Политическая система многих новообразовавшихся
государств находится в процессе становления.
Президентская власть во многих странах Азии и Африки не
терпит никакой, даже легальной, оппозиции. Для этих стран обычным делом
является ситуация, когда президент объявляет чрезвычайное положение на
территории всей страны или в отдельных ее регионах, распускает парламент и
правит посредством не законов, а собственных указов. Вообще ставка на
неприкрытую силу и подавление любых форм протеста является одним из главных
инструментов многих президентов в Азии и Африке, которые опираются, прежде
всего, на репрессивный аппарат в проведении своей политики[27].
В результате афро-азиатская модель президентства в
большинстве случаев становится режимом личной власти. Президенты-диктаторы,
благодаря их заслугам в национально-освободительной борьбе за независимость
своих стран или под воздействием массированной официальной пропаганды,
приобретают статус "отцов нации" с полномочиями, которые можно
сравнить с полномочиями неограниченного монарха. При этом президенты нередко
стремятся превратить собственные семьи в правящие династии, назначая на многие
ключевые правительственные посты своих родственников. К тому же они всеми
силами пытаются добиться принципа несменяемости своей власти, и многие из них
правят своими странами не одно десятилетие, до тех пор, пока они имеют
поддержку правящих элит. В условиях господства режима личной власти перевыборы
президента нередко превращаются в плохо прикрытый фарс, а в некоторых
африканских странах до недавнего времени стоявшие у власти президенты были
объявлены пожизненными президентами.
Сами президенты-диктаторы обосновывают установленные
ими режимы личной и неограниченной власти низким уровнем общественного,
экономического и социально-политического развития их стран, острейшими
конфликтами на этнической и региональной почве между различными народностями.
Они утверждают, что если государственная власть в их странах будет выстроена по
образцу западных демократий, то эти страны неминуемо будут низвергнуты в пучину
анархии и гражданской войны. С этих позиций президентское правление в форме
режима личной власти объявляется единственной панацеей от хаоса и безвластия.
Между тем в целом ряде стран Азии и Африки авторитарный
и даже тоталитарный тип президентства не спасает ни от социальных взрывов,
гражданских войн, ни от других тяжелых потрясений. За последние 30 лет более 30
президентов в странах Азии и Африки были насильственно смещены со своих
постов и многие из них погибли в ходе военных переворотов. Правда/
в ряде афро-азиатских стран институт президентства вполне вписался в
политическую систему, приобрел устойчивый легитимный характер и выдержал
проверку временем. В Азии это - Индия, Израиль, Кипр, Республика Корея,
Тайвань, Сирия, Ирак, Индонезия. В Африке президентская власть приобрела
прочную преемственность в таких странах, как Египет, Тунис, Сенегал, Заир,
Танзания, Замбия, Бенин, и некоторых других.
При характеристике президентской власти в Азии и Африке
необходимо отметить, что в ряде стран на этих континентах (Индии, Израиле,
Ливане) возникли такие системы президентского правления, которые более
соответствуют европейской модели президентства.
В Западной Европе возобладал не
американский и тем более не афро-азиатский вариант
президентской власти. Здесь сформировалась сугубо европейская модель в форме
или полупрезидентской, или парламентарной системы правления.
Обе эти системы предполагают более ограниченные прерогативы
президента, чем при американской, латиноамериканской и афро-азиатской моделях
президентской власти. При полупрезидентской модели президент - глава
государства, но он, как правило, не является главой правительства и не
занимает пост премьер-министра. В то же время президент и при полупрезидентской
системе располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать
на политику правительства. Прежде всего президент может председательствовать
на заседаниях совета министров, или это заседание может быть созвано по его
просьбе для рассмотрения того вопроса, который глава государства считает
первоочередным. К тому же президент обладает прерогативой утверждать декреты и
постановления, принятые правительством, и у него есть правовая возможность в
случае несогласия вернуть эти декреты и постановления на повторное
рассмотрение правительства. Далее, президент обладает правом вето на законы,
принятые парламентом и поддержанные правительством, и в этом качестве, он
выступает в роли арбитра в отношениях между ведущими политическими
институтами.
Впервые
в истории человечества «президент» как глава государства и «президентство» как
форма правления возникли в Соединенных Штатах Америки во второй половине XVIII века. С этого момента президентское
правление начинает свое формирование как институт демократической республики.
Поэтому классической президентской республикой считаются США. Главный
отличительный признак президентской республики состоит в совмещении
президентом одновременно функций главы государства и главы правительства[28].
