четверть, основная цель этой проверки должна  быть  направлена  на 
         выяснение понимания учащимися содержания  прочитанных  текстов.  В 
         ходе работы учащиеся перечисляют факты или события, имеющие  место 
         в текстах, дают характеристику действующим лицам и их поступкам  и 
         так далее. 
2.4.4. Письмо . 
       Письмо не является целью обучения в средней  школе.  Небольшой  объем 
письменных  упражнений  на  4-ом  году  обучения  используется  в   процессе 
домашней работы в качестве вспомогательного средства  для  совершенствования 
орфографических навыков. Все письменные  упражнения  построены  на  языковом 
материале, предварительно отработанном в устной речи и чтении. 
     2.5.  Система упражнений для формирования навыков и умений речевой 
                  деятельности в учебнике "L`oiseau bleu-3" 
       Обилие упражнений – характерная черта учебников  иностранного  языка, 
так  как  формирование  навыков  и   умений   невозможно   без   организации 
повторительных  действий.  Повторение  как  способ  учения   реализуется   в 
упражнении. Можно дать следующее определение упражнениям:  "Под  упражнением 
понимают    целеустремленное,    определенным    образом     организованное, 
многократное повторение действия, направленное на овладение этим  действием, 
на совершенствование способов его выполнения" (Салистра: 1966). 
       Для формирования навыков и  умений  нужно  иметь  не  одно,  а  много 
упражнений, и эти упражнения должны быть взаимообусловлены, другими  словами 
одно упражнение должно подготавливать  другое,  а  это  другое  –  учитывать 
материал, отработанный в предыдущих  упражнениях.  Система  упражнений  –это 
практическая   основа   системы   обучения.   Ее   можно   определить    как 
организованные  и  взаимообусловленные  действия  учащихся,  направлены   на 
достижения  конкретной  учебной  цели  при  формировании  навыков  и  умений 
(Миньяр–Белоручев:  1990;  77).  Система  упражнений   обладает   следующими 
характеристиками : 
       o Научность – ознакомление с языковым материалом, действия с  ним  в 
         трансформационных,    подстановочных,    переводных    и    других 
         тренировочных упражнениях  и  активизацию  языкового  материала  в 
         речевых и псевдоречевых упражнениях; 
       o Взаимообусловленность – каждое  упражнение  должно  подготавливать 
         последующее,  в  котором  учитывается  отработанный  в  предыдущих 
         упражнениях материал; 
       o  Последовательность  и  доступность  –  систему  упражнений  можно 
         представить  в  виде  пирамиды,  в  основании  которой   находятся 
         упражнения, отрабатывающие отдельные навыки, выше – упражнения для 
         тренировки нескольких групп навыков, и венчают которую  упражнения 
         для тренировки того или иного  вида  речевой  деятельности.  Кроме 
         того, каждое следующее упражнение должно быть доступно учащимся; 
       o Повторяемость речевых действий и языкового материала; 
       o Коммуникативная направленность  системы  упражнений  –  упражнения 
         необходимы именно для формирования речевых навыков и  умений.  Они 
         служат коммуникативным  целям,  то  есть  позволяют  общаться  пои 
         помощи языка. 
       Система упражнений, неформирующая навыков или  умений,  бессмысленна. 
Если  одна  из  выше  перечисленных   характеристик   отсутствует,   система 
упражнений превращается в комплекс или серию (Миньяр–Белоручев: 1990; 76). 
       Что же касается классификации упражнений, то разные  авторы  выделяют 
различные их виды:  в  зависимости  от  того,  для  тренировки  какого  вида 
речевой деятельности  (имитация,  субституция,  трансформация,  репродукция, 
продукция).   Учебные   упражнения    могут    быть    коммуникативными    и 
некоммуникативными. 
