| |баллов. |
Таким образом, обучение по УМК " Frequence jeunes-2"
o ориентировано на формирование навыков и умений устной и письменной
речи ;
o основано на наблюдении, идентификации, отборе, формулировке
гипотез и их проверке ;
o базируется на сочетании структурного, функционального и
коммуникативного подходов, то есть придается значение как форме,
так и функции и содержанию .
3.3. Система упражнений для формирования навыков и умений в УМК
"Frequence jeunes-2".
УМК включает разнообразные виды упражнений . По способам учения или
видам учебной деятельности учащихся (ознакомление, повторение, поиск) можно
выделить: ознакомительные, ознакомительно-поисковые, тренировочные,
тренировочно-поисковые и поисковые упражнения . Эта классификация основана
на тех или иных признаках, вычленяемых в упражнениях: назначение, аспекты
языка, место выполнения и так далее. Однако все эти признаки недостаточно
существенны, так как они не отражают его сути. Суть упражнения заключается
в повторительных действиях, а не просто в действиях вообще, а в тех из них,
которые формируют навыки и умения, помогают усвоить языковой материал.
Признаки таких действий существенны для упражнения, а существенные признаки
лежат в основе типологии упражнений. И если в классификации, основанной на
второстепенных признаках, выделяются роды и виды упражнений, то в
классификации, основанной на существенных признаках, можно говорить о типах
упражнений. ( Миньяр-Белоручев: 1990; 69). Я считаю, что здесь можно
выделить упражнения и из первой классификации (по способам учения или видам
учебной деятельности), так и типы упражнений.
Деление упражнений по типам производится на основе типологии,
предложенной Р.К. Миньяром-Белоручевым, в основе которой положены признаки
действий саморазвития, связанные с врожденными рефлексами саморазвития, к
которым физиологи школы Л.П.Павлова относят: рефлекс подражания, рефлекс
игры, свободы, исследовательский рефлекс. Соответственно, можно выделить 4
типа упражнений: имитативно-репродуктивные, игровые, сугестивные, проблемно-
поисковые .
В отличие от УМК "L`oiseau bleu-3" данный УМК имеет тетрадь (Cahier
d`exercise ), где предлагаются задания к урокам основного учебника. В
основном это тренировочные упражнения:
- Mettez les verbes entre parentheses au subjonctif;
- Completez les phrases avec des comparatifs;
- Completez avec les verbes entre parenthese au passe compose;
- Completez avec "c`est-ce sont" ou "il, elle est-ils, elles
sont ".
Трансформационные упражнения:
- Transformez en interrogation indirecte;
- Remplacez les mots en italique par un pronom en ou le, la,
les;
- Dis-le a l`imperatif;
- Mettez en valeure les mots en italique.
Важное значение имеют тренировочно-поисковые упражнения:
- Completez le dialogue avec les verbes entre
parentheses a l`imparfait ou au passe compose;
- Terminez les phrases en utilisant …..
- Completez avec les verbes suivants a l`imparfait.
Учебник содержит репродуктивные и продуктивные упражнения:
- Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y;
- Recrivez les phrases avec des articles indefinis;
- Jouez ces scenes avec votre voisine.
Продуктивные упражнения:
- Faites un rapport;
- Inventez votre avenir;
- Cherchez des arguments pour et contre la ville et la
campagne.
Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий:
- Mots crioses;
- Chassez l`intrus!
- Trouvez dans la bande-dessinee les mots correspondant
aux definitions suivantes.
Обычно работа над материалом начинается с имитационных упражнений,
затем тренировочные, подстановочные и трансформационные на закрепление
нового материала, и только после их- проблемно-поисковые, вопросно-
ответные, репродуктивные и продуктивные.
Система упражнений обладает следующими характеристиками:
1. коммуникативная направленность;
2. взаимообусловленность упражнений;
3. повторяемость речевых действий и речевого материала;
4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от общего
к частному";
5. опора на ситуативность и контекстность речи, что характерно
для прямого метода обучения иностранным языкам.
