p> В республике наряду с общим сокращением численности трудовых ресурсов
за последние пять лет произошел значительный отраслевой переток рабочей
силы из производственной сферы в непроизводственную, сократилась доля
занятости в государственном секторе экономики и увеличилось в
негосударственной: АО, СП, малом и среднем бизнесе, крестьянских хозяйств,
частных предпринимательств. За период с 1991-1998гг. численность занятых в государственном секторе
сократилась на 1,7 млн.человек. Относительно тенденций в развитии безработицы, общее количество
безработных по сравнению с 1998г. увеличилось в 1,2 раз, а численность
безработных, зарегистрированных службами занятости за 1998г. составила
409,5 тыс.человек или 70% от обратившихся. Высокими сохраняются масштабы скрытой безработицы: в состоянии
практической безработицы показаны формально числившиеся на предприятиях 300-
350 тыс.человек, из которых 60-70% уходит в вынужденные отпуска, а
остальные были заняты неполную рабочую неделю. Уровень скрытой безработицы
в целом по республике варьировал в пределах 4,5-5,5% от экономически
активного населения. В анализе трудоустройства, отмечается устойчивая тенденция роста
обратившихся в службы занятости: в 1998г. по вопросам трудоустройства
обратились 687,1ыс.человек, что в 1,1 раза больше в сравнении с 1997г.
Доля вновь трудоустроенных ежегодно падает и составила 130,7 тыс. чел., или
19% в 1998г. против 24% в 1997г. Напряженное положение на рынке труда в региональном разрезе с
превышением среднереспубликанского показателя безработицы сложилось в
бывшей Жезказганской области, где число безработных возросло в 3,7 раза,
Мангистауской - в 3 раза, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской,
Карагандинской, Западно-Казахстанской и Атырауской - более, чем в 2,5 раза.
В г.Алматы количество незанятых возросло в 4 раза. Особо сложное положение
в течение года на рынке труда сохранялось в сельской местности - 44%
сельских безработных от общей численности и их увеличение по сравнению с
прошлым годом 1,8 раза. Рынок труда в некоторых регионах характеризуется
несбалансированностью, например, в Южном Казахстане, имея долгую традицию
избытка рабочей силы, внутри региона в некоторых промышленных городах
ощущается постоянный недостаток. В анализе скрытой безработицы наибольшие показатели наблюдаются в
Северо-Казахстанской области - 8% от экономически активного населения,
бывшей Талдыкорганской -6,5%, Восточно-Казахстанской, Карагандинской,
Актюбинской, бывшей Жезказганской и Костанайской областях - свыше 5%. В отраслевом аспекте общая занятость снизилась во всех отраслях
экономики, но преобладающими являются промышленность, строительство и
сельское хозяйство. За последнее пятилетие среднегодовые темпы снижения
общей численности занятых в отраслях экономики составили 3,7%. Относительно молодежной безработицы складывается тенденция снижения
удельного веса молодежи в общей численности обратившихся в службу занятости
по вопросам трудоустройства в 1998г. обратились 40,7% незанятых в возрасте
16-29 лет, что ниже аналогичных показателей предыдущих периодов - 46,4% в
1996г. и 43,8% - в 1997г. Общественными прогнозами, обусловившими безработицу и ее устойчивый
рост, являются: -экономический кризис, вызвавший сокращение и закрытие производства; -несоответствующие прежней квалификации рабочей силы основным
требованиям. Все это имеет свое отражение в становлении республиканского рынка
труда, который формируется на данном моменте. Трудности становления рынка труда Формирование рынка труда сегодня происходит в условиях дальнейшего
углубления кризисных явлений в различных сферах общественной деятельности,
продолжающегося спада производства. И как результат этого - снижение
жизненного уровня народа. Как показывает анализ, большинство предприятий и
организаций вынуждены полностью или частично останавливаться, что приводит
к высвобождению работников, росту скрытой и явной безработицы, обострению
проблемы трудоустройства во всех городах и областях республики. Большую помощь в становлении рынка труда в 1993-1994 годах оказали
приватизационные проекты. Перестройка существующих структур бывшего
государственного сектора сопровождалась развитием малого и среднего
бизнеса, появлением холдингов, корпораций и компаний, нуждающихся в квалифицированных кадрах определенных профессий. Эти факторы оказали
существенное положительное воздействие на рынок труда. Вместе с тем, при
увеличении потребности негосударственных структур в кадрах (в 1,7 раза)
резерв труда за этот период практически не уменьшился из-за структурного
несоответствия спроса на рабочую силу и ее предложения. Так, на рынке труда
возник дефицит в экономистах, программистах, специалистах, владеющих
иностранными языками, юристах и т.п. В то же время образовался огромный
избыток станочников, строительных рабочих, управленцев низшего звена,
проектировщиков и других категорий работников традиционных специальностей.
