2. Правительство формируется президентом, но его
персональный состав утверждается одной из палат Конгресса – сенатом. Только
президент имеет право назначать на высшие должности в аппарате исполнительной
власти. Однако ни один из назначенцев президента (за исключением сотрудников
его личного аппарата) не может вступить в свою должность без утверждения его
кандидатуры сенатом Конгресса США.
3. Вся законодательная власть принадлежит Конгрессу США.
Законы, принятые Конгрессов, обязательны для безусловного исполнения всеми
должностными лицами, начиная с президента. Со своей стороны, президент может
стать противовесом законодательной власти в том случае, если он наложит вето на
закон, принятый Конгрессом, а Конгресс при повторном голосовании не сможет
набрать требуемые Конституцией две трети голосов для отклонения президентского
вето. В свою очередь, Верховный суд США вправе признать неконституционным любой
закон, принятый Конгрессом и подписанный президентом, и тем самым отменить
его.
4. Президент - полномочный глава всей федеральной
исполнительной власти. Все государственные служащие обязаны неукоснительно
выполнять его решения. Кабинет министров имеет лишь совещательный статус при
главе государства и правительства. Со своей стороны, Конгресс постоянно, в
осуществление своей контрольной функции над деятельностью исполнительной
власти, следит за тем, как администрация президента исполняет законы и
расходует ассигнованные Конгрессом средства.
5. Президент имеет право издавать исполнительные приказы
(указы), которые касаются главным образом сферы деятельности органов
федеральной исполнительной власти. Конгресс не вправе отменять указы
президента, но Верховный суд США полномочен аннулировать их, если сочтет, что
они не соответствуют Конституции.
6. Важнейший инструмент президентской власти - государственный
бюджет. Только президент имеет право ежегодно представлять проект госбюджета
на рассмотрение Конгресса. Однако окончательный вариант госбюджета принимается
высшим законодательным органом страны.
7. Президент - верховный главнокомандующий вооруженными
силами. Он руководит армией и флотом, но право объявления войны и заключения
Мира принадлежит Конгрессу, который к тому же утверждает все расходы на содержание
вооруженных сил и на все программы вооружений.
8. Президент представляет страну в сфере международных
отношений и подписывает международные договоры, но эти договоры утверждаются
или отклоняются сенатом Конгресса США[23].
9. Президент может по своему усмотрению использовать
внутренние войска и вооруженные силы для обеспечения общественного порядка, но
он имеет право вводить по всей стране чрезвычайное положение только с санкции
Конгресса.
10. Верховный суд может признать неконституционным любой
закон, принятый Конгрессом, и любой указ, изданный президентом, но действует
он не по своей инициативе, а только в ответ на апелляцию по поводу решения
нижестоящей судебной инстанции, уже определившей свое отношение к действиям
законодательной или исполнительной власти. Судебная власть, согласно
Конституции, независима от законодательной. Президент может повлиять на деятельность
Верховного суда путем назначений на появившиеся в нем вакансии сторонников
своего политического курса. В свою очередь Конгресс может принять закон или
предложить поправку к Конституции, изменяющие юрисдикцию Верховного суда.
11. Президент может уволить в отставку любого члена
своей администрации, но он не полномочен увольнять в отставку высших лиц
исполнительной власти штата или местных органов власти, избранных местными
избирателями.
12. Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из
должностных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путём процедуры
импичмента отстранить от должности президента и других должностных лиц,
включая федеральных судей.
13. Срок полномочий президента ограничен 4 годами, и он
может переизбираться только один раз. Члены сената Конгресса США избираются на
6 лет, а члены палаты представителей - на 2 года, и они могут переизбираться
на новый срок. Члены Верховного суда назначаются пожизненно. Таким образом,
высшие должностные лица всех трех ведущих органов государственной власти имеют
различные, не совпадающие между собой сроки полномочий и не зависят друг от
друга.
Такова в общих чертах американская модель президентского
правления. Как видно, президент по этой модели наделен широкими и
разнообразными полномочиями, но он действует лишь в пределах федеральной
исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не
может единолично управлять всем государственным аппаратом. Его полноправными
партнерами и противовесами в этой сфере выступают не зависимый от президента
Конгресс и не менее независимый Верховный суд. При всей силе своей власти,
помноженной на личную активность, ни один президент США не был в состоянии добиться
сколько-нибудь значительных перемен во внутренней и внешней политике
американского государства без поддержки высшего законодательного органа страны.
Политическая система США позволяет сильному президенту сосредоточить в своих
руках огромную власть, но только при одном условии: его должно поддерживать
большинство членов Конгресса. В этой тесной зависимости президентской политики
от позиций и действий парламента - одно из важнейших отличий американской
модели президентства от авторитарных моделей президентской власти.
