Конституционный статус президента Республики Казахстан,
определенный действующей Конституцией, состоит из трех важных составляющих:
во-первых, президент является главой государства; во-вторых, президент -
«арбитр», обеспечивающий взаимодействие и согласованную работу государственных
органов, гарант Конституции; в-третьих, президент занимает определяющее положение
в отношении исполнительной ветви власти. Институт президентства в Конституции
1995 года[45], в
отличие от Конституции 1993 года, не сливается с исполнительной властью, а
призван олицетворять государственное единство казахстанского народа.
Специфика положения президента в Казахстане обусловлена,
таким образом, не столько необходимостью укрепить президентскую власть, сколько
закономерностью в условиях политической нестабильности, слабости и аморфности
законодательной власти. Особый статус президентской власти способствует
повышению эффективности власти, согласованности ее действий в решении
общенациональных задач.
Выступая «арбитром» в системе государственной власти,
президент имеет достаточно действенные государственно-правовые институты. Прежде
всего, к ним относятся право роспуска парламента в определенных Конституцией
случаях, ответственность правительства перед главой государства. Соотношение
институтов президентства и правительства обеспечивает устойчивость
президентской власти в Казахстане, постоянство и преемственность
государственного руководства, политическую стабильность. Определяющее
положение президента по отношению к правительству помогает избегать дуализма
исполнительной власти, содержит серьезные предпосылки политического единства
президента и правительства Республики Казахстан.
В ходе реформ в Казахстане ярко проявился
модернизаторский характер института президентства.
Во-первых, данный институт выступает мощным стимулом и
ориентиром развития партийной системы страны. Именно в процессе выборов главы
государства в 1999 году произошло углубленное структурирование политических
интересов граждан, выраженное в создании новых партий и движений.
Во-вторых, он обеспечил важнейший для трансформации
перелом в ценностных ориентациях общественного сознания, гарантировав последовательным
курсом реформ уверенность в необратимости процессов демократизации.
Особое решение через институт президентства получает
проблема межэтнических отношений, ставшая серьезной проблемой для многих развитых
демократий, а в Казахстане нашедшая подлинно демократическое разрешение.
Создание Ассамблеи народов Казахстана придало национальной политике государства
высокий институциональный уровень, позволивший эффективно разрешать этнические
проблемы без излишней их политизации. Лично возглавив данный орган, президент
тем самым обозначил свою роль гаранта эффективности политики межнационального
согласия.
Для Казахстана при выработке новой модели власти
существовало два критерия: обеспечение ее высокой устойчивости, с одной
стороны, и обеспечение эффективности воздействия власти на
социально-экономические и общественно-политические процессы, с другой[46].
Система взаимоотношений и взаимодействия президента с
законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти - это не застывшая
конструкция. Она демонстрирует высокую степень способности к адаптации и
совершенствованию в связи с требованиями времени. Важные конституционные
реформы произошли в Казахстане в 1998 году, когда были приняты изменения и
дополнения в Конституцию страны, свидетельствующие о перераспределении
властных полномочий в пользу законодательной власти.
Обеспечивая согласованное функционирование всех ветвей
власти, институт президентства тем самым предоставил возможность для реального
диалога власти и общества, создав действующие механизмы обратной связи. Это во
многом предопределило гибкость и эффективность всей политической системы,
обусловило гражданский мир и политическую стабильность.
Конституция страны воплотила в себе концепцию
«рационализированного» парламентаризма. Это нашло выражение, с одной стороны,
в предоставлении президенту и исполнительной власти весьма широких полномочий,
и, прежде всего в его воздействии парламент, а с другой стороны, в значительном
сужении компетенции последнего.
В последнее время было выдвинуто большое количество
предложений, направляемых на расширение прав парламента. Однако диссертант
считает, что парламент не в полной мере использует свой потенциал в качестве
высшего законодательного органа. Подтверждение этому можно найти и в Послании
Президента Н.А. Назарбаева: «...В своем развитии наша государственность
поэтапно подходит к тому рубежу, когда парламент должен более полно
использовать свои полномочия, предоставленные Конституцией, в том числе и в
отношении правительства. Постоянный диалог между парламентом и правительством,
совместная законотворческая работа — важнейшее условие укрепления
государственности»[47].
Значительный интерес представляет проблема периодизации
развития института президентства в Казахстане. К сожалению, она не получила должного
освещения в отечественной политической науке. Из существующих разработок
заслуживают внимания две периодизации, выделим четыре этапа[48].
1) апрель-ноябрь 1990 года - с момента учреждения
института президентства в Казахстане. Президент фактически обладал лишь
статусом избираемого Верховным Советом главы государства в условиях партийно-советской
системы государственной власти.
2) ноябрь 1990 - январь 1993 годов. Всенародно
избираемый президент республики стал одновременно и главой исполнительной
власти.
