p> Анализ трех моделей занятости в развивающихся странах показывает
огромную сложность проблем занятости в развивающихся странах. На его основе
можно сделать следующие выводы: цены факторов производства оказывают
влияние на распределение ресурсов и состояние занятости; государственная
политика индустриализации, проводимая часто в ущерб росту сельского
хозяйства, обычно осложняет проблему использования рабочей силы как в
городах, так и в сельских местностях; применение эффективных трудоемких
технологий отнюдь не означает снижения темпов экономического роста. Все это
является причиной всплеска миграционных потоков из деревень в города и
городской безработицы. Зарубежный опыт говорит о том, что нет общих рецептов, постоянно
действующих средств политики занятости. Она варьируется от страны к стране
в зависимости от особенностей социально-экономического и политического
устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в
экономике и на рынке труда. Главной целью современной политики занятости развитых и развивающихся
стран становится повышение занятости всего населения путем выявления
неиспользуемых способностей, вовлечение совокупной рабочей силы в более
эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом
поощряется, а не ограничивается доступ новых категорий трудоспособного
населения на рынок труда. Исходным пунктом такого подхода служит признание того, что проблема
безработицы не может решаться изолированно, что она является частью общей
проблемы активизации и развития "человеческих ресурсов", повышение их
производительной силы, что более производительная экономика увеличивает
спрос на рабочую силу, поскольку при этом увеличивается производство,
меняется стоимость продукции, что создает условия для расширения сбыта. В политике занятости курс берется на мобилизацию всех человеческих
потенций общества, устранение всех препятствий к участию в экономической
жизни, в том числе и в нестандартных формах. Это требует значительного
повышения и улучшения общеобразовательной и квалификационной подготовки,
превращение их в постоянный процесс повышения всесторонней мобильности и
адаптационности рабочей силы. В борьбе против безработицы акцент переносится с пассивных мер на меры
активного характера. Под пассивным регулированием понимаются усилия,
направленные главным образом на поддержание системы содействования
безработным, ограничение предложения рабочей силы. При этом сложившийся
уровень занятости рассматривается как данный. Под активным регулированием
понимаются попытки государства позитивно воздействовать на имеющийся
уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа
рабочих мест, в том числе за счет повышения уровня квалификации рабочей
силы. Служба занятости в этом случае призвана содействовать сокращению
армии нетрудоустроенных. В частности, выплаты пособий безработным
обуславливаются осуществлением активных действий по повышению их
пригодности для рынка труда. Большая роль отводится местным инициативам по
трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской активности.
В целях развития региональной мобильности трудоустраивающимся могут
компенсироваться транспортные расходы и расходы, связанные с переездом на
новое место работы. Из вышесказанного следует, что многие страны в своем развитии прошли
этапы подъема и спада экономики, и на каждом уровне развития страны они, в
зависимости от ситуации, проводили ту или иную политику занятости, строили
определенные модели по решению проблемы безработицы. Казахстан на основе их
опыта также должен построить свою концепцию борьбы с безработицей,
сформулировать социально-экономическую модель занятости в условиях
переходной экономики в зависимости от ситуации на рынке труда и от традиций
страны, его менталитета. Только в этом случае можно улучшить ситуацию в
сфере занятости. Глава II. Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан Слабо регулируемое вхождение национальной экономики в рынок
деформирует ход всех социально-эконоических процессов в республике, и
прежде всего тех, которые определяют воспроизводство рабочей силы. Неудачи
и ошибки в реформировании сферы труда и занятости проявились в
неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной
экономики, росте всех видов безработицы. Все это требует от государства формирование социально-экономической
модели занятости с учетом проблем в экономике страны на современном этапе
развития. 1. Правовые основы моделирования занятости в Республике Казахстан В процессе формирования любой модели она должна основываться на
правовые нормы в данном государстве в данное время. На основе них строятся
основные принципы модели и пути ее реализации. В Республике Казахстан основной правовой базой для формирования
социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики
является Закон РК "О занятости населения" от 30 декабря 1998г. Он был
принят недавно и учитывает современные реалии и трудности становления рынка
труда. В отличии от Закона КазССР "О занятости населения" новый закон более
гибок и ближе к формируемой модели занятости. В законе устанавливаются основные приоритеты в государственной
политике занятости населения. Государство обеспечивает проведение политики,
способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости
граждан. Государственная политика в сфере занятости направлена на:
1. обеспечение равных возможностей всем гражданам в выборе занятости и
трудоустройстве;
