Меню
Поиск



рефераты скачатьБилеты по методике обучения иностранным языкам

2 этап: осуществляется объединение речевых образцов по тематическому,

или логико-смысловому, принципу в монологическое высказывание (или

диалогическое общение) путем расширения лексики по теме.

3 этап: межтемный. Речевые образцы, изученные ранее по темам,

комбинируются друг с другом в другом сочетании в соответствии с

межпредметными ситуациями общения.

Такого порядка работы следует придерживаться на начальной стадии. В

дальнейшем выделение этих этапов становится излишним.

Если иметь в виду рецептивные виды речевой деятельности – аудирование и

чтение, то единицами обучения и здесь, наряду с отдельными предложениями,

будут тексты разного объема и разного назначения.

Основные методические принципы обучения иностранным языкам.

Обучение иностранным языкам – это специфический процесс, в котором

главное – формирование умений и навыков пользования иностранным языком как

средством общения в пределах той тематики, которую предусматривает школьная

программа.

В современной методики обучения иностранным языкам существует

определенная иерархия принципов:

Философские учения

v

общедидактические принципы

v

методические принципы обучения иностранным языкам

v v v

общие частные специальные

Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к организации

и проведению процесса обучения. Они носят характер самых общих указаний,

правил, норм, регулирующих процесс обучения.

• Дидактические принципы направлены на достижение эффективного и

воспитывающего обучения, на овладение основами знаний, на формирование

умений и навыков.

1. принцип развивающего и воспитывающего характера обучения

2. принцип научности содержания и методов учебного процесса

3. принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями

науки, культуры, опыта деятельности

4. принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности

учащихся при руководящей роли учителя

5. принцип наглядности

6. принцип доступности обучения

7. принцип прочности результатов обучения и развития

8. принцип связи обучения с жизнью, практикой

9. принцип рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм и

способов учебной работы

Все они взаимосвязаны, что позволяет рассматривать их как единую

систему, на которой строится обучение всем предметам, что делает

дидактические принципы универсальными.

• Методические принципы обучения иностранным языкам неоднородны:

Общие принципы носят обобщенный характер и обуславливают обучение

иностранным языкам в самом общем плане

Частные принципы различают, конкретизируют более частные вопросы общих

принципов обучения

Специальные принципы относятся к исключительно узкой области обучения

иностранным языкам, например, к какому-либо отдельному аспекту системы

языка, одному виду речевой деятельности или специфическим средствам

обучения иностранным языкам.

К общим принципам обучения иностранным языкам относятся:

1. коммуникативная направленность обучения иностранным языкам

- УВП должен быть так организован, целенаправлен и реализован, что в

результате обучения учащиеся овладели необходимым минимумом ЗУН для

пользования иностранным языком как средством общения в рамках тематической

программы. Для достижения такой цели необходима практическая деятельность

на изучаемом языке как в устной речи, так и при чтении иностранного текста.

На каждой стадии обучения УВП должен быть насыщен речевыми упражнениями

(решающий фактор практического овладения ИЯ). Работа по овладению языковым

материалом должна завершаться показом, как материал используется для

достижения активного общения на ИЯ. Языковой материал – не основной объект

и цель в обучении ИЯ, это этап, который завершается использованием на

практике. Этот принцип должен осуществляться также в процессе чтения и

письма.

2. Учет особенностей РЯ, опора на РЯ

- Только опираясь на РЯ, можно добиться понимания структур ИЯ. В тех

случаях, когда осознание изучаемого явления невозможно беспереводным путем,

необходимо обращаться к РЯ. Учебный материал нужно строить так, чтобы, с

одной стороны, достигался положительный перенос из РЯ в ИЯ, а с другой,

ставился бы больший акцент на тренировочной работе с теми явлениями в ИЯ,

которые резко отличаются от соответствующих явлений в РЯ или в нем

отсутствуют.

3. Доминирующая роль упражнений на всех уровнях и во всех сферах овладения

ИЯ

Любое объяснение нового языкового материала необходимо завершать

выполнением упражнений, которые демонстрируют как изучаемое явление

функционирует в речи, как оно используется в решении актуальной для

учащегося задачи.