3) январь 1993 - август 1995 годов. В первой Конституции
Республики Казахстан закреплено совмещение президентом статуса главы
государства и исполнительной власти. Этап характеризуется смешанностью
постулатов президентской республики и модели советского государственного устройства,
что привело к известным кризисам.
4) с августа 1995 года по настоящее время. В
Конституции, принятой на всенародном референдуме, закреплена президентская
форма правления, президент становится всенародно избираемым главой государства,
утратив статус главы исполнительной власти, что дистанцирует его от всех ветвей
государственной власти, что позволяет ему осуществлять арбитражные функции,
обеспечивать ответственность и согласованное функционирование всех ветвей
власти. Практика доказывает оптимальность избранного государственного
устройства, близкого к «французской» модели президентской республики.
Известный политолог Е.К. Ертысбаев также выделяет 4
этапа в эволюции политической системы Казахстана: «...Этап парламентской
республики (апрель-ноябрь 1991 г.), когда исполнительная власть почти
полностью оказалась под контролем съездов и Верховных Советов союзных республик.
Положение усугублялось тем, что должность Первого Секретаря ЦК Компартии
Казахстана доминировала над постом президента РК. Второй этап полу
президентской республики (ноябрь 1991 -январь 1993 года). Переход к данной
системе правления произошел после избрания главы государства на основе прямых
всеобщих выборов и принятием Конституции 1993 года, которая, в сущности,
явилась компромиссом между нарождающимся институтом президентства и старой
советско-коммунистической системой Советов. Этап президентской республики
(январь 1993 - март 1995 гг.), который закончился вторым роспуском
казахстанского парламента. С марта 1995 года начинается этап
суперпрезидентской республики»[49].
В развитии института президентства в Казахстане выделим
два этапа развития:
1) апрель 1990 - август 1995 года. С момента введения
поста Президента генеральной тенденцией был переход от «советской» модели
квазипарламентаризма к «американской» модели президентской республики, о чем
свидетельствует постепенное обретение двух ее главных признаков: 1) руководство
исполнительной властью (с ноября 1990 года); 2) получение общенародной,
независимой от парламента легитимности (с декабря 1991 года).
2) с августа 1995 года -по настоящее время. Переход к
«французской» модели полупрезидентской, или президентско-парламентской
республики, ее адаптация к местным условиям.
Таким образом, институт президентства в Казахстане
возникает как объективная необходимость, обусловленная особенностями
исторического, политического, культурного развития страны на этапе перехода от
тоталиаризма к демократии, выполняя свою историческую миссию главного инструмента
демократических преобразований, гаранта национальной безопасности, целостности
и суверенитета независимого Казахстана.
Первой попыткой демократического реформирования
избирательной системы в Казахстане можно считать введение выборов одной
четвертой части народных депутатов КазССР от Компартии, профсоюзов, комсомола и
других общественных организаций в сентябре 1989 года[50]. Эта попытка осуществлялась в рамках еще
существовавшей советской политической системы, поэтому изначально содержала в
себе определенные противоречия.
С введением и последующим укреплением института
президентства в независимом Казахстане происходят реальные изменения в плане
демократизации избирательной системы, причем их непосредственным инициатором
явился сам глава государства. Началом этих изменений можно считать успешное
проведение прямых выборов президента в декабре 1991 года, в значительной
степени повлиявших на дальнейшее реформирование избирательной системы.
Наиболее радикальным шагом в этом направлении стал Указ Президента Н.А.
Назарбаева «О выборах в Республике Казахстан» от 30 сентября 1995 года[51].
Важным аспектом избирательного закона является выбор
системы представительства из трех основных, принятых в мировой практике
(мажоритарной, пропорциональной, смешанной). При выборах в Казахстане в настоящее
время используется мажоритарная система абсолютного большинства и смешанная.
При этом 67 депутатов Мажилиса избираются по мажоритарному принципу, 10 - по
пропорциональной системе. Несомненным достоинством мажоритарного
представительства можно считать учет мнения большинства избирателей
определенного округа. В свою очередь, пропорциональная система выборов
позволяет в короткий срок сформировать в государстве широкий спектр
политических партий, групп, организаций, соответствующих социальному заказу
определенных слоев общества. Действительно, введение осенью 1998 года
пропорциональной системы выборов депутатов Мажилиса по партийным спискам
привело к активизации партогенеза в Казахстане, что свидетельствует о
дальнейшем продвижении страны в демократизации политической системы.
Итоги выборов, эффективность созданной избирательной
системы были оценены Н.А. Назарбаевым на первой сессии парламента второго созыва:
«...Обеспечено весьма внушительное представительство в парламенте депутатов от
политических партий. Избирательная компания и выборы стали еще одним доказательством
необратимости курса на демократизацию общества». При этом Президент Н.А.