       Учебники о которых идет  речь  ("L`oiseau  bleu  3",  "Le  francais") 
являются учебниками устной речи, следовательно, их материал должен  состоять 
из простых, но  фактически  употребительных  в  современном  устном  общении 
языковых  единиц.  Все  то,  что  усваивает  учащийся  из  учебника  и   его 
упражнений, должно  быть  пригодно  для  непосредственного  использования  в 
устном  общении.  К  системе  упражнений,  составляющих  главное  содержание 
учебника устной речи, предъявляются следующие минимальные требования : 
       o  Упражнения  должны  быть  преимущественно   устными,   количество 
         письменных упражнений не должно превышать  20%  от  общего  объема 
         устных упражнений в данном учебнике; 
       o  Каждое  упражнение  должно  представлять  собой  ряд   совершенно 
         однотипных заданий, включающих одну  трудность  (структуру,  знак, 
         элемент произношения и так далее); 
       o Каждое упражнение и его элементы должны быть доступны и достаточно 
         легки для выполнения; 
       o  Все  упражнения  и  диалоги  учебника  устной  речи   (вместе   с 
         необходимыми пояснениями) записываются на магнитофонную ленту  или 
         грампластинки  с  тем,  чтобы  сделать  возможной  самостоятельную 
         работу учащихся над звуковым материалом; 
       o Среди упражнений, выполняемых в классе,  необходимо  предусмотреть 
         игровые и сценические упражнения, являющиеся необходимой составной 
         частью любого этапа работы над устной речью. 
       Тенденция доминирования  коммуникативных  упражнений  довольно  четко 
прослеживается в учебнике "L`oiseau bleu –3",  так  как  основным  принципам 
учебника является принцип ситуативности: все  лексические  и  грамматические 
явления включаются в какую  –то  ситуацию,  и  почти  все  упражнения,  даже 
грамматические представляют собой не набор  изолированных  фраз,  а  связный 
контекст.   Как   известно   повторение   является    базовым    упражнением 
(Миньяр–Белоручев:  1990;  146),  отрабатывающим  такие  механизмы   речевой 
деятельности  как  речевой  слух  (происходит  слушание  иностранной  речи), 
память  (повторение  требует  удержания  в  голове   звуковых   комплексов), 
артикуляцию  (необходимость  повторять  иностранные  слова),   вероятностное 
прогнозирование (неоднократное прослушивание или  чтение  различных  текстов 
приводит  к  возникновению  логических  или  вербальных  связей).  Но   надо 
учитывать, что необходимость многократного повторения  не  должна  порождать 
скуку,  поэтому  авторы  учебника  настаивают  на  использовании   различных 
игровых форм тренинга . 
       Для формирования  словарного  запаса  детям  предлагаются  упражнения 
такого типа, как, например: сгруппировать данные слова по  темам,  вспомнить 
слова на определенную тему, устранить ЛЕ,  не  относящиеся  к  данной  теме, 
завершить  цепочку  слов,  объединенных  тематической  общностью,  соединить 
антонимические пары,  заполнить  тематический  кроссворд.  Синтагматические, 
контекстуальные связи слов отрабатываются в  упражнениях  на  подстановку  и 
комбинаторику. 
       Следует сразу  сделать  важное  замечание  –  в  учебнике  содержится 
примерно треть всех упражнений, необходимых для усвоения  материала  .Каждая 
порция грамматических  правил  сопровождается  упражнениями,  которые  также 
носят  коммуникативный  характер.  Материал  текстов  позволяет  при  помощи 
вопросно-ответных  упражнений  и  опорных  схем,  построенных  на   ключевых 
словах,  тренировать  школьников  в  составлении  краткого   монологического 
высказывания. 
