Известный исследователь института президентства В.Б.
Кувалдин отмечает, что «...в президентских демократиях, чем больше партий, тем
неустойчивее политическая система. Возможно, именно многопартийность делает
президентские демократии особенно уязвимыми»[58].
Становление полноценной двухпартийной системы позволит
совместить зачастую противоположные цели эффективности и представительства,
создав прочную институциональную основу демократических реформ. Поскольку
институт президентства является системообразующим для Казахстана, то развитие
других политических институтов должно коррелироваться с общей логикой
функционирования президентской республики. Формирование Двухпартийной системы
должно идти эволюционным путем в ходе электоральной конкуренции элит на честных,
демократических выборах.
Учитывая определяющее влияние типа избирательной системы
на конфигурацию партийной системы, открытое М. Дюверже, необходима
взаимоувязка данных реформ.
В этом плане наиболее значимы 3 закономерности:
1)
пропорциональная система ведет к образованию
многочисленных негибких, стабильных, независимых друг от друга партий с жесткой
внутренней структурой;
2)
мажоритарная двухтуровая система способствует
институционализации многочисленных стабильных партий с гибкой позицией и
склонностью к взаимным контактам;
3) мажоритарная однотуровая избирательная система с
неизбежностью порождает бипартизм .
Поэтому главным электоральным механизмом по созданию
двухпартийной системы должен стать переход от смешанной системы выборов,
применяемой сейчас в Казахстане (мажоритарная двухтуровая система абсолютного
большинства в сочетании с элементами пропорциональной), к мажоритарной системе
относительного большинства (однотуровой).
Рассмотрим влияние главы государства на процесс
гражданской консолидации казахстанского общества, и его внешнеполитическую
деятельность, с точки зрения создания благоприятных предпосылок для
политической и социально-экономической модернизации, в процессах сохранении
межэтнического согласия и консолидации общества.
Мировой опыт свидетельствует о том, что
этнодемографический состав населения оказывает не последнее влияние на систему
правления в стране. Не вызывает сомнений, что оптимальное решение вопросов
межнациональных и межконфессиональных отношений всегда остается одной из центральных
повесток дня правительства в любом этнически разнообразном обществе. В связи с
этим, в политологической литературе развернулась широкая дискуссия о том, какую
систему правления можно считать эффективной, если во главу угла поставлена
стратегия достижения политического единства в таком обществе. При этом
краеугольным камнем остается дилемма совмещения двух важнейших целей -
политической стабильности и демократичности решения межэтнических и
межконфессиональных вопросов. Ведь не всегда удается достичь оптимального
согласования этих целей, особенно если речь идет о странах, переживающих период
политической модернизации.
В процессе анализа концепций многосоставного общества и
сообщественной демократии, разработанных А. Лейпхартом[59], можно прийти к выводу, что они отражают в
основном опыт парламентских режимов Западной Европы.
С другой стороны, вопрос об эффективности президентской
системы правления с точки зрения ее влияния на стабильность многосоставного общества
остается менее исследованным. Как известно, если для парламентского правления
во главу угла ставятся приоритеты представительства, то для президентского
режима ключевыми остаются приоритеты эффективности.
По результатам переписи населения 1999 года, из более
ста представителей этносов на территории республики, казахи составили 53,4%,
русские - 30%, и 16,6% - приходятся на остальные этнические группы[60]. Таким образом, отличительная особенность
этнополитической ситуации Казахстана проявляется во взаимоотношениях его
крупнейших этносов - казахского и русского. Подобные общества называют
«централизованными», или биэтническими, и в них преобладают и приблизительно
равны два этноса, а остальные относятся к национальным меньшинствам.
Несмотря на стабильность взаимоотношений двух крупных
этносов в Казахстане, все же они носят сложный, многоуровневый, и порой даже
противоречивый характер. По мнению ряда отечественных ученых, они могут быть
проинтерпретированы как конкуренция этносов, которая наиболее отчетливо
выражается в политической и культурной сферах общества[61].
Главной целью казахстанской этнополитики является
формирование единого народа Казахстана как политической и культурной общности
граждан различной этнической принадлежности. Ведущая роль в этом принадлежит
Президенту страны Н.А. Назарбаеву. В своих ежегодных посланиях народу
Казахстана, в различных выступлениях о текущей деятельности Н.А. Назарбаев
наметил основные направления и приоритеты национальной политики государства.
Важнейшее значение для формирования национальной политики государства имеет
президентская стратегия «Казахстан-2030». Особый вес в русле рассматриваемой
темы имеет второй долгосрочный приоритет, нацеливающий на внутриполитическую
стабильность и консолидацию общества. Имея различные аспекты, консолидация
общества своей основной целью ставит формирование единой гражданственности для
представителей различных этнических и конфессиональных групп Казахстана[62].
