p> Для обеспечения занятости населения весьма велико значение сферы
услуг. Однако до сих пор она развивается однобоко, главным образом -
торговля, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия
действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного
спроса населения, отсутствия необходимых традиций и навыков, ограниченных
возможностей получения соответствующей профессии, квалификации и пр. Особая проблема - неформальный сектор в экономике. Его распространение
чрезвычайно обширно. В неформальную хозяйственную деятельность вовлечены
многие легальные предприятия всех форм собственности, всех размеров, а
также нелегальные фирмы и нелегально действующие физические лица. Все это
связано с крупными правонарушениями, уклонениями от уплаты налогов,
перекачкой средств государства и предприятий в частные руки и т.д. Масштабы
такого перераспределения ресурсов очень велики. Что касается традиционно понимаемого неформального сектора
-незарегистрированной хозяйственной деятельности преимущественно по
удовлетворению спроса населения на товары и услуги, то он выполняет - хотя
и противозаконно - существенные общественные функции. Он может быть в
значительной мере легализован при льготном налогообложении, пресечении
чиновничьего рэкета, создании необходимых условий для нормально развития.
Сама сфера удовлетворения таких потребностей - при условии ее приведения в
соответствие с законами, а самих законов - в соответствие с интересами
лучшего удовлетворения потребностей населения - должна расширяться. Понятие рациональной занятости необходимо дополнить более глубоким
социальным содержанием. Гуманизация труда не может противопоставляться
экономической экономической рациональности. Напротив, она позволяет
реализовать новые резервы трудовой деятельности, становится настоятельным
требованием развития экономики. Однако это предполагает также осуществления
государственного и общественного контроля за использованием труда
работников и введения системы страхования от социальных рисков. Такая
политика должна активнее проводиться в Казахстане. Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные
тенденции, проявляющиеся и в старых, и в новых формах. Этому способствуют
компенсационные надбавки, снижающие степень дифференциации заработков
работников, доплаты за питание и транспорт, натуральная оплата и т.д. Резко
возросли различия в оплате труда руководства предприятий и рядовых
сотрудников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать
применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно возмещать
повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Требуются
восстановление нормирования труда, совершенствование тарифной системы
(преимущественно рекомендательного характера). Особой проблемой является
целесообразность увязка заработка различных категорий работников с
рентабельностью производства. Социальная защита работников должна пониматься достаточно широко и
включать, в частности, возможность повышения квалификации или
переквалификации, повышение требований к качеству и перспективности рабочих
мест, усиление связи заработка с выработкой и повышение минимальной оплаты
труда, усиление материальной и уголовной ответственности за ущерб работнику
на производстве. Условиями решения этих задач являются не только увеличение
ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развития
законодательства и соответствующее изменение общественного отношения к
данным проблемам. Социально-экономическая модель занятости в условиях переходной
экономики делает упор на развитие новых рабочих мест путем развития малого
и среднего бизнеса. Государство в этом случае должно помочь безработным в
становлении их бизнеса, а также через центры занятости обеспечить их
переквалификацию. То есть мы видим, что в модели занятости затрагиваются
как экономические, так и социальные аспекты в условиях перехода к рынку. Становление рыночных отношений в Казахстане свидетельствует о
том, что безработица неизбежно влечет за собой серьезные экономические и
социальные последствия, как для самих безработных и их семей, так и для
общества в целом. Недоиспользование трудовых ресурсов оборачивается для
общества недопроизводством в значительных размерах материальных благ и
услуг или в стоимостном выражении, потерями валового национального
продукта. При этом, чем продолжительнее безработица, тем ниже степень
возмещения утраченного заработка, тем меньше ухудшается материальное
положения, снижается уровень безработного и его семьи наряду с тяжелыми
социальными последствиями: генерирует социальное неравенство, изменяет
социальный статус наемных работников, увеличивает статистику показателей
социальной патологии. Следовательно, если при плановой экономике всем гражданам было
гарантировано рабочее место и заработок, то с приходом рынка за рабочее
место теперь пришлось бороться, так как многие предприятия в связи с
кризисом и конъюктурой рынка сокращали рабочие места. Вследствие этого,
увеличился уровень безработицы и многие люди остались без работы. Многие из
безработных перебиваются временными заработками или челночной торговлей.
Центры занятости же не справляются со своей работой, так как рынок труда в
нашей республике все еще находится в зачаточном положении. Уровень
благосостояния населения падает, растет социальная напряженность. Макроэкономические показатели 1998 года свидельствуют о том, что
экономика страны все еще в кризисе. По данным Нацкомстата республики, 328
крупных промышленных предприятий Казахстана в июне 1998 года имели
длительные остановки всех или отдельных производств, в том числе 6 из них
"замерли" полностью из-за отсутствия материальных ресурсов, ограничения в
подаче энергии, неплатежеспособсости потребителей: отсутствия рынка сбыта.