         ВЫВОД: Основываясь  на  этом,  можно  сделать  следующий  вывод:  о 
         системе упражнений в учебнике "L`oiseau bleu –3  "  можно  говорить 
         как о  "системе"  в  прямом  смысле  этого  слова,  так  как  здесь 
         присутствуют самые различные виды упражнений : 
                  o По аспектам языка – лексические, грамматические; 
                  o По ВРД – упражнения в  говорении,  аудировании,  чтении, 
                    письме; 
                  o Коммуникативные и некоммуникативные упражнения; 
                  o Подготовительные и практические упражнения; 
                  o  По  видам  учебной  деятельности   –   ознакомительные, 
                    тренировочные, поисковые; 
                  o По форме речи – устные и письменные; 
                  o По количеству уроков – одно- и двух язычные; 
         Упражнения  взаимообусловлены,  наблюдается  повторяемость  речевых 
         действий  и   языкового   материала,   система   упражнений   носит 
         коммуникативную направленность. 
     2.6.  Система упражнений для формирования навыков и умений речевой 
                    деятельности в учебнике "Le francais" 
       Учебный процесс в  8-м  классе  осуществляется  на  базе  упражнений, 
направленных на формирование навыков  и  умений  устной  речи  и  письменной 
речи. Это упражнения  по  аудированию,  говорению,  чтению  и,  ограниченно, 
письму. 
       Большинство занятий начинается с упражнения на  чтение,  содержащего, 
новый  языковой  материал,  который  уже   отработан   устно,   но   впервые 
встречается в чтении.  Затем  следуют  предречевые  упражнения,  тексты  для 
чтения, языковые упражнения, задания для  тренировки  навыков  устной  речи. 
Домашние упражнения (devoir) предусматривают задания в устной речи,  чтении, 
письме.  Вот  основные  задания  всех  устных   и   письменных   упражнений, 
содержащихся в учебнике: 
      1. Lisez le texte et repondez aux questions, dites si les phrases qui 
         la suivent correspondent a son contenu ; 
      2. Lisez et faires des phrases avec les mots…..; 
      3. Recopie les phrases et remplace les points par les verbes…..; 
      4. Fais les phrases par ecrit; 
      5. Aujoutez aux verbes suivants le prefix …etc; 
      6. Fais le resume du texte. 
       Задания,  как  на  усвоение  лексического,  так   и   грамматического 
материала однообразны, по сравнению с учебником "L`oiseau bleu  3".  Учителю 
необходимо  самому  дополнять  учебник  разнообразными  заданиями,  особенно 
упражнениями на формирование грамматических  навыков  и  навыков  говорения. 
Для примера могут служить  упражнения,  содержащиеся  в  учебнике  "L`oiseau 
bleu  –3"(сгруппировать  слова  на  тему,  соединить  антонимические   пары, 
дополнить тематический кроссворд и так далее …). 
       Задания при работе с текстами необходимо разнообразить, так  как  они 
однообразны и неинтересны для учащихся.  В  отличии  от  учебника  "L`oiseau 
bleu-3", где содержатся разнообразные задания, которые позволяют при  помощи 
вопросно–ответных  упражнений  и  опорных  схем,  построенных  на   ключевых 
словах,  тренировать  школьников  в  составлении  краткого   монологического 
высказывания, что не позволяет учебник "Le francais ". 
       Таким образом, можно сказать, что в учебнике содержится  или  есть  в 
наличии комплекс или серия упражнений . Это  не  система,  так  как  она  не 
отвечает всем требованиям, которыми  должна  обладать  система  .  Например, 
отсутствует коммуникативная  направленность,  последовательность  в  системе 
упражнений  .  Если  в  УМК  "L`oiseau  bleu  –3"  основной   принцип-   это 
ситуативность: все лексические и грамматические явления включаются в  какую- 
то ситуацию, и почти все упражнения представляют собой связный  контекст,  а 
не набор изолированных фраз как в УМК "Le fraincais". 
              2.7.  Сравнительная характеристика отечественных 
                      учебно-методических комплектов . 
       С методических позиций основной характеристикой нового УМК ("L`oiseau 
bleu –3") является  его  коммуникативная  направленность,  то  есть  процесс 
преподавания нацелен на развитие максимально  возможных  умений  общения  на 
французском языке, реальное владение языком . 
