p> Для финансирования негосударственного сектора кроме бюджетных средств
можно использовать часть зарубежных кредитов и займов, которые бы пошли на
организацию мобильных производственных объектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, пора наладить должную координацию в использовании
экономической помощи со стороны международных организаций, стран-доноров,
направляемой на развитие частного бизнеса. Ведь не секрет, что значительная
часть ее используется не по прямому назначению. На данный момент государство пытается также создать сеть небанковских
финансовых учреждений для стимулирования инвестиционных процессов в малом и
среднем бизнесе. В настоящее время целесообразно создать специальную
инвестиционную компанию для предоставления льготных кредитов мелким
предпринимателям. Источниками формирования финансовых средств могут быть
средства населения, вложенные в Народный банк, Пенсионные фонды, средства
внебюджетных фондов. Назрела острая необходимость создать специальный банк для
финансирования малых и средних предприятий по более низкой, чем действующая
в настоящее время, процентной ставке в коммерческих банках. Наряду с этим,
было бы разумно разработать систему льготных условий и стимулов со стороны
Нацбанка для банковских организаций, предоставляющих кредиты под
производственные проекты частного бизнеса. Некоторые из выше названных проектов частично были реализованы уже в
1998 году. Германия предоставила в 1998 году Казахстану кредит по льготной
процентной ставке в объеме 27 млн. немецких марок. Одним из условий
выделения кредита являлся его возврат в течение 40 лет. В основном этот
кредит будет направляться в те же районы, где компактно проживают немцы в
Казахстане. Основная цель этих кредитов: поддержка казахстанских немцев и
развитие малого и среднего бизнеса. Это было достигнуто во время последнего
визита Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в ФРГ в 1997 году. На основе соглашения Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
предоставил в 1998 году Фонду поддержки малого предпринимательства
Казахстана заем в размере 77,5 млн.долларов для микрокредитования и
предоставления малых займов казахстанским предприятиям. Кроме иностранных кредитов в Казахстане стали широко вовлекать в
развитие малого и среднего предпринимательства собственные средства.
Например, с прошлого года на основе бюджетных средств областные центры
занятости стали выдавать микрокредиты тем гражданам, которые предоставляли
эффективные бизнес-планы по развитию своего дела и образованию новых
рабочих мест. С июля 1997 года желающим "раскрутить" собственное дело, государство
из Фонда содействия занятости, выдает кредиты под 8 процентов годовых.
Максимальная сумма "подъемных" составила 1240000 тенге, или 16000 долларов.
Чтобы получить миллион "на старт" придется предоставить залог на 1300000
тенге. В течение 1,5 лет вы должны рассчитаться с долгами. И только 15
процентов от этой суммы получите наличкой. Остальные - перечислением. В
качестве залога можно предоставить все, что "движется и не движется" -
дома, квартиры, машины, катера, пароходы. Деньги получит лишь тот, кто
докажет расчетами свои намерения открыть производство. Операции купли-
продажи, приносящие скорую прибыль, не финансируются. После того, как вы
соберете всю необходимую документацию, местные специалисты оценят,
насколько ваша задумка перспективна, и дадут резолюцию. После этого эту
процедуру выполнят экономический отдел районного акимата, городская
комиссия специалистов службы занятости акимата, Министерство труда и
социальной защиты. Последним точность расчетов выверит кредитный отдел
Жилстройбанка. В лучшем случае вы получите деньги через 3 недели после
предоставления необходимых документов. К концу прошедшего года кредиты
получили около 300 новых предпринимателей. Однако более 1000 все еще ждут
решения. Представляется необходимым стимулировать инвестирование в малый бизнес
со стороны частных лиц, имеющих излишки денежных средств. Правда, для этого
необходимо принять закон о защите частных инвестиций, как это сделано,
например, в России. Формирование институтов рыночной инфраструктуры - одно из важнейших
условий полнокровного развития предпринимательства. Биржи и коммерческие
банки - это только верхний ярус рыночной экономики. В настоящее время нужно
