Помимо
определения правового статуса президента как главы государства или как главы
высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд общественно
важных морально-политических и гражданских обязательств, которым должен
следовать президент на протяжении всего срока своих полномочий. Прежде всего
от него требуется, чтобы во всех своих действиях он неуклонно соблюдал
Конституцию и другие законы своей страны. Так, в Италии при вступлении в
должность президент приносит присягу не только на верность Республике, но и на
соблюдение Конституции. Президент Финляндии в своей присяге заявляет:
"...находясь в должности Президента, я буду честно и верно соблюдать и
сохранять в силе Конституцию и законы республики..." В том же ключе
выдержаны и присяги: президента Португалии ("Клянусь честью... защищать и
проводить в жизнь Конституцию Португальской Республики"); президента
Индии ("...сделаю все, что в моих силах, для сохранения, защиты и охраны
Конституции и закона..."); президента ФРГ ("...клянусь...блюсти и
охранять Основной закон и законы Федерации..."); президента США ("Я
торжественно клянусь, что... в полную меру своих сил буду поддерживать,
охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов"). Конституция Франции
также закрепляет за главой государства обязанность следить за соблюдением
Конституции (ст. 5)[16].
При
всей своей декларативности торжественное обязательство, даваемое президентом
перед лицом своего народа, при всех обстоятельствах соблюдать Конституцию и
другие законы своей страны, имеет большое общественно-политическое значение.
Это обязательство является одним из ключевых элементов легитимности всего
института президентства, неотъемлемым условием доверия народа к главе
государства и важным моральным ограничителем для президента, если он окажется
перед искушением нарушить те или иные правовые нормы.
Согласно
конституциям многих стран, президент в силу своего должностного статуса обязан
также быть гарантом суверенитета, национальной независимости, территориальной
целостности и безопасности государства. Такие положения закреплены, в
частности, в конституциях Франции, Польши, Румынии, Греции. Кроме того,
Конституция Италии обязывает президента представлять национальное
"единство (ст.87).
Конституции
некоторых стран закрепляют за главой государства роль арбитра между различными
силами в государстве и обществе. По Конституции Франции, "президент...
обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных
властей" (ст. 5). Аналогичную роль отводит главе государства в современная
Конституция Румынии: "президент... обеспечивает соблюдение Конституции и
нормальное функционирование публичной власти. С этой целью президент действует
в качестве посредника между органами государственной власти, а также между государством
и обществом" (ст. 80.2).
Конституционные
нормы многих стран предусматривают, что президент в своей деятельности должен
не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться
достижения блага всего общества. В этом плане характерен официальный текст
присяги, которую произносит президент Финляндии при своем вступлении в
должность. Он обязуется "... прилагать все свои силы для содействия успеху
народа Финляндии". Президент Греции также обязуется "... защищать
права и свободы греков и служить общим интересам и прогрессу греческого народа".
И, наконец, от президентов ожидается, что они при выполнении своих служебных
обязанностей будут соблюдать высокие этические нормы. Например, президент ФРГ
обязуется при вступлении в должность "... добросовестно исполнять свои
обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому". В свою
очередь президент Австрии клянется, что он будет "выполнять свои
обязанности, используя все знания и следуя доброй совести".
Такого
рода обязательства и официально установленные стандарты деятельности
президента направлены на всемерное укрепление авторитета и достоинства поста
главы государства. Как известно, далеко не всегда президенты в своей
политической практике выдерживают эти обязательства и стандарты, и в этих
случаях в условиях демократии различные политические институты, средства
массовой информации и общественное мнение в целом подвергают их обоснованной
критике. Если же президент, вопреки взятому на себя обязательству, допускает
серьезное нарушение конституции или законодательства, то в отношении его на
вполне законных основаниях могут быть применены различные санкции, вплоть до
отстранения от должности. Поэтому вполне оправданны те высокие общественно-политические
обязательства и морально-этические нормы, соблюдения которых требует от
президента конституционное право многих стран.
Взаимодействие
различных политических лидеров в борьбе за достижение государственной власти
является одним из основных вопросов функционирования политического лидерства.
Пост президента является высшей целью деятельности многих политических лидеров.
Сегодня очевидно, что власть для абсолютного большинства населения
персонифицирована. В связи с этим, представляет несомненный интерес вопрос о
соотношении институтов президентства и политического лидерства[17].
Политическое
лидерство предполагает как формально-должностной статус, связанный с обладанием
властью, так и субъективную деятельность лидера, предполагающую рассмотрение
его личностных качеств и поведения. В то же время, субъективная деятельность
лидера выступает лишь предпосылками получения властной должности.
