|                                                             |баллов.         | 
       Таким образом, обучение по УМК " Frequence jeunes-2" 
       o ориентировано на формирование навыков и умений устной и письменной 
         речи ; 
       o  основано  на  наблюдении,  идентификации,  отборе,   формулировке 
         гипотез и их проверке ; 
       o  базируется   на   сочетании   структурного,   функционального   и 
         коммуникативного подходов, то есть придается значение  как  форме, 
         так и функции и содержанию . 
       3.3.  Система упражнений для формирования  навыков  и  умений  в  УМК 
       "Frequence jeunes-2". 
       УМК включает разнообразные виды упражнений . По способам  учения  или 
видам учебной деятельности учащихся (ознакомление, повторение, поиск)  можно 
выделить:    ознакомительные,    ознакомительно-поисковые,    тренировочные, 
тренировочно-поисковые и поисковые упражнения . Эта  классификация  основана 
на тех или иных признаках, вычленяемых в  упражнениях:  назначение,  аспекты 
языка, место выполнения и так далее. Однако все  эти  признаки  недостаточно 
существенны, так как они не отражают его сути. Суть  упражнения  заключается 
в повторительных действиях, а не просто в действиях вообще, а в тех из  них, 
которые формируют навыки  и  умения,  помогают  усвоить  языковой  материал. 
Признаки таких действий существенны для упражнения, а существенные  признаки 
лежат в основе типологии упражнений. И если в классификации,  основанной  на 
второстепенных  признаках,  выделяются  роды  и  виды   упражнений,   то   в 
классификации, основанной на существенных признаках, можно говорить о  типах 
упражнений. (  Миньяр-Белоручев:  1990;  69).  Я  считаю,  что  здесь  можно 
выделить упражнения и из первой классификации (по способам учения или  видам 
учебной деятельности), так и типы упражнений. 
       Деление  упражнений  по  типам  производится  на  основе   типологии, 
предложенной Р.К. Миньяром-Белоручевым, в основе которой  положены  признаки 
действий саморазвития, связанные с врожденными  рефлексами  саморазвития,  к 
которым физиологи школы Л.П.Павлова  относят:  рефлекс  подражания,  рефлекс 
игры, свободы, исследовательский рефлекс. Соответственно, можно  выделить  4 
типа упражнений: имитативно-репродуктивные, игровые, сугестивные, проблемно- 
поисковые . 
       В отличие от УМК "L`oiseau bleu-3" данный УМК имеет  тетрадь  (Cahier 
d`exercise ), где  предлагаются  задания  к  урокам  основного  учебника.  В 
основном это тренировочные упражнения: 
            - Mettez les verbes entre parentheses au subjonctif; 
            - Completez les phrases avec des comparatifs; 
            - Completez avec les verbes entre parenthese au passe compose; 
            - Completez avec "c`est-ce sont" ou "il,  elle  est-ils,  elles 
      sont ". 
       Трансформационные упражнения: 
            - Transformez en interrogation indirecte; 
            - Remplacez les mots en italique par un pronom en  ou  le,  la, 
      les; 
            - Dis-le a l`imperatif; 
            - Mettez en valeure les mots en italique. 
       Важное значение имеют тренировочно-поисковые упражнения: 
                    -  Completez  le  dialogue   avec   les   verbes   entre 
             parentheses a l`imparfait ou au passe compose; 
            - Terminez les phrases en utilisant ….. 
            - Completez avec les verbes suivants a l`imparfait. 
       Учебник содержит репродуктивные и продуктивные упражнения: 
            - Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y; 
            - Recrivez les phrases avec des articles indefinis; 
            - Jouez ces scenes avec votre voisine. 
       Продуктивные упражнения: 
            - Faites un rapport; 
            - Inventez votre avenir; 
            - Cherchez  des  arguments  pour  et  contre  la  ville  et  la 
      campagne. 
       Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий: 
            - Mots crioses; 
            - Chassez l`intrus! 
                    - Trouvez dans la bande-dessinee les mots  correspondant 
             aux definitions suivantes. 
       Обычно работа над материалом начинается  с  имитационных  упражнений, 
затем  тренировочные,  подстановочные  и  трансформационные  на  закрепление 
нового  материала,  и  только  после  их-   проблемно-поисковые,   вопросно- 
ответные, репродуктивные и продуктивные. 
       Система упражнений обладает следующими характеристиками: 
           1. коммуникативная направленность; 
           2. взаимообусловленность упражнений; 
           3. повторяемость речевых действий и речевого материала; 
           4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от  общего 
              к частному"; 
           5. опора на ситуативность и контекстность речи,  что  характерно 
              для прямого метода обучения иностранным языкам. 
