Проведен
историко-теоретический анализ эволюции института президентуры в зарубежных
странах, осмыслены проблемы структурирования президентской власти в систему
ветвей власти, критически оценено своеобразие подхода к определению статуса
Президента с точки зрения требований теории разделения властей.
В
работе сделана также попытка более углубленно осмыслить исторические причины
возникновения теории разделения властей, обоснована необходимость выделения в
ней преследуемой практической цели и средств ее обеспечения.
Практическая
значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические
выводы и положения имеют как научно-познавательное значение, для преподавания
на отделениях факультета международных отношении и международных конференциях.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
использованной литературы.
Во
введении обосновывается выбор темы дипломной работы и ее актуальность,
определяются цели и задачи исследования, указываются источники и методы исследования,
обосновывается практическое значение работы, ее научная новизна.
Глава I. Генезис института президентства в мировой истории.
Термин
"президент"[12] происходит от латинского
Ргаеsidens, что буквально означает
"сидящий впереди". Видимо, в античные времена президентами называли
председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального
значения слова "президент" впоследствии возникла такая должность,
как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы
государства термин "президент" не употреблялся ни во времена
греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных
республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время
республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах
осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной
власти также имел высший коллегиальный орган.
В
русле европейской республиканской практики первоначально проходил и процесс
формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом
этапе американской государственности не только законодательная, но и
исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе -
Континентальном Конгрессе. Единоличного главы государства в ту пору не существовало,
а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого
ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.
Весьма
скоро большинство политических деятелей молодой американской республики пришли
к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов и
о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. При этом
делегаты Конституционного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для
принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между
монархией и республикой. Большинство американцев, только что покончив с
господством британской монархии, были решительно настроены против создания у
себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными
полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы
исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма,
предусматривающего выборность всех должностных лиц.
После
долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление
о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться
в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении
федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единоначалия.
Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно
Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы
государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с
республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в
то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.
В
итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента,
объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того,
именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов
политической системы. В отличие от других государств того времени, где
исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер,
в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.
Первыми
последовали примеру США в установлении президентской системы правления страны
Латинской Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного северного соседа во многих
южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эталоном
государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран
утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой
монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась
премьер-министром и его кабинетом министров, а правительство становилось
ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была
введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две
республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не
говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.
XX веке такие грандиозные по своим
масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колониальных
империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко
не все они стали президентскими республиками, но в подавляющем их большинстве
был учрежден пост президента страны. Так, в Европе после окончания первой
мировой войны президенты стали высшими должностными лицами в Австрии,
Веймарской республике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Турции. В
30—40-е годы институт президентства стал распространяться и в Азии; его ввели
у себя Филиппины, Сирия, Ливан. После второй мировой войны в число западноевропейских
государств, возглавляемых президентами, вошли Италия, Греция, Португалия,
Исландия и Мальта. В Азии пост президента был учрежден в Южной Корее, Южном
Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане[13].
Однако
наибольшее распространение модель президентского правления получила в Африке.
Этот процесс начался с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во
главе почти всех африканских стран стоят президенты. Показательно, что
установление поста президента происходило не только в капиталистических и
развивающихся странах, но и в ряде бывших социалистических государств, таких,
как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая
Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская
Народно-Демократическая Республика.
Фундаментальные
изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали
дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших
республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и
Герцеговины), а также в Чехии и в Словакии был учрежден президентский пост.
Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президентство — неотъемлемый
элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и
Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен
играть президент в ее политической жизни.
Весьма
распространено представление о том, что крупными по территории государствами
можно эффективно управлять только посредством системы президентского правления.
Между тем в крупнейших странах мира - США (площадь 9,3 млн.кв.км) и Бразилии
(8,5 млн. кв.км) действует система президентского правления, а в Канаде (9,9
млн.кв.км) и Австралии (7,7 млн.кв.км) - система парламентарного правления. В
Китайской Народной Республике (9,6 млн.кв.км) в условиях однопартийной системы
официально провозглашен принцип коллективного руководства страной.
С
другой стороны, некоторые небольшие по размерам государства - Кипр, Гондурас,
Уругв.ай, Бенин, Малави, Гамбия и др. - установили у себя президентскую систему
правления, а такие крупные европейские страны, как Федеративная Республика
Германия, Испания, Швеция, Италия, являются парламентарными республиками или
монархиями. Таким образом, отсутствует прямая зависимость между размерами
территории того или иного государства и избранной им системой правления, хотя,
конечно, крупные страны особенно нуждаются в сильной государственной власти.
Полномочия
президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны
определяются, прежде всего, соответствующими
конституционными нормами. Конституция Италии (ст. 87) гласит: "Президент
Республики является Главой Государства..." Аналогичным образом определен
статус президента и в Конституции Венгрии (ст. 29.1): "Главой государства
Венгрия является Президент республики..." В конституциях ряда стран
специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти.
Согласно ст. II.1 Конституции США,
"исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов
Америки"[14]. В том же духе
сформулирована ст.80 Конституции Мексики: "Осуществление верховной
исполнительной власти возлагается на лицо, именуемое "Президент
Мексиканских Соединенных Штатов".
В
вышеупомянутых конституциях США и Мексики прямо не определено, что президенты
этих стран являются одновременно и главами правительств, и главами государств.
Такой дуализм статуса президента в данных президентских республиках - явление
как бы само собой разумеющееся, тем более, что ни Конституция США, ни Конституция
Мексики не предусматривают отдельного поста главы правительства. В тех же
странах, где наряду с постом президента существует пост главы правительства,
проблема конституционного разграничения их полномочий решается по-разному.