2. защиту внутренного рынка путем регулирования использования иностранной
рабочей силы;
3. повышение использования трудовых ресурсов;
4. ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с
требованиями рынка труда;
5. поддержку трудовой и предпринимательской активности;
6. осуществление социальной защиты безработных;
7. организацию трудового посредничества на основе деятельности
уполномоченных государственных органов, а также частных физических и
юридических лиц на основе государственного заказа;
8. предупреждение и сокращение безраблтицы;
9. сочетание республиканских и областных мероприятий по сокращению
безработицы;
10. координацию деятельности в области занятости населения;
11. координацию и регулирование деятельности государственных органов и
работодателей;
12. организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости
населения;
13. обеспечение участия представителей трудящихся и работодателей в
разработке государственной политики занятости. Кроме того государство обеспечивает граждан следующими гарантиями:
Свободу выбора ими вида занятости, защиту их трудовых прав; защиту от любых
форм дискриминации и обеспечение всем равных возможностей в получении
прфессии и работы; подбор подходящей работы и трудоустройство, обеспечивая
тем самым взаимодействие государства с работниками и работодателями. В новом законе дана четкое юридическое определение безработицы и
подходящей работы. Безработными являются граждане трудоспособного возраста,
которые не занимаются трудовой деятельностью, не имеют по независящим от
них причинам зароботка или других доходов, имеют решение об официальном
признании граждан безработными, готовые трудиться и которым уполномоченный
орган по вопросам занятости либо физические или юридические лица любой
формы собственности, занимающиеся трудовым посредничеством, на предложили
подходящей работы. Подходящей считается работа,соответствующая
профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной
подготовки, состояния здоровья, транспортной доступности места работы. Это
дает нам основу для анализа состояния рынка труда, когда даны четкие
понятия. Государство для обеспечения населения работой осуществляет трудовое
посредничество на основе следующих принципов: доступности, добровольности,
равенства, гласности. В целях содействия продуктивной и свободно избранной занятости
населения государство осуществляет на основе закона: -разработку и реализацию мер экономической политики, направленной на
развитие и рациональное размешение производительных сил, повышение
мобильности трудовых ресурсов, сохранение существующих и создание новых
рабочих мест; -правовое регулирование в сфере занятости на основе соблюдения
законных прав и интересов граждан, соответствующих государственных
гарантий. В соответствии с законом государство с участием трудящихся и
работодателей ежегодно на основе стратегических планов развития страны
разрабатывает программу занятости населения, предусматривающую:
1. меры по снижению темпов падения уровня занятости;
2. меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
3. организацию занятости социально уязвимых слоев населения;
4. поддержку и стимулирование развития частного предпринима- тельства, создающего дополнительные рабочие места;
5. организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом ситуации на рынке труда;
6. совершенствование организации общественных работ;
7. повышение роли местных органов власти в решении региональных проблем занятости;
8. интеграцию деятельности уполномоченного государственного органа по вопросам занятости с работодателями, общественными объединениями в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
9. совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
10. создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ. Основой для разработки программ занятости населения являются показатели прогнозов экономического и социального развития Республики Казахстан. Финансирование программы занятости (общественные работы, прфессиональная подготовка и переподготовка безработных, содействие безработным в трудоустройстве, создание и поддержка информационной базы данных по вопросам занятости, пособие по безработице) осущестствляется за счет средств государственного бюджета. Государственный заказ по программе занятости, финансируемый из государственного бюджета, является предложением государства на выполнение работ и услуг, обеспечивающих занятость населения. Работодатели по новому закону участвуют в реализации государственной политики занятости путем:
1. соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения;
2. реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах;
3. оказания содействия в трудоустройстве;
4. создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