В сельском хозяйстве спад производства, наряду со снижением поставок
сельхозпродукции, принимает форму сокращения посевных площадей, в первую
очередь под трудоемкими культурами (овощи, картофель, виноград, фрукты),
уменьшения поголовья скота и птицы, снижения товарности и продуктивности
реформируемых сельхозпредприятий и создаваемых крестьянских хозяйств. Анализируемый период характеризуется также сокращением реальных
доходов, что привело к массовому обнищанию семейных бюджетов, возросли
расходы на питание, что вызвало ухудшение имущественного положения
хозяйств. Таковы общие социально-экономические условия, определяющие
формирование рынка труда и системы занятости в Республике Казахстан в
современных условиях. Наряду с общеэкономическими факторами, указанными
выше, на развитие модели занятости оказывают значительное влияние:
нарастание дисбаланса трудовых ресурсов и рабочих мест; сохранение общей
сверхзанятости населения, связанной с высокой долей низкоквалифицированного
труда и чрезмерной занятости женщин; нерациональное движение трудовых
ресурсов по секторам и сферам экономики, вызывающее снижение производства
материальных благ и услуг; усиление депрофессионализации населения и
дисбаланса занятости в профессионально-квалифицированном труде; нарастание
процессов эмиграции из республики квалифицированных кадров и иммиграцией
неквалифицированных; снижение трудовой мотивации населения в
государственном секторе экономики ; пассивность государства в сочетании с
острой недостаточностью финансового обеспечения программ помощи привела к
утрате доверия к государственным структурам рынка труда. Для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо сформировать социально-
экономическую модель занятости в условиях переходной экономики. Эта модель
основывается на двух основных требованиях к политике занятости, которые
закреплены в Законе РК "О занятости населения" от 30 декабря 1998 года.
Назовем их: во-первых, государственное регулирование не должно
препятствовать реализации требований экономической эффективности; во-
вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к
необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. Новая модель занятости может быть реализована лишь при финансовой
стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для
инвестиционной активности и решения социальных проблем. С целью создания
таких предпосылок необходимо продолжать рыночные преобразования экономики,
уменьшать нанесенный ими социальный ущерб. Несомненно, что необходимо эффективное взаимодействие работников,
работодателей и государственных органов для уяснения существа проблемы
занятости и согласования путей их решения. В основе этого лежит Генеральное
соглашение между Правительством Республики Казахстан, объединением
профсоюзов и объединением производителей (трипартизм). Мероприятия по
реализации Генерального соглашения позволят придать трипартизму системный
характер (на этот год соглашение было заключено 8 октября 1998 года). На
основе этого взаимодействия с учетом опыта развитых и развивающихся стран
построена модель социально-экономическая занятости в условиях переходной
экономики Республики Казахстан. Для того, чтобы внедрить данную модель, необходимо устранить стоящие
перед нами в сфере занятости проблемы. Главными барьерами являются:
однобокая развитие сферы услуг (развита в основном торговля, а не
производственные услуги); крупный неформальный сектор; малая мотивация
труда и недостаточная социальная защита работников.Для их преодоления
предлагаются следующие мероприятия: Сфера услуг- необходимо: повысить платежеспособный спрос населения;
поддержать предпринимателей малого и среднего бизнеса в сфере
производственных услуг; возродить старые традиции и навыки; повысить
квалификацию работников. Неформальный сектор- следует предпринять: легализацию теневого бизнеса
в сфере производства; стимулирование малого и среднего препринимательства
путем льготного налогообложения, а также амнистию "теневиков". Сама сфера
удовлетворения таких потребностей - при условии ее приведения в
соответствие с законами, а самих законов - в соответствие с интересами
лучшего удовлетворения потребностей населения - должна расширяться. Мотивация труда работников- для этого необходимо: гарантировать
выплату заработной платы; цена труда должна быть эквивалентна самому
повышенному труду; стимулировать рост качества труда; совершенствовать
тарифную систему (в основном в виде рекомендательного характера); увязать
заработную плату с рентабельностью предприятия. Социальная защита работников предприятий- необходимо: законодательно
охранять интересы трудящихся; обеспечить их нормальными условиями труда;
дать работникам возможность квалификации и переквалификации; создать новые
рабочие места; повысить минимальную заработную плату; обеспечить приемлемые
социальные выплаты. Таким образом сущность социально-экономической модели занятости в
условиях переходной экономики заключается в повышении уровня занятости
через улучшение экономической ситуации в стране. Это достигается путем
развития малого и среднего предпринимательства, накоплением и привлечением
из-за границы средств для капитальных вложений, приемлемыми для
производителя кредитованием, расширением платежеспособного спроса,
стабилизацией денежного хозяйства и финансовой системы, созданием
макроэкономических пропорций, способствующих расширенному воспроизводству
товаров, капитала, рабочей силы, возрождением агропромышленного комплекса,
активизацией деятельности государственных органов на рынке труда,
обеспечением условий для материальной заинтересованности работников и др.