Можно спорить о степени демократичности американской
политической системы в целом, но бесспорно, что и президент, и Конгресс, и
Верховный суд постоянно испытывают на себе давление со стороны самых
разнообразных общественно-политических сил - предпринимателей, фермеров,
профсоюзов, других многочисленных и влиятельных общественных организаций. Кроме
того, мощное воздействие на политику американского президента оказывает
межпартийное противоборство и наличие эффективной оппозиции в Конгрессе. В
действия президента может незамедлительно вмешаться Верховный суд. К тому же
каждый публичный шаг главы государства находится под пристальным вниманием
средств массовой информации, чья свобода от правительственной цензуры узаконена
Конституцией. В целом над деятельностью президента со стороны различных
политических и общественных институтов в США осуществляется весьма серьезный
контроль[24].
В силу всех этих достаточно надежных ограничителей и
противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний
того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые
стремления нарушить баланс властей в свою пользу получают эффективный отпор.
Наиболее четко этот механизм саморегулирования американской политической
системы сработал тогда, когда президент Р. Никсон попытался резко усилить
прерогативы высшей исполнительной власти и ослабить контроль над
правительством со стороны высшей законодательной власти. Такие действия
президента, усугубленные грубыми нарушениями законности, допущенными рядом
сотрудников его администрации, а также яростная борьба оппозиции против ряда
инициатив Никсона во внутренней и внешней политике, сплотили в мощную
антиниксоновскую коалицию Конгресс, Верховный суд, прессу и различные
общественные группы. В результате президент Никсон оказался перед реальной
угрозой импичмента и в 1974 году был вынужден уйти в отставку.
Будучи единоличным главой исполнительной власти,
президент США не располагает какими-то явно силовыми рычагами воздействия на
Конгресс, оппозиционную и свою собственную партию, прессу, органы власти в
штатах и на местах. Президент Г. Трумэн как-то высказался в том смысле, что у
президента США нет никакой иной власти, кроме власти убеждения Конгресса,
партий, прессы, широких кругов общественности в правильности его политики. Это
утверждение Трумэна явно упрощает сложную и многогранную модель президентской
власти, в арсенале которой имеется достаточно эффективных средств
политического, экономического и морального воздействия и на сторонников, и на
противников президента. Однако в то же время, очевидно, что благодаря самой
конституционной конструкции политической системы США и ее дальнейшей эволюции
глава американского государства по существу обречен искать и находить
взаимодействие и с Конгрессом, и с оппозиционной партией, и с различными
общественно-политическими группировками.
Американская модель президентства также отличается своей
рациональностью: в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм
исполнительной власти, при котором президент и премьер-министр часто
соперничают за преобладающее влияние на правительственную политику. Кроме
того, эта модель доказала свою высокую степень устойчивости с точки зрения
преемственности президентской власти. За всю историю США, несмотря на
различные политические и экономические кризисы, войны и другие потрясения,
президентские выборы в этой стране ни разу не были отменены или перенесены и
всегда проводились в установленные Конституцией США сроки. В случае внезапной
смерти того или иного президента правовой механизм передачи власти также
срабатывал неизменно четко. Даже убийство нескольких президентов США не создало
в стране политического вакуума, смуты или борьбы за власть. В случае смерти
того или иного президента его место незамедлительно занимал вице-президент, и
его легитимность ни у кого не вызывала сомнений[25].
Американская модель президентства не допускает и
возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит
свою политику, а Конгресс осуществляет свой курс. Система разделения и баланса
властей даже в условиях, когда президент представляет одну партию, а
большинство в Конгрессе принадлежит оппозиционной партии, обеспечивает
единство государственной политики. Результатом любого, даже самого острого,
политического противоборства в этой стране является принятие того или иного
закона, который иногда вступает в силу против воли президента или многих
парламентариев, но с этого момента его исполнение становится обязательным для
всех - от президента и его министров до законодателей и рядовых граждан. При
этом и должностные лица, и американское общество в целом признают и соблюдают
конституционные и иные правовые нормы, определяющие объем и пределы полномочий
президентства и других политических институтов в этой стране. Наконец,
специфика политической культуры в США такова, что американцы привыкли
рассматривать своего президента не как всемогущего "отца нации",
единолично правящего страной и отвечающего за все, что в ней происходит. В то
же время президент воспринимается в Соединенных Штатах как глава федеральной
исполнительной власти, который должен быть ведущим общенациональным
политическим лидером, проявлять инициативность в осуществлении государственной
политики и обеспечивать эффективное руководство правительством.
Президентская модель, сформировавшаяся в США, по многим
своим атрибутам была внедрена и в ряде стран Латинской Америки. Там так же
конституционно утверждена республиканская форма правления, президент совмещает
функции главы государства и главы правительства, законодательная власть
представлена Конгрессом, а судебная -Верховным судом. В то же время
латиноамериканская модель президентства существенно отличается от модели
президентского правления в США.