В президентской республике глава государства имеет специальные полномочия,
получаемые им от народа, а также при четко сформулированном принципе разделения
властей он является и председателем исполнительного органа государственной
власти. К примеру, в США и многих государствах Латинской Америки правительство
часто называют кабинетом президента. И это вполне обосновано, так как правительство
в этих странах, по сути, является лишь совещательным органом при президенте.
Весь
этот механизм закреплен законодательно конституциями данных стран. Самым
главным, и на наш взгляд, определяющим признаком президентской республики, является
своеобразие механизма взаимосвязи законодательной и исполнительной власти.
Существует правило взаимного невмешательства в дела как законодательной, так и
исполнительной ветвей власти. При этом четко сохраняется принцип сдержек и
противовесов, обе ветви власти на законном основании ограничивают полномочия
друг друга. Известно, что во всех странах с президентской формой республики
глава государства не может распускать парламент даже по формально-определенным
причинам. Вместе с тем, власть президента ограничивается наличием у него только
права отлагательного вето и, самое главное, правом парламента на отрешение
президента от должности.
В
современной политической науке часто упоминается французская модель института
президентства, которая также зарекомендовала себя как достаточно устойчивый тип
правления.
Полупрезидентская
республика - это разновидность демократического государства, форма правления,
главный отличительный признак которой состоит в двойной ответственности
правительства - перед президентом и перед парламентом[29].
Как обычно, подобная трактовка подразумевает под собой республику с сильной
президентской властью при эффективной деятельности представительного органа.
При
такой системе всенародно избранный президент в некоторых странах лишен
законодательных полномочий и вынужден функционировать совместно с главой
исполнительной власти, которая зависит от доверия парламента. Но практика
отдельных постсоветских республик показывает, что при определенных условиях
президент имеет право законодательной инициативы, которая в последующем
обсуждается на совместном заседании палат парламента.
В
полупрезидентской республике или как часто ее называют,
президентско-парламентской системе, президент обладает правом назначать и
смещать членов правительства, распускать парламент, что придает максимальные
полномочия исполнительной власти в целом.
В
последнее время ряд исследователей выдвигают тезис о том, что на постсоветском
пространстве получила развитие суперпрезидентская форма правления. В частности
в России произошло формирование «авторитарно-олигархического режима в виде
суперпрезидентской республики»[30].
Казахстанские
политологи вкладывают позитивный смысл в данный термин. Например, что с марта
1995 года в Казахстане начинается этап суперпрезидентской республики, которую
отличает то, что при большом сходстве с президентской республикой в ней глава
государства, имея закономерно обусловленную тесную связь с исполнительной
властью, получает дополнительные рычаги влияния на законодательную и судебную
власти. Следует отметить, что при этом президент не обладает равностепенной
долей стратегических и тактических возможностей в отношении последних.
Суперпрезидентство следует рассматривать как дополнительный механизм в системе
сдержек и противовесов, обеспечивающий устойчивое и поступательное развитие
государства в условиях переходного периода»[31]. Мы согласны с
автором в том, что в Казахстане мы имеем не «процесс укрепления авторитаризма.
Речь, скорее, идет о тактических задачах, связанных с необходимостью
преодоления кризиса, и определенной этатизацией системы управления».
В
Казахстане можно говорить о феномене «сильного президентства» или «сильной
президентской республики», но не о «суперпрезидентстве», так как в политической
науке данный тип ассоциируется с диктаторскими режимами[32].
В Республике Казахстан существует адаптированная к местным условиям «французская
модель». Это не суперпрезидентская, а смешанная полупрезидентская, или
президентско-парламентская республика.
Эксцессы
президентского правления, которые очевидны для всех, определяются не столько
чрезмерностью полномочий, которые Конституция возложила на президента, сколько
тем, что она не содержит необходимых ограничителей его власти и власти
назначаемых им лиц... ограничителей, которые во всех демократических странах
связаны в первую очередь с деятельностью парламента»[33].
Относительно
отечественных реалий аналогичный тезис был высказан О. Сулейменовым еще в 1993
году, когда он отметил, что «...сильная президентская республика в Казахстане
ассоциируется с яркой личностью Нурсултана Назарбаева, недостаточно
профессиональным Верховным Советом и незаметностью существующих политических
партий»[34].
Известный
политолог В.В. Лапкин полагает, что российская «политическая система
оказывается ближе всего отнюдь не к классической президентской, а скорее к
президентско-парламентской - с ответственностью Кабинета, максимально смещенной
в сторону его подотчетности президентской власти (в результате конституционной
реформы декабря 1993 г.), а также с неполной реализацией принципа раздельного
поддержания властей (в силу права президента при определенных условиях
распускать законодательное собрание)», эту же характеристику можно применить к
казахстанской политической системе.
