При проверках,
осуществляемых в порядке надзора, прокурор по сложившейся практике требует для
ознакомления находящиеся в производстве органов дознания и следователей, а
также разрешённые ими заявления и сообщения о преступлениях, книги, журналы
регистрации и учёта, переписку и прочие документы. По возникающим в связи с
проверкой вопросам прокурор получает объяснения соответствующих должностных
лиц, а также заявителей и других граждан, истребует документы и необходимую
информацию из учреждений, организаций, редакций средств массовой информации.
Если есть основания полагать, что необходимые для правильного разрешения
сообщения о преступлении сведенья содержаться в материалах того или иного
уголовного дела, прокурор знакомится с этим делом.
Право прокурора
требовать от органов дознания и предварительного следствия для ознакомления
любые документы, материалы и иные сведенья о совершённых преступлениях ранее
было специально оговорено в п. 1 ч. 1 ст. 211 УПК РСФСР. Из УПК РФ прямые
указания по этому вопросу исключены. Однако логически это право вытекает из
анализа положений ст. 37 данного Кодекса: без изучения соответствующих
документов практически невозможно реализовать предписания п. 1 ч. 1 ст. 37 УПК
РФ о проверке исполнения законов при приёме, регистрации, разрешении сообщений
о преступлениях.
В УПК РФ
отсутствуют предписания и о ряде других как бы само собой разумеющихся правах,
использование которых необходимо прокурору в ходе осуществления надзорных проверок
законности и обоснованности действий и решений органов дознаний и следователей.
Примечательно к так называемому «общему надзору» они указаны в ст. 22
Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Это право при
осуществлении возложенных на прокурора функций по предъявлении служебного
удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных
органов, иметь доступ к их документам, вызывать для объяснений должностных лиц,
граждан и пр.
Во избежание
порой возникающих в правоприменительной практике трудностей было бы
целесообразно предусмотреть аналогичные права прокуроров в УПК РФ применительно
к надзору в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, либо, не перечисляя
их ограничиться ссылкой на упомянутую выше норму Федерального закона «О
прокуратуре Российской Федерации».
Немало сложностей
возникает у прокуроров, как и у дознавателей, органов дознания, следователей,
при оценке законности и полноты проверок, проведённых по сообщениям о
преступлениях, в связи с неурегулированностью в действующем законодательстве
характера допустимых в стадии возбуждения уголовного дела проверочных действий.
Если в УПК РСФСР имелся, хотя и недостаточный с точки зрения практиков их
перечень (истребование необходимых материалов, получение объяснений), то в УПК
РФ, несмотря на включения, с учётом прежних упущений, указания на право органа
дознания, дознавателя, следователя, прокурора при проверке сообщений о
преступлениях требовать производства документальных проверок, ревизий,
привлекая к их участию специалистов, о других проверочных действиях неуказанно
ничего. Это влечёт за собой массу вопросов и противоречий в рекомендациях по
правоприменению[42].
Представляется
ошибочным, в частности, содержащееся в одном из современных учебников по
уголовному процессу утверждение о недопустимости в стадии возбуждения
уголовного дела требовать объяснения от лица, которое указано в заявлении как
совершившее преступление. Данное утверждение аргументировано тем, что это лицо
якобы не входит в число субъектов правоотношений, возникающих в рассматриваемой
стадии процесса. Масленникова Л.Н. к таковым относит лишь инициатора (или
заявителя) сообщения и дознавателя, орган дознания, следователя, прокурора,
обязанных принять и проверить сообщение[43].
Между тем
вынесенное по результатам такой проверки процессуальное решение самым
непосредственным образом затрагивает жизненно важные права и законные интересы
лица, в отношении которого может быть возбуждено уголовное дело. Принятие
такого решения означает придание ему процессуального статуса подозреваемого со
всеми вытекающими отсюда неблагоприятными для лица правовыми последствиями,
чего при получении предварительного объяснения от него по существу поступившего
сообщения могло не произойти.
Лишая лицо
возможности дать соответствующие, в том числе, исключающие его участие в
преступлении объяснения, нарушается применительно к нему конституционное право
человека и гражданина на защиту в уголовном судопроизводстве, началом которого,
согласно уголовно-процессуальному закону и теории уголовного процесса, является
стадия возбуждения уголовного дела.
В связи со
сказанным возникает еще один важный вопрос, непосредственно затрагивающий
обеспечение законности и прав граждан в рассматриваемой стадии уголовного
процесса, в том числе средствами прокурорского надзора. Согласно
провозглашенному в ст. 49 Конституции РФ принципу презумпции невиновности
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а в ст. 51 Основного закона
страны содержится положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против
себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется
федеральным законом. Во исполнение этих положений Конституция РФ в УПК РФ
включены нормы, касающиеся соответствующих прав подозреваемого, обвиняемого,
свидетеля и обязанностей должностных лиц, осуществляющих производство по
уголовному делу, разъяснять данным участникам уголовного процесса эти права при
составлении протокола задержания, перед началом допроса и в ряде других
случаев.
Объяснения,
полученные от разных лиц в стадии возбуждения уголовного дела, могут быть
использованы впоследствии в процессе доказывания по делу и служить по нему
доказательствами, в том числе уличающими их самих. Поэтому положения ст.ст. 49
и 51 Конституции РФ должны распространяться и на эту стадию уголовного
процесса, что необходимо учитывать прокурору при непосредственном осуществлении
возложенных не него функций уголовного преследования и надзора за законностью
деятельности органов дознания, дознавателей, следователей, несмотря на
отсутствие прямых предписаний в нормах специального отраслевого закона.
