Развитию долговременного стратегического партнерства
между Казахстаном и Соединенными Штатами Америки во многом способствовали как
инициатива по развитию взаимовыгодного сотрудничества, так и личные дружеские
связи и взаимоотношения Президента Н.А. Назарбаева с официальными
американскими представителями. 
Необходимо отметить, что США, как и Россия и Китай
уделяют особое внимание Казахстану как одному из самых весомых государств в
Центрально-Азиатском регионе. И поэтому решение спорных и проблемных вопросов
в этом регионе невозможно без участия Казахстана. Осознавая значимость
процессов в регионе, Президент Казахстана особое внимание уделяет
взаимодействию с государствами ЦАР. В настоящее время регион является зоной
столкновения интересов крупных геополитических «игроков», поэтому интеграция в
рамках ЦАР — объективная необходимость. 
 
 
 Десять лет назад в соответствии с принятым  Законом
Казахской ССР "Об учреждении поста (Президента Казахской ССР и внесении
изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР"[69] в Казахстане был учрежден институт
президентства. 
Конституция Казахстана гласила, что Главой Казахской
Советской Социалистической Республики является Президент Казахской ССР, избираемый
сроком на шесть лет. Глава государства являлся гарантом соблюдения прав и
свобод граждан на территории республики, Конституции и законов Казахской ССР,
принимал необходимые меры по охране суверенитета, безопасности, территориальной
целостности республики, представлял Казахстан внутри страны и в международных
отношениях, а также в Совете Федерации СССР. 
Согласно Конституции местом расположения Резиденции
Президента Казахской ССР определялась столица государства — город Алма-Ата. 
С провозглашением суверенитета главой государства в
первую очередь были предприняты шаги по укреплению органов государственного
управления страны. 
20 ноября 1990 года Президент Казахстана подписал Закон
"О совершенствовании структуры государственной власти и управления в
Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон)
Казахской ССР", согласно которому было установлено, что Президент
Казахской ССР является главой высшей исполнительной и распорядительной власти;
был учрежден пост вице-президента страны; упразднен Совет Министров и
образован Кабинет министров Казахстана. Новым законом учреждались посты
премьер-министра и государственных советников. Произошло объединение аппаратов
главы государства и Совета Министров страны в единый аппарат Президента и
Кабинета Министров Казахской ССР. При президенте страны был образован
консультативно-совещательный орган — Совет Республики. 
1 декабря 1991 года, после подведения итогов напряженной
предвыборной борьбы, Н.А. Назарбаев стал первым всенародно избранным Президентом,
получив поддержку более 98 процентов казахстанцев, принявших участие в
голосовании. 
Отправной точкой для осуществления правовой реформы и
создания новой законодательной базы в стране послужило принятие 28 января 1993
года Конституции Казахстана переходного периода. 
Время и кризис двух ветвей власти в России наглядно
показали, что формирование органов представительной власти по советским принципам
себя изжило и таит в себе опасность неизбежного противостояния.  
25 марта 1995 года Ассамблея народов Казахстанa —
уникальный общественный орган, созданный  по инициативе главы государства в
1994 году для изучения и учета интересов, а также всестороннего и равноправного
развития всех наций и народов страны, в целях сохранения единства общества и
недопущения глубокой поляризации политической и социальной обстановки в стране,
— приняла резолюцию о необходимости проведения республиканского референдума по
продлению полномочий Президента Республики Казахстан до 1 декабря 2000 года и
обратилась с данным предложением к главе государства. 
Итоги референдума, состоявшегося 29 апреля 1995 года,
когда за продление срока полномочий Президента Республики Казахстан
проголосовало 95,46 процента избирателей, стали ярким свидетельством
всенародной поддержки реформаторского курса Н.А. Назарбаева. 
В этот период деятельность Президента Н.А. Назарбаева,
как никогда, была напряженной и насыщенной. В отсутствие парламента глава
государства решительно принял на себя груз ответственности, издав 511 указов,
из которых 132 -имеющих силу закона, направленных на оживление экономики путем
создания новой и достаточной нормативно-правовой базы. Именно в это время были
изданы такие жизненно необходимые для продолжения реформ законы как "О
земле" "О нефти", "О Национальном банке", "Об
акцизах", "О банкротстве" и другие. Увидели свет акты главы
государства "О выборах в Республике Казахстан", "О Президенте
Республики Казахстан", "О Парламенте Республики Казахстан и статусе
его депутатов", "О Правительстве Рее публики Казахстан", "О
республиканском референдуме", "О правовом положении иностранных
граждан в Республике Казахстан", "О государственной службе",
"О судах и статусе судей Рее публики Казахстан", "О прокуратуре
Республики Казахстан", "Об органах национальной безопасности
Республики Казахстан", "Об органах внутренних дел Республики
Казахстан" и многие другие, посвященные вопросам государственного
строительства. 
С провозглашением суверенитета Президентом  Республики
Казахстан были решены и наиболее  острые вопросы сохранения территориальной
целостности и обеспечения национальной безопасности страны.  
В период с 1990 года Президентом Республики Казахстан
осуществлено 138 государственных официальных и рабочих визитов практически во
все крупнейшие страны мира. Неоднократно coвершены визиты
в Россию и США, КНР и Великобританию, Францию, Италию и Испанию) Швейцарию и
Австрию. Состоялись визиты в Австралию, Индию, Саудовскую Аравию и другие
арабские страны. 
Состоялись 104 встречи Президента с послами дипломатами
зарубежных стран.  
 