В
прохождении институтом президентства последовательных этапов от своего
появления в политической системе в сосуществовании с другими институтами
государственной власти до зрелого состояния немаловажная роль отводится
политической культуре. Практика многих стран показывает, что в зависимости от
характера сложившихся в обществе традиций и установок президентская система,
как и другие политические институты, приобретает специфические признаки.
Установившаяся типология института президентства
включает в себя три основных типа - президент в парламентской, президентской и
полупрезидентской республиках, и выделенный сравнительно недавно тип -президент
в сверх- или суперпрезидентской республике[35].
Указанная типология сформировалась в результате изучения непосредственного
опыта развития президентской власти в странах «первого эшелона» модернизации.
Проанализируем особенности института президентства в
президентской (США), полупрезидентской (Франция) и парламентской (ФРГ)
республиках.
Американская модель президентской власти характеризуется
обладанием высокого уровня функциональных полномочий, что не приводит к
утверждению единоличной власти в связи с действием принципа разделения
властей, утвердившимся здесь еще в период становления государственной системы
в конце XV1I1 века. В работе выделяются следующие
особенности института президентства в США:
1)
сочетание президентами функций главы правительства и
главы государства;
2)
избрание президентов коллегией выборщиков;
3)
ответственность правительства перед президентом;
4)
отсутствие у президента права роспуска парламента;
5)
наличие у президента права вето на решения парламента;
6)
сохранение статуса партийного лидера в период
президентства.
Классическим примером института
президентской власти в полупрезидентской республике является Франция[36].
Эта модель характеризуется следующими особенностями:
1)
дуализм исполнительной власти, когда президент является
главой государства и верховным главнокомандующим вооруженных сил, премьер-министр
возглавляет правительство;
2)
арбитражный статус президента;
3)
прямые выборы президента;
4)
двойная ответственность правительства: перед президентом
и парламентом;
5)
право президента на роспуск парламента;
6)
принцип «надпартийности» президентов.
В парламентской республике выделены следующие
особенности института президентства:
1)
президент является главой государства, выполняя только
представительские функции, исполнительную власть возглавляет премьер-министр
(канцлер);
2)
парламентский способ избрания президента;
3)
ответственность правительства перед парламентом;
4)
отсутствие у президента права вето на решения
парламента;
5)
право президента на роспуск парламента;
6)
внепартийность президента.
Таким образом, практика президентской власти в странах
«первого эшелона» модернизации показывают, что по сравнению со всеми другими
высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и
ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в
общественно-политической жизни. Хотя статус главы государства достаточно
универсален, функционирование различных моделей президентства выявляет их
зависимость от тех или иных политических режимов и разных систем
государственного правления. Каждому типу государственного правления
соответствует определенный тип президентства с его особыми ролевыми функциями.
В президентской республике - это эффективный
политический лидер, непосредственно руководящий правительственной политикой,
совмещающий функции главы государства и главы правительства. В полупрезидентской
республике президент выступает в роли верховного арбитра в отношениях между
правительством и парламентом. В парламентарной республике он имеет статус
«первого гражданина», обладающего высоким моральным авторитетом и
представляющего государство в официальных актах государственной власти.
В период социальной модернизации резко возрастает роль
государственной власти, которая вынуждена реагировать на многочисленные вызовы
и угрозы политической стабильности. Государство выступает в качестве
организатора модернизации, ее основного агента. Поэтому в этих условиях
широкое распространение получает авторитарный режим, с разной степенью эффективности
пытающийся решить проблемы развития.
Как показывает исторический опыт, авторитаризм присущ
как странам «первого эшелона», так и обществам «запоздалой модернизации».
Важной тенденцией становления политических режимов в странах «догоняющей
модернизации» является усиление роли института президентства и персо-нализация
власти, высокая роль субъективного фактора.
Однако главный вопрос, как представляется, лежит
несколько в другой плоскости. Важнее оказывается не тип политического режима, а
его совместимость с целями и задачами модернизации. Ведь не секрет, что в одних
случаях режим ведет к консервации отсталости, а в других - способствует
головокружительным взлетам страны. Поэтому в контексте темы нашего
исследования нас особенно интересует так называемый «авторитаризм развития»,
или «авторитаризм модернизации». Последний сохраняет все черты, присущие
данному типу политического режима: доминирование государства над обществом,
исполнительной ветви власти над другими, ограничение легальной оппозиции и т.п.
Вместе с тем, он отличается рядом особых признаков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|