Как и другие постсоветские многонациональные
государства, Казахстан руководствуется в своей государственной национальной
политике стратегией формирования народа «сверху». Это означает, что особую роль
в этом процессе берет на себя государство. В частности, правительство и иные
государственные органы составляют краткосрочные и среднесрочные программы
действий на основе долгосрочных приоритетов стратегии «Казахстан-2030».
В настоящее время языковая политика государства является
неотъемлемым элементом курса на демократизацию политической системы. Это
значит, что, отказавшись от советской политики по завуалированному искоренению
языков малочисленных народов и насаждению единого языка, руководство республики
взяло ориентир на конституционное обеспечение прав и возможностей для всех
этнических групп и диаспор использовать и развивать свой язык.
Осуществление конституционного права на свободу совести
регулирует принятый 15 января 1992 года Закон Республики Казахстан «О свободе
вероисповедания и религиозных объединениях». Данный закон обеспечил право
граждан на свободное волеизъявление своих религиозных чувств, на
распространение религиозных взглядов и убеждений, освободил религиозные
организации от государственной опеки. Впервые за годы существования Казахстана
свобода вероисповедания стала объективной реальностью.
Государственная политика направлена на поддержание
устойчивости этнополитической ситуации. Однако, невозможно административными
методами бесконечно долго поддерживать этнополитическую стабильность при
объективно сложившейся в обществе противоположности интересов этнических групп.
Устойчивость межэтнических отношений может стать долговременной лишь при
условии преодоления разделенности этносов и выхода обществ на новый,
надэтнический уровень интеграции[63].
Анализ эволюции национальной политики Казахстана за
последние десять лет показывает переход от этноориентированной,
примордиалистской политики к приоритетам модернистского понимания
нациестроительства. Особенно важно то, что указанная смена акцентов в
реализации национальной политики Казахстана совпадает с выбранным курсом на
построение демократической политической системы[64]. В противном случае, провозглашение
принципов построения нации-государства в условиях многосоставного общества
республики могло бы вступить в острое противоречие с демократическими
принципами.
И.А. Назарбаев на Первом форуме народов Казахстана (1992
год) впервые высказал идею о создании общественного органа консолидации граждан
всех национальностей. Результатом стало появление в 1995 году Ассамблеи
народов Казахстана. Ее создание было обусловлено стремлением к гармонизации
общественных отношений, сохранению межнационального, межконфессионального и
гражданского согласия в республике. Сейчас Ассамблея народов Казахстана играет
важную роль в национальной политике, объединяя национально-культурные центры
проживающих в республике этносов. Ассамблея вносит свой посильный вклад в
поддержание мира и согласия в стране.
С обретением независимости и выходом на новый уровень
отношений Республики Казахстан вопросы внешней политики обрели особую актуальность.
Необходимость защиты суверенитета республики выдвинула на одно из первых
приоритетных направлений - защиту национальных интересов и национальной
безопасности. И именно от внешнеполитических инициатив президента зависело
дальнейшее развитие государства.
2 марта 1992 года на 46 сессии Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций была единогласно одобрена резолюция 46-224 о
приеме Республики Казахстан в члены ООН. Вступление Казахстана в ООН стало
отправной точкой его интеграции в систему международных организаций в качестве
независимого государства[65].
Выступив инициатором созыва Совещания по взаимодействию
и мерам доверия в Азии (СВМДА), целью которого является создание новых структур
безопасности на всей территории азиатского региона, Президент Н.А. Назарбаев
заложил основы для начала общеазиатского процесса
расширения доверия в сфере развития сотрудничества и укрепления безопасности.
Успешное проведение в Алматы Первого саммита СВМДА еще одно свидетельство
активной позиции президента Казахстана на мировой арене.
Придавая большое значение повышению эффективности мер по
обеспечению международной безопасности, Казахстан активно поддерживает
миротворческую деятельность ООН. Участие в системе международной безопасности в
рамках ООН дало Казахстану возможность развития отношений и в сфере
социально-экономических и культурно-образовательных программ. Об этом
свидетельствует расширение представительств ООН в республике.
Краеугольным камнем внешней политики Республики
Казахстан являлся вопрос выработки ядерной политики. Унаследованное от СССР,
базировавшиеся на территории нашей страны, ядерное оружие не позволяло успешно
вести переговоры по целому ряду важных вопросов. Продолжением мер, начавшихся
с подписания в декабре 1991 года Алматинской Декларации о механизмах
совместного контроля над ядерным оружием, находившемся на территории стран СНГ,
стала выработка позиции отказа от ядерного оружия. Твердая позиция по этому
вопросу Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева сыграла важнейшую роль
в усилении безопасности и экономического развития суверенного государства[66].
Выбор такой позиции объясняется рядом разумных причин.
Во-первых, обладание ядерным оружием являлось тяжким
бременем для молодой республики, как в экономическом, так и техническом плане
относительно его содержания и установления контроля над ним.
