УПК РФ, в отличии
от ранее действовавшего УПК РСФСР, не предусматривает обязанность прокурора
допрашивать подозреваемого, обвиняемого перед дачей согласия на обращение в суд
с ходатайством о заключении подозреваемого под, обвиняемого под стражу. Однако
в приказе Генерального прокурора от 5 июля 2002 г. № 39 содержится адресованное
прокурорам предписание в необходимых случаях лично допрашивать лицо, подлежащее
аресту, а несовершеннолетнего - в обязательном порядке, которое должно
неукоснительно исполняться, чтобы избежать случаев незаконных задержаний и
арестов лиц, невиновных в совершении инкриминируемых им преступлений.
Представляется, что в качестве таких случаев следует рассматривать явку с
повинной, а также сложные в доказывании уголовные дела о неочевидных либо
групповых преступлениях[61].
Согласно п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен
возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о
производстве дополнительного расследования.
Так, например, «11.04.06 г. возбуждено уголовное дело
по факту незаконного приобретения и ношения холодного оружия гр-на Б. 30.04.06
гр-ну Б. было предъявлено обвинение по ст. 222 ч. 4 УК РФ, мера пресечения
избрана – подписка о невыезде. 17.05.06 г. данное уголовное дело должно было
быть направлено в районный суд. Органом дознания неверно были установлены
фактические обстоятельства совершенного гр-ном Б. правонарушения, его действия
лишь формально подпадают под состав преступления, предусмотренного ст. 222 ч. 4
УК РФ, однако при утверждении обвинительного заключения формальность подхода
дознавателя к установлению фактических обстоятельств дела установить было
невозможно. При рассмотрении данного дела по существу выяснилось, что гр-н Б.
состоит в казачьем обществе города Новокузнецка и был приглашен Администрацией
Кузнецкого района города на исторический памятник – Кузнецкую крепость для
празднования. Гр-н Б. был в костюме казака и при нем была сабля. В связи с
неполнотой произведенного дознания данное уголовное дело было направлено для
производства дополнительного расследования.
В ходе дополнительного дознания дознаватель Кузнецкого
РОВД П. сделала вывод, что, несмотря на то, что действия гр-на Б. формально и
образуют состав преступления по ст. 222 ч. 4 УК РФ, однако его деяния не
обладают достаточной степенью общественной опасности для решения вопроса о
привлечении его к уголовной ответственности. 29 июля 2006 г. по вышеуказанным
основаниям было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в
соответствии со ст. 14 ч. 2, ст. 5 п. 2 УК РФ.
Таким образом,
причинами необоснованного привлечения к уголовной ответственности гр-на Б. по
ст. 222 ч. 4 УК РФ явились не принятие всех предусмотренных законом мер для
всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и как
следствие формальный подход к обстоятельствам правонарушения, совершенного
гр-ном Б.
На основании
изложенного и руководствуясь ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре РФ». Прокурор
потребовал:
1.
Безотлагательно
рассмотреть настоящее представление.
2.
.За
нарушение уголовно-процессуального закона виновных лиц привлечь к
дисциплинарной ответственности.
3.
Принять
конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий,
им способствующих.
4.
О
результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру в письменной
форме и в установленный законом месячный срок»1.
В зависимости от
характера выявленных нарушений, допущенных на первоначальном этапе
расследовании, прокурор в праве:
- внести
представление об устранении допущенных нарушений закона (ст. 24 Федерального
закона «О прокуратуре РФ»);
- отстранить
дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования (п. 7 ч. 2
ст. 37 УПК РФ);
- отменить
незаконное или необоснованное постановление дознавателя, следователя (п. 10 ч.
2 ст. 37 УПК РФ);
- изъять
уголовное дело у органа дознания и передать его следователю (п. 8 ч. 2 ст. 37
УПК РФ);
- передать
уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным
указанием оснований такой передачи (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- передать
уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в
соответствии с установленными УПК РФ правилами подследственности (п. 9 ч. 2 ст.
37 УПК РФ);
- изъять
уголовное дело у органа предварительного расследования и передать его
следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 9
ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- освободить
незаконно задержанного либо содержащегося под стражей свыше срока,
предусмотренного законом (п. 2 ч. 2 ст. 10 УПК РФ);
- при выявлении
признаков должностного преступления возбудить уголовное дело и поручить его
расследование следователю прокуратуры, нижестоящему прокурору либо принять его
к своему производству (ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре РФ», п. 2
ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- возбудить
производство об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25 Федерального
закона «О прокуратуре РФ»);
- признать
полученное с нарушением требований УПК РФ доказательство недопустимым (ч.ч. 2 и
3 ст. 88 УПК РФ).
О принятом
решении прокурор выносит соответствующее постановление, которое в соответствии
с ч. 4 ст. 7 УПК РФ должно отвечать требованиям законности, обоснованности и
мотивированности.
Проанализировав полномочия
прокурора на стадии дознания и предварительного следствия можно сделать
следующий вывод: уголовно-процессуальный закон предоставил прокурору достаточно
широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов
дознания и предварительного следствия, прокурор выступает как орган надзора за
исполнением законов. Внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав
и законных интересов, потерпевших от преступлений.
Заключение.
Проанализировав
процессуальный статус прокурора, его функции, полномочия, а так же деятельность
на досудебных стадиях уголовного процесса России можно сделать следующие
выводы:
Прокурор является одним из основных участников
уголовного судопроизводства, наделённый широким спектром полномочий во всех
стадиях уголовного процесса.
Однако в законодательстве нет однозначного понятия
определения статуса прокурора как участника уголовного процесса в рамках УПК
РФ.
