Трансакционные издержки охватывают издержки
принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности,
ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения
вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру
условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися
обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали
достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые
потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов,
заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на
изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они
включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности
различных способов распределения ресурсов и организации производственной
деятельности.
Часть трансакционных издержек, которую можно
считать предварительной, относится к моменту до совершения сделки (сбор
информации), другая приходится на момент ее оформления (переговоры и заключение
контракта), третья носит постконтрактный характер (меры безопасности против
оппортунистического поведения, меры по восстановлению нарушенных прав
собственности).
Трансакционные издержки могут выступать не
только в явной, но также и в неявной форме. Если они настолько велики, что
вообще блокируют возможность трансакции, то зарегистрировать их не удается
(поскольку никаких сделок не совершается). Но от этого их воздействие не
становится менее реальным: ведь именно их чрезмерно высокий потенциальный
уровень заставляет экономических агентов отказываться от включения в процесс
обмена.
Таким образом, совокупные издержки общества
складываются из затрат земли, труда, капитала и предпринимательских
способностей, необходимых, во-первых, для преобразования физических свойств
различных благ (их цвета, химического состава, местоположения и т.д.) и,
во-вторых, для налаживания взаимодействия между самими экономическими агентами
(разграничения, защиты, передачи и объединения прав собственности). Если
уровень "трансформационных" издержек (как назвал их Д.Норт)
определяется в первую очередь технологическими факторами, то уровень
трансакционных издержек – институциональными.
Одна из важнейших особенностей трансакционных
издержек состоит в том, что они допускают значительную экономию на масштабах
деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек:
когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество потенциальных
продавцов и покупателей; договоры стандартизируются; стоимость разработки
законодательства или административных процедур мало зависит от того, какое
число лиц подпадает под действие.
Нужно отметить, что общепринятой классификации
трансакционных издержек не сложилось, каждый из исследователей обращал внимание
на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Дж.Стиглер выделил среди
них "информационные издержки", О. Уильямсон -- "издержки
оппортунистического поведения", М.Дженсен и У.Меклинг -- "издержки
мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения", Й.Барцель
-- "издержки измерения", П.Милгром и Дж.Робертс -- "издержки
влияния", Г.Хансманн -- "издержки коллективного принятия
решений". К.Далман включил в их состав "издержки сбора и переработки
информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки
контроля и юридической защиты выполнения контракта"
Попробуем рассмотреть их примерно в той
последовательности, в какой они возникают по ходу совершения сделок.
- Издержки поиска
информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать
информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов
потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на
данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и
ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с
неполнотой и несовершенством получаемой информации. Поиск может принимать
экстенсивные и интенсивные формы. В первом случае его целью является
ознакомление с как можно большим числом имеющихся вариантов, во втором --
как можно более углубленное изучение какого-то одного из них. Поиск
прекращается, когда ожидаемые предельные выгоды сравниваются с предельными
издержками его продолжения.
- Издержки ведения
переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение
переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем
больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки.
Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных,
плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.
- Издержки
измерения. Любой продукт или услуга -- это комплекс характеристик. В акте
обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их
оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие
качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться
суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Измерение -- это
квантификация информации: "Фактически ни один товар, выносимый на
продажу, не свободен от издержек измерения его свойств" ([7], с. 28).
Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на
проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью
обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок.
- Издержки
спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы
на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и
ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери
от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение требуется
сначала зафиксировать, затем оценить его тяжесть, обеспечить поимку или
явку нарушителя, наложить наказание. Все это обходится далеко не
бесплатно. Некоторые авторы (Д.Норт) относят сюда же затраты на
поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов
общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм
является во многих случаях более экономным способом защиты прав
собственности, чем формализованный юридический контроль.
- Издержки
оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое
поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное
поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение
односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные
случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя
обязательствами и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной
оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. По существу,
это те же издержки измерения, но только относящиеся не к результатам, а
процессу -- не к передаваемым продуктам, а поведению контрагентов по
сделке.
- Издержки
"политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки,
сопровождающие принятие решений внутри организаций. Принятие решений на
рынке и в организации носит различный характер. Рыночная сделка будет
заключена только в том случае, если от нее выигрывают обе стороны. Всякий,
кто считает, что сделка ему невыгодна, имеет возможность от нее
отказаться. Добровольное обоюдное согласие дает минимальную гарантию
эффективности принимаемых на рынке решений, поскольку их необходимым
условием является ожидаемое повышение благосостояния обоих участников
(или, по меньшей мере, неухудшение благосостояния никого из них).
Трудности и потери, возникающие при попытках достижения взаимного согласия,
служат источником издержек поиска, издержек ведения переговоров и др., о
которых речь шла выше.
Теория переходной экономики и трансформации
социально-экономических систем.
Термином "переходные экономики"
объединяются процессы институциональных изменений в странах Центральной
Восточной Европы и на территории бывшего СССР, начавшиеся после прекращения
функционирования в них социально-экономических систем, представлявших собой
сочетание монопольной политической власти в обществе одной партии и планового
хозяйствования в масштабах всей страны.
Переходная экономика по своей природе есть
особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период
перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика
характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху,
эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый
характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или
другой ступени.