Конституция Италии является одной из тех современных Конституций, где
достаточно четко проведено разделение полномочий между президентом и главой
правительства. Если президент - глава государства, то, в соответствии со ст.
95, "Председатель Совета Министров руководит общей политикой правительства
и несет за нее ответственность". Таким образом, конституционное право
Италии наделяет исполнительной властью прежде всего главу правительства, а не
главу государства - президента.
Примерно
так же решается проблема разграничения полномочий президента и главы
правительства в Конституции ФРГ. Правда, в конституционном праве Федеративной
Республики Германия нет нормы о том, что президент - это глава государства; его
статус определен лишь в ст. 59.1: "Федеральный президент представляет
Федерацию в международно-правовых отношениях". В то же время в Конституции
ФРГ четко обозначен конституционный статус главы правительства - канцлера:
"Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных
министров" (ст. 62). Эта правовая норма прямо указывает на то, что
президент не является главой исполнительной власти и таким образом не возникает
никакой правовой неопределенности в разграничении полномочий между главой государства
и главой правительства.
В
конституциях некоторых других стран эта проблема формально не разрешена. Так, в
Конституции Финляндии сказано, что высшая исполнительная власть доверена президенту,
хотя в действительности Правительство возглавляет не президент, а
премьер-министр. Несколько другая по форме правовая конструкция содержится в
Конституции Австрии. Там в ст. 19.1 сказано: "Высшими органами исполнительной
власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные
секретари, а также члены правительств земель". Это определение не содержит
разграничение между полномочиями главы государства - Федерального президента и
главы правительства - Федерального канцлера. Подобное разграничение
достигается в Конституции Австрии за счет достаточно подробного перечисления
прерогатив Федерального президента, из которого вытекает, что он является лишь
номинальным главой исполнительной власти.
Подобное
несоответствие формального статуса президента его реальному месту в
политической системе характерно и для Конституции Индии. В этой Конституции
формально самые широкие полномочия принадлежат Президенту Республики. В
частности, согласно ст. 53.1, "исполнительная власть в Республике принадлежит
Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через должностных
лиц, подчиненных ему в соответствии с настоящей Конституцией". В
реальности большинство своих полномочий президент осуществляет только с
согласия главы правительства — премьер-министра, который и является должностным
лицом в структуре высших исполнительных органов страны, наделенным наибольшими
властными полномочиями.
Вообще
в тех странах, где существуют президент и премьер-министр, неизбежно возникают
проблемы соотношения их полномочий. Даже в таком устойчиво правовом
государстве, как Франция, они далеко не однозначно разрешены на уровне
конституционного права. Конституционная модель V Республики изначально заложила основы для потенциального
конфликта между президентом и председателем Совета министров. В отличие от,
скажем, Конституции Италии или Венгрии, в Конституции V Республики нет отдельного
положения, прямо определяющего президента как главу государства. Правда, это
вытекает из всего духа Конституции, но специальная правовая норма как таковая
отсутствует. В ст. 9 сказано: "...Президент председательствует в Совете
Министров" и в то же время в ст. 21 обозначено: "...Премьер-министр
руководит деятельностью Правительства". Такой очевидный дуализм
конструкции французской высшей исполнительной власти в Конституции дает
юридические основания и президенту, и премьер-министру претендовать на
руководство правительством. Как будет показано ниже, степень взаимодействия
между президентом и премьером в руководстве французским правительством зависит
от целого ряда партийно-политических факторов, и между главой государства и
премьер-министром вполне возможны политические разногласия[15].
Так
или иначе, но в странах Европы, а также в США, Мексике и странах Латинской
Америки функции главы государства осуществляет одно лицо, и его статус в этом
качестве не вызывает никаких сомнений. В то же время в некоторых странах,
особенно относящихся к "третьему миру", президент формально является
единоличным главой государства, но, помимо него, существует некий высший
коллегиальный орган. Так, в Ираке высшая власть принадлежит Совету
Революционного командования, а нынешний лидер Ирака С. Хусейн прежде всего
является председателем этого Совета, а уж затем президентом страны. В Сирии X. Асад возглавляет аналогичный высший
государственный орган - Совет Революционного командования и вместе с тем он -
президент страны. В Турции президент является главой государства, но в то же
время он состоит членом Совета национальной безопасности. Этому коллегиальному
органу, согласно Конституции страны, принадлежит право давать заключения по
законам, принимаемым парламентом, и в него, помимо президента, входят
премьер-министр, министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, начальник
генштаба турецкой армии и командующие всеми видами вооруженных сил. Очевидно,
что подобные коллегиальные органы могут существенно ограничить единоличный статус
главы государства.
Еще
более он ограничен в такой специфической модели государственного устройства,
которая установилась в Исламской Республике Иран (ИРИ). В ней верховную власть
осуществляет высший религиозный иерарх, который имеет титул Руководителя
Исламской Республики Иран. В свою очередь президент Ирана и все другие органы
государственной власти, по крайней мере формально, подчинены Руководителю ИРИ.
Следует
отметить и то, что в ряде азиатских и африканских стран вся полнота власти
фактически принадлежит руководящему органу правящей партии, который определяет
кандидатуру на пост президента страны, а в дальнейшем направляет его действия.
Подобная ситуация была характерна и для ряда бывших социалистических стран
Восточной Европы, учредивших у себя пост президента. Все принципиальные
решения по вопросам внутренней и внешней политики принимались в этих странах
на' заседаниях высших органов правивших коммунистических партий. Во главе партийных
органов стоял Генеральный секретарь, который к тому же был президентом страны.
Очевидно, что при такой модели партийно-государственной власти решения, оформлявшиеся
как исходящие от президента, предварительно обсуждались в кругу партийного
руководства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|