Одновременно значительно замедлилось движение общей массы безработных в
сторону сокращения ее численности в течение 6-8 месяцев, что на
республиканском рынке труда привело к превышению предложения над спросом. Формирование рынка труда протекает крайне неравномерно не только в
профессионально-квалификационном, по также в региональном и отраслевом
аспектах. Так, соотношение спроса и предложения рабочей силы значительно
различаются как между отдельными экономическими районами, так и в пределах
одного региона. В областях Центрального и Северного Казахстана
(Карагандинский и Павлодар-Экибастузский промышленные районы) спрос на
рабочую силу в 2-2,5 раза превышает ее предложение. В отдельные периоды в
центры занятости малых и средних городов Карагандинской области обращались
не более 1-2 человек в месяц. В Западном Казахстане, напротив, не было
свободных рабочих мест в 1993 году для шести тысяч безработных. Особенно
велика разница между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей
силы в Алматинской, Атырауской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской,
Таддыкорганской, Южно-Казахстанской областях, где на одно свободное место
приходилось от 3 до 10 безработных. Еще более неравномерны отраслевая структура рынка труда. В 1993 году в
промышленности республики на 14,9 тыс. рабочих мест приходилось 5,5 тыс.
высвобожденных, на транспорте - 5,3 и 3,2 , в строительстве - 18,9 и 2,9 ,
в торговле и общественном питании - 1,3 и 3,7. Эти соотношения резко
колеблются даже в пределах одного экономического района. Так, в
промышленности Мангистауской области на одного высвобожденного приходилось,
более 7 вакансий, а в соседней Атырауской области - на одну вакансию
претендовало 13 безработных. В числе отмеченных выше кризисных и структурных факторов, которое
обострили ситуацию на рынке труда, следует указать спад производства,
прежде всего в отраслях ВПК, химической промышленности и строительства (до
40-50%) снижение инвестиционной активности и ужесточение мер финансово-
кредитной политики. Все это в совокупности с изменением государственной
политики занятости в сторону преимущественно пассивных мер, не оказывающих
существенного влияния на смягчение конъюнктуры на рынке труда, привело к
свертыванию производства и значительному росту безработицы. Пассивность государства в сочетании с острой недостаточностью
финансового обеспечения программ помощи по безработице привела к утрате
доверия к государственным структурам рынка труда, а именно к центрам
занятости. Кроме того люди не желают обращаться в государственные центры
занятости. Центры занятости (биржи труда) - организации, специализирующиеся
на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли -
продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, центры занятости
позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам
время поиска места работы. При существовании системы страхования от
безработицы центры занятости выполняют также функции контроля за
установлением права на получение пособия по безработице и за его уплатой.