Упражнения в устной речи не должны быть повторением одного и того же

язкового материала. Изучаемые модели, структуры и образцы становятся не

целью учебной работы, а средством построения высказываний, которые

обеспечивают достижения взаимопонимания между учениками УВП.

К частным принципам относятся:

1. принцип обучения ИЯ на РО и моделях

- в основе – тщательный отбор и моделирование самого учебного

материала, в результате чего учащимся предлагается в концентрированном виде

наиболее употребительный лексический, фонетический и грамматический

материал, наиболее употребительное РО, овладение которыми дает учащимся

возможность осуществлять коммуникативную практику.

2. принцип сочетания языковых тренировок с языковой практикой

- подчеркивает необходимость овладения языковым материалом как средством

достижения подлинного общения на ИЯ в рамках школьной программы. Главной

задачей является речевая практика, а речевые упражнения – завершающий этап

любой работы над материалом ИЯ.

3. принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности

- требует от учителя ИЯ такой продуманной и четкой организации УВП,

которая обеспечивала бы гармоничное формирование и развитие умений и

навыков на ИЯ. Все виды речевой деятельности связаны тесно друг с другом.

4. принцип устного опережения в обучении чтению и письму

- дает возможность организовать обучение таким образом, что овладение

устной иноязычной речью наряду с чтением становится основной задачей

школьного курса. Правильная реализация данного принципа дает возможность

общаться на ИЯ, развивает язык учащегося.

5. принцип акроксимации учебной иноязычной деятельности

- дает учителю возможность осуществлять организацию и контроль УВП, что

служит его эффективности. Учитель может игнорировать те ошибки в языке и

речи, которые не нарушают коммуникативного акта. Это повышает речевую

активность учащихся, устраняет боязнь ошибок => учащиеся становятся более

активными в устной речи и при чтении

6. принцип интенсивности обучения на начальном этапе

- формирование умений и навыков требует именно на первой фазе овладения

ИЯ значительного количества тренировок и повторений как языкового

материала, так и моделей речи => начальная стадия обучения должна быть

интенсифицирована.

Интенсивные методы обучения иностранным языкам.

В дидактике методы обучения трактуют как способы работы учителя с

учащимися. В связи с этим их названия предполагаются в такой форме: устное

изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), работа с учебником,

книгой, выполнение лабораторных работ, выполнение упражнений, творческих

заданий. В обучении иностранным языкам объектом обучения является

формирование практических умений и навыков речи.

С одной стороны, метод – модель преподавания в определенной учебной

ситуации, а с другой, - способ деятельности учителя для решения конкретных

учебных задач.

Наиболее практикуемыми методами считают: демонстрацию, объяснение и

упражнения. В обучении иностранным языкам в школе именно демонстрация, а не

показ, имеет большое значение.

В результате объяснения учащиеся лучше осознают семантические стороны

изучаемого языка. Объяснение не следует путать с пояснениями и

комментарием.

Доминирующая роль принадлежит упражнениям. Все методы и приемы,

применяемые учителем, должны быть материализованы в упражнениях. Главной

составной частью структуры урока остаются упражнения. Они создают

необходимые условия для непрерывной практики на иностранном языке.

Выбор метода зависит от ряда объективных и субъективных факторов:

Объективные: цели обучения, состав учащихся, лингвистическая корреляция

между иностранным и родным языками, учебный план

курса

иностранного языка, наличие материальной базы и

т.д.

Субъективные: личность учителя и учащегося, их индивидуальности.