Зарубежная практика президентской
власти убедительно свидетельствует о важности этого института в тех или иных
политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными
лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его
прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической
жизни[70]. 
В
дипломной работе были рассмотрены далеко не все из ключевых характеристик
президентской власти. Специального анализа требуют такие ее проявления, как
особые полномочия президента в условиях чрезвычайного положения,
взаимоотношения главы государства с различными общественно-политическим
группами и средствами массовой информации, стили политического поведения
президентов и нормы их ответственности за свои действия. Большую практическую
значимость представляет рассмотрение оптимальных вариантов организации работы
аппарата президента, процедуры передачи властных полномочий от одного
президента к другому, профессиональных и личностных характеристик президентов.
Вообще проблематика, связанная с анализом института президентства обширна и
многообразна, явно нуждается в дальнейших исследованиях. 
Несмотря
на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование
целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических
режимов и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем
более  тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты
режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним
из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы. 
Не менее важно и то, что каждому типу государственного правления соответствует
определенный тип президентства с его особыми ролевыми функциями. В условиях
президентской республики президент, совмещая полномочия главы государства и
главы правительства, должен быть эффективным политическим лидером, который
непосредственно руководит правительственной политикой. При полупрезидентской
республике президент, не будучи главой правительства, нередко выступает в
ответственной роли арбитра в отношениях между кабинетом министров и
парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом
"первого гражданина", имеющего высокий моральный авторитет и
представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти.
Однако при любых моделях президентства на главе государства лежит особая
ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе. 
Пост
президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов
института президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему
место в политической системе, необходимы, прежде всего, прочная конституционная
база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской
власти. В Основном законе и других правовых нормах должны быть максимально
четко и полно определены статус главы государства, его полномочия и пределы
этих полномочий. Придание президентской власти институционального характера невозможно
без тщательной правовой регламентации взаимоотношений президента с
правительством, парламентом, местными органами власти. Институт президентства
предполагает также наличие отлаженной организационно-управленческой структуры
президентского аппарата, эффективной процедуры принятия решений, устойчивых
морально-этических норм для тех, кто занимает высший официальный пост в
государстве. 
Оставаясь
в рамках своих конституционных полномочий, президент может активно
использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные
проблемы общественного развития. Опыт института "президентства в разных
странах и многие его правовые нормы, которые проявили свою целесообразность в
зарубежной практике, несомненно, полезны в процессе формирования новой политической
системы[71]. 
Построение
нового государства Республика Казахстан с президентской формой правления
осуществлялось планомерно, целенаправленно и в кратчайшие исторические сроки.
За одно десятилетие Казахстан полностью освободился от истоков тоталитарной
системы и создал новую государственность. Государственность, за которую бились
в кровавых сражениях деды и прадеды и о  восстановлении которой мечтали и
погибали в сталинских застенках лучшие представители казахского народа. 
Становление Казахстана как государства с сильной
президентской формой правления и деятельность Президента Н.А. Назарбаева как
гаранта подлинно демократической Конституции страны позволили полностью
ликвидировать уродливое наследство тоталитаризма. В стране провозглашены и
реализованы такие демократические ценности как свобода слова и печати,
вероисповедания, обеспечено равноправное развитие для всех пародов страны.
Казахстана объединяет представителей  127 национально-культурных центров и
объединений.   За прошедшие десять лет институт президентства в Республике
Казахстан стал главным гарантом независимости и суверенитета страны, залогом
ее достойного вхождения в мировое сообщество, экономического и социального развития. 
 
I. Работы
общетеоретического характера 
1.                             
Назарбаев
Н.А., Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния
всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний
Алматы.- 1997. - 13 окт. 
1.                             
Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. -
Алматы: Онер, 1996. - 288 с. 
2.                             
Назарбаев
Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996. -624с. 
3.                             
Назарбаев
Н.А. Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое реформирование
общества. - Алматы, 1995. - С.11. 
4.                             
Назарбаев
Н.А. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год.
Послание Президента народу Казахстана, Астана, апрель 2002 г. // Казахстанская
правда. 30 апреля 2002 г. 
5.                             
Нурсултан
Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //
Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля. 
6.                             
Обращение
Президента РК Н.А. Назарбаева к народу в связи с выборами 10 октября 1999 г.
// Казахстанская правда, 9 октября 1999 г. 
7.                             
Актуальные
проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией Токаева К.К.
Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с. 
8.                             
Токаев
К.К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. //Казахстан и мировое
сообщество. - 1995, №2 
9.                             
Токаев
К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -Алматы: Билим, 1997.-
610 с. 
10.                        
Токаев
К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –А.: Онер, 2000. -
584 с. 
11.                        
 История
Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред. Григорьева В.К. и
Кусаинова А.К. - Акмола, 1999. - 128 с. 
 
II. Источники 
1.                             
Устав
Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) 
2.                             
Конституция Республики Казахстан. Официальное издание. -
Алматы, 1995.Ст.5,п.1-2;ст.23,п.1.  
3.                             
Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой
комментарий. / Под ред. Г. Сапаргалиева. - Алматы: Жетi жаргы,
1998. - 432 с. 
4.                             
Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного
Закона) Казахской ССР. Закон Казахской Советской Социалистической Республики
от 22 сентября 1989г. 
5.                             
Об
учреждении поста Президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию
(Основной Закон). Закон Казахской ССР от 24 апреля 1990 г. 
6.                             
Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении
изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. ЗаIкон Казахской
Советской Социалистической Республики от 24 апреля 1994 г. П.II. I. ст.
7,49. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 
   
 |