       Методика "Le fraincais" Шапко, Слободчикова  имеет  воспитательные  и 
образовательные задачи обучения, а  затем  уже  практические  цели,  которые 
направлены на овладение учащимися  основными  ВРД  (аудирование,  говорение, 
чтение), таким образом письмо не является целью обучения  в  средней  школе. 
Небольшой объем  письменных  упражнений  используется  в  процессе  домашней 
работы для совершенствования орфографических навыков. 
       Новые   методические   концепции   УМК   основываются   на   принципе 
взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности (В  УМК  "L`ooseau 
bleu-3" входит еще сборник упражнений).  Особое  внимание  в  них  уделяется 
развитию навыков устной речи на материале французского разговорного языка  в 
его  жанровой  разновидности  (интервью,  социологический  опрос  –  анкета, 
статья журнала и так далее). 
       ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ . 
       В методике "Le fraincais" главной задачей механизма  чтения  является 
развитие навыка чтения про себя с непосредственным пониманием  прочитанного. 
Чтение про себя направлено на извлечение  из  текста  смысловой  информации. 
Для этой цели  необходимо  развивать  умения  читать  не  по  словам,  а  по 
синтагмам, комплексным синтаксическим единствам, что облегчает понимание. 
       Новые методики предусматривают на базе одного текста обучение  разным 
видам чтения: поисковому, чтению с пониманием содержания,  чтению  с  полным 
пониманием прочитанного, то есть расширяет процесс обучения  чтению.  И  все 
эти виды чтения очень важны при работе с текстом,  в  зависимости  от  цели, 
которую мы ставим перед собой при работе  с  текстом.  Умение  овладеть  ими 
может облегчить нашу  работу.  Иногда,  нам  не  обязательно  понимать  весь 
текст, а лишь найти, извлечь необходимую информацию. Текст уже  разделен  на 
отдельные   смысловые   фрагменты,   позволяющие   четче   представить   его 
организационную структуру. 
       Формирование лексического навыка. 
       В  "Le  francais"  овладение  новыми  лексическими  единицами   (НЛЕ) 
проводится  в  знакомых  учащимся  фразах.  Ознакомление  с   их   значением 
осуществляется на  основе  соответствующей  предметной  или  изобразительной 
наглядности, а также  с  помощью  объяснений  значения  их  употребления  на 
русском языке. Упражнения, направленные на освоение НЛЕ  проводятся  в  виде 
учебных диалогов. 
       По-моему мнению, обучение НЛЕ в новых методиках более эффективно, так 
как  при  работе  с  лексикой  учитель  предусматривает  разнообразные  пути 
обогащения лексическим запасом: ЛЕ включаются в системные  связи  с  другими 
словами, усвоение  ЛЕ  идет  по  линии  расширения  представления  о  ней  у 
учащихся, упражнения направлены на работу  с  изолированным  словом  (подбор 
синонимов, антонимов, ключевых  слов,  употребление  слова  в  устойчивых  и 
свободных словосочетаниях и т.д.),что облегчает усвоение  ЛЕ.  Методика  "Le 
francais" вообще не предусматривает письменных упражнений на овладение  НЛЕ, 
что тормозит процесс усвоения орфографии слов. 
       ГРАММАТИКА 
       Методики А.П.Шапко, В.А.Слободчикова и Н.А.Селивановой, А.Ю.Шашуриной 
основной акцент делают на глагольную систему языка – категорию  времени.  На 
основе  типовых  фраз  учащиеся   практически   овладевают   грамматическими 
явлениями языка. 
       Но  учебник  "L`oiseau  bleu  –3"  предусматривает  несколько  этапов 
усвоения НГМ: 
      1. Введение НГМ до чтения основного текста ; 
      2. Актуализация грамматического явления в процессе чтения; 
      3. Актуализация грамматического явления с помощью знакомых ЛЕ. 
       Это не исключает  коммуникативного  подхода  к  обучению  грамматике, 
когда  каждое  грамматическое  явление  рассматривается  прежде  всего,  как 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 
   
 |