Меню
Поиск



рефераты скачать Курс микроэкономики

p>17. Пирожки заменяют булочки в потреблении, а масло дополняет. Что произойдет на соответствующих рынках, если цена булочек понизится?
А. Цены пирожков и масла снизятся
Б. Цена пирожков возрастет, а цена масла понизится
В. Цена пирожков упадет, а цена масла повысится
Г. Цены пирожков и масла вырастут
18. Ценовая эластичность спроса будет выше:
А. На товары первой необходимости, чем на предметы роскоши
Б. В тех случаях, когда потребитель использует данный товар с наибольшей пользой для себя.
В. Чем менее необходим товар потребителю
Г. Ни в одном из перечисленных случаев

19. Сокращение предложения товара ведет к сокращению:
А. Спроса на взаимодополняемые товары
Б. Общей выручки продавца, если спрос не товар является эластичным по цене
В. Общей выручки продавца, если спрос на товар является неэластичным по доходу
Г. Спроса на товар
Д. Спроса на взаимодополняемые товары

20. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:
А. Неэластичный
Б. Эластичный
В. Единичной эластичности
Г. Абсолютно неэластичный
Д. Абсолютно эластичный

21. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичности спроса на товар?
А. Коэффициент ценовой эластичности меньше единицы
Б. Общая выручка продавцов сокращается, если цена растет
В. Покупатели относительно чутко реагируют на изменение цены
Г. Относительное изменение спроса больше, чем относительное изменение цены
Д. Общая выручка растет, если цена уменьшается

22. Когда перекрестная эластичность спроса на данный товар по цене другого товара равна –2, то такие товары:
А. Являются заменяющими друг друга в потреблении
Б. Являются дополняющими друг друга в потреблении
В. Являются независимыми друг от друга в потреблении
Г. Имеющейся информации недостаточно

23. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар?
А. Имеется большое число товаров–заменителей
Б. Покупатели расходуют на его покупку незначительную долю своего дохода
В. Данный товар является для потребителя товаром первой необходимости
Г. Относительное изменение объема спроса меньше, чем относительное изменение цены

24. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения на

8%, то данное предложение:
А. Неэластично
Б. Единичной эластичности
В. Эластично
Г. Абсолютно эластично
Д. Абсолютно неэластично

25. Если предложение товара неэластично, а спрос на него сокращается, то общая выручка продавца:
А. Растет
Б. Сокращается
В. Сокращается в том случае, если спрос является эластичным
Г. Остается неизменной

26. Эластичность предложения зависит главным образом от:
А.Числа товаров–заменителей данного продукта
Б. Периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к изменениям цен
В. Того, является ли данный товар предметом первой необходимости или роскоши
Г. Того, относится ли данный товар к предметам длительного пользования или текущего потребления
Д. Доли дохода потребителя, направляемой на покупку данного товара

27. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен:
А. Уменьшению цены, деленному на увеличение объема спроса
Б. Изменению общей выручки (в%), деленному на увеличение объема спроса (%)
В. Уменьшению общей выручки (в%), деленному на увеличение цены (в%)
Г. Изменению объема спроса (в%), деленному на изменение цены (в%)
Д. Нет верного ответа

28. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:
А. Вертикальную линию
Б. Горизонтальную линию
В. Кривую линию
Г. Прямую линию с отрицательным наклоном
Д. Кривую линию с положительным наклоном

29. В случае, если, несмотря на изменение цены товара, общая выручка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности:
А. Больше 1
Б. Меньше 1
В. Равен 0
Г. Равен 1
Д. Равен бесконечности

30. Неэластичный спрос означает, что:
А. Рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса менее, чем на 1 %.
Б. Рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса более, чем на 1 %.
В. Любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки
Г. Рост цены на 1% не влияет на величину спроса
Д. Нет верного утверждения

31. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:
А. Абсолютно неэластичным
Б. Абсолютно эластичным
В. Эластичным
Г. Неэластичным
Д. Спросом единичной эластичности

32. Сравните ценовую эластичность спроса в т. А на кривой спроса D1 с ценовой эластичностью спроса в т.В на кривой спроса D2, как показано на рис. Если обе касательные параллельны, то какое утверждение является верным?
А. Ценовая эластичность в т. А больше, чем в т. В
Б. Ценовая эластичность в т. А меньше, чем в т. В
В. Ценовая эластичность в т.А равна ценовой эластичности в т.В
Г. Информации недостаточно

Глава 2: Основные положения теории спроса и предложения.

№1. СПРОС.

Спрос – это количество товара, которое потребители готовы приобрести при данной цене. Спрос – однофакторная функция: [pic].

[pic] – на самом деле, спрос зависит от многих условий, но мы берем только условие изменения цены, т.е. условие ceteris paribus – при прочих равных условиях. Спрос всегда платежеспособный и всегда реальный.

