Проблема состоит
в том, что по большинству уголовных дел государственное обвинение до сих пор
поддерживалось именно помощниками прокуроров городов, районов и прокурорами
управлений (отделов) прокуратур субъектов Федерации. УПК РФ лишил названных
должностных лиц этих полномочий (равно как и всех других полномочий в уголовном
процессе).
Получается, что теперь судебный процесс по любому уголовному делу может
начаться с просьбы стороны защиты к государственному обвинителю: «Назовите
должность, которую Вы занимаете в органах прокуратуры».
Услышав ответ: «Помощник прокурора района» (или прокурор управления,
отдела), сторона защиты вправе тут же обратиться к суду: «Уважаемый суд!
Согласно частям 4 и 6 статьи 37 УПК помощник прокурора района, равно как
прокурор управления и отдела, не полномочны, поддерживать государственное
обвинение в суде. Я заявляю данному государственному обвинителю отвод, ибо он
не является надлежащим государственным обвинителем».
И суд, на мой взгляд, должен будет удовлетворить ходатайство стороны
защиты. Если суд этого не сделает и оставит помощника прокурора в процессе, это
может явиться основанием для последующей отмены приговора.
Содержание и
объём полномочий прокурора, как и других должностных лиц, участвующих в
осуществлении уголовного процесса, самым непосредственным образом связанными с
теми функциями, которые определяют его процессуальный статус, и спецификой
выполняемых задач. При этом на разных стадиях уголовного процесса характер
полномочий прокурора имеет существенные различия[5].
Наиболее широкими
полномочиями Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и УПК РФ
наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства - в стадиях
возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
В досудебном
производстве прокурор является «хозяином процесса». На него возлагается функция
надзора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора
распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов
предварительного следствия и не затрагивает суд, а равно деятельность
защитника. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только
прокуроры и их заместители[6].
Определяя основные
направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон «О прокуратуре РФ» констатирует,
что прокурор осуществляет:
а) надзор за
исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие;
б) уголовное
преследование в соответствии с полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
в) координацию
деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью[7]
Формулируя
предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства,
Закон «О прокуратуре РФ» включает в него (глава 3. Закона):
- соблюдение прав
и свобод человека и гражданина;
- установленный
порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся
преступлениях;
- проведение
расследования;
- законность
решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие.
Рассмотрение вопросов деятельности прокурора
применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности в связи с
уголовно-процессуальной деятельностью обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, оперативно-розыскные меры нередко
применяются во взаимодействии (например, при привлечении к работе следственной
группы должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность) с мерами процессуальными (следственными).
Во-вторых, основаниями для проведения
оперативно-розыскных мероприятий могут быть поручения следователя или указания
прокурора (п.5 ч.2 ст. 157 УПК, п.3.ч.1 ст.7 ФЗ «"Об оперативно -
розыскной деятельности").
В-третьих, оперативно-розыскные действия подчас
предшествуют уголовно-процессуальным (ст.143 УПК, п.1 ч.2 ст.7 Закона об ОРД).
Все это позволяет сделать вывод, что для следователя (как, впрочем, и для суда)
совсем, не безразлично соблюден ли закон при проведении оперативно-розыскных
мероприятиях, не нарушены ли при этом права граждан. Поэтому результаты
прокурорского надзора за действиями органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность, могут оказать влияние на ход и результаты
расследования.
Особенностью уголовно-процессуальных отношений
является их обусловленность в конечном итоге необходимостью применения норм
уголовного права. Поэтому, осуществляя надзор за правильностью применения норм
уголовно-процессуального права, прокурор, будучи субъектом
уголовно-процессуальных отношений, проверяет правильность применения положений
УК РФ следователями и органами дознания.
Прокуратура наделена функцией расследования
преступлений. Согласно Закону о прокуратуре она осуществляет уголовное
преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным
законом к ее компетенции (п.1 ч.2 и п.2 ч.3 ст. 151). Однако, осуществляя
надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного
расследования (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.
Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал приказ
№31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и
дознанием.»[8]. В нем он потребовал
обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами
предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной
принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на
всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления
заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия
прокурором окончательного решения по делу.[9]
Процессуальное положение прокурора в ходе судебного
производства дано в УПК лишь в общей форме, так как его правовой статус на этом
этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него,
как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в
форме поддержания государственного обвинения (ч.4 ст.37 УПК). Впрочем, в законе
оговорено, что по основаниям, установленным УПК РФ, он вправе отказаться от
осуществления уголовного преследования (ч.5 ст.37). В случаях, когда
предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе
поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо
следователю, проводящему дознание по данному уголовному делу.[10]
Исходя из выше указанных положений можно с
уверенностью говорить о том, что прокурор является одним из основных участников
уголовного судопроизводства, наделённый широким спектром полномочий во всех
стадиях уголовного процесса.
Однако в законодательстве нет однозначного понятия
определения статуса прокурора как участника уголовного процесса в рамках УПК
РФ.
В этой связи, необходимо
четкое законодательное (в рамках УПК РФ) определение статуса участника процесса
со стороны обвинения по аналогии с защитой. Следует, наконец, изъять
государственное обвинение из области компетенции государственного органа и
передать его должностному лицу, круг обязанностей которого будет определяться
законодательно установленным (в рамках УПК РФ) статусом участника процесса со
стороны обвинения.
1.2.
Процессуальные
функции прокурора.
Соотношение
прокурорского надзора и судебного контроля.
Чтобы определить
процессуальные функции прокурора необходимо проанализировать правовой смысл
термина «функция». Он происходит от латинского слова «function», переводимого как «совершение»,
«исполнение». В общем виде под функцией понимается деятельность, внешнее
проявление свойств, какого – либо объекта в данной системе отношений[11].
Под уголовно –
процессуальными функциями понимаются виды, направления деятельности субъектов,
обусловленные их ролью, назначением или целью участия в деле[12].
Более развёрнутое
определение этого понятия даётся Н. А. Якубович в ст. «Процессуальные функции
следователя», в которой он рассматривает их как осуществляемую участниками
уголовного процесса деятельность, характер и содержание которой определяется
законом в зависимости от процессуального положения участников (их роли и
назначения) в процессе, направленную на решение стоящих перед ними задач
уголовного судопроизводства, отстаивание процессуальных интересов или
выполнение процессуальных обязанностей[13].
Бывший
Генеральный прокурор В. В. Устинов отмечал, что прокурор в уголовном
судопроизводстве выполняет двуединую государственную функцию: возглавляет
систему государственных органов, осуществляющих уголовное преследование,
участвует в уголовном процессе на основе принципа состязательности в качестве
стороны обвинения, и в то же время выступает государственным гарантом
обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от
преступлений, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование,
а так же иных лиц, вовлечённых в сферу уголовно – процессуальных отношений[14].
Впервые термин
«уголовное преследование» (судебное преследование) был введён в России Уставом
уголовного судопроизводства (УУС) 1864 г. Он был известен УПК РСФСР 1923 г.,
однако, в УПК РСФСР 1960 г. Уже не упоминался. Указанный термин использовался в
Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г., ст. 1 которого
уполномочивала наряду надзором за исполнением законов также и осуществление
уголовного преследования. Вместе с тем, этот термин иногда использовался в
отдельных нормативно – правовых актах[15].
Однако ни один из
нормативно – правовых актов не содержит разъяснение содержание этого термина.
Не решает этот вопрос и п. 56 ст. 5 УПК РФ, в котором уголовное преследование
понимается как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в
целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Поскольку в
действующем уголовно – процессуальном законе уголовное преследование определено
лишь в общем виде. Поэтому было бы целесообразно раскрыть содержание этой
деятельности.
Наиболее полное
предложение истолкования уголовного преследования выражено в работе А.Б.
Соловьёва, в которой он определяет уголовное преследование как деятельность
специально уполномоченных на то законом должностных лиц (дознавателя,
начальника и иных работников органов дознания, следователя, начальника
следственного отдела, а также прокурора) в пределах их компетенции, в которой
имеет право участвовать потерпевший, направленная на обеспечение неотвратимости
наказания за совершённое преступление и реализуемая при расследовании
преступлений путём возбуждения уголовного дела против конкретного лица, его
задержания, применения меры пресечения до и после предъявления обвинения,
привлечения к уголовной ответственности, проведения следственных действий,
ограничивающих конституционные права подозреваемых и обвиняемых, составления
обвинительного заключения и передачи уголовного дела в суд[16].
