Вместе с тем, необходимо,
прежде всего, исходить не из этимологии рассматриваемых терминов, а из того
значения, которое в них вкладывается законодателем. В уставе уголовного
судопроизводства прокурорский надзор был установлен в виде постоянного
наблюдения за следствием на месте его производства, а судебный контроль
предусматривал дозволение на производство ряда действий следователем,
рассмотрение жалоб на его действия, а также заявленных ему отводов. Подобным
образом в целом эти вопросы решены и в УПК РФ 2001 года. Согласно ч. 1 ст. 165
УПК РФ следователю необходимо получить предварительное согласие прокурора на
обращение в суд с ходатайством о разрешении проведения определённых
процессуальных действий, ограничивающих конституционные права участников
расследования, которые предусмотрены в ч. 2 ст. 29 УПК РФ. Таким образом,
прокурор осуществляет надзор за законностью действий следователя как до
обращения последнего в суд, так и за производством дозволенного судом
процессуального действия. Более того, прокурорский надзор осуществляется за
всей процессуальной деятельностью в досудебных стадиях и носит постоянный
характер. Указанная надзорная деятельность является исключительной компетенцией
прокурора. Принятие же судом решения о разрешении проведения наиболее важных
процессуальных действий (ч. 2 ст. 29 УПК РФ) является средством контроля за
законностью действий и решений органов расследования прокурора. Таким образом,
осуществляется своего рода двойной контроль за законностью расследования со
стороны прокурора и суда.
Причём отношение
к нему неоднозначно. И.Л. Петрухин считает, что при хорошо поставленном
судебном контроле в этом нет смысла, и в некотором отношении прокурорский
надзор становится излишним. Нет необходимости в том, чтобы одни и те же
контрольные функции выполняли разные органы. В то же время, нет резона
аннулировать прокурорский надзор полностью – в отношении тех следственных
действий, которые проводятся без судебного решения, он должен сохраниться[32].
Введение
судебного контроля, безусловно, ограничило сферу надзорной деятельности
прокурора, но не изменило её характера. Если исходить из понимания надзора, как
наблюдения за законностью предварительного следствия, то предпочтительнее
говорить о прокурорском надзоре за исполнением законов органами расследования и
судебном контроле за законностью и обоснованностью процессуальных решений и
действий органов предварительного расследования и прокурора при применении мер
процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права участников
досудебного производства либо затрудняющих их доступ к правосудию.
В связи с тем,
что речь идёт о наиболее значимых правах личности и возможные ошибки чреваты
серьёзными и подчас необратимыми последствиями, а тем более в современных
условиях, характеризующихся низким уровнем правосознания и распространённостью
закона, представляется сохранить «двойной контроль» за исполнением законов при
расследовании преступлений. Такое решение в максимальной степени будет
способствовать обеспечению законных интересов участников уголовного
судопроизводства, прежде всего потерпевших и обвиняемых. И нельзя не учитывать,
что надзор за законностью расследования должен быть постоянным, а в ряде
ситуаций требуется, чтобы эта деятельность носила и оперативный характер, чего
судебный контроль обеспечить не может.
Из этого следует,
что в настоящее время и в ближайшем будущем обеспечению законности
предварительного расследования преступлений в наибольшей степени будут
способствовать сочетание прокурорского надзора и судебного контроля.
В обществе бытует
мнение о распространённости нарушений закона при расследовании преступлений и
слабой эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия. В связи с этим определённый интерес
представляют данные судебной статистики за 2005 год по рассмотрению
представлений ходатайств и жалоб (раздел 4 формы №1 Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации)[33].
Особенно обращает
внимание достаточно высокий процент удовлетворения всеми судами в 2005 году
ходатайств органами расследования, получивших на то согласие прокуроров, на
проведение процессуальных действий, перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ. Так,
ходатайства о заключении под стражу в качестве меры пресечения были
удовлетворены судами в 91,8% обращений, о продлении срока содержания под
стражей – в 98,5%, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под
стражей, в медицинский и психиатрический стационар – в 96,7%, о производстве
осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нём лиц, обыска и (или)
выемки в жилище – 97,8%, о производстве личного обыска - 99,2%, о производстве
выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в
банках и иных кредитных организациях – 96,8%, о наложении ареста на
корреспонденцию, разрешении на её осмотр и выемку в учреждениях связи – 95,7%,
о контроле и записи телефонных и иных переговоров – 97,0%.
Немногим ниже
процент удовлетворения ходатайств органов расследования о временном отстранении
подозреваемого, обвиняемого от должности – 71,6% и о наложении ареста на
имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся
на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях
– 92,8%.