Закон спроса: имея данную функцию спроса, мы можем сказать, что небольшому увеличению цены сопутствует уменьшение спроса. Это для большинства товаров
– нормальных товаров.

|Если не выполняется условие ceteris paribus, т.е., например, |
|доход потребителя меняется, то мы наблюдаем сдвиг функции |
|спроса. Так допустим, что доход потребителя увеличивается, |
|тогда кривая спроса – кривая D1. |

Всегда нужно смотреть, выполняется ли условие ceteris paribus. Если это условие не выполняется, то функция спроса может измениться, следовательно, изменение закупок может произойти не по причине изменения цены, а вследствие других факторов – меняется сам спрос. Если условие ceteris paribus выполняется, то спрос или функция спроса остаются неизменным, а изменение закупок есть всегда изменение цены.
Факторы, влияющие на изменение функции спроса:

. Доход потребителя – R.

. Цены других товаров – Pj.

. Ожидание.

. Сезонность.

. Количество продавцов и покупателей на рынке и т.д.

№2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Предложение – количество товаров, которые фирмы готовы продать при заданной цене. Предложение – тоже однофакторная функция: [pic].
Закон предложения: при росте цены желание продать товар увеличивается.

Если условия ceteris paribus выполняются, то тогда изменения продаж есть функция цены товара, и мы движемся вдоль кривой предложения. Если эти условия не выполняются, то происходит изменение функции предложения, так, в силу технического прогресса происходит рост объема предложения при данных ценах.
Факторы, влияющие на изменение функции предложения:
Написать самим

№3. РАВНОВЕСИЕ В МОДЕЛИ МОНОПРОДУКТОВОГО РЫНКА.

Условие задачи:

На рынке существует один вид продукта. Всех покупателей мы можем объединить в одного покупателя, а всех продавцов – в одного продавца.
Продавец и покупатель имеют заданную функцию спроса и предложения соответственно. Мы рассматриваем короткий период времени, когда выполняется условие ceteris paribus. И покупатель, и продавец могут, как угодно изменять цену.

Решение задачи:

Пусть в начальный момент времени цена равна P1. Тогда Q1>Q2. Существует некоторое избыточное предложение Q1 – Q2 = A. Для того, чтобы продать А, нужно уменьшить цену. Пусть начальная цена равняется P2. В этом случае
Q1>Q2 – избыточный спрос дефицит. Возникает желание увеличить цену.

Если же в начальный момент времени цена равна PE. Если на рынке установилась ситуация, которая задается парой чисел (PE, QE), то А=0 и, если выполняется условие ceteris paribus, то рынок находится в равновесии.
Отраслевое равновесие всегда задается парой чисел, а именно: равновесная цена и равновесный объем закупок (равновесный объем продаж).
Закон спроса и предложения для монопродуктовой модели: при условии свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0.

Предположим, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посередине: он был готов купить по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя.
Сумма выигрышей называется потребительским излишком.

Предположим, что на рынке действует много продавцов, и каждый из них продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене.
Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма всех выигрышей называется излишком продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.

Анализ налога на продажи

Если на отраслевом рынке правительство вводит налог на продажи, так пусть товар стоил 10 руб., то теперь его цена поднялась до 11, при 10% налоге на продажи. Здесь налог – добавка к цене. В состоянии равновесия
QE=10 PE=1, если налог – 10% то цена не 1, а 1,1. У правительства есть ожидание по поводу будущих налоговых поступлений, она базируется на знании графика 1. Но т.к. каждая единица товара становится дороже на 1, то график поднимается на 1. Pe – стала выше, Qe– сократилась. При новом состоянии производители продают меньше товаров, таким образом величина налоговых поступлений меньше чем ожидалось.

Введение тарифов во внешней торговле

Если в страну импортируется какой–то товар, то есть цена, по которой иностранная фирма готова его предложить. Государство же из соображений пополнения казны, защиты интересов национальных производителей, может вводить наценки к новым товарам – тарифы. На рисунке показан эффект введения тарифа на товар (он аналогичен ситуации с налогом от продаж)
Введение и установление квот

Если импортные товары имеют близкие заменители на местном рынке, то местные производители требуют ограничение импорта иностранных товаров, т.е. установление какого-либо предела на рис отражен эффект квотирования. Если спрос повышается, то цена также растёт.

Установление потолка и нижнего предела цен.

В ряде случаев правительство хочет сдержать рост цен, например, защитить потребителей. Тогда оно устанавливает «потолок цен»
Следствия:

. дефицит

. распределение

. рационирование

. злоупотребления

. «черный рынок»

. повышение цены

Правительство также может установить нижний предел цен, но какими бы благими намерениями ни было вызвано отклонение от равновесия, в конечном итоге это наносит ущерб и потребителям и производителям.
Следствия установления нижнего предела цен:

. Незанятые ресурсы (безработица)

. «Черный рынок»

. Снижение цен

№ 4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ.