Роль прокурора в
осуществлении уголовного преследования достаточно специфична. В отличие от иных
органов уголовного преследования, прокуратура является гарантом законности
расследования, соблюдение прав и законных интересов, участвующих в нем лиц.
Именно через призму обеспечения законности и должна оцениваться роль прокурора
в обеспечении уголовного преследования лиц, совершивших преступление.
Уголовное
преследование связано с ограничением конституционных прав и свобод, с
применением мер уголовно-процессуального принуждения, что обуславливает
важность прокурорского надзора и судебного контроля за законностью этих мер.
В.Б.Ястребов
отмечал, что прокуратура является единственным государственным органом, для
которого надзор за соблюдением законов составляет смысл, сущность и основу
деятельности и что, будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает влияние
на реализацию всех других функций прокуратуры[17].
Именно это имел в
виду и М.С.Строгович, когда писал, что процессуальные функции прокурора
являются для него особыми методами и формами осуществления его основной функции
– надзора за соблюдением закона и охраны законности[18].
Вместе с тем
высказывается и противоположная точка зрения, основанная на Концепции судебной
реформы в Российской Федерации 1992 года, которая исходит из признания
уголовного преследования доминирующей функцией прокуратуры и необходимости
перераспределения ее надзорных полномочий в досудебных стадиях уголовного
процесса в пользу судебного контроля[19].
Нельзя не
признать, что редакция ч. 1 ст. 37 УПК РФ вызывает ряд вопросов, поскольку
акценты в ней расставлены таким образом, что на первый взгляд создается
впечатление о преимущественной направленности деятельности прокурора на
осуществление уголовного преследования. При этом надзор за исполнением законов
при расследовании преступлений выглядит как некая вспомогательная функция в
деятельности прокурора.
Отмеченное выше
обстоятельство побудило отдельных ученых, в частности А.Н. Башкатова и Г.Н.
Ветрову, утверждать, что, определяя в качестве основного направления
деятельности прокурора уголовное преследование, законодатель сохраняет его
обязанность защищать права и законные интересы лиц, участвующих в деле. Данная
правозащитная деятельность прокурора неразрывно связана с уголовным
преследованием[20].
Собственно эта
сторона деятельности прокурора выходит за рамки уголовного преследования и не
случайно называется защитой прав участвующих в деле лиц. Здесь достаточно четко
прослеживается связь этой деятельности с осуществлением прокурором надзора за
исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
В соответствии с
ч. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в которой указано, что
прокуратура РФ от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской
Федерации. В ч. 2 той же статьи данное положение конкретизируется,
применительно к направлениям надзорной деятельности, в том числе говориться о
надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие, а также об уголовном
преследовании в соответствии с полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии
со ст. 29 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за
исполнением законов органами ОРД, дознание и предварительное следствие,
является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка
разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие. В ст. 31 указано, что,
осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование
по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством
к их компетенции. Отсюда очевидно, что надзор прокурора не может быть формой
уголовного преследования. В соответствии с вышеуказанными статьями Закона «О
прокуратуре Российской Федерации» речь идет о двух функциях прокуратуры:
основной – надзорной и дополнительной - уголовного преследования.
Надзорная
деятельность прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства
достаточно специфична, прежде всего, своим назначением – обеспечением
законности расследования преступлений. В настоящее время и в обозримом будущем
эту функцию прокурора в полной мере не сможет осуществлять ни суд, ни какой –
либо другой участник уголовного судопроизводства. Деятельность суда в
досудебных стадиях хотя и существенно влияет на законность принимаемых
следователем, дознавателем процессуальных решений, ограничивающих
конституционные права участников уголовного процесса, однако сфера её
приложения сравнительно незначительна и не может заменить постоянно
действующего прокурорского надзора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|