ВЫВОД : Система упражнений УМК "Frequence jeunes-2" содержит
упражнения на развитие навыков и умений всех видов
деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.
Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда
входят упражнения для формирования фонетических,
грамматических, лексических навыков. Система упражнений
характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая
учащихся к поиску, который является наиболее эффективным
способом учения. Присутствие элемента поиска, который
является наиболее эффективным способом учения объясняется
тем, что УМК разработан с учетом познавательного подхода,
при котором уделяется большое внимание именно мыслительным
процессам субъекта при обучении иностранным языкам.
3.4. Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2".
УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" предназначен для подростков и
учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку. В УМК, состоящем
из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения.
Цель первого уровня обучения по учебнику состоит в том, чтобы
последовательно закреплять основную базу владения французским языком при
одновременной работе над устной и письменной речью с опорой на родной язык
учащихся.
Второй уровень обучения по УМК предполагает овладение французской
письменной речью. Цель второго уровня состоит из следующих задач:
1. научить учащихся определять местонахождение предметов и их временную
соотнесенность на расширенном языковом материале;
2. устанавливать причинно-следственные связи ;
3. научить высказывать собственное мнение ;
4. углубить знания в области грамматики .
Учебный комплект предназначен для обучения разным стилям речи на
французском языке (от разговорно-фамильярного до литературного), а также
языковому поведению в конфликтных жизненных ситуациях. В учебнике можно
найти разнообразный аутентичный материал ( фотокопии текстов статей из
газет, журналов, художественных текстов и так далее ). УМК основан на тех
же принципах, что и первый уровень учебника.
В УМК входят:
1. книга для учащихся ;
2. тетрадь с упражнениями ;
3. книга для учителя ;
4. 4 аудиокассеты .
Книга для учащихся содержит 4 раздела, где прослеживается одна
история, каждый раздел состоит из 5 уроков 1 занятия-повторения. В конце
учебника учащиеся найдут грамматический справочник, таблицу спряжений
глаголов, словарь лексических единиц, содержащихся в этом учебнике.
Каждый урок построен одинаково, он состоит из 3-х частей ( А, Б, С ),
каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 части.
1 ЧАСТЬ. Работа над диалогом и аутентичным документом ( письмо,
статья, художественный текст ).
Диалоги представлены в виде фото картинок (bandes dessinees), где
находятся различные коммуникативные ситуации и имеют своей целью-
приобретение лексических, грамматических, коммуникативных, фонетических
навыков и овладение живой разговорной речью. Диалоги занимают первые 2
страницы.
II ЧАСТЬ. Словарь и грамматический материал (ГМ).
Грамматический материал как и лексический представлен в виде схемы
(образование какого-либо времени, спряжение глаголов), причем, рубрика
посвящена ГМ, лексике отводятся только первые два раздела этой части.
Навыки и умения, приобретенные в ходе работы с диалогом, здесь расширены в
форме перечня слов и выражений, относящихся к сюжету разговора. Лексика и
ГМ постоянно варьируются, то есть спряжение глагола появляется в рубрике"
лексика" и, наоборот. Это облегчает понимание системы языка и запоминание
лексики и грамматики.
III ЧАСТЬ. Практическая (les quatres pages d`activites).
Рубрика занимает большую часть урока. Здесь представлено огромное
количество упражнений (фонетических, структуральных, на закрепление
грамматического материала и так далее).
Цель данной части урока заключается в том, чтобы представить
одинаковое количество упражнений на запоминание лексики, морфологических
структур, синтаксических и коммуникативных. В конце каждого раздела есть 4
страницы ( bilan-test) - повторение и закрепление материала урока. Здесь
предлагаются упражнения на каждую из поставленных целей. Кроме упражнений
на проверку, полученных знаний, здесь содержится широкий страноведческий
материал с опорой на иллюстрации: географическое положение Франции, флаг,
символы, достопримечательности Парижа, схема города и метро, информация о
провинциях, истории Франции, телевидении, моде и так далее. В первую
очередь представлены задания на проверку усвоения грамматического
материала, затем лексику, закрепление ЛЕ в речи, составление диалогов,
задания описательного характера с использованием усвоенной лексики и
коммуникативных навыков.
