Меню
Поиск



рефераты скачать Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «АГАТ»

 

3.1.         Анализ состава и структуры затрат(9)


Дадим характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат и объясним возможные причины изменения в зависимости от трансформации производственной программы.

Анализ себестоимости продукции обычно начинается с изучения динамики и структуры общей суммы затрат в целом и по экономическим элементам. На основе формы № 5 заполним таблицу № 9.

Данные таблицы 9 показывают, что расходы по обычным видам деятельности за отчетный год увеличились на 375968 тыс. руб. или на 10%, что может быть обусловлено как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и изменением структуры продукции, ростом цен на материальные ресурсы, инфляционным приростом амортизации, тарифных ставок и т.п.  Рост произошел по всем видам, в том числе по материальным затратам на 15,47%; по заработной плате – на 7,37%, по отчислениям на социальные нужды – на 7,38%; по амортизационным отчислениям на 11,72% и по прочим затратам на 13,23%.

Таблица 9

Расходы по обычным видам деятельности по элементном в разрезе затрат


№ п/п

Наименование

элемента

затрат по обычным видам деятельности

За отчетный год

За прошлый год

Отклонение

тыс. руб.

Уд.вес,

    %

тыс. руб.

Уд.вес,

    %

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Материальные затраты

903420

21,84

782400

20,80

121020

 +1,04

2

Затраты на оплату труда

2002320

48,40

1864800

49,58

137520

-1,18

3

Отчисления на социальные нужды

518430

12,53

482790

12,84

35640

-0,31

4

Амортизация

128320

3,10

114860

3,05

13460

+0,05

5

Прочие затраты

584912

14,13


516584

13,73


68328

+0,40

6

Итого

4137402

100

3761434

100

375968

Х


Также несколько изменилась и структура затрат: доля прочих затрат увеличилась совсем незначительно и составила 14,13% вместо прошлогодних 13,73%, доля затрат по оплате труда и отчислений на социальные нужды снизилась хотя совсем незначительно . При этом как в прошлом, так и в отчетном году наибольший удельный вес в структуре затрат имели материальные затраты и затраты на оплату труда.


3.2. Анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции (10)


Охарактеризуем динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб.продаж). Выявим влияние на изменение структуры проданной продукции, себестоимости единицы отдельных ее видов и цен на нее на основании данных, приведенных в Приложении 2, и дополнительно произведенных расчетов.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на 1 рубль продукции, который характеризует издержкоемкость продукции. Он выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный и, во-вторых, показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

На изменение уровня затрат на 1 рубль продаж могут оказывать влияние изменения структуры реализованной продукции, себестоимости отдельных ее видов и цен на нее. Для анализа затрат на 1 рубль продаж на основе исходных данных Приложения 2 заполняются строки 6 и 7 таблицы 10.

Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года определяется (графы 5,7,9,11 строка 6): количество изделий отчетного года(Q1)×себестоимость единицы прошлого года(P0).

Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года определяется (графы 5,7,9,11 строка 7): количество изделий отчетного года(Q1)×цена прошлого года (Z 0).

Таблица 10

Вспомогательные расчеты к определению индексов о затратах на 1 руб. продаж


№ п/п

Показатель

Условное обозна-чение

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Количество, шт

Q

8640

9800

4800

4600

6560

7600

20000

22000

2

Цена, тыс. руб.

Z

184,5

186

263,3

262,8

190,5

195,45

Х

Х

3

Стоимость, тыс. руб.

QZ

1594080

1822800

1263840

1208880

1249680

1485420

4107600

4517100

4

Себестоимость единицы , тыс. руб.

P

166,56

165,4

242,6

249,3

176,5

180,2

Х

Х

5

Себестоимость продукции, тыс. руб.

QP

1447200

1620920

1164480

1146780

1157840

1369520

3761360

4137220

6

Себестоимость  продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года, тыс. руб.

Q1P0

Х

1632288

Х

1115960

Х

1341400

Х

4089648

7

Стоимость продаж отчетного года по ценам    прошлого года, тыс. руб.

Q1Z0

Х

1808100

Х

1211180

Х

1447800

Х

4467080


Для расчета  влияния указанных факторов на уровень затрат на 1 рубль продаж способом цепной подстановки в таблице 11 (графы 6 и 7) формируется система относительных показателей.

Согласно данным таблицы 11 общее отклонение в затратах на 1 руб. продукции (стр.4-стр.1): 91,59–91,57= +0,02 коп., т.е. в отчетном году наблюдается рост затрат на 1 рубль продаж, что является отрицательной характеристикой деятельности предприятия, хотя увеличение затрат как мы видим не значительное 0,02коп.

Таблица 11

Расчет влияния факторов на уровень затрат на 1 руб. продаж


Показатели

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Себестоимость продукции в отпускных ценах, тыс. руб.

Затраты на 1
рубль продаж,
коп.

1

2

3

4

5

6

7

1.Предыдущий год

∑Q0P0

3761360

∑Q0Z0

4107600

91,57

2. Исходя из выпуска и ассортимента отчетного года по себестоимости
и динамике предыдущего года

∑Q1P0

4089648

∑Q1Z0

4467080

91,55

3. Отчетный год в ценах на продукцию предыдущего года

∑Q1P1

4137220

∑Q1Z0

4467080

92,62

4. Отчетный год по текущим ценам

∑Q1P1

4137220

∑Q1Z1

4517100

91,59


Влияние отдельных факторов на изменение затрат на 1 рубль продаж:

1) влияние изменения структуры и ассортимента (стр. 2–стр.1): 91,55 – 91,57 = -0,02 коп., т. е. снижение удельного веса  в общем объеме продаж низкорентабельных видов продукции привело к уменьшению уровня затрат на 0,02 коп.;

2) влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции (стр. 3 – стр. 2): 92,62 – 91,55 = +1,07 коп., т.е. увеличение себестоимости отдельных видов продукции в отчетном году привело к увеличению  затрат на 1 рубль продукции на 1,07 коп.;

3) влияние изменения цен на продукцию (стр. 4 – стр. 3): 91,59 – 92,62 = - 1,03 коп., т.е. увеличение цен на продукцию в отчетном году в итоге привело к снижению затрат на 1 рубль продукции на 1,03 коп.

Балансовая проверка:-0,02+ 1,07 – 1,03 = 0,02 коп.=91,59-91,57


3.3. Анализ влияния факторов на уровень материальных затрат(11)


Прямые материальные затраты имеют наибольший удельный вес в себестоимости продукции ОАО «Агат». Согласно исходным данным (Приложение 3) общая сумма материальных затрат зависит от количества израсходованного материала и цен на него.

Таблица 12

Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат.

№ п/п

Наименование

материала

Количество

израсходованного

материала, т

Цена, тыс. руб.

Стоимость израсходованного материала, тыс. руб.

(гр.3´гр.5); (гр.4´гр.6)

Отклонения

(+/-)

Отч. год

Прош. год

Отч. год

Прош. год

Отч. год

Прош. год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Материал вида Х

2010

2240

149

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.