расширять во всех регионах республики сеть специализированных инновационных
и инвестиционных фондов, консультационных и аудиторских фирм и бюро,
коммуникационно-информационных служб, создавать во всех областях и крупных
городах центры по проведению аукционов и инвестиционных торгов. Важное значение в организации необходимой рыночной среды приобретает
расширение услуг консалтинговых, маркетинговых, юридических и других
специализированных фирм и компаний. Также важное значение приобретает развитие научно-технического
прогресса. Н.Д.Кондратьев предвидел и доказал внияние научно-технического
прогресса на цикличность развития экономики. Открытые им большие циклы
экономической конъюнктуры в период современной научно-технической революции
будут испытывать "сжатие", определяемое интенсивностью смены базовых
технологий и поколений техники, которая со времен Н.Д.Кондратьева
увеличилась в 3-5 раз. Для развития научно-технического прогресса и инновационной
деятельности в сфере малого и среднего бизнеса в Южно-Казахстанской области
одним из первых был открыт бизнес-инкубатор. В функции бизнес-инкубатора
входит поддержка инновационной деятельности в сфере малого бизнеса,
выявление новых идей, поддержка предпринимателей, занимающихся
инновационной деятельностью. Для тех, кто начал заниматься инновационной
деятельностью, бизнес-инкубаторы оказывали услуги по маркетинговым
исследованиям, консалтингу, помощь в разработке бизнес-планов. Наиболее
удачные бизнес-планы финансируются. Только за два последних месяца прошлого
года было профинансировано 7 проектов по развитию малых предприятий,
занимающихся инновациями в сфере производства и оказания услуг. Однако в связи с нехваткой финансовых средств в бюджете области
Постановлением Акима ЮКО Абдуллаевым К.А. от 25 ноября 1998 года Южно-
Казахстанский Бизнес-инкубатор был ликвидирован, а его полномочия были
переданы Комитету по поддержке и развитию предпринимательства. За полтора года своей деятельности бизнес-инкубатор проделал огромную
работу, трудоустроив около 350 человек. Все это говорит об эффективности
такой формы поддержки малого и среднего бизнеса. Проанализируем состояние развития малого и среднего бизнеса в
Казахстане. Если мы рассмотрим динамику занятых в сфере малого бизнеса, то
заметим, что с каждым годом количество работающих в ней возрастает: 33 тыс.
человек в 1993 году, 148 тыс. человек в 1998 году (увеличение на 348
процентов, т.е. почти в 4,5 раза). Что дает нам полагать, что в условиях
переходной экономики проблему занятости можно будет смягчить при помощи
развития и поддержки частного предпринимательства, так как число занятых в
отраслях экономики сокращается в результате экономического кризиса, который
подрывает деятельность крупных предприятий. В Приложении 7 мы можем заметить, что в 1994 году число занятых и в
отраслях экономики, и в малом бизнесе сократилась: на 6,6 и 21,2 процентов
соответственно (по сравнению с 1993 годом). Это объясняется тем, что в
конце 1993 года в Республике Казахстан была введена национальная валюта -
тенге, а это привело к тому, что в первые месяцы после введения замедлилась
производственная деятельность государственных и частных предприятий. К тому
же проводимая неправильно кредитно-денежная политика привела к быстрому
обесценению тенге, а это - к банкротству многих предприятий, высвобождая
рабочую силу. Однако, начиная с 1995 года число занyтых в малом бизнесе
стало увеличиваться: на 22,2% в 1995 году, на 131,8% в 1996 году, на 31,4%
в 1997 году, на 10,4% в 1998 году. Это связано с проводимой государством
политикой поддержки малого и среднего бизнеса. В 1996 году было закончено осуществление основной части Национальной
программы приватизации и разгосударствления государственных предприятий.
Кроме того к этому времени заработал новый Закон РК "О налогах и других
платежей в бюджет", который сократил число налогов и обязательных платежей
с 48 до 11 (5 государственных и 6 местных), тем самым рьлегчив налоговое
бремя предприятиям республики. В это время многие предприятия торговли,
общепита и др. Производственных услуг были переданы в частные руки. Они в
свое деятельности основывались на Закрнах РК "О свободе хозяйственной
деятельности и развитию предпринимательства" от 15 января 1991 года и "О
защите и поддержке частного предпринимательства" от 18 августа 1992 года.
