p> С конца 80-х годов, когда завершился самый длительный послевоенный
подъем, сменившийся в начале 90-х годов экономическим кризисом, произошло
замедление темпов экономического роста при усилившемся обновлении капитала
на базе новой, большей частью информационной технологии. В этот период
сохранились очаги застойной безработицы (несмотря на сокращение притока
молодежи на рынок труда) при нехватке квалифицированных кадров. В этих
условиях в большинстве стран Запада получила признание новая стратегия
регулирования занятости, основывавшаяся на концепции активного общества,
связывающая увеличение количества рабочих мест с более широким участием
трудящихся в экономической и общественной деятельности. Эта стратегия
предусматривает переход от мер, создающих зависимость от трансферта доходов
к действиям по мобилизации и развитию "человеческих ресурсов", расширению
их возможностей, повышению эффективности рынка труда в целом. Курс,
направленный на сохранение рабочих мест, во что бы то ни стало, даже если
они не отвечают техническим требованиям и потребностям рынка труда,
отвергается как не совместимый с экономическим прогpeccoм. Многие страны
(Великобритания, Австралия и другие) сокращают расходы на сохранение или
создание рабочих мест, в то же время увеличивая затраты на обучение и
переобучение персонала. Признается слабая эффективность политики
ограничения предложения рабочей силы. В частности, в тех странах, где
строго ограничивался приток иностранных рабочих, сохраняется высокий
уровень безработицы, а в странах, которые этого не делали, она сокращается.
Поощрение досрочного выхода на пенсию, нередко лишая предприятия
квалифицированных рабочих, при складывающейся ныне демографической
структуре населения накладывает непосильное бремя на его активную часть. Главной целью современной политики занятости развитых стран становится
повышение занятости всего населения путем выявления неиспользуемых
способностей, вовлечение совокупной рабочей силы в более эффективную и
всеохватывающую систему разделения труда. При этом поощряется, а не
ограничивается доступ новых категорий трудоспособного населения на рынок
труда. Исходным пунктом такого подхода служит признание того, что проблема
безработицы не может решаться изолированно, что она является частью общей
проблемы активизации и развития "человеческих ресурсов", повышение их
производительной силы, что более производительная экономика увеличивает
спрос на рабочую силу, поскольку при этом увеличивается производство,
меняется стоимость продукции, что создает условия для расширения сбыта. В
борьбе против безработицы акцент переносится с пассивных мер на меры
активного характера. Наибольший интерес для нас представляет анализ решения проблем,
связанных с социальной защитой населения, в Швеции, Канаде, Франции. Это
вызвано тем, что, например, в шведской модели развития общества важнейшее
место отводится социальной политике, направленной, прежде всего, на решение
трех основных проблем: - во-первых, осуществления принципа равенства (точнее, равных
возможностей в благосостоянии членов общества); - во-вторых, обеспечение социальных гарантий людям, находящимся в
разных социально - экономических ситуациях; - в-третьих, создание условий для реализации принципа полной занятости
трудоспособного населения. Шведская модель Для Шведской модели характерна активная политика занятости, проводимая
государством, которая уделяет большое внимание повышению
конкурентоспособности рабочей силы, прежде всего через проф. Подготовку
работников, создание рабочих мест, как в государственном секторе, так и
путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных
мест, в том числе и через информацию и профориентацию, выплату пособий по
переезду к новому месту работы. На эти цели Швеция расходует больше
средств, чем любое государство (примерно 70%), хотя в бюджете доля, идущая
на занятость не больше, чем в других развитых странах. Политика в области занятости тесно связана с общими экономическими
мерами, в частности, с ограничительной налоговой политикой, «политикой
солидарности» в заработной плате, поддержкой слабых групп, отраслей и
регионов, определенных государственной программой предпочтительного
развития. Ограничительная налоговая политика направлена на сдерживание инфляции
путем установления косвенных налогов на товары, уменьшающих спрос на них и
заставляющих менее прибыльные предприятия прекращать свою деятельность. «Политика солидарности» в заработной плате должна обеспечить равную
зарплату за равный труд, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить
зарплату ниже их возможностей, а малоприбыльные - сокращать число занятых
или прекращать свою деятельность. В Швеции наиболее высокая среди развитых капиталистических стран
занятость трудоспособного населения, а безработица практически сведена к
минимуму. В этой стране около 2 процентов стоимости национального продукта
идет на решение проблемы занятости. Из 8,4 млн. населения Швеции занято 4,3
млн. человек. По оценке Шведской статистики, занятость составляет 83-84
процентов трудоспособного населения, а безработица (около 70 тыс. человек)
-1,6 процентов трудоспособных. При этом надо иметь в виду, что безработными
считаются лица, у которых перерыв на работе составляет более 5 дней. В тоже
время, по данным Управления рынка труда, в стране насчитывается около 60
тыс. свободных рабочих мест, главным образом, в силу отсутствия
соответствующей квалификации у ищущих работу или неудобного
территориального расположения предприятий. В течение последних 10-15 лет безработица в Швеции была стабильной и
крайне редко превышала уровень 3-4 процента В чем же причина благоприятной
ситуации на рынке труда? Одна из главных причин сведения к минимуму
безработицы связана с разработкой в середине 70-х годов конкретной и