Представляется,
что в ходе работы по дальнейшему совершенствованию УПК РФ стадии возбуждения
уголовного дела должно быть уделено должное внимание с тем, чтобы надлежащим
образом и боле детально регламентировать порядок работы по приему, регистрации
и рассмотрению сообщений о преступлениях, а также надзор за исполнением законов
при ее осуществлении, предусмотрев при этом дополнительные гарантии прав
человека и гражданина.
Частью 1 ст. 144
УПК РФ установлен 3-суточный срок рассмотрения сообщения о преступлениях. По
ходатайству следователя или дознавателя прокурору предоставлено право его
продления до десяти суток. Тем же правом наделены начальник следственного
отдела, начальник органа дознания. Поэтому необходимость в продлении срока до
10 суток прокурором возникает, как правило, лишь применительно к ходатайствам
следователей прокуратуры и обжалованию прокурору отказов в продлении сроков со
стороны начальников следственных отделов или дознания. В порядке, установленном
статьями 124, 125 УПК РФ, прокурору, как и в суд, может быть принесена жалоба
на отказ уполномоченных на то органов в приеме сообщения о преступлении.
Прокурор, соответственно, обязан принять и разрешить такую жалобу.
Исключительным
правом прокурора как гаранта законности, впервые введенным УПК РФ, является
продление срока рассмотрения сообщения до 30 суток в случаях, когда для
установления признаков преступления необходимо проведение документальной
проверки или ревизии.
Предусмотренные
действующим законом сроки проверки сообщений о преступлениях, а также
продолжительность и порядок их возможного продления в целом отвечают
объективным потребностям практики и являются необходимым условием законности и
обоснованности возбуждения уголовных дел, обеспечения прав и законных интересов
граждан.
Новеллой УПК РФ,
являющейся предметом острых дискуссий на протяжении всего периода его действия,
является предусмотренный ст.146 порядок возбуждения уголовного дела
следователем и дознавателем с согласия прокурора.
Постановление
следователя, дознавателя о возбуждении дела незамедлительно после его вынесения
подлежит направлению прокурору вместе с материалами проверки сообщения о
преступлении, а также протоколами и постановлениями о проведении отдельных
следственных действий: осмотра места происшествия, освидетельствования,
назначения судебной экспертизы, если таковые проводились в целях закрепления
следов преступления и установления лица, его совершившего. Никакие другие
следственные действия до получения согласия прокурора (а именно с этого момента
дело считается возбужденным) производиться не могут.
В публикациях
ученых относительно целесообразности возбуждения уголовного дела с согласия
прокурора высказываются диаметрально противоположные точки зрения[44].
Со стороны практических работников возражения против этого порядка исходят в
основном от представителей дознания и предварительного следствия органов
внутренних дел[45].
В отдельных
случаях недовольство высказывают и прокуроры. Так прокурор Кировского
административного округа г. Омска М.М. Савчин полагает, что правовая норма,
устанавливающая порядок возбуждения уголовного дела дознавателем и следователем
с согласия прокурора, не отвечает необходимым требованиям, так как она ресурсно
не обеспечена, затрудняет достижение целей стадии возбуждения уголовных дел, не
отвечает принципу процессуальной самостоятельности следователя, мешает ему
выполнять возложенные на него функции и задачи. Поскольку право давать согласие
на возбуждение закон предоставляет лишь прокурорам районов (городов),
вышестоящим прокурорам и их заместителям, нагрузка которых и без того велика,
они не имеют возможности надлежащим образом изучить представленные
дознавателями, следователями материалы, и согласие прокуроров на возбуждение дел
слабо влияет на обеспечение законности принятия данного процессуального
решения. В качестве подтверждения М.М. Савчин ссылается на отсутствие в своем
регионе снижения числа уголовных дел, прекращенных за отсутствием события и
состава преступления, обоснованно используя этот показатель в качестве критерия
эффективности рассматриваемого нововведения[46].
В целом по
Российской Федерации такое снижение после введения в действие УПК РФ отчетливо
прослеживается. Например, по данным статистической отчетности о следственной
работе, в 2003 году число прекращенных дел, в т.ч. по указанному основанию,
сократилось по сравнению с предыдущим годом на треть и составило 22,7 % от
общего числа оконченных, в 2004 году – еще в полтора раза, в результате чего их
доля в общем числе составила всего 8,2 %. Это значительно ниже аналогичного
показателя 2001 года, когда решение о возбуждении уголовного дела органы
дознания и следователи принимали самостоятельно.
Важным
подтверждением укрепления законности при возбуждении уголовных дел, что
неминуемо отражается в результатах их предварительного расследования, служат
такие данные о рассмотрении уголовных дел в судах. В 2004 году при заметном
увеличении по сравнению с 2003 годом числа дел, направленных в суд с
обвинительным заключением, на 29,2 % сократилось лицо оправданных лиц, в том
числе содержащихся под стражей, дела о которых прекращены судом за отсутствием
события, состава преступления и непричастностью к их совершению. В 2005 году
сокращение этих показателей продолжалось. По сравнению с аналогичным показателем
2004 года оно уменьшилось на 9,6%[47].
Названные выше и
другие результаты проведённого Институтом при Генеральной прокуратуре РФ изучения
позволяют сделать вывод, согласно которому введённый УПК РФ порядок
согласования с прокурором возбуждения дознавателями и следователями уголовных
дел в целом положительно сказался на законности и обоснованности принятия
данного процессуального