Однако в дальнейшем (1997-1998 г.г.) прирост занятых в малом бизнесе
сокрашался. Это объясняется тем, что за два последних гола в малый бизнес
идут те, кто хочет производить реальные вещи, а сфера услуг падает в
результате переизбытка. Но все таки нужно заметить, что за рубежом число занятых в сфере
частного предпринимательства достигает 70-80 процентов, тем самым, решая
вопросы занятости. Удельный вес малого бизнеса в общей численности занятого
населения по странам представлен в Приложении 8. Как следует из приведенных данных, в высокоразвитых государствах доля
занятых в малом бизнесе населения очень высока и составляет от 53 до 80%.
Эта доля значительна в государствах, где малый бизнес имел ведущие позиции:
в Грузии, Эстонии и в бывших социолистических государствах Центральной и
Восточной Европы. В России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и
Таджикистане она низка и находится в пределах от 2 до 10%. У нас же в республике это число мало вследствие того, что в своем
развитии казахстанский малый бизнес и предпринимательство постоянно
сталкивается с весьма сложными проблемами. В качестве основных проблем
выступают: -несовершенство правовых основ; -высокий уровень налогообложения; -ограниченные возможности для финансирования инвестиций; -узкий круг источников финансирования; -неинформированность и неквалифицированность граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью; -несовершенство банковской и кредитной системы для малого и среднего
бизнеса. В странах с развивающейся экономикой система малого и среднего бизнеса
и предпринимательства нормально функционирует только тогда, когда оно
получает поддержку со стороны государства в виде дифференцированных
налоговых льгот на период экономической стабилизации. В Казахстане на
данном этапе его развития в целях развития малого бизнеса и
предпринимательства такая мера архинеобходима. Решив эти проблемы,
государствi решит вопросы занятости и безработицы. И число занятых в малом
бизнесе по прогнозу достигнет 164 тыс. Человек (12% от трудоспособного
населения) к 2000 году. Если проанализируем диаграмму производства продукции предприятиями
малого бизнеса (Приложение 9), то мы заметим, что если в период с 1990 по
1995 годы прирост продукции был мал, то в 1996-1998 годах он резко
подскочил: на 1083% в 1996 году, на 1415,3% в 1997 году, на 1585,3 в 1998
году (по сравнению с 1995 годом). Это объясняется активизацией деятельности
населения, а также поддержкой государства. При рассмотрении структуры производства продукции предприятиями малого
бизнеса мы можем заметить, что если в период с 1993 по 1995 годы большое
значение имели отрасли промышленности, торговли и общепита, то в 1996-1997
годах резко возросли доли торговли и общепита, а также других
непроизводственных отраслей в сфере экономики. В 1997 году их доля
составила 4137 млн. тенге и 5281 млн. тенге соответственно, а в 1998 году
4397 млн. тенге и 5701 млн. тенге (т.е. прирост составил 6,3% и 8,0%
соответственно). Производство же промышленных товаров предприятиями малого
и среднего бизнеса увеличивается, но совсем медленными темпами: 0,8-1,2% в
год. Это объясняется тем, что производство является менее эффективным и
затратным по сравнению с непроизводственной сферой. Кроме того, торговля и общепит приносят быстрые доходы и являются менее "проблематичными".
Однако, если хотим поднять экономику и занять людей, то мы должны сделать
упор на развитие малого предпринимательства в сфере производства, т.к.