Во-вторых, казахстанская общественность считается с тем
фактом, что последствия ядерных испытаний до сих пор сказываются на жизни и
здоровье населения республики.
В-третьих, сохранение ядерного оружия на территории
Казахстана могло бы привести к дипломатической изоляции и помешать его
вхождению в мировое сообщество в качестве полноправного актора международных
отношений.
В-четвертых, миролюбие и ответственность в делах,
связанных с международной безопасностью, также явились одной из причин отказа
от стратегического оружия.
Одним из стратегически важных направлений внешней
политики Казахстана является китайское направление. С обретением независимости
перед руководством страны встала серьезная задача выстраивания новых отношений
с Китаем, поскольку отношения с Советским Союзом были очень напряженными. На
фоне положительных тенденций в урегулировании вопросов в торгово-экономической
сфере не столь радужными были вопросы разрешения пограничных споров. Следует
отметить, что мощная советская дипломатия на протяжении более 70 лет не могла
решить эту проблему, и лишь усилиями президента Казахстана этот вопрос снят с
повестки.
Образцом высокой дипломатии президента Казахстана и
международного признания авторитета молодого государства явилось участие его в
Шанхайском форуме. Шанхайский форум базируется на двух основных документах:
«Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районах границы» и
«Соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границы»[67].
Взаимодействие Казахстана, Китая, России и других государств
Центральной Азии является весомым подтверждением умения решать проблемы,
касающиеся укрепления доверия и снижения военного противостояния. Соглашения,
подписанные в Шанхае и Москве, положившие начало деятельности Шанхайской
организации сотрудничества (с июня 2001 года), не имеют прецедентов в мировой
дипломатии.
Одну из ключевых ролей в обеспечении режима
международной безопасности и безопасности собственной играет участие
Республики Казахстан в программе НАТО «Партнерство во имя мира». Оно обретает
большую значимость на этапе становления собственных вооруженных сил в обретении
положительного опыта деятельности государств-участников НАТО.
Европейское направление внешней политики Республики
Казахстан по вопросам обеспечения безопасности, помимо партнерства с НАТО,
также включает сотрудничество с Организацией по безопасности и сотрудничеству
в Европе (ОБСЕ).
Однако, учитывая геополитическое положение, многолетний
путь развития Казахстана в составе СССР и придерживаясь политики
многовекторности, было бы неэффективно ограничиваться лишь участием в международных
организациях без учета региональной специфики. В связи с этим Президент
Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил одним из инициаторов создания
системы коллективной безопасности в рамках СНГ.
СНГ, как межгосударственное объединение играет
позитивную роль в правовом оформлении межгосударственных отношений входящих в
него стран. Потенциал действия СНГ еще не исчерпан. Тем не менее, существующая
в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализовать имеющийся
интеграционный потенциал в полном объеме.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что модель
Евразийского союза является одним из самых эффективных институтов в истории
Содружества Независимых Государств, в котором сконцентрирована забота Президента
Н.А. Назарбаева о людях своей страны и бывшего СССР. Несомненным успехом
является и то, что идея Н.А. Назарбаева реализована в рамках Евразийского
экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это еще раз подтверждает значимость
института президентства в мировых политических и экономических процессах.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что Президент
Казахстана Н.А. Назарбаев реанимировал застоявшиеся интеграционные процессы на
постсоветском пространстве, вывел на новый уровень взаимоотношений страны
Содружества. Особое место во взаимоотношениях Казахстана со странами СНГ
принадлежит России. Россия рассматривает Казахстан как стратегического
партнера, в свою очередь и Казахстан подтверждает свою приверженность этому
уровню взаимоотношений. Важным фактором в данном отношении являются личные
отношения президентов Н.А. Назарбаева и В.В. Путина.
Самоутверждение Казахстана в качестве равноправного
участника международных отношений и субъекта международного права, обеспечение
его долгосрочных интересов испытывает влияние взаимоотношений с великими
державами, одной из которых являются Соединенные Штаты Америки. Понимание и
поддержка национальных интересов Республики Казахстан со стороны США
способствует более активному и гармоничному вхождению нашего государства в
мировое сообщество[68].
Главным направлением сотрудничества Казахстана с
Соединенными Штатами Америки является внешнеэкономическая сфера. США проявляют
огромную заинтересованность в установлении прочных экономических связей и
освоении казахстанского рынка. Акцент в отношениях был поставлен на
привлечении американского капитала в различные секторы экономики страны.
Особое внимание в отношениях Казахстана с США уделяется проблемам
сотрудничества в области безопасности, в частности по ядерному сотрудничеству.
В настоящее время казахстанско-американские отношения отмечаются повышением
уровня взаимодействия, что отражает совпадение интересов двух государств в
реализации экономических проектов и поддержании региональной безопасности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|