынке в рыночных условиях,
поэтому она никогда не получает свои факторы производства безвозмездно. Она
может их получить только двумя способами:
- приобретя в
собственность
- или взяв во
временное пользование.
Фирма действует на рынке, и этот рынок
характеризуется определенной степенью конкурентности. В силу этого, для нее внешним
образом заданы цены на те факторы, которые она привлекает, и на ту продукцию,
которую она поставляет на рынок.
На основании общей характеристики фирмы
невозможно сформулировать ее внешнюю цель, а введя два вышеназванных
ограничения, это уже сделать можно. Таковой целью является максимизация прибыли
- чистого валового дохода, который задается несколькими параметрами.
Конкуренция требует от фирмы работать по наиболее эффективному пути
использования имеющихся ресурсов. И фирма пытается извлечь максимальный чистый
доход, чтобы хозяева фирмы могли его либо инвестировать, либо потребить. Других
способов выживания, кроме извлечения максимального чистого дохода, у
коммерческой фирмы нет. Его извлечение возможно в двух вариантах: или это
извлечение дохода прямо сейчас; или это извлечение дохода в некотором
отсроченном периоде (в том числе постоянное извлечение дохода за вычетом
отчислений на капитализацию фирмы, ибо ее владелец рассматривает также
возможность ее будущей продажи). В любом случае мы говорим о прибыли в
краткосрочном или долгосрочном периоде. Классическая бизнес-фирма, разумеется,
не охватывает всего пространства действующих в экономике форм организаций, но в
рыночной экономике она доминирует.
Итак, в рамках неоклассического взгляда на
фирму, она представляется черным ящиком, на входе которого – потребляемые
ресурсы, а на выходе – произведенные блага. Из всего набора доступных
производственных возможностей лицо, принимающее решения (менеджер), выбирает
ту, которая соответствует целям фирмы – максимизирует прибыль ее владельцев.
Таким образом, между менеджером и владельцами фирмы абсолютно гармоничные
отношения, что позволяет фирме достигать эффективных результатов.
Преимущества, недостатки и открытые вопросы
неоклассического подхода
Уже давно всем экономистам ясно, что
неоклассический подход к природе фирмы достаточно схематичен, и что его
предпосылки очень часто расходятся с реальностью. Тем не менее, у этой теории
есть ряд положительных моментов:
·
неоклассическая теория фирмы допускает достаточно
общую математическую формализацию;
·
она достаточно полезна для анализа того, как
производственные решения фирмы меняются под влиянием внешних изменений,
(скажем, при росте рыночной ставки оплаты труда или падении налогов с продажи);
·
она удобна для моделирования последствий
стратегических взаимодействий между фирмами в условиях несовершенной
конкуренции, позволяя, например, установить связь между степенью концентрации в
отрасли и уровнем цен на производимые фирмами товары.
Помимо сильных сторон, неоклассический подход
к фирме имеет и ряд очевидных слабостей. Прежде всего, он игнорирует вопросы о
том, как устроено производство внутри фирмы, что заставляет наемного менеджера
действовать в интересах владельцев фирмы, и каким образом достигается
поставленная цель максимизации прибыли.
Современные теории фирмы четко разграничивают
понятие предприятия, как технологического процесса, и фирмы, как
институциональной единицы. Эти термины пересекаются, например, фирма может
владеть несколькими предприятиями, а может не иметь ни одного технологического
процесса. Пример такой структуры фирмы - распространенные в России толлинговые схемы,
основанные на давальческом принципе.
В неоинституциональном направлении теории
фирмы, фирма представляет собой набор контрактов, т.е. некая иерархия
осуществляющая управление контрактными отношениями и обладающая преимуществами
по сравнению с рыночной организацией, иначе все трансакции совершались на рынке
и фирма была бы не нужна (О. Уильямсон). Основное отличие в определении фирмы
институционального подхода от традиционного микроэкономического состоит в том,
что фирма не отождествляется с производственной функцией, а представляет собой
структуру управления и объект собственности (право на остаточный доход
(прибыль) и на остаточный контроль).
С проблемами организационного устройства
предприятия имеет дело неоинституциональная экономическая теория. Фирма
существует, потому что имеющейся в ней нерыночный механизм распределения
ресурсов действует более эффективно, чем рыночный механизм распределения
ресурсов за счет экономии на транзакционных издержках. Транзакционные издержки
- издержки на осуществление сделок или транзакций - являются фундаментом для
институциональной теории, в то время как трансформационные издержки - издержки
на трансформирование ресурсов в продукты - являются фундаментом для
неоклассической теории. К сожалению, неоклассическая и институциональная теория
до сих пор остаются самостоятельными направлениями.
Эволюционная теория фирма считает, что у фирмы
отсутствует единый критерий принятия решений. Этот критерий, отражающий
исторический путь успехов и неудач фирмы, складывается в процессе ее развития и
имеет динамический характер, меняясь от периода к периоду.
Эволюционная теория рассматривает предприятие
в двойственном аспекте: с одной стороны, как член популяции других фирм,
подверженный всем последствиям эволюции популяции, с другой стороны - как
индивидуум, обладающий собственными традициями и предпочтениями. Эволюционная
теория фокусируется на сложившихся правилах принятия решений и их изменениях
под действием внешней и внутренней среды. Предпринимательская модель фирмы
ставит во главу угла представление о фирме как о сфере приложения
предпринимательской инициативы. Согласно предпринимательской теории вовсе не
обязательно, чтобы предприниматель был в единственном числе в роли директора.
Предпринимательская теория различает предпринимателей трех типов:
·
макропредпринимателей, руководящих связями
предприятия с другими организациями, деловой, административной и
технологической средой, населением;
·
мезопредпринимателей, управляющих
материально-финансовыми потоками внутри предприятия;
·
микропредпринимателей, управляющими микрозвеньями
производства.
Поведение предприятия в рамках данной модели
описывается взаимодействием предпринимателей всех трех уровней.
Рыночная структура: понятие и определяющие признаки.
Классификация рыночных структур.
Рассмотрим положение предприятия и его
поведение в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка
понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на
положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных
предприятий на состояние рынка.
Знание структуры рынка необходимо для того,
чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как
поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
Можно сказать, что структура рынка определяет
степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют
следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической
конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции,
все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.
Тип рынка зависит от вида продукции,
количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход
из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее
Можно сказать, что структура рынка определяет
степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют
следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической
конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции,
все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции
Для того чтобы рынок был совершенно
конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих
продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая
однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и
выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и
потребителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|