       ВЫВОД  :  Система  упражнений  УМК  "Frequence   jeunes-2"   содержит 
                 упражнения  на  развитие  навыков  и  умений   всех   видов 
                 деятельности:  говорение,  аудирование,   чтение,   письмо. 
                 Каждому  уроку  соответствует  комплекс  упражнений,   куда 
                 входят   упражнения    для    формирования    фонетических, 
                 грамматических,  лексических  навыков.  Система  упражнений 
                 характеризуется  обилием   проблемных   заданий,   побуждая 
                 учащихся к поиску, который  является  наиболее  эффективным 
                 способом  учения.  Присутствие  элемента  поиска,   который 
                 является наиболее эффективным способом  учения  объясняется 
                 тем, что УМК разработан с учетом  познавательного  подхода, 
                 при котором уделяется большое внимание именно  мыслительным 
                 процессам субъекта при обучении иностранным языкам. 
       3.4.  Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2". 
       УМК "Le Nouveau sans  frontieres-2"  предназначен  для  подростков  и 
учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку.  В  УМК,  состоящем 
из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения. 
       Цель первого  уровня  обучения  по  учебнику  состоит  в  том,  чтобы 
последовательно закреплять основную базу  владения  французским  языком  при 
одновременной работе над устной и письменной речью с опорой на  родной  язык 
учащихся. 
       Второй уровень обучения по  УМК  предполагает  овладение  французской 
письменной речью. Цель второго уровня состоит из следующих задач: 
    1. научить учащихся определять местонахождение предметов и их  временную 
       соотнесенность на расширенном языковом материале; 
2.  устанавливать причинно-следственные связи ; 
3.  научить высказывать собственное мнение ; 
4.  углубить знания в области грамматики . 
       Учебный комплект предназначен для  обучения  разным  стилям  речи  на 
французском языке (от разговорно-фамильярного  до  литературного),  а  также 
языковому поведению в конфликтных  жизненных  ситуациях.  В  учебнике  можно 
найти разнообразный аутентичный  материал  (  фотокопии  текстов  статей  из 
газет, журналов, художественных текстов и так далее ). УМК  основан  на  тех 
же принципах, что и первый уровень учебника. 
       В УМК входят: 
           1. книга для учащихся ; 
           2. тетрадь с упражнениями ; 
           3. книга для учителя ; 
           4. 4 аудиокассеты . 
       Книга для  учащихся  содержит  4  раздела,  где  прослеживается  одна 
история, каждый раздел состоит из 5 уроков  1  занятия-повторения.  В  конце 
учебника  учащиеся  найдут  грамматический  справочник,  таблицу   спряжений 
глаголов, словарь лексических единиц, содержащихся в этом учебнике. 
       Каждый урок построен одинаково, он состоит из 3-х частей ( А, Б, С ), 
каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 части. 
       1 ЧАСТЬ. Работа над  диалогом  и  аутентичным  документом  (  письмо, 
                 статья, художественный текст ). 
       Диалоги представлены в виде фото  картинок  (bandes  dessinees),  где 
находятся  различные  коммуникативные  ситуации   и   имеют   своей   целью- 
приобретение  лексических,  грамматических,  коммуникативных,   фонетических 
навыков и овладение живой  разговорной  речью.  Диалоги  занимают  первые  2 
страницы. 
       II ЧАСТЬ. Словарь и грамматический материал (ГМ). 
       Грамматический материал как и лексический представлен  в  виде  схемы 
(образование  какого-либо  времени,  спряжение  глаголов),  причем,  рубрика 
посвящена ГМ, лексике  отводятся  только  первые  два  раздела  этой  части. 
Навыки и умения, приобретенные в ходе работы с диалогом, здесь  расширены  в 
форме перечня слов и выражений, относящихся к сюжету  разговора.  Лексика  и 
ГМ постоянно варьируются, то есть спряжение глагола  появляется  в  рубрике" 
лексика" и, наоборот. Это облегчает понимание системы  языка  и  запоминание 
лексики и грамматики. 
       III ЧАСТЬ. Практическая (les quatres pages d`activites). 
       Рубрика занимает большую часть  урока.  Здесь  представлено  огромное 
количество  упражнений   (фонетических,   структуральных,   на   закрепление 
грамматического материала и так далее). 
       Цель  данной  части  урока  заключается  в  том,  чтобы   представить 
одинаковое количество упражнений  на  запоминание  лексики,  морфологических 
структур, синтаксических и коммуникативных. В конце каждого раздела  есть  4 
страницы ( bilan-test) - повторение и  закрепление  материала  урока.  Здесь 
предлагаются упражнения на каждую из поставленных  целей.  Кроме  упражнений 
на проверку, полученных знаний,  здесь  содержится  широкий  страноведческий 
материал с опорой на иллюстрации: географическое  положение  Франции,  флаг, 
символы, достопримечательности Парижа, схема города и  метро,  информация  о 
провинциях, истории  Франции,  телевидении,  моде  и  так  далее.  В  первую 
очередь  представлены   задания   на   проверку   усвоения   грамматического 
материала, затем лексику,  закрепление  ЛЕ  в  речи,  составление  диалогов, 
задания  описательного  характера  с  использованием  усвоенной  лексики   и 
коммуникативных навыков. 
