|
Степень влияния факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов рассчитаем методом относительных отклонений: 1. Рассчитаем динамику изменения числа рабочих % динамики=8750/8150=107,36% 2. Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом Отклонение = %динамики -100%= 107,36%-100%=7,36% 3. Рассчитаем влияние данного фактора на изменение объема продаж Влияние фактора = V0*отклонение/100=4107600*7,36/100=302,40тыс. рублей. Аналогичным способом рассчитаем и остальные факторы. Определив влияние на изменение объема продаж всех факторов ∆V=302,40+284,04+576,79=1163.23 тыс.руб. Можно говорить о том, что на предприятии ООО «АГАТ» произошел рост объема продаж на 1163.23 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом. На данное изменение оказали влияние следующие факторы: Увеличение числа рабочих на 600человек в отчетном году привело к увеличению объема продаж на 302,40 тыс.рублей или на 7,37% Уменьшение в отчетном году среднего числа дней отработанных одним рабочим на 1 день, вызванное увеличением целодневных потерь рабочего времени или дополнительными выходными в связи с праздниками снизили объем продаж на 284,04тыс.руб. В отчетном году на 0,5часа увеличилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом. Уменьшение внутрисменных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 576,79тыс.рублей. Для ОАО «Агат» общий резерв увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов составляет 185663тыс. руб. (интенсивный фактор) (18360+167302) это может говорить о снижении внутрисменных простоев, а также полной их ликвидации, что является внутренним резервом роста. 1.2. Определение влияния на объема продаж отдельных факторов, связанных с использованием материаловПолученные данные обобщим в таблице №2 и охарактеризуем в пояснениях к результатам произведенных расчетов. Влияние факторов, связанных с использованием материалов, на объем продаж, можно выявить на основе двухфакторной модели: V = МЗ ´ Мо, где: МЗ – сумма потребленных материалов на производство продукции; Мо – материалоотдача. Расчет влияния данных факторов производится в таблице 2 способом абсолютных разниц: ΔV (МЗ) = Δ МЗ ´ Мо0; ΔV(Мо) = Δ Мо ´ МЗ1. Таблица 2 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№п\п |
Показатель |
Условное обозначение |
Прошлый год (0) |
Отчетный год (1) |
Отклонение (+, -) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А |
Б |
В |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Объем продаж (без НДС), тыс. руб. |
V |
4107600 |
4517100 |
+409500 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Стоимость материалов в себестоимости продаж (данные из формы № 5), тыс. руб. |
MЗ |
782400 |
903420 |
+121020 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Материалоотдача проданной продукции (стр. 1: стр.2) |
M0 |
5,25 |
5 |
-0,25 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Степень влияния следующих факторов: |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
изменения стоимости материалов |
∆V(MЗ) |
Х |
Х |
+635355 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
изменения материалоотдачи продаж |
∆VMО) |
Х |
Х |
-225855 |
Зная объем продаж V и стоимость материалов в себестоимости продаж МЗ найдем материалоотдачу проданной продукции Мо
Мо(пр.г.)=4107600/782400=5,25
Мо(отч.г.)= 4517100/903420=5
Отклонение в материалоотдаче проданной продукции составит -0,25
Исходя из сделанных расчетов представленных в таблице №2 можно делать вывод о том, что на предприятии произошел рост объема продаж на 409500тыс.руб по сравнению с предшествующим годом.
Положительное влияние на объем продаж оказал экстенсивный фактор, т.е. увеличение в отчетном году стоимости материалов в себестоимости продаж на 121020тыс.руб. или на 15,47%, что позволило увеличить объем продаж на 635355тысруб.
Отрицательное влияние на объем продаж в отчетном году оказало снижение материалоотдачи. Ее снижение повлекло уменьшение объема продаж на 225855тыс.руб.
Величина отрицательно повлиявшего фактора - есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Данный резерв составит 225855 тыс.руб.
Рассмотрим влияние по отдельности каждого вида материалов:
№
п/п
Наименование материала
Кол-во израсходованного материала, т
Цена, тыс.руб.
Стоимость израсходованного материала, тыс.руб.
Отч.г.
Прошл.г.
Отч.г.
Прош.г.
Отч.г.
Прош.г.
1
Материал вида Х
2010
2240
149
146
299490
327040
2
Материал вида Y
1610
1360
158
160
254380
217600
3
Материал вида Z
1020
580
116,50
112
118830
64960
4
Материал вида W
2240
1800
103
96
230720
172800
Итого
Х
Х
Х
Х
903420
782400
Эффективное использование материалов
Материалы вида Х:
2240*146=327040тыс.руб.