Прежде всего, в латиноамериканских странах институт
президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламенты этих стран не
имеют того контроля над исполнительной властью, каким располагает Конгресс
США. В отличие от президента США латиноамериканские главы государств по
собственному усмотрению формируют свои правительственные кабинеты, и
утверждение парламентом президентских назначений на правительственные посты в
конституциях этих стран не предусмотрено. Несмотря на то, что несколько
латиноамериканских стран по форме своего государственного устройства
провозгласили себя федерациями, президенты в этих странах имеют узаконенную
возможность осуществлять так называемые федеральные интервенции в дела
субъектов федерации, вплоть до смещения губернаторов штатов, чего не вправе
делать президент США. Значительно больше власти у президентов латиноамериканских
стран и в сфере экономической политики государства. Это обусловлено тем, что
для многих латиноамериканских стран характерно наличие большого количества
государственных компаний, находящихся под прямым контролем правительств,
возглавляемых президентами.
Несмотря на то, что в большинстве стран Латинской
Америки еще в XIX веке установилась президентская система правления,
легитимность и статус президентской власти неоднократно нарушались в
результате многочисленных военных переворотов. В политической истории практически
всех стран этого континента более-менее продолжительные периоды президентского
правления прерывались военными переворотами, в результате которых армейская
верхушка свергала законно избранных президентов, передавала власть военной
хунте, один из членов которой провозглашался президентом. И в прошлом, и в
настоящем Латинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами
становились во главе государственного переворота, разгоняли парламенты и
устанавливали режим личной диктатуры. В целом для политических систем стран
Латинской Америки до сих пор характерна большая зависимость всех политических
институтов, и в том числе института президентства, от армии и генералитета.
Вместе с тем в современной латиноамериканской модели
президентства есть несколько важных демократических элементов. Во-первых, в
ряде стран этого континента президент избирается на один срок и лишен права на
переизбрание, что сужает возможности для установления режима личной власти.
Во-вторых, во многих латиноамериканских странах издавна действуют
многопартийные системы, что создает условия для возникновения парламентской и
внепарламентской оппозиции президентской власти. В-третьих, судебная власть
явно усиливает свою независимость, и убедительным свидетельством тому стало
недавнее отстранение от власти по решению парламентов и судебных властей
президентов Бразилии и Венесуэлы. Импичмент этих президентов на основе
соответствующей правовой процедуры создает новый важный прецедент в Латинской
Америке, где президентов обычно смещали лишь путем военных переворотов[26].
Еще одним существенным признаком демократизации
президентской власти и усиления ее правового статуса в Южной Америке является
повышение ее контроля над военными. Со своей стороны, военная верхушка, оставаясь
до сих пор одной из ведущих политических сил в латиноамериканских странах,
демонстрирует в последнее время большую лояльность по отношению к законно
избранным президентам. В целом в Южной Америке прочно утвердилась президентская
система правления в ее латиноамериканском варианте.
Во многих государствах Азии и Африки также сложилась не
парламентарная, а президентская модель правления. Афро-азиатская модель (за
редким исключением) отличается еще большим авторитаризмом, нередко принимающим
формы откровенно тоталитарного режима. Президенты в большинстве этих стран не
только объединяют в своих руках функции главы государства и главы правительства,
но и являются лидерами правящих партий. Сами эти партии во многих африканских
и азиатских странах являются или единственными, или господствующими в политической
жизни этих стран, что позволяет президентам формировать из числа своих
сторонников не только правительство и местные органы власти, но и парламенты.
Сами-парламенты во многих афро-азиатских странах по существу не играют
самостоятельной роли и фактически не обладают реальными законодательными
полномочиями. Вследствие этого они не только не являются противовесом президентской
власти, но и безропотно поддерживают все его решения, оформляя их в виде законов.
Конституционно парламенты не защищены от произвола правящего президента и
могут быть распущены по его указанию.
Правительство при афро-азиатской модели президентства
также не обладает самостоятельностью в своих действиях, хотя во многих странах
Азии и Африки наряду с постом президента существует и пост премьер-министра.
Премьер назначается президентом из особо доверенных ему лиц и подотчетен
только ему, а не парламенту. И премьер, и любой другой член правительства, как
и каждый государственный чиновник, может быть в любой момент уволен
президентом.
Судебная власть, так же как и законодательная, сильно
зависит от президента, который лично назначает судей и контролирует их
деятельность. Кроме того, для афро-азиатской модели президентства характерен
суперцентрализм исполнительной власти, при котором президент ставит во главе
местных администраций своих наместников, призванных проводить президентскую
политику. Автономия же местных властей от всемогущего центра крайне незначительна.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|