Очень высоким
является процент удовлетворения судами ходатайств о продлении оперативно –
розыскных мероприятий в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об оперативно – розыскной
деятельности»: о нарушении тайны сообщений – 97,0% и о нарушении
неприкосновенности жилища – 99,5%, что подтверждает законность и обоснованность
практически всех обращений в суд за разрешением проведения оперативно –
розыскных мероприятий[34].
Приведённые
данные судебной статистики наглядно показывают, что установленный действующим
УПК РФ порядок осуществления судебного контроля в сочетании с прокурорским
надзором создаёт необходимые условия для законного и обоснованного разрешения
обращений органов расследования в суд о проведении процессуальных действий,
ограничивающих конституционные права, и свидетельствуют об эффективности
двойного контроля за законность расследования.
Правы оказались и
те юристы, в том числе А.Д. Байков, когда, анализируя доводы в пользу
дальнейшего расширения судебного контроля в досудебных стадиях уголовного
судопроизводства, утверждали, что речь должна идти не об устранении
прокурорского надзора за применением мер процессуального принуждения и замене
его судебным контролем, а о сочетании функций прокурора и суда в интересах
обеспечения как уголовного преследования, так и защиты прав граждан[35].
Естественно, что
такое сочетание прокурорского надзора и судебного контроля, может претерпеть
изменения в более отдалённой перспективе, когда изменится криминогенная
обстановка, укрепится законность, возрастёт правосознание граждан, повысится
эффективность деятельности правоохранительных органов.
Таким образом,
исходя из рассмотренных выше положений можно сделать следующие выводы:
Основной процессуальной
функцией прокурора наряду с функциями координации деятельности
правоохранительных органов, процессуального руководства, выступает функция
надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного
расследования, а функция уголовного преследования на данном этапе является
дополнительной.
Что касается
соотношения прокурорского надзора и судебного контроля, то первый не в коем
случае не должен быть полностью замещён судебным контролем, как на сегодняшний
день, так и в обозримом будущем.
Глава II.
Деятельность
прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса.
2.1.
Прокурор в стадии возбуждении уголовного дела.
В
настоящее время в юридической науке общепризнанным является мнение о том, что
возбуждение уголовного дела — это первоначальная стадия уголовного
судопроизводства, в ходе которой происходит получение, регистрация, проверка
сообщения о преступлении, а в зависимости от результатов проверки содержания
решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении[36].
В
соответствии с положениями действующего уголовно - процессуального
законодательства и теории российского уголовного процесса стадия возбуждения
уголовного дела охватывает деятельность органа дознания, дознавателя,
следователя, прокурора с момента поступления сообщения о преступлении до
вынесения процессуального решения о возбуждении уголовного дела или отказе в
возбуждении дела.
Прокурор,
как и другие названные выше субъекты, уголовно – процессуальной деятельности,
обязан, согласно требованиям закона, принять, проверить поступившее к нему
сообщение о любом готовящемся либо совершённом преступлении и в установленный
законом срок решить вопрос о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела,
о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения – по
подсудности. Вместе с тем включение прокурора в число участников
рассматриваемой стадии уголовного процесса вряд ли было бы оправданным, если бы
его деятельность ограничилась сказанным. Особенности процессуального статуса
прокурора, определяющие его самостоятельную и весьма значимую роль в стадии
возбуждения уголовного дела, как и во всём досудебном производстве, заключается
в наделении его полномочиями всех других участников. Это полномочия по надзору
за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Прокурорский
надзор является важной гарантией обеспечения законности и прав граждан при
принятии, проверке, разрешении сообщений о преступлениях. В его задачи входит
предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка
этой деятельности со стороны органов дознания, дознавателей, следователей,
принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению нарушенных в
результате несоблюдения данного порядка прав физических и юридических лиц.
Вся
надзорная деятельность прокурора ограничена рамками закона. С одной стороны,
это номы закона, за исполнением которых осуществляется надзор, с другой, нормы,
регламентирующие полномочия прокурора при осуществлении надзора. Поэтому
эффективность прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела во
многом зависит от того, на сколько эти нормы достаточны и совершенны для
обеспечения задач указанной стадии уголовного процесса.
Следует
обратить внимание на тот пробел, который связан с отсутствием законодательного
регулирования порядка регистрации и учёта сообщений о преступлениях. Специальный
федеральный закон, посвящённого данным вопросам, до сих пор не принят, что
отрицательно складывается на организации борьбы с преступностью, в том числе
при возбуждении уголовных дел в ходе уголовного судопроизводства.
Исходя
из важности факта своевременности и полноты регистрации и учёта сообщений о
преступлениях, в пункт 1 части второй ст. 37 УПК РФ включено положение,
согласно которому прокурор в ходе досудебного производства уполномочен
проверять исполнение требований федерального закона при осуществлении этих
действий. Однако последнее существенно осложнено по изложенной выше причине.