методами. Глава III. Перспективы развития социально-экономической модели занятости в Республике Казахстан На основе зарубежного опыта, а также на основе проблем занятости в
настоящее время составим прогноз развития социально-экономической модели
занятости в Казахстане, ее эффективности. Для этого вначале нужно будет
более подробно изучить перспективы и пути реализации данной модели в жизнь.
Базируясь на результатах данного исследования можно будет уже говорить об
эффективности моделирования социально-экономических процессов в условиях
переходной экономики. 1. Реализация социально-экономической модели занятости в Республике Казахстан Для того, чтобы претворить в жизнь социально-экономическую модель
занятости, нам необходимы будут инструменты его формирования. Этими
инструментами в руках государства будут экономические реформы в стране, а
также социальная политика, направленные на становление малого и среднего
предпринимательства, которые во многих развитых странах обеспечивают
большой процент занятости, а также на активизацию деятельности центров
занятости, которые обеспечивают поиск работы. Кроме того, в качестве
инструментов формирования социально-экономической модели занятости мы также
рассмотрим активизацию деятельности в сфере предпринимательства и со
стороны граждан, их личный интерес и мотивацию. Развитие малого и среднего предпринимательства Малые и средние предприятия, говорят голландцы, - это "грядки для
развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной
атмосферы, это противовес сильным, хорошо укрепленным интересам
монополистов". Мы также можем сказать, что появление малых и средних
предприятий обусловлено также еще одной потребностью - создать возможность
для новых рабочих мест. Восемь лет назад в бывшем Союзе 95% рабочих мест в Казахстане
обеспечивало государство. Само собой разумеется, что с переходом на
рыночные отношения, вызвавшие структурные изменения, его роль как главного
работодателя стала ограничиваться. Рабочие места создаются сейчас в частном
секторе, и это делает его основным в управлении социально-экономическими
изменениями сегодня и в перспективе. Предпринимательство в Казахстане формируется в сложных и не всегда
благоприятных социально-экономических и политических условиях транзитного
периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения
жизненного уровня. Целый ряд трудностей объективного и
субъективногохарактера препятствуют его динамичному развитию. Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своей
долгосрочной стратегии "Казахстан - 2030" одним из долгосрочных приоритетов
является экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с
высоким уровнем иностранных инвестиций. Главной целью здесь ставится
привлечение большого потока зарубежных инвестиций в экономику страны для
становления сильной национальной экономики. В основном финансовые средства
будут вначале направляться в те отрасли экономики, которые производят
экспортную продукцию. Это дает возможность стране вернуть долги, а также
аккумулировать капитал для развития внутри страны высокотехнического
производства. Многие предприятия будут производить высокотехнологические
товары народного потребления и многие другие виды продукции, пользующиеся
высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой цене и отличному
качеству. Однако в этой долгосрочной стратегии мало уделяется внимание
развитию малого и среднего предпринимательства. Ему придается роль одного
из главных инструментов борьбы с безработицей на 1998-2000 годы. "Стратегия борьбы с бедностью и безработицей в эти годы будет
основываться на: - внедрении системы микрокредитов; - развитии малого и среднего бизнеса; - приоритетном развитии трудоемких отраслей и активном привлечении в
них иностранных инвестиций и национального капитала; - жестком подходе к проблемам занятости при договорах и контрактах”
бюджетных документах; - развитии общественных работ, прежде всего строительства дорог и
лесопосадок; - снятии всех ненужных административных барьеров на пути развития
частного предпринимательства; - энергичном развитии сферы услуг и особенно туризма". Н.А.Назарбаев В 1998 году на поддержку и развитие малого и среднего
предпринимательства из бюджета была выделена сумма не менее 100 млн.
долларов. Кроме того, была произведена выдача микрокредитов малоимущим
слоям населения в размере 400 долларов на срок 3 года (как минимум 50 тыс.
малоимущим). Эти микрокредиты в основном были потрачены на развитие своего
малого бизнеса. Сейчас, прежде всего, необходимо четкое определение критериев малых и
средних предприятий” роли и места их в народнохозяйственном комплексе, в
реализации социально-экономических государственных программ. Наиболее
правомерной является оценка малого и среднего бизнеса по численности
работающих: 1-10 человек - мини-предприятия” 10-100 - малые предприятия,
100-500 человек - средние предприятия. Их развитие позволит, с одной
стороны, постепенно наращивать объемы производства, с другой - обеспечить
занятость населения. По предварительным расчетам, для занятых в малом и среднем бизнесе к
2000 году должна быть доведена до 9-12 процентов от общей численности
трудоспособного населения. Для этого потребуется всесторонняя мобилизация
всех имеющихся ресурсов - финансовых, материальных - для поддержки
предпринимательства и развития конкуренции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|