Следовательно, политическое лидерство неотделимо от его институционального
статуса.
Особенностью
развития ситуации в постсоветских республиках явилось то, что здесь зачастую
вся конструкция политической власти выстраивалась под конкретного президента:
Утвердившейся точкой зрения является то, что формирование сильной
президентской республики в Казахстане связывается, прежде всего, с выдающейся
личностью Н.А. Назарбаева.
Исследователи
отмечают, что задачами, стоящими перед национальным лидером в транзитный
период, являются: интеграция общества и объединение масс; нахождение и
принятие оптимальных политических решений; защита граждан от беззакония и
самоуправства бюрократии; поддержание порядка и борьба с преступностью;
предотвращение отчуждения граждан от власти; инициирование обновления,
генерирование оптимизма и социальной энергии; мобилизация масс на реализацию
реформ переходного периода[18].
Консолидировать
общество, вывести его из кризиса возможно только на основе всесторонне
обоснованной и системной реформаторской концепции. Такая концепция должна
соответствовать задачам исторического периода, раскрывать его смысл и
содержание, прогнозировать социальные последствия изменений в обществе,
определять приоритеты и критерии проводимых реформ. Только такой системный,
последовательный подход обусловливает успешность преобразований социума.
Безусловно,
особенности и характер политического лидерства зависят от личности лидера и
условий, в которых оно реализуется. Однако, несомненно важным аспектом в этом
ключе выступают механизмы, посредством которых осуществляется лидерство,
инструменты политического лидерства.
Таким
образом, под инструментами лидерства понимаются структуры, с помощью которых
лидер реализует свои властные полномочия с целью сбалансированного
представления интересов группы, партии (движения), страны.
Понятно,
что президент как политический лидер, имеет в своем арсенале средства влияния,
теснейшим образом связанные с его формальным положением главы государства. Как
мы уже говорили это — легитимная власть, возможность распределения
материальных, финансовых и других ресурсов, государственный аппарат, средства
поощрения и принуждения и, конечно же, закон. Помимо этого, глава государства
располагает средствами личностного влияния. Одним из основных понятий здесь
является имидж лидера. При этом, наиболее влиятельными личностными характеристиками
предстают: представления политического лидера о себе самом, потребности и
мотивы, влияющие на политическое поведение, система важнейших политических
убеждений, стиль принятия политических решений, стиль межличностных отношений,
устойчивость к стрессу[19]. Зачастую те или иные
политические процессы, явления, события персонифицируются с личностью лидера.
Следует
еще раз отметить, что личностное влияние главы государства -уникальный
инструмент в руках президента. Оно дает возможность эффективно его
использовать как в отношении государственных политических лидеров (глав и
членов правительства, парламента, региональных лидеров и т.д.), так и в отношении
партийных и общественных деятелей.
Средства
и механизмы влияния, используемые и избираемые политическим лидером, во многом
обусловлены конкретными политическими задачами и располагаемыми ресурсами.
Разработчики
ранних теорий модернизации, отождествляя ее с вестернизациеи, делали акцент на
смене традиционных политических институтов западными структурами. Убежденность
в правильности калькирования и механического переноса западного опыта исчезла,
после того как раз за разом в восточных государствах стали рушиться режимы,
принявшие на себя роль модернизаторов и начавшие с коренного изменения
институциональных основ. Дело в том, что первые государства, которые начали
предпринимать модернизаторские усилия, совершенно правильно определив одной из
стратегических целей замену институтов, оказались в плену теоретического
положения, что это и есть главная мишень политической модернизации, достигнув
которой можно говорить о закреплении западных стандартов. Только череда неудач
в процессе модернизации показала, что параллельно с модернизацией институтов
необходимо обновлять и общественное сознание, особенно, в части восприятия
политической системы.
Одним
из главных направлений политической модернизации является демократизация
политической системы. Однако процесс демократизации сталкивается с серьезной
проблемой преодоления природы реформируемого общества. В традиционных,
авторитарных и тоталитарных обществах зачастую очень мала степень
структурно-функционального разделения институтов. Функциональная неразделенность
в традиционных обществах проистекала из того, что политические, социальные,
экономические и религиозные функции сосредотачивались в руках одного человека
- лидера общины. Собственно, этот момент и был основной отличительной чертой
традиционной политической системы.
К.Л.