Распределение языкового материала по урокам .
Грамматический материал .
|№ раздела |№ урока |Грамматический материал |
| |1 |Conjugaison des verbes pronominale au present, |
| | |expression de la cause . |
|1 | | |
| |2 |L`expression du passe : |
| | |Le passe compose, L`imparfait |
| | |L`interrogation . |
| |3 |Les verbes du mouvement, |
| | |L`expression du futur : |
| | |Le futur proche, le futur dans le passe . |
| | |L`expression de la cause, l`expression de la |
| | |quantite . |
| |4 |Les verbes construits avec la preposition "а", |
| | |Les pronoms complements . |
| |5 |Constructions negatives et interrogatives . |
| |1 |Les propositions relatives, le passif, le pronom |
| | |"en" . |
|2 | | |
| |2 |Le subjonctif . |
| |3 |Adjectifs et pronoms interrogatifs, demonstratifs, |
| | |possessif, expressions verbales avec "en". |
| |4 |Le pronom "y", le gerondif, le partisipe passe . |
| |5 |Le deroulement de l`action . |
| |1 |Adjectifs et pronoms indefinis, la negation . |
| | | |
|3 | | |
| |2 |L`expression de la duree . |
| |3 |Construction avec l`infinitif . |
| |4 |La concordance des temps . |
| | |Le plus-que-parfait, le futur anterieure . |
| |5 |Faire + verbe . |
| |1 |Situer les verbes dans le temps . |
| | | |
| | | |
|4 | | |
| |2 |Le conditionnel present . |
| |3 |L`accord du participe passe, rapporter un discours |
| | |au passe . |
| |4 |Le conditionnel passe . |
| |5 |Les propositions relatives, l`expression de la |
| | |probabilite . |
| | |Le subjonctif dans l`expression de l`opinion . |
Как видим, авторы отобрали различный грамматический материал, акцент
сделан не только на глагольную систему, но и на употребление в речи всякого
рода местоимений, постановку вопросов, согласование времен, что имеет
сходство с ГМ учебника "Frequence jeunes-2". В УМК "Le Nouveau sans
frontieres" представлен более широкий ГМ, хотя большинство времен
совпадают, но есть некоторые расхождения.
В отечественных и зарубежных УМК присутствует обращение к формам
прошедшего времени. В учебнике "Frequence jeunes-2" изучается только "Le
passe compose", когда как в "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-
2" охватывается passe simple, le plus-que-parfait, l`imparfait. В УМК "Le
Nouveau sans frontieres-2" изучаются уже более сложные времена: future
anterieur, le subjonctif, повторяются временные формы первого года
обучения, изучается: le passif, le gerondif et le participe passe, les
formes impersonnelles, l`infinitif, чего нет в учебнике "L`oiseau bleu-3".
Таким образом, материал, представленный в зарубежных учебниках, более
обширен. Это можно объяснить, во-первых, разницей в возрасте учащихся,
которым предназначаются эти учебники, во-вторых, учебники французского
издательства представляют собой нечто вроде интенсивного курса обучения, и,
естественно, материал его будет расширен . "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau
sans frontieres-2"сходны тем, что грамматические страницы представлены в
виде самостоятельного раздела, хотя во втором учебнике, ГМ взят вместе с
лексическим. Поэтому, сначала вводится ГМ, а затем уже он находится в
тексте и отрабатывается в упражнениях. Авторы учебника "Frequence jeunes-2"
предпочитают иной метод введения ГМ.(см.стр. ), то есть "от частного к
общему ", что наиболее эффективно при усвоении грамматических навыков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|