5. трудоустройства социально уязвимых слоев населения. Новым в законодательстве является трудовое посредничество. Трудрвым посредничеством могут заниматься физические и юридические лица любой формы собственности, зарегистрированные в установленном порядке. Уполномоченный орган по вопросам занятости производит отбор среди этих лиц, занимающихся трудовым посредничеством, для размешения государственного заказа на трудоустройство граждан и безработных, как правило, на открытой тендерной основе. Для повышения адаптационных способносте работников закон о занятости предусматривает профессиональную подготовку. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется в учебных заведениях системы образования, в учебных комбинатах, на курсах по повышению квалификации с учетом потребностей рынка труда за счет средств государственного бюджета на открытой тендерной основе. В период профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработные получают стипендию в размере трехкратной величины месячного расчетного показателя. Уполномоченный орган в целях обеспечения временной занятости населения размещает государственный заказ на оплачиваемые общественные работы в соответствии с Постановлением Кабинета Министров КазССР №624 от 22 октября 1991г. "Об организации оплачиваемых общественных работ в КаССР" в организациях на договорной основе. Финансирование этих работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и частичной компенсации затрат по оплате труда из государственного бюджета. Государство в целях трудоустройства граждан, ищущих работу, создает рабочие места в соответствии с государственными программами, включая программы развития промышленности, сельского хозяйства. Гражданам, получившим статус безработного, оказывается следующая социальная защита: -выплата пособий по безработице; -выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Общий срок оказания социальной защиты безработных не может превышать шести месяцев за двенадцатимесячный период, пособие по безработице анчисляется в размере 3,5-кратной величины месячного расчетного показателя. Новым в социальной защите является добровольное страхование на случай потери работы. Граждане вправе заключать договоры добровольного страхования в случаи безработицы. Таким образом мы видим, что на основе этого закона строится социально- экономическая модель занятости в сложившихся объстоятельствах. Реализация ее осуществляется за счет экономических реформ, а также на основе следующих Законов РК: "Освободе хозяйственной деятельности и развитию предпринимательства" от 15 января 1991г. и "О поддержке и защите частного предпринимательства" от 18 августа 1992г. В них отражены основные принципы развития частного предпринимательства в республике. Для содействия развития организован Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, а также заложено отношение государства к предпринимательству, его поддержка. Но они все еще не совершены и не претворяются в жизнь из-за нехватки финансовых средств в бюджете. Необходимо реализовать законы в жизнь. Более подробно действие этих законов, их недостатки проследим на основе анализа становления системы занятости в Республике Казахстан в условиях переходной экономики, а также на основе сложившихся проблем и путей решенияи их по мере формирования социально-экономической модели занятости в современных условиях развития экономики страны. 2. Проблемы формирования социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан Относительно стабильное состояние республиканской сферы труда и
занятости до 1990 года с достаточно высоким уровнем занятости (87%-91%) в
1991 году сменилось зачительными колебаниями трудовой конъюктуры. Их
источниками послужили факторы внутреннего порядка. Эти колебания явились
также последствием макроэкономических процессов, связанных с формированием
в Казахстане многоукладного рыночного хозяйства, возникновением новых
секторов в структуре экономики. Свой вкад вносит становление
республиканского рынка труда, его включение в общеэкономическую конъюктуру,
выявившее мощные слои псевдозанятости, накопившейся за десятилетия
искусственного поддержания полной занятости. Экономический спад и
структурный кризис последних лет обусловили выброс избыточной массы
трудовых ресурсов из сферы производства, что имело одним из последствий
реального рынка труда со всеми его количественными параметрами и
качественными характеристиками. В 1998 году продолжалось развитие экономического кризиса, нарастание
социальной напряженности в республике. Тенденция спада производства
иллюстрируется следующими макроэкономическими показателями: в июне 1998
года валовый общественный продукт составил 89% от уровня июня 1997 года,
произведенный национальный доход-82%, в том числе общее производство
продовольственных товаров= 78%. Основными причинами торможения формирования социально-экономической
модели занятости являются усиление безработицы, а также трудности
становления республиканского рынка труда. Рассмотрим это. Социально-экономические последствия безработицы Острой проблемой социальной значимости в республике является
безработица и параллельный дефицит квалифицированной рабочей силы,
мобильной к изменившимся требованиям и условиям рынка. Основной причиной,
породившей масштабную и прогрессирующую безработицу, стала трансформация
при рынке труда, замена традиционного дефицита рабочей силы в условиях
плановой экономики на безработицу в условиях стихийного рынка. В анализе динамики показателей, характеризующих состояние занятости
населения, выделяются 2 этапа развития безработицы в Казахстане (см.
Приложение 3). 1 этап - (1991-1993гг.) - незначительное увеличение (даже без учета
разрезов скрытой безработицы) уровня общей безработицы - 0,05% в 1991г. и
0,95% в 1993г. (см. Приложение 4). 2 этап - (1993г. - постепенное увеличение безработицы, принимающей
ранг доминирующей проблемы в обществе и обусловленной интенсивности
реформирования экономики, сужением роли государства в качестве основного
работодателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|