Сыроежкин, Исследуя особенности государственности, подчеркивает, что «... Казахстан
не явился исключением из общего правила, наследуя те общие закономерности,
которые присущи переходным обществам стран Востока»[20].
Вопрос
о необходимости внедрения западных политических институтов в процессе
модернизации восточных стран до сих пор вызывает много споров. Как показала
практика, большинство стран, вставших на путь «догоняющей модернизации», во
главу угла которой был поставлен приоритет достижения демократических
стандартов, в своем конституционном устройстве закрепили президентскую форму
правления.
Первая
причина этого лежит в специфике политических систем модернизирующихся обществ,
которые были свойственны им до начала преобразований. Как правило, эти
государства имели авторитарные, либо тоталитарные политические системы. Строго
иерархизированная структура политической власти не могла быть изжита за
короткий срок. Более того, переход к системе с демократическим устройством
зачастую приводил к потрясениям, которые сводили на нет усилия реформаторов и
приводили общество к очередному витку авторитарного развития. Типичные примеры
- Иран и Индонезия. Поэтому, вплоть до начала 80 годов XX века существовала идейная установка
на то, чтобы признать за некоторым усилением авторитарных тенденций, в период
модернизации, роль необходимого условия для обеспечения стабильности и
консолидации общества. Последнее, до сих пор предстает в качестве
главенствующей причины в выборе института президентства как системообразующей
структуры.
Вторая
причина имеет более глубокие основания и лежит в поле политико-культурных
предпочтений модернизирующегося общества, и связана с уровнем
легитимности новых, внедряющихся структур. В обществах с традиционными
политическими ценностями, в большинстве своем более высокий уровень
легитимности имеет политический институт, выстроенный вокруг личности одного
человека. Коллективный институт, хотя бы и избранный всенародным голосованием
на прямых выборах, не имеет такого уровня легитимности. Очевидно, что это
происходит из-за того, что коллективные институты политического управления в
традиционных обществах исполняли роль только лишь законодательных собраний, на
которых лежала функция легитимации существующего режима. Это стало существенной
причиной для того, чтобы в большинстве модернизировавшихся стран не были
установлены республики парламентского типа.
Таким образом, весь комплекс преобразований в
институциональной подсистеме в период модернизации направлен на замену
устаревших политических институтов. В чистом виде структурные реформы в
политической сфере почти всех модернизирующихся обществ на начальном этапе
схожи. Соответственно, они несут в это время одинаковые функции с аналогами в
других политических системах. Различия политических структур в разных странах
проявляются тогда, когда с течением времени происходит их адаптация к «местным»
условиям.
Глава II. Современные модели президентства.
Возникновение тех или иных систем правления в различных
странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс
накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической
культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в
период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы
правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического
лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция
государственной власти и управления. В силу этого в одних странах утвердилась
парламентарная система правления, при которой функции главы государства
исполняет конституционный монарх или президент, но реальная исполнительная
власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парламенту, а в
других - возобладала линия на создание сильной президентской власти,
уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим
полномочиям законодательную и судебную власти. На современной политической
карте мира есть и такие страны, которые вообще обходятся без поста президента,
что еще раз подтверждает все многообразие форм государственности.
Как уже отмечалось, институт президентства зародился в
США. Введя у себя пост президента, «отцы-основатели" заложили фундамент
для формирований модели, которую можно с уверенностью назвать американской
моделью президентства[21].
Как показали последующих два столетия, эта модель в законченном виде осталась
явно специфической и в своем полном объеме она воплотилась только в США, хотя
многие ее элементы были заимствованы политическими системами других стран.
Творцы Конституции США создали не просто сильную, но
единоличную президентскую власть, совместив в одном лице полномочия и главы
государства, и главы правительства. Одновременно для того, чтобы
воспрепятствовать превращению единой исполнительной власти в режим личной
власти, чреватой диктатурой и произволом, "отцы-основатели"
закрепили принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной
властей, дополнив его системой взаимных "сдержек" и
"противовесов"[22]
этих властей в отношении друг друга. На практике американская модель президентства
по своим основным параметрам выглядит следующим образом:
1. Президент, избираемый на всеобщих выборах, не зависит
от Конгресса США, члены которого избираются от штатов и избирательных округов.
Таким образом, президент получает мандат на осуществление своих полномочий от
всех граждан, а не от парламента. Конгресс не вправе путем вотума недоверия
отправить администрацию (правительство) президента в отставку, но и президент
не имеет права распустить Конгресс США и назначить внеочередные парламентские
выборы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|