                Распределение языкового материала по урокам . 
                          Грамматический материал . 
|№ раздела |№ урока   |Грамматический материал                             | 
|          |1         |Conjugaison des verbes pronominale au present,      | 
|          |          |expression de la cause .                            | 
|1         |          |                                                    | 
|          |2         |L`expression du passe :                             | 
|          |          |Le passe compose, L`imparfait                       | 
|          |          |L`interrogation .                                   | 
|          |3         |Les verbes du mouvement,                            | 
|          |          |L`expression du futur :                             | 
|          |          |Le futur proche, le futur dans le passe .           | 
|          |          |L`expression de la cause, l`expression de la        | 
|          |          |quantite .                                          | 
|          |4         |Les verbes construits avec la preposition "а",      | 
|          |          |Les pronoms complements .                           | 
|          |5         |Constructions negatives et interrogatives .         | 
|          |1         |Les propositions relatives, le passif, le pronom    | 
|          |          |"en" .                                              | 
|2         |          |                                                    | 
|          |2         |Le subjonctif .                                     | 
|          |3         |Adjectifs et pronoms interrogatifs, demonstratifs,  | 
|          |          |possessif, expressions verbales avec "en".          | 
|          |4         |Le pronom "y", le gerondif, le partisipe passe .    | 
|          |5         |Le deroulement de l`action .                        | 
|          |1         |Adjectifs et pronoms indefinis, la negation .       | 
|          |          |                                                    | 
|3         |          |                                                    | 
|          |2         |L`expression de la duree .                          | 
|          |3         |Construction avec l`infinitif .                     | 
|          |4         |La concordance des temps .                          | 
|          |          |Le plus-que-parfait, le futur anterieure .          | 
|          |5         |Faire + verbe .                                     | 
|          |1         |Situer les verbes dans le temps .                   | 
|          |          |                                                    | 
|          |          |                                                    | 
|4         |          |                                                    | 
|          |2         |Le conditionnel present .                           | 
|          |3         |L`accord du participe passe, rapporter un discours  | 
|          |          |au passe .                                          | 
|          |4         |Le conditionnel passe .                             | 
|          |5         |Les propositions relatives, l`expression de la      | 
|          |          |probabilite .                                       | 
|          |          |Le subjonctif dans l`expression de l`opinion .      | 
       Как видим, авторы отобрали различный грамматический материал,  акцент 
сделан не только на глагольную систему, но и на употребление в речи  всякого 
рода  местоимений,  постановку  вопросов,  согласование  времен,  что  имеет 
сходство с  ГМ  учебника  "Frequence  jeunes-2".  В  УМК  "Le  Nouveau  sans 
frontieres"  представлен  более  широкий   ГМ,   хотя   большинство   времен 
совпадают, но есть некоторые расхождения. 
       В отечественных и зарубежных  УМК  присутствует  обращение  к  формам 
прошедшего времени. В учебнике "Frequence  jeunes-2"  изучается  только  "Le 
passe compose", когда как в "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres- 
2" охватывается passe simple, le plus-que-parfait, l`imparfait.  В  УМК  "Le 
Nouveau sans frontieres-2"  изучаются  уже  более  сложные  времена:  future 
anterieur,  le  subjonctif,  повторяются  временные   формы   первого   года 
обучения, изучается: le passif, le  gerondif  et  le  participe  passe,  les 
formes impersonnelles, l`infinitif, чего нет в учебнике "L`oiseau bleu-3". 
       Таким образом, материал, представленный в зарубежных учебниках, более 
обширен. Это можно  объяснить,  во-первых,  разницей  в  возрасте  учащихся, 
которым  предназначаются  эти  учебники,  во-вторых,  учебники  французского 
издательства представляют собой нечто вроде интенсивного курса обучения,  и, 
естественно, материал его будет расширен . "L`oiseau bleu-3" и  "Le  Nouveau 
sans frontieres-2"сходны тем, что  грамматические  страницы  представлены  в 
виде самостоятельного раздела, хотя во втором учебнике,  ГМ  взят  вместе  с 
лексическим. Поэтому, сначала вводится  ГМ,  а  затем  уже  он  находится  в 
тексте и отрабатывается в упражнениях. Авторы учебника "Frequence  jeunes-2" 
предпочитают иной метод введения ГМ.(см.стр.   ), то  есть  "от  частного  к 
общему ", что наиболее эффективно при усвоении грамматических навыков. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 
   
 |