Поскольку
порядок регистрации заявлений и иных сообщений о преступлениях регулируется в
настоящее время не законом, а лишь ведомственными нормативными актами[37],
для определения объёма полномочий прокурора на начальном этапе стадии
возбуждения уголовного дела важное значение имеет решение вопроса о том, входит
ли в обязанность прокурора надзор за исполнением этих актов, или его
обязанности ограничиваются надзором за исполнением законов.
Среди
учёных – юристов, обращающихся в разное время к данной проблеме, отсутствует
единый подход к её разрешению. Так, авторы монографии по проблемам
эффективности прокурорского надзора, изданной в конце 70-х годов прошло века,
писали, что она (т.е эффективность надзора) определяется степенью достижения
прокурорами целей, поставленных не только в законе, но и в иных нормативных
актах[38]. В других, в том числе и
современных работах по прокурорскому надзору и уголовному процессу, как
правило, надзорная деятельность прокурора связывается только с обеспечением
средствами прокурорского надзора требований закона[39].
Именно
так решает этот вопрос Федеральный закон «О прокуратуре в Российской
Федерации», в ст. 1 которого сказано: «Прокуратура Российской Федерации –
единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории
законов».
Вместе с тем в
Комментарии недостаточно чётко сформулировано следующее за этим утверждение.
Сказанное выше, как пишут далее авторы, не означает, что органы прокуратуры ни
в коей мере не связаны с осуществлением надзора за их (нормативных актов)
исполнением в случаях, когда нормы федеральных законов носят бланкетно –
отсылочный характер, указывающий на регулирование механизма реализации
требований отдельных законодательных норм подзаконным правовым актом или актами[40].
Данный подход к решению рассматриваемой проблемы отчётливо прослеживается и в более
поздних работах по прокурорскому надзору[41]. Однако, более
правильно здесь было бы говорить не о надзоре за их исполнением, а об
использовании требований нормативных актов, регулирующих механизм исполнения
закона, для проверки вывода о законности соответствующей деятельности
государственных органов.
С учётом важности
обеспечения надлежащего порядка регистрации и учёта преступлений для
своевременного и адекватного реагирования на них со стороны государственных
органов, осуществляющих уголовное преследование, и надлежащего осуществления
прокурорского надзора представляется необходимым повысить уровень правового
регулирования названных вопросов путём принятия соответствующих законодательных
актов и устранение пробелов, о которых говорилось выше.
Прокурорский
надзор, будучи независим от ведомственных влияний и не ограниченный в поводах
проверки законности деятельности поднадзорных органов, вносит большой вклад в
обеспечение требований закона и прав граждан при приёме, регистрации, учёте,
решении заявлений и сообщений о преступлениях.
Прокурорами
ежегодно выявляется и устраняется значительное число нарушений закона,
допускаемых органами дознания следователями в ходе этой деятельности, путём
отмены незаконно принятых решений о возбуждении и отказе в возбуждении
уголовных дел, внесения представлений об устранении нарушений закона и
обстоятельств, которые им способствуют, использование других мер прокурорского
реагирования.
Как уже
отмечалось, полномочия, которыми прокурор наделён в стадии возбуждения
уголовного дела, как и во всём уголовном судопроизводстве, регламентированы
уголовно – процессуальным законодательством. Обращает на себя внимание то
обстоятельство, что Уголовно – процессуальный кодекс РФ внёс ряд новых полезных
положений по данному вопросу.
Это касается, в
частности, предоставление прокурору права поручать органу дознания или
следователю проверку сообщения о преступлении, распространённого в средствах
массовой информации, требовать от последних передачи имеющихся в их
распоряжении документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении,
а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, права решения
вопроса о продлении установленного законом 3-х суточного срока разрешения
сообщений о преступлении до 10 суток, а при наличии предусмотренных законом
оснований до 30-ти суток и пр.
Осуществляя
надзор, прокурор, согласно п. п. 1, 2 ст. 37 УПК РФ, проверяет выполнение
требований федерального закона при приёме, рассмотрении заявлений и сообщений о
преступлениях. В отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, здесь отсутствуют
указания о периодичности таких проверок ( согласно п. 1 ч. 1 ст. 211 УПК РСФСР:
«не реже одного раза в месяц»). Этот вопрос теперь отнесён к компетенции
органов прокуратуры. Исходя из положений УПК РФ, проверки могут проводиться в
любое время по собственной инициативе прокурора, а так же при рассмотрении
ходатайств о даче согласия на возбуждение уголовного дела, жалоб на действия и
решения органов дознания, следователей, нижестоящих прокуроров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|