2010*146=293460-327040=-33580(тыс.руб) (влияние количества материалов)
2010*149=299490-293460=+6030(тыс.руб.)(влияние цены)
За счет снижения использованных материалов в отчетном году, произошло и снижение себестоимости, что привело к увеличению прибыли на 33580-6030=27550тыс.руб
Материалы вида Y:
1360*160=217600тыс.руб.
1610*160=257600-217600=+40000тыс.руб (влияние кол-ва материалов)
1610*158=254380-257600=-3220тыс.руб(влияние цены)
За счет увеличения количества израсходованного материала, но снижения цены материалов в отчетном году произошло незначительное влияние на снижение прибыли за счет данного материала.
Материалы вида Z:
580*112=64960тыс.руб
1020*112=114240-64960=+49280тыс.руб влияние кол-ва материалов
1020*116,50=118830-114240=+4590тыс.руб влияние изменения цены
За счет увеличения количества материалов в отчетном году по сравнению с прошлым произошел и рост себестоимости материалов, что привело к снижению прибыли по данному виду продукции.
Материалы вида W:
1800*96=172800тыс.руб.
2240*96=215040-172800=+42240тыс.руб влияние изменения количества материалов
2240*103=230720-215040=+15680тыс.руб влияние изменения цены.
Исходя из сделанных расчетов мы видим возможность взять в резерв –
- по цене материалы вида: Y. Z и W, что составит
40000+49280+42240=131520тыс.руб
- в снижение себестоимости количество материалов вида: X. Z и W, что составит 6030+4590+15680=26300тыс.руб.
1.3. Определение влияния на прирост объема продаж факторов, связанных с использованием основных средств
На изменение объема производства и продаж продукции могут влиять обеспеченность предприятия основными средствами (ОСа) и интенсивность их использования, т.е. фондооотдача (Фо). Влияние данных факторов можно представить в виде модели: V= ОСа ´ Фоа.
В свою очередь факторная модель фондоотдачи включает количество дней работы оборудования (Чд), коэффициент сменности (Ксм), среднюю продолжительность рабочей смены (Чч), среднечасовую выработку на 1 тыс. руб. стоимости основных средств оборудования (Вч). Таким образом, влияние указанных факторов на прирост объема продаж можно представить в виде модели:
V = ОСа ´ Фоа = ОСа×Чд × Ксм × Чч × Вч..
Определим степень влияния отдельных факторов на объем продаж способом цепной подстановки. Для подстановки данных в модель Вч необходимо разделить на 1000, т.к. данный показатель рассчитан на 1 тыс. руб.
Для определения среднегодовой стоимости активной части производственных основных средств произведем расчеты
ОСапр.г.=1062400+(842600+376840)/2=1141000тыс.руб.
ОСаотч.г.=1219600+1280400/2=1250000тыс.руб
V0 = ОСпр0× Чд0 × Ксм0 × Чч0 × Вч0.= 1141000 ´ 240 ´ 1 ´ 7,5 ´0,002 = 4107600 тыс. руб.
- 1 подстановка: влияние на объем продаж изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части основных производственных фондов:
∆V (ОСпр)=ОСпр1× Чд 0×Ксм0× Чч 0×Вч0 = 1250000´240´1´7,5´0,002 = 4500000тыс.руб-4107600тыс.руб=+392400тыс.руб. или +9,55%
- 2 подстановка: влияние на объем продаж изменения количества дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии:
∆V (Д) = ОСпр1× Чд1 × Ксм0 × Чч0 × Вч0 = 1250000´239´1´7,5´0,002 = 4481250 тыс. руб.; 4481250 – 450000 = -18750 тыс. руб.; -0,42%
- 3 подстановка: влияние на объем продаж изменения коэффициента сменности работы оборудования:
∆V(Ксм) = ОСпр1×Чд1×Ксм1×Чч0×Вч0 = 1250000´239´1,05´7,5´0,002=
4705312,50 тыс. руб.; 4705312,50–4481250= +224062,5 тыс. руб.; +5%
- 4 подстановка: влияние на объем продаж изменение средней продолжительности смены:
∆V(Тсм) = ОСпр 1× Чд1 × Ксм1× Чч1 × Вч0 = 1250000 ´ 239 ´1,05´8´0,002
= 5019000 тыс. руб.; 5019000 – 4705312,50 = +313687,5 тыс. руб.; +6,67%
- 5 подстановка: влияние на объем продаж изменения объема продаж, приходящегося на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования:
∆V(Вч) = ОСпр1× Чд 1 × Ксм1 × Чч 1 × Вч1 = 1250000 ´239 ´1,05 ´8 ´0,0018
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.