Назарбаев дал реальную оценку сохраняющимся недостаткам избирательной системы,
ошибкам в процедуре проведения выборов: «...Да, в некоторых регионах в ходе
выборов действительно были недоработки в деятельности избирательных комиссий и
отдельных местных государственных органов, но как гласит восточная поговорка -
не накрытый обеденный стол имеет один недостаток, а накрытый - тысячу. Что же
касается допущенных нарушений, то по всем фактам Верховный суд, Генеральная
прокуратура и Центризбирком разбираются и принимают соответствующие решения»[52].
Президентом было указано, что работа по демократизации
избирательной системы в республике будет продолжена в рамках общей демократизации
политической системы. Выборные правила и нормы будут дорабатываться в ходе
решения практических задач, но общий характер новых изменений может быть только
один - в направлении углубления и наращивания потенциала демократического
режима.
В условиях строительства независимого Казахстана, при
отсутствии традиций легальной межпартийной борьбы институт президентства явился
одним из факторов активизации процесса партогенеза в стране.
Началом формирования современной партийной системы
Казахстана можно считать изменение статуса Компартии КазССР, утрату ее монопольного
положения в 1990 году, когда был издан Закон КазССР об учреждении поста
Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию
(Основной Закон) Казахской ССР. Согласно этому закону, к выработке политики
республики стали допускаться общественные организации и массовые движения. При
этом устанавливались правовые нормы функционирования общественных объединений,
запрещалось действие тех из них, которые имеют целью насильственное изменение
конституционного строя, право граждан на создание общественных организаций
перестало оговариваться соответствием целям коммунистического строительства,
как это было ранее [53].
Окончательно политическая монополия Компартии была
ликвидирована в августе 1991 года[54],
когда после провала путча ГКЧП президентом Казахстана была издана серия
соответствующих указов, согласно которым были департизированы силовые структуры,
национализировалось имущество КПСС на территории республики, запрещалось
совмещение государственных и партийных должностей.
Следующим важным этапом в процессе формирования
многопартийности в Казахстане можно считать признание Конституцией Республики Казахстан
1995 года идеологического и политического многообразия, запрещение незаконного
вмешательства государства в дела общественных объединений и общественных
объединений в дела государства, провозглашение права граждан на свободу
объединений, равенства общественных объединений перед законом[55].
Через год после принятия новой Конституции Республики
Казахстан издаются два важнейших закона, необходимых для обеспечения конституционного
права граждан на свободу объединений и формирования нормативной базы
функционирования политических партий в стране. Это Законы Республики Казахстан
«Об общественных объединениях» и «О политических партиях».
Тем не менее, формирование законодательной базы
функционирования политических партий в стране не вызвало бурного подъема их
деятельности. Как отмечал в том же 1996 году Президент Н.А. Назарбаев: «...
политические партии так и не смогли до сего времени преодолеть болезни роста.
Перенять демократию, импортировать ее невозможно. Она должна стать образом
жизни, способом политического мышления, средством организации общества и
управления им. Пока же демократия рассматривается лишь как возможность и
средство борьбы за власть. Многопартийность доводится до абсурда. В сочетании
с острыми социальными, политическими, этническими, конфессиональными, клановыми
конфликтами это превращает плюрализм и политические свободы в пустые лозунги»[56].
Критерия отношений с властью, разрабатывает
классификацию политических партий страны и выделяет четыре этапа,
характеризующих содержание демократических преобразований.
Всплеск политической активности в 2001-2002 годах и
дискуссии вокруг образования этнонациональных партий актуализируют вопрос об
оптимальном типе партийной системы. На взгляд соискателя, установка на
институционализацию партийной системы, состоящей из 2 сильных политических
партий, имеет под собой сильное логическое обоснование. Как свидетельствует
мировой опыт, президентские республики плохо совместимы с многопартийными
системами. Ученые отмечают, что «...Только четыре (Колумбия, Коста-Рика,
Соединенные Штаты, Венесуэла) из 31 устойчивых демократий, существующих не
менее 25 лет подряд, имеют президентские режимы (24 - парламентские, 2 -
полупрезидентские, 1 - гибридную), и ни в одной из указанных четырех стран нет
многопартийной системы. Есть только один исторический пример подобного рода:
Чили с 1933 по 1973 г. Таким образом, по мнению специалистов, президентство в
сочетании с многопартийностью образует взрывчатую смесь, сводящую шансы
демократической консолидации к минимуму. Между тем такая комбинация встречается
довольно часто. В 1940-е - 1980-е годы из 31 президентской демократии почти
половина имела многопартийные системы. Только одна из них оказалась живучей,
в то время как половина (5 из 10) президентских республик с двухпартийной
системой, позволяющей контролировать парламент, просуществовала не менее 25
лет»[57].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|