Классификация методов по Бабанскому:

1. Словесные (используются когда: материал носит преимущественно теоретико-

информационный характер; ученики готовы к усвоению готовой информации;

при формировании теоретических и практических знаний; когда учитель

владеет этим методом лучше, чем другими)

2. Наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания к

изучаемым вопросам; когда содержание учебного материала может быть

представлено средствами наглядности; когда наглядные пособия доступны

ученикам данного класса; когда владеет необходимыми наглядными

пособиями)

3. Практические (для развития практических умений и навыков; когда

содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов,

выполнение трудовых заданий; когда ученики готовы к выполнению

практических заданий; когда учитель владеет учебно-материальными

пособиями, дидактическими материалами для организации практических

упражнений)

4. Репродуктивные (для формирования знаний и навыков; когда содержание

слишком сложно или весьма просто; когда ученики еще не готовы к

проблемному изучению этой темы)

5. Поисковые (для развития самостоятельности мышления, исследовательских

умений, творческого подхода к делу; когда содержание материала

относится к среднему уровню сложности; ученики готовы)

6. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные

умозаключения; когда содержание темы изложено в учебники индуктивно;

когда ученики готовы)

7. Дедуктивные (для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения

и развития умения анализировать; когда содержание темы изложено

дедуктивно; когда ученики готовы)

8. Методы самостоятельной работы (для развития самостоятельности в учебной

деятельности, формирования навыков учебного труда; когда материал

доступен для самостоятельного изучения; когда ученики готовы к

самостоятельному изучению данной темы; когда есть дидактические

материалы для самостоятельной работы и время для организации)

В связи с расширением научных, экономических, культурных, туристических

связей появилась потребность в короткие сроки овладеть языком и речью на

иностранном языке на коммуникативно достаточном уровне, который позволял

бы общаться на иностранном языке с его носителями.

Перед педагогами возникла задача создать систему обучения, конечной

целью которой было научение общению на иностранном языке в наиболее сжатые

сроки.

Виды интенсивного обучения:

1. Гипнопедия (обучение иностранному языку во время сна, на его

определенных стадиях (через многократное повторение одного и того же

языкового материала в неизменном виде в первый период сна и сразу же

после засыпания и перед пробуждением); результат – непроизвольное

запоминание информации; не получил распространения из-за низкой

результативности и сложности организации)

2. Релаксопедия (обучение иностранному языку в состоянии мышечного и

психического расслабления и покоя под воздействием аутогенной

тренировки (психическое саморегулирование); способствующих протеканию

процессов непроизвольного внимания, запоминания языкового материала и

новой информации в большом объеме)

3. Ритмопедия основывается на создании особого состояния нервной системы

человека («гипнотической фазы»), при котором достигается запоминание

большого объема языкового материала и информации. Такое состояние

создается при воздействии на биоритмику человека монотонных

низкочастотных импульсов звука, цвета и света через слуховые и

зрительные анализаторы. Ввод информации – в период ритмостимуляции в

сопровождении спокойной, мелодичной новой для слушателя музыки,

способствующей объединению логического и эмоционального компонентов

психики, т.е. в период релаксации. Активизация и закрепление языкового

материала проводится в период самостоятельной работы обучающегося в

УЛУР по программе сеанса, после которого на занятиях выполняются

различные упражнения коммуникативного характера.

4. Методика «погружения» (систематическая, интенсивная устно-речевая,

ситуативно обусловленная, личностно ориентированная учебная

коллективная деятельность, часто в рамках заданного сценария в

обстановке, максимально приближенной к реальной коммуникации)

5. Эмоцианально-смысловой (широкое использование ролевых игр, проблемных

ситуаций, мыслительных задач, решаемых в состоянии повышенного

эмоционального настроя всей группы обучающихся) Одним из наиболее

распространенных вариантов такого подхода является методика

интенсивного обучения иностранному языку, разработанная

Г.А.Китайгородской. Главным критерием такой методики является

активизация всех резервов личности учащегося в процессе коллективного

(группового) обучения общению на иностранном языке на коммуникативно

достаточном уровне в заданных временных рамках.

По мнению Китайгородской, можно считать два фактора определяющими в

интенсивном обучении:

1. минимально необходимый срок обучения для достижения заданной

коммуникативной цели при максимально возможном (для этой цели) объеме

учебного материала и соответствующей его организации

2. максимальное использование всех резервов личности обучаемых взрослых в

условиях творческого коммуникативного взаимодействия обучаемых и

обучающего в групповом общении на иностранном языке.

Основным средством стимулирования творческой активности личности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.