производство всегда являлось основой экономики люaой страны. При этом
конечно не должны забывать о развитии сферы услуг и туризма в области
малого и среднего бизнеса. Одна из самых важных проблем в развитии малого и среднего
предпринимательства - это переориентация их с преимущественно торгово-
посреднической деятельности на производство наиболее насущных товаров и
услуг. Она волнует многих, и видится два пути ее решения. Первый - это интегрирование малых и средних предприятий с крупной
промышленностью. Оно может происходить путем создания малых предприятий по
выпуску мелкосерийной продукции, крупносерийное производство которых не
является необходимым, а организация их производства на предприятии -
лидере, экономически нецелесообразно. Кроме того, могут быть созданы малые
предприятия, специализирующиеся на разработке новых технологий по заданию
предприятия - лидера, сервисном обслуживании головного предприятия, на
изучении и освоении новых рынков сбыта. В качестве инвестиций крупные предприятия могут предоставить в аренду
малым основные фонды, долгосрочный кредит на льготных условиях и выступать
поручителем при получении гарантированного займа. Полученная крупными
предприятиями с малых фирм прибыль первые пять лет не должна облагаться
налогом, чтобы не отнимать у них возможность покрыть свои издержки. Второй путь - создание небольших предприятий, выпускающих наукоемкие и
новые товары, так как малью предприятия не требуют больших капитальных
вложений и могут принести прибыль через сравнительно короткое время. Об
этом наглядно свидетельствует опыт многих известных западных фирм и
компаний, которые начинали и шли по этому пути. На данный момент мы видим, что дееспособная система государственной
поддержки развития предпринимательства, обеспечения нормального
функционирования конкурентной среды находится на начальной стадии своего
формирования. Чем скорее она начнет эффективно работать, тем большим будет
вклад предпринимательства в преодоление спада производства и кардинальное
обновление социально-экономической системы занятости в условиях переходной
экономики. Возрождение агропромышленного комплекса Республика Казахстан является аграрно-промышленной страной. Агарный
комплекс в структуре экономики занимает одно из важных мест. Кроме того,
около половины жителей республики проживают в жителей в сельской местности
и заняты в агропромышленном комплексе. На конец 1998 года, согласно статистическим данным, зарегистрировано
409,5 тысяч безработных, в числе которых 41% (167,8 тыс. человек)
составляет население в возрасте от 16 до 29 лет, и 60% (245,7 тыс. человек)
приходится на долю женщин. В сельской местности, в которой проживает около
44% населения республики, количество безработных находится на уровне 43,6%
(178,5 тыс. человек) от общей численности безработных, из которых 42,7%
(76,2 тыс. человек) составляет молодежь и 55,8% (99,6 тыс. человек) -
женщины (см. Пориложение 10).. Данные статистики подчеркивают не только актуальность проблемы
сельской безработицы, но и показывают общий спад экономического потенциала
и уровня жизни сельского населения. Указанный процесс - в первую очередь,
результат общей трансформации в обществеiной жизни, стартующей со времени
обретения Казахстаном независимости. Многие сельхозпредприятия, меняя форму собственности, высвобождали
работников. Так, в 1998 году по этой причине выбыло 71 тыс, человек, что в
3,5 раза больше, чем за предыдущий год. Все это заметно усилило давление на
сельский рынок труда. Рост числа обратившихся произошел во всех без
исключения областях, а в таких, как Восточно-Казахстанская, число
обратившихся возросло в 3 раза, в Актюбинской - в 2,5 раза, в Мангистауской
и Западно-Казахстанской - более чем в 2 раза. Одним из важных показателей, характеризующих управление трудовыми
ресурсами, а также динамику безработицы, является миграция населения. За
последнее пятилетие в Казахстане усилились миграционные потоки в
направлении "село-город". В 1998 году баланс внутриреспубликанской миграции
составил 43180 человек, где данное количество населения переселилось из сел
в города, в то же время миграции из городов в село не наблюдалось. Основная
причина этого явления заключается в том, что проблема трудоустройства с
каждым годом усиливается и, соответственно, снижается уровень жизни.
Например, среднемесячная номинальная заработная плата по сельскому
хозяйству за январь 1998 года составила 3356 тенге, а ее соотношение к
уровню по республике - 0,45, что является самым низким показателем. Данное
положение ухудшается под воздействием фактора задолженности по заработной
плате. На 1 февраля 1999 года оно составили 54,5 млрд. тенге, из них 26,6%
приходится на сельское хозяйство.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|