Центры занятости кроме трудоустройства безработных, обычно оказывает услуги
лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение
рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в
разрезе профессий и территорий (в основном это делают модельные центры
занятости в Шымкенте и Таразе). В компетенцию центров занятости также
относятся профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей
на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация
переобучения и трудоустройство инвалидов. Направления центров занятости не
обязательны для предприятий, могущих отказать в приеме на работу. С другой
стороны отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет
потерю права на пособие по безработице. Деятельность центров занятости
получили международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ. Несмотря на то, что центры занятости способствуют безработным в поиске
работы, многие из безработных отказываются обращаться центры занятости, как
это уже говорилось выше. Это обусловлено рядом проблем. Кроме низкого
размера пособия, причины, определяющие нежелание людей, потерявших работу,
обращаться в центры занятости с известной долей условности можно определить
как субъективные и объективные. В числе первых следующие. Длительное время в СССР и нынешних странах СНГ безработица критически
отрицалась, рассматривалась как незаконное явление. Большинством граждан
нашей республики безработица воспринимается весьма болезненно, так как
население, воспитанное в традициях гарантированной занятости, оказалось
психологически неподготовленным к ужесточившимся условиям рынка труда. Население плохо информировано о наличии и территориальном размещении
центров занятости, они значительно удалены от населенных пунктов, особенно
сельской местности. К основным объективным причинам, определяющим нежелание безработных
обращаться в центры занятости, можно отнести следующие. Ограниченность возможностей большинства центров занятости по
трудоустройству не побуждает большинство руководителей предприятий
прибегнуть к их услугам, даже в настоящее время, когда существенно возросло
предложение на рынке труда. Отправка работников в неоплачиваемые отпуска, наряду с привлечением
"мертвых душ", позволяет руководству предприятий сохранить "численность"
персонала, занизить тем самым среднюю зарплату и избежать повышенного
налогообложения фонда оплаты труда. Громоздкая регистрация, необходимость периодической перерегистрации,
большое число представляемых безработными документов (паспорт с указанием
прописки, трудовая книжка, справка о средней заработной плате за последние
2 месяца, справка о состоянии здоровья, диплом об образовании), а сумма
выплаты пособия мизерная и непродолжительная. Серьезным усугубляющим моментом в решении этой проблемы является
экономико-юридическая неопределенность в толковании ряда понятий в законе о
занятости. Так, безработный может быть лишен права на получение пособия по
безработице после отказа от двух "подходящих работ", предложенных центром
занятости. "Подходящей" считается работа, отвечающая ряду формальных
требований: диплому об образовании и полученной квалификации, записи в
трудовой книжке и пр., что зачастую вступает в противоречие с объективными
жизненными обстоятельствами. Например, по состоянию здоровья или по
возрасту у человека возникла необходимость сменить специальность.
Противоречие возникает чаще всего из-за того, что предлагаемая работа
считается подходящей, но не признается таковой самим безработным. Эта
неопределенность оборачивается значительными морально-психологическими
издержками для людей, ищущих работу, которые и без того оказались в
тяжелейшем положении. Далее, если в справке о заработной плате указано, что размер ее на
последнем месяце составлял 500 тенге, то по действующим нормативам,
подходящим для человека считается работа по соответствующей специальности с
заработной платой не ниже указанного. Можно ли ставить в вину "отказ" от
работы с оплатой в 700 тенге, если в настоящее время она не обеспечивает
даже физиологического прожиточного минимума? А что означает понятие "общественные работы"? Согласно Постановлению
Кабинета Министров КазССР №624 от 22 октября 1991 года "Об организации
оплачиваемых общественных работ в КазССР" к ним относят следующие виды
работ: благоустройство территории городов и поселков, выполнение
строительных работ, не требующих специальных навыков, сезонные работы,