подробной системы так называемых '"законов надежности", жестко
регламентирующей порядок найма на работу, основания и процедуру увольнения,
условия труда и т.д. ее можно сравнить с действующим в СССР Кодексом
Законов о Труде. В 1982 - 1983 годах была выработана концепция активной
политики в области рынка труда, имеющая своей конечной целью полную
ликвидацию безработицы и предусматривающая систему мер по созданию новых
рабочих мест, учету их наличия в общенациональном масштабе,
переквалификации кадров. В Швеции, по расчетам органов по труду, из общей суммы ресурсов,
направляемых на цели повышения занятости населения, расходуется на
активную политику на рынке труда , и только? - на выплату пособий
безработным . Важную роль в решении проблем занятости и сокращения безработицы
играет относительно развитая система трудоустройства и переподготовки
высвобождаемых работников. Функционирование системы возможно благодаря действующему в
стране "Закону об обязательной регистрации свободных мест". Хотя на
практике регистрируется лишь 60-70 процентов таких мест, это оказывается
достаточно для координации деятельности в масштабах всей Швеции. Широкая
компьютеризация, создание единого банка данных позволяет в любом бюро
(свыше 320 бюро и 5600 работающих в них) получить информацию о вакансиях,
условия предлагаемой работы по каждой профессии, что имеется в городе, а
также в стране. Такую систему следовало бы активнее внедрять в практику
работы единой системы центров и бюро занятости, создаваемой в республике. В Швеции лишь 15 процентов выплачиваемых пособий в настоящее время
погашаются за счет страховых взносов, а остальные 85 процентов - это
государственные средства, складывающиеся из обязательных взносов
предпринимателей и налогов. В отличие от многих других стран, в Швеции
страхование по безработице не входит в систему социального страхования и
пособия выплачиваются не автоматически. Другими словами, нужно доказать
факт лишения источников доходов (средств к существованию). Условия
получения пособия следующие во-первых, необходимо быть членом кассы по безработице минимум один
год; во-вторых, определенное время проработать на данном предприятии, кроме
того, безработные обязаны регулярно регистрироваться на бирже труда,
постоянно искать работу. В случае же отказа от предложенного места по специальности пособия
снимаются на 20 дней. После нескольких отказов безработный вообще теряет на
него право. Пособие по безработице назначается, начиная с шестого дня после
потери работы. В Швеции безработные получают одно из наиболее высоких в
мире ежемесячных пособий. В частности оно составляло 993 марки ФРГ. Это
больше чем в США (969), Швейцарии (946), Франции (925) и других странах, за
исключением Японии, где оно достигает суммы 1053 марок ФРГ. Длительность его получения в Швеции также весьма продолжительна. Она
колеблется от 60 до 90 недель, в то время как в Швейцарии - 50, в Японии -
43. Только в ФРГ и Франции максимальные сроки получения пособия больше
составляют 104 и 260 недель соответственно. Налог на социальное пособие составляет в Швеции 30 процентов, в США -
11 процентов, в Швейцарии – 10 процентов. В Швеции размер пособия не увязан
с уровнем получаемой ранее зарплаты, а также с семейным положением
безработного. Максимальная продолжительность периода его выплаты составляет
300 дней, а для достигших 55-летнего возраста - 450 дней. Широкое развитие в Швеции получила система переподготовки кадров
преимущественно для безработных, а также для желающих перейти на другую
работу. Она осуществляется в центрах переподготовки по большому числу
профессий и бесплатно. На переподготовку людей направляют в бюро по
трудоустройству (по согласованию с профсоюзами); они же и оплачивают в этом
случае услуги центров переподготовки. Около 90 процентов, всех услуг
центров переподготовки приходится на бюро по трудоустройству, а 10
процентов - на частные фирмы, которые их оплачивают, сроки переподготовки
составляют от 1 до 6 месяцев и более. Государство активно поддерживает занятость в секторах,
обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная
промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная
политика государства позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и
высокую занятость в стране, хотя и не обеспечивая работу всем, но
ограничивающую безработицу небольшим удельным весом. Эта политика иногда
дает сбои и от нее отказываются, но тем не менее снова к ней возвращаются. Модель США В США сложилась децентрализованная экономика и традиционно проводится
политика поддержания ее конкурентного состояния, поощряется активная роль
предпринимателей, жизненная установка работника на индивидуальный успех.
Роль федеральных органов на рынке ограничена. В каждом штате имеется свое
законодательство о занятости и помощи безработным. Предприятия и работники
выплачивают отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в
федеральный фонд. Для политики занятости на предприятиях характерна ориентация на
высокую мобильность работников между предприятиями, на законченную
профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом,
сертификат), на признание профессионально-квалификационного уровня
работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на
производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких
предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом
спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности,
производительности труда, возможностей предприятия. Имеются особенности в организации и содержании деятельности
профсоюзов. Они, как правило, троятся по профессиональному признаку. По мнению зарубежных специалистов, знаний, получаемых в вузе,
достаточно на первые 3-5 лет работы, после чего требуется переподготовка.
Квалификация рабочих морально устаревает в среднем через каждые 10 лет
(причем система образования, как показывают оценки, отстает от уровня
развития техники и технологии производства на 5-10 лет). Быстрый технический прогресс и использование новейших достижений науки
и техники возможны лишь при условии серьезных и динамических изменений в
рабочей силе. Современное производство ведет к заметному увеличению
абсолютной и относительной численности высококвалифицированного труда. В странах с развитой рыночной экономикой имеет место неравномерность
распространения среди разных категорий лиц наемного труда. В частности,
безработица среди неквалифицированных рабочих примерно в 2 раза выше, чем
среди квалифицированных, а среди занятых преимущественно физическим трудом
почти в 3 раза выше, чем среди лиц, занятых преимущественно умственным
трудом. Следует учитывать, что при внедрении новых технологий, например,
при внедрении микропроцессоров в традиционное производство улучшается
качество продукции и одновременно сокращается численность занятых на 30-50
процентов, потребление энергии в 4-5 раз, сырья и материалов в 5-10 раз. Согласно современным прогнозам в результате применения новых
технологий на предприятиях США окажется к началу 90-х годов на 23 млн.
больше вакансий, чем имеется квалифицированной рабочей силы, способной
заполнить эти места, что не означает полного отсутствия дополнительной
рабочей силы. Безработица в США достигнет 5,6 млн. человек. В США средняя продолжительность безработицы составляет 14,5 недели;
размер среднего пособия за неделю по безработице около 130 долларов;
пособия по безработице фактически получают лишь 40 процентов безработных;
срок его получения в большинстве штатов ограничен 26-30 неделями; рост
безработицы в США на один процентный пункт безработицы потери в
“потенциальном ВНП”, равные 68 млрд. долларов, а каждый дополнительный
процентный пункт безработицы прибавляет к федеральному бюджету расходы на
сумму от 25 до 30 млрд. долларов, идущие на пособия по безработице,
программы трудоустройства и переподготовки безработных и другие
мероприятия, что еще больше увеличивает и без того огромный бюджетный
дефицит страны. В странах с развитой рыночной экономикой профессиональная
ориентационная работа и профессиональная подготовка признаны не только
законодательно, но и стали важной функцией социальной политики. Результатом такой политики является более высокая профессиональная
(примерно 10%) и географическая (примерно 6-7%) мобильность, относительно
высокий уровень безработицы по сравнению, например с Японией и Швецией. Канадская модель Модель занятости в Канаде в основном ориентирована на создании системы
профессиональной ориентации и занятости населения. Она обладает интересным опытом в создании систем профессиональной
ориентации и занятости населения В последнее время здесь внедрены новые
формы профессиональной ориентации (рассчитанные не только на учащуюся
молодежь, но и на взрослых работников), налаживается ее тесная взаимосвязь
с другими направлениями государственного регулирования подготовки и
использования рабочей силы. Важнейшей для молодежи форма познаний “мира
профессий” становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах
профессиональной ориентации (''центр выбора"). Это новый, особый тип
учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами,
видеотехникой, электронными экзаменаторами. Работают они, главным образом,
по методу самообслуживания. Придя в "центр выбора", молодой или любого
возраста человек может получить информацию в виде текста на экране дисплея
и кратного фильма о приблизительно 4 тыс. профессий. По каждой из них
даются следующие сведения - содержание трудовых функций работника данной профессии; - необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; - пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; - спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном
рынках труда. Информация по последнему вопросу придается важное значение.
Предоставляемая в виде текущих оценок и двухгодичных прогнозов, такая
информация содействует тому, чтобы профессиональные интересы определялись с
учетом насущных потребностей хозяйства. Проведя с помощью того же
компьютера тесты на профессиональную пригодность, посетитель “Центра
выбора” может оценить степень соответствия своих личных качеств,
способностей и склонностей тому, чего требует работа по той или иной
специальности. Если же, после всего этого, возникает необходимость в
советах консультантов, то обращаются уже в специальные отделы службы
содействия найму. В настоящее время в Канаде действует около 70 ''центров выбора" (т.е.
в среднем один на приблизительно 200 тыс. человек экономически активного
населения, или на 60 тыс. человек в возрасте от 15 до 24 лет). Создание
таких ''центров выбора" потребовало немалых затрат. Они были связаны не
только с установкой видео- и компьютерной техники, но и с основательной
научно-организационной подготовкой. В течение нескольких лет, по заказу
федерального министерства занятости и иммиграции, разрабатывается новый
"словарь профессий" - новый не только по многим названиям, но, главное, по
принципу классификации. Прежде она строилась по отраслевой и
профессионально - квалификационной принадлежности. Теперь за основу взято
содержание трудовых функций и требования, предъявляемые к знаниям и
навыкам работников. Указаны родственные, смежные специальности и возможные
варианты трудоустройства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|