Основные черты переходной экономики как
особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но
определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.
Отсюда первая черта – характерная
неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в
процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они
выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной
экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.
Переходная экономика характерна изменениями
иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем
чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчивое
состояние. Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят
''безвозвратный'' характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей
системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой
экономической системе.
Вторая черта, вытекающая из первой, -
альтернативный характер развития переходной экономики. Конечно,
альтернативность эта имеет определенные границы, но означает, что итоги
развития переходной экономики могут быть вариантны. Это вытекает из природы
переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний,
а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот
период.
Третья черта – появление и функционирование
особых переходных экономических форм. В этом также проявляется ''смешанность''
старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное''
содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами,
служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.
Четвертая черта - особый характер противоречий
в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то
есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими
субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена
переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер:
речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане
переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий,
что связаны с революциями и социально-политическими.
Пятая черта – историчность переходной
экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с
историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество
переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое –
современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния,
и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его
экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых, историчность
переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной
страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях
восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития
каждой страны.
Ученые называют это время переходным периодом.
Переходной период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок
времени, в течении которого завершается демонтаж административно-командной
системы и формируется система основных рыночных институтов. Под исторически
непродолжительным периодом времени понимается период в 10-15, максимум 20 лет.
Обычно начало трансформации связано с утратой государственной власти прежними
коммунистическими партиями, прекращением функционирования прежних
законодательных и исполнительных органов и приходом власти новых,
некоммунистических политических сил.
Отношения и права собственности в переходной
экономике от "обычных" рыночных экономик развитых стран отличает
следующее: Во-первых, отношения носят не постоянный характер. Чрезвычайная
подвижность собственности, когда предприятия переходят из "рук в руки"
позволяет сделать вывод о далеко не максимальной эффективности фирм, ставящих в
переходный период совершенно другие цели нежели фирмы в рыночной экономике, а
именно: выживание, поддержание "на плаву", сохранение
квалифицированных кадров и т.п.
Во-вторых, права собственности слабо
специфицированы. Это характерно и для экономической, и для институциональной, и
для правовой спецификаций. В Западной Европе прообразом правовой системы
послужило римское право на собственность, основой которого является право владеть,
пользоваться и распоряжаться. Российское законодательство на землю дает право
владеть и пользоваться, но не распоряжаться, что сдерживает инвестиции не
только в сельское хозяйство, а также и в производство.
В-третьих, перерождение новых отношений и прав
собственности происходит в условиях сохранения инертности в хозяйственной,
институциональной и правовой сферах. Не следует преувеличивать скорость
трансформации, т.к. при длительном существовании старых обществ несколько
поколений людей воспринимают их как естественные и нуждаются в переучивании для
того, чтобы приспособиться к новым условиям.
В-четвертых, наличие качественных,
принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированности
прав обуславливает существенно большую, чем в стабильной экономике, роль
институциональных, политических и других волевых факторов в динамике
собственности и типичность разрыва форм и содержания собственности.
Существует четыре пути образования частной
собственности в переходной экономике. Самым распространенным является
приватизация государственной собственности, т.к. подавляющая часть
собственности в плановых экономиках являлась именно государственной. Другим
способом является присвоение государственной собственности. Несмотря на то, что
этот способ является незаконным, тем не менее он получил некоторое
распространение в переходных экономиках, особенно в первые годы трансформации.
В-третьих, можно легализовать теневую экономику, так называемый
"черный" рынок, являющийся постоянным атрибутом плановой экономики.
И, наконец, возникновение частной собственности посредством преобразования
накоплений отдельных граждан.
Либерализация цен в переходной экономике
призвана обеспечить: эффективность экономики в целом; формирование рыночного
механизма ценообразования, ориентирующегося на потребителя. Однако на пути
перехода возникает множество сложностей, не позволяющих достигнуть намеченных
результатов. Это наличие огромного числа государственных предприятий, не
имеющих достаточных стимулов для роста прибыли за счет снижения затрат; слабая
конкурентная среда; высокая степень монополизма; недостатки организации
свободной торговли, позволяющие уходить от налогов; поведение покупателя и
продавца в условиях инфляционного ожидания.
Сама по себе либерализация не ведет к повышению
эффективности производства, она лишь позволяет предприятиям вести собственную
ценовую политику, вместе с этим предприятия должны учитывать не только затраты
производства для определения цен, но и спрос на собственную продукцию. В период
трансформации экономики фирме для того чтобы повысить уровень прибыльности и
рентабельности производства можно незначительно поднять цену и желанная цель
будет достигнута, не утруждая себя заботами о снижении издержек производства.
Поэтому для становления нормального процесса рыночного ценообразования
необходимо вмешательство государства в образование цен и проведение системы
преобразований, направленных на становление условий для рыночного
ценообразования.
Представить полную периодизацию пока
невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути
к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что
постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.
Первый этап – это макроэкономическая
стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа –
подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной
сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с
либерализации цен и завершился в 1996-1997 гг, когда удалось победить инфляцию,
создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и
завершить первый (ваучерный) этап приватизации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|