В этой связи,
необходимо четкое законодательное (в рамках УПК РФ) определение статуса
участника процесса со стороны обвинения по аналогии с защитой. Следует,
наконец, изъять государственное обвинение из области компетенции
государственного органа и передать его должностному лицу, круг обязанностей
которого будет определяться законодательно установленным (в рамках УПК РФ)
статусом участника процесса со стороны обвинения.
Разделив понятия,
государственный обвинитель и прокурор, законодатель сделает большой и важный
шаг на пути структурирования правового государства в России.
Основной функцией
прокурора наряду с функциями координации деятельности правоохранительных
органов, процессуального руководства, выступает функция надзора за
процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования,
а функция уголовного преследования на данном этапе является дополнительной. В стадии
возбуждения уголовного дела центральное положение в деятельности прокурора
занимает функция надзора соответствия требованиям законов действий и решений
органов дознания и предварительного следствия, соблюдение прав и свобод
человека и гражданина при приёме, рассмотрении и разрешении сообщений о
преступлениях.
Говоря о
соотношения прокурорского надзора и судебного контроля, то первый не в коем
случае не должен быть полностью замещён судебным контролем, как на сегодняшний
день, так и в обозримом будущем. Каждая из этих функций призваны
взаимодополнять друг друга.
Уголовно-процессуальный
закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору
за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия,
прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Внимание
прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов,
потерпевших от преступлений.
Анализ
деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса выявил ряд
проблем связанных с несовершенством уголовно процессуального законодательства,
в частности - нет детальной регламентации порядка работы по приёму,
регистрации и рассмотрению сообщений о преступлениях и надзора за исполнением
законов при её осуществлении. В этой связи представляется необходимым повысить
уровень правового регулирования указанных проблем путём принятия
соответствующих законодательных актов с целью их устранения.
Библиография
1.Нормативно-правовые акты.
1.
Конституция Российской Федерации (принята на
всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2.
Федеральный
закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с
изменениями от 15 июля, 4 ноября 2005 г.)
3.
Федеральный
закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. - СЗ РФ, 1995, №
33
4.
Совместный
приказ «О едином учёте преступлений» №39/1070/1021/253/780/353/399 от 29
декабря 2005 г.
2.
Литература.
1.
Алексеева
Л. Б. Уголовно – процессуальные функции. Курс советского уголовного процесса.
Общая часть / Под ред. А.Д Бойкова, И. И. Карпеца. М., 1989.
2.
Багаутдинов
Ф.Н. Обеспечение публичных и личных интересов при расследовании преступлений.
М., 2004.
3.
Багаутдинов
Ф.Н. Обеспечение публичных и личных интересов при расследовании преступлений.
М., 2004.
4.
Баев О.
Я. Прокурор как субъект уголовного преследования. М.: Изд-во «Юрлитинформ»,
2006.
5.
Байков
А.Д. Третья власть в России. М., 1997.
6.
Басков.
В.И. «Курс прокурорского надзора». М., 1998г.
7.
Вопросы
расследования преступлений: Справ. пособие / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова;
Науч. ред. А.Я. Качанов. 3-е изд, перераб. и доп. М.: Спартак, 2000.
8.
Гаврилов
Б.Я.Актуальные проблемы теории и практики применения УПК в досудебном
производстве //Сб. ст. «Актуальные проблемы теории и практики уголовного
судопроизводства и криминалистики». М.: Академия управления МВД России, 2004.
Ч.1. С.23-24; Попов И. Мониторинг продолжается //Журнал «Милиция». 2002. №12.
9.
Даль В.И
Толковый словарь живого великорусского языка. М.: «Тера», 1994. Т. 2.
10.
Доклад
Генерального прокурора РФ на расширенном заседании коллегии Генеральной
прокуратуры РФ // Российская газета. 2006. 6 февраля. № 23 (3989).
11.
Казинян
Г.С. Актуальные проблемы уголовно-процессуального законодательства в третьей
республике Армения (сравнительно – правовое исследование). Ереван, 1999.
12.
Колоколов
Н.А. Методика проведения основных судебно-контрольных действий в стадии
предварительного расследования. М., 2004.
13.
Колоколов
Н.А., Карцев А.В. Удельный вес сервисных производств в уголовном процессе //
Уголовное судопроизводство. 2006. №1.
14.
Комментарий
к УПК РФ 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Д. Н. Козак и Е. Б. Музина. М.:
Изд. Юрист, 2004.
15.
Комментарий
к УПК РФ. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Отв. ред. И.Л. Петрухин. М.: Изд.
«Кодекс», 2004.
16.
Комментарий
к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М., 1996.
17.
Концепции
судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.
18.
Коротков
А. П., Тимофеев А. В. Прокурорско – следственная практика М., 2005.
19.
Масленикова
Л. Н. Возбуждение уголовного дела. Глава в учебнике для ВУЗов «Уголовно
процессуальное – право Российской Федерации». М., 2004.
20.
Меры
процессуального принуждения в досудебном производстве по уголовным делам / Под
ред. д. юр. н. М.Е Токаревой. М.: Юрлитинформ, 2005.
21.
Научно-практический
комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ2-е изд., перераб. и доп. /
Отв. ред. В.П. Божьев. Изд. «Спарк» - М., 2004 г.
22.
Петрухин
И.Л. Судебные гарантии прав личности (в уголовном процессе) // Актуальные
вопросы с преступностью в России и за рубежом. М., 1992.
23.
Петрухин
И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. М., 2004. Ч. 1.
24.
Петрухин
И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. М.,2005. Ч.2.
25.
Петрухин
И.Л. Теоретические основы уголовного процесса России. М., 2004. Ч. I.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|