работы в сельском хозяйстве в летнее время, социальная помощь населению (в
виде оказания услуг) и т.д. Центр занятости не посылает людей на подобную
работу, поскольку местные администрации не могут зачастую назвать
конкретные их виды, ограничиваясь в лучшем случае озеленением и очисткой
улиц. В этой связи уместно напомнить, что во времена великой депрессии
программа общественных работ, выдвинутая и реализованная правительством
президента Рузвельта, имела в своей основе создание сети современных
автомобильных дорог, являющихся и ныне гордостью Америки. Нельзя также согласиться с довольно частыми утверждениями, что многие
- это люди, как правило, сознательно не желающие работать, они недостаточно
активны и предъявляют завышенные требования к условиям и оплате труда. По
данным исследования Министерства труда и социальной защиты Республики
Казахстан, а также результатам исследований российских экономистов,
безработные весьма настойчивы и изобретательны. Порядка половины опрошенных
многократно обращались на предприятия, что не дает основания заподозрить их
в пассивности. Около 20% женщин и 12% мужчин были согласны на любую работу,
а также, кто претендовал на конкретные места, имели соответствующие дипломы
и записи в трудовых книжках. Притязания большинства безработных
относительно заработной платы также не были чрезмерными. На сегодняшний день положение на рынке труда в Республике Казахстан
характеризуется, с одной стороны, снижением спроса на рабочую силу, а с
другой -сохраняющимся структурным несоответствием спроса и предложения
рабочей силы к профессионально-квалифицированным и половозрастном
спектрах, препятствующих заполнению имеющихся вакансий. За январь-июнь 1998 года почти каждый четвертый работник выбыл из
стройки, торговли и общественного питания, каждый пятый-шестой - с
предприятий и организаций промышленности, транспорта, материально-
технического снабжения и сбыта, жилищно-коммунального хозяйства. Согласно информации Департамента занятости Министерства труда и
социальной защиты Республики Казахстан, в первом полугодии 1998 года в
центры занятости в поисках работы также обратились 150 тыс. человек. В
основе своей (99%) - это трудоспособные, незанятые трудовой деятельностью
граждане, 2/3 - лица рабочих профессий, почти половина - женщины, 42% -
молодежь в возрасте 16-29 лет, примерно каждый четвертый прежде работал. Следует отметить, что в прошедшем году наблюдалось значительное
снижение трудоустройств, особенно женщин. С помощью центров занятости
устроились на работу 130,7 тыс. человек, или 19% от обратившихся, в том
числе женщин - 29,3 тысяч (22,4%). До этого уровень был 33,9% и 27,5%
соответственно. Официальный статус безработного имеют 409,5 тыс. человек, что 1,2 раза
больше, чем в 1997 году (данные даны на 1998 год). Анализ показал, что 2/3 женщины, каждый второй - из сельской
местности, почти половина – молодежь. Основной мерой социальной защиты
безработных остается выплата пособий по безработице: 52,3 тыс. человек,
53,2%. Остальные были привлечены к другим мерам социальной защиты:
переобучение, привлекались на оплачиваемые общественные работы. В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-
первых, многолетняя хроническая болезнь - скрытая безработица
(недоиспользование работников на предприятиях), которой сопутствует во
многом ей же обусловленный дефицит рабочей силы, - продолжается. Падение
производства, с одной стороны, увеличивает масштабы недоиспользования
работников, а с другой, - выступая его главной, если не единственной,
причиной. Все же основным фактором здесь является низкая эффективность
организации производства и труда. Тем не менее возникает поверхностное
представление о недоиспользовании рабочей силы как о временном явлении,
которая может исчезнуть при возобновлении экономического роста. В то же
время кажутся убедительными мнения о нецелесообразности сокращения
численности трудовых коллективов, так как в противном случае в будущем
возникает дефицит рабочей силы на предприятии. На самом деле такая политика
препятствует рационализации ее использования, необходимость которой
обусловливается рыночными преобразованиями. Точно также действуют и
дальнейшие ослабление стимулирующей роли заработной платы, незнание
реальных потребностей в рабочей силе при возможных изменениях в технике,
технологии, организации и стимулировании производства на предприятиях, в
отраслях и регионах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|