Функции спроса весьма различным способом реагируют на изменения цен.
Хотелось бы ввести некоторую переменную, которая показывала бы некоторую чувствительность спроса к изменению цен.
Из математики эластичность функции:

Эластичность спроса по цене.

Экономический смысл: коэффициент эластичности для заданной функции спроса показывает, на сколько процентов изменится спрос, если цена на 1%.

Если мы пойдем из (Q0; P0) к (Q1; P1), то мы получим другое значение – недостаток интервала эластичности. Этот недостаток устраняется, если определить коэффициент эластичности, называемый эластичность по средней точке. Очень часто используют эластичность не на интервале, а эластичность в конкретной точке. Например, EA показывает, насколько эластична функция спроса в окрестности точки А. Эластичность может существенно меняться при нелинейном графике.

Зная понятие эластичности можно рассмотреть все функции спроса и классифицировать их по степени чувствительности на изменение цены. В качестве критерия взяли Е = 1. Получилось 3 группы:

. |E| > 1 – эластичная функция (например, Р+1% => Q – 10%);

. |E| < 1 – жесткая эластичность (например, Р+1% => Q – 1%);

. |E| = 1;

Эластичность можно рассчитать не только для традиционной функции спроса, а, например, для функции предложения:

Eij – перекрестная эластичность.

. Eij > 0 => если товар i – подорожал, то товар j стали покупать больше – товары заменители – субституты.

. Eij < 0 => если товар i подорожал, то товар j стали покупать меньше

– взаимодополняющие товары – комплементарные товары.

. E(R) – эластичность спроса по доходу (насколько изменится спрос на товар в результате изменения дохода).

. E(R) > 0 – если доход возрос, то и спрос возрос – ценные товары.

. E(R) < 0 – если доход возрос, то спрос упал – малоценные товары.

2. Тема: Теория потребительского выбора

Глава 1:Неоклассическая теория полезности и равновесие потребителя.

№1. ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ И ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГ.

Потребность – желаемое состояние, которое потребитель достигает с помощью определенных благ.
Благо – предмет, вещь, услуга, способность вещи удовлетворять потребности, как правило, предмет предшествующего производства. Для блага очень важно свойство отчуждаемости, т.е. свойство быть объектом собственности и выступать объектом купли-продажи. Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами. Существуют также неэкономические блага.
Существуют различные способы классификации потребностей и благ.

Один из них – пирамида Маслоу. Классификации учитывают такие объективные свойства благ, как дополняемость и замещаемость, очередность в удовлетворении потребностей, насыщение и замещение одного блага другим, комплексность (потребление благ происходит в виде приобретения потребителем определенных ассортиментных наборов).

|Комплексность классификаций |
|Члены различных социальных групп имеют свои |
|приоритеты, т.е. наборы благ, что ценность каждого |
|блага зависит от того в каком наборе оно находится. |
|Таким образом, ценность блага не определяется заранее,|
|она определяется положением потребителя в социальной |
|группе. |

Существуют два основных подхода к изучению потребительского поведения:

. Эмпирический (статистический) способ.

. Теоретико-экономический способ.

В эмпирическом способе изучаются процессы реального потребления, закупок товаров различного вида по группам населения. Ведется статистика потребительских расходов, появляются обобщения об образцах потребительского поведения по странам, по отдельным регионам, по группам населения с различными доходами. Существуют даже закономерности, например, закон Рейли
(он исследовал, как население покупает товары в двух соседних больших магазинах. Формула похожа на закон всемирного тяготения). Однако статистика исследует не вкусы потребителей, а реально совершенные закупки. Поэтому мы не можем анализировать все возможные варианты потребительского поведения.
Тем не менее, в рамках статистического подхода определен ряд понятий, которые затем были использованы в экономической теории, например, потребительская корзина. Для цели социальной политики важно следить и отвечать на вопросы: на сколько доступным населению по ассортименту и цене является набор основных благ? Насколько точно ИПЦ отражает стоимость набора этих благ? Какой процент населения может приобрести данный набор? В РФ существует несколько методик по расчету потребительской корзины. Например, официальная методика, методика журнала «Коммерсантъ».

Понятие потребительской корзины иногда используют в расширенном плане, включая в него показатели: доступность и качество услуг медицины, образования, наличие и развитость общественного транспорта и т.д. – таким же образом появляется понятие «уровень жизни».

В теоретико-экономическом способе в экономической теории мы должны рассмотреть не только возможности потребления, которые реализовались. Нам следует рассмотреть всю область потребительского выбора, т.е. возможности, которые не были реализованы, также должны быть приняты во внимание.
Следовательно, надо использовать метод моделирования. Основным понятием, которым руководствуется потребитель при приобретении блага, является его полезность. Но дело в том, что каждый потребитель полезность оценивает субъективно. Поэтому теория поведения потребителя имеет, в качестве главной особенности, дело с субъективными оценками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.