Меню
Поиск



рефераты скачать Институт президентства и его влияние на мировую политику

Проведен  историко-теоретический анализ эволюции института президентуры в зарубежных странах, осмыслены проблемы структурирования президентской власти в систему ветвей власти, критически оценено своеобразие подхода к определению статуса Президента с точки зрения требований теории разделения властей.

В работе сделана также попытка более углубленно осмыслить исторические причины возникновения теории разделения властей, обоснована необходимость выделения в ней преследуемой практической цели и средств ее обеспечения.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и положения имеют как научно-познавательное значение, для преподавания на отделениях факультета международных отношении и международных конференциях.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы дипломной работы и ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, указываются источники и методы исследования, обосновывается практическое значение работы, ее научная новизна.

Глава I. Генезис   института  президентства  в мировой  истории.


1.1. Историческое происхождение поста президента и его современная политическая география.

 

Термин "президент"[12] происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает "сидящий впереди". Видимо, в античные времена президентами называли председатель­ствующих на различных собраниях. От этого первоначаль­ного значения слова "президент" впоследствии возникла та­кая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин "президент" не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Ан­глии, ставшей на короткое время республикой, исполни­тельную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.

В русле европейской республиканской практики перво­начально проходил и процесс формирования исполнитель­ной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законода­тельная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе - Континентальном Кон­грессе. Единоличного главы государства в ту пору не суще­ствовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов прези­дента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство политических деятелей мо­лодой американской республики пришли к выводу о неэф­фективности деятельности Конгресса по исполнению им за­конов и о необходимости разделения законодательной и ис­полнительной властей. При этом делегаты Конституцион­ного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали истори­ческий выбор между монархией и республикой. Большин­ство американцев, только что покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице мо­нарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе рес­публиканизма, предусматривающего выборность всех дол­жностных лиц.

После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредото­читься в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной  исполнительной власти США изначально утвердился принцип единонача­лия. Глава федеральной  исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Со­единенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы ис­полнительной власти назывались президентами, а не губер­наторами.

В итоге США стали первой страной в мире, где возник­ла должность президента, объединившая в одном лице гла­ву государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важ­нейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный харак­тер, в США главу государства стали избирать в ходе всеоб­щих выборов.

Первыми последовали примеру США в установлении президентской системы правления страны Латинской Аме­рики. Уже в первой половине XIX века под влиянием могу­щественного северного соседа во многих южноамерикан­ских странах был учрежден пост президента. В Европе эта­лоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром и его кабинетом ми­нистров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где бы­ла введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.

 XX веке такие грандиозные по своим масштабам по­трясения, как революции, мировые войны, распад колони­альных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президен­тскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны. Так, в Европе после окончания первой мировой войны президенты стали выс­шими должностными лицами в Австрии, Веймарской рес­публике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Турции. В 30—40-е годы институт президентства стал рас­пространяться и в Азии; его ввели у себя Филиппины, Си­рия, Ливан. После второй мировой войны в число западно­европейских государств, возглавляемых президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В Азии пост президента был учрежден в Южной Корее, Юж­ном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане[13].

Однако наибольшее распространение модель президен­тского правления получила в Африке. Этот процесс начал­ся с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. По­казательно, что установление поста президента происходи­ло не только в капиталистических и развивающихся стра­нах, но и в ряде бывших социалистических государств, та­ких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народ­но-Демократическая Республика.

Фундаментальные изменения, происходящие на миро­вой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Че­хии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президент­ство — неотъемлемый элемент политических систем мно­гих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.

Весьма распространено представление о том, что круп­ными по территории государствами можно эффективно уп­равлять только посредством системы президентского правле­ния. Между тем в крупнейших странах мира - США (площадь 9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км) действует система президентского правления, а в Канаде (9,9 млн.кв.км) и Ав­стралии (7,7 млн.кв.км) - система парламентарного правле­ния. В Китайской Народной Республике (9,6 млн.кв.км) в условиях однопартийной системы официально провозглашен принцип коллективного руководства страной.

С другой стороны, некоторые небольшие по размерам государства - Кипр, Гондурас, Уругв.ай, Бенин, Малави, Гамбия и др. - установили у себя президентскую систему правления, а такие крупные европейские страны, как Феде­ративная Республика Германия, Испания, Швеция, Италия, являются парламентарными республиками или монархия­ми. Таким образом, отсутствует прямая зависимость между размерами территории того или иного государства и из­бранной им системой правления, хотя, конечно, крупные страны особенно нуждаются в сильной государственной власти.


1.2. Конституционный статус и предназначение президента в политической системе.


Полномочия президента, его роль и статус в политичес­кой жизни той или иной страны определяются, прежде всего, соответствующими конституционными нормами. Конститу­ция Италии (ст. 87) гласит: "Президент Республики являет­ся Главой Государства..." Аналогичным образом определен статус президента и в Конституции Венгрии (ст. 29.1): "Гла­вой государства Венгрия является Президент республики..." В конституциях ряда стран специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти. Соглас­но ст. II.1 Конституции США, "исполнительная власть пре­доставляется Президенту Соединенных Штатов Америки"[14]. В том же духе сформулирована ст.80 Конституции Мекси­ки: "Осуществление верховной исполнительной власти воз­лагается на лицо, именуемое "Президент Мексиканских Со­единенных Штатов".

В вышеупомянутых конституциях США и Мексики пря­мо не определено, что президенты этих стран являются одновременно и главами правительств, и главами госу­дарств. Такой дуализм статуса президента в данных прези­дентских республиках - явление как бы само собой разуме­ющееся, тем более, что ни Конституция США, ни Консти­туция Мексики не предусматривают отдельного поста гла­вы правительства. В тех же странах, где наряду с постом президента существует пост главы правительства, пробле­ма конституционного разграничения их полномочий реша­ется по-разному. Конституция Италии является одной из тех современных Конституций, где достаточно четко про­ведено разделение полномочий между президентом и гла­вой правительства. Если президент - глава государства, то, в соответствии со ст. 95, "Председатель Совета Министров руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность". Таким образом, конституционное право Италии наделяет исполнительной властью прежде всего главу правительства, а не главу государства - президента.

Примерно так же решается проблема разграничения полномочий президента и главы правительства в Конститу­ции ФРГ. Правда, в конституционном праве Федеративной Республики Германия нет нормы о том, что президент - это глава государства; его статус определен лишь в ст. 59.1: "Федеральный президент представляет Федерацию в меж­дународно-правовых отношениях". В то же время в Консти­туции ФРГ четко обозначен конституционный статус главы правительства - канцлера: "Федеральное правительство со­стоит из Федерального канцлера и федеральных минис­тров" (ст. 62). Эта правовая норма прямо указывает на то, что президент не является главой исполнительной власти и таким образом не возникает никакой правовой неопреде­ленности в разграничении полномочий между главой госу­дарства и главой правительства.

В конституциях некоторых других стран эта проблема формально не разрешена. Так, в Конституции Финляндии сказано, что высшая исполнительная власть доверена пре­зиденту, хотя в действительности Правительство возглавля­ет не президент, а премьер-министр. Несколько другая по форме правовая конструкция содержится в Конституции Австрии. Там в ст. 19.1 сказано: "Высшими органами ис­полнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительств земель". Это определение не со­держит разграничение  между полномочиями главы государства - Федерального президента и главы правительства - Фе­дерального канцлера. Подобное разграничение достигается в Конституции Австрии за счет достаточно подробного пере­числения прерогатив Федерального президента, из которого вытекает, что он является лишь номинальным главой испол­нительной власти.

Подобное несоответствие формального статуса прези­дента его реальному месту в политической системе харак­терно и для Конституции Индии. В этой Конституции фор­мально самые широкие полномочия принадлежат Прези­денту Республики. В частности, согласно ст. 53.1, "исполни­тельная власть в Республике принадлежит Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через дол­жностных лиц, подчиненных ему в соответствии с настоя­щей Конституцией". В реальности большинство своих пол­номочий президент осуществляет только с согласия главы правительства — премьер-министра, который и является должностным лицом в структуре высших  исполнительных органов страны, наделенным наибольшими властными пол­номочиями.

Вообще в тех странах, где существуют президент и премьер-министр, неизбежно возникают проблемы соотно­шения их полномочий. Даже в таком устойчиво правовом государстве, как Франция, они далеко не однозначно разре­шены на уровне конституционного права. Конституционная модель V Республики изначально заложила основы для по­тенциального конфликта между президентом и председате­лем Совета министров. В отличие от, скажем, Конституции Италии или Венгрии, в Конституции V Республики нет от­дельного положения, прямо определяющего президента как главу государства. Правда, это вытекает из всего духа Конституции, но специальная правовая норма как таковая отсутствует. В ст. 9 сказано: "...Президент председатель­ствует в Совете Министров" и в то же время в ст. 21 обо­значено: "...Премьер-министр руководит деятельностью Правительства". Такой очевидный дуализм конструкции французской высшей  исполнительной власти в Конститу­ции дает юридические основания и президенту, и премьер-министру претендовать на руководство правительством. Как будет показано ниже, степень взаимодействия между президентом и премьером в руководстве французским пра­вительством зависит от целого ряда партийно-политичес­ких факторов, и между главой государства и премьер-ми­нистром вполне возможны политические разногласия[15].

Так или иначе, но в странах Европы, а также в США, Мексике и странах Латинской Америки функции главы го­сударства осуществляет одно лицо, и его статус в этом ка­честве не вызывает никаких сомнений. В то же время в не­которых странах, особенно относящихся к "третьему ми­ру", президент формально является единоличным главой государства, но, помимо него, существует некий высший коллегиальный орган. Так, в Ираке высшая власть принад­лежит Совету Революционного командования, а нынешний лидер Ирака С. Хусейн прежде всего является председате­лем этого Совета, а уж затем президентом страны. В Сирии X. Асад возглавляет аналогичный высший государствен­ный орган - Совет Революционного командования и вместе с тем он - президент страны. В Турции президент является главой государства, но в то же время он состоит членом Со­вета национальной безопасности. Этому коллегиальному органу, согласно Конституции страны, принадлежит право давать заключения по законам, принимаемым парламен­том, и в него, помимо президента, входят премьер-министр, министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, на­чальник генштаба турецкой армии и командующие всеми видами вооруженных сил. Очевидно, что подобные колле­гиальные органы могут существенно ограничить единолич­ный статус главы государства.

Еще более он ограничен в такой специфической модели государственного устройства, которая установилась в Ис­ламской Республике Иран (ИРИ). В ней верховную власть осуществляет высший религиозный иерарх, который имеет титул Руководителя Исламской Республики Иран. В свою очередь президент Ирана и все другие органы государ­ственной власти, по крайней мере формально, подчинены Руководителю ИРИ.

Следует отметить и то, что в ряде азиатских и африкан­ских стран вся полнота власти фактически принадлежит ру­ководящему органу правящей партии, который определяет кандидатуру на пост президента страны, а в дальнейшем на­правляет его действия. Подобная ситуация была характерна и для ряда бывших социалистических стран Восточной Ев­ропы, учредивших у себя пост президента. Все принципи­альные решения по вопросам внутренней и внешней поли­тики принимались в этих странах на' заседаниях высших ор­ганов правивших коммунистических партий. Во главе пар­тийных органов стоял Генеральный секретарь, который к тому же был президентом страны. Очевидно, что при такой модели партийно-государственной власти решения, офор­млявшиеся как исходящие от президента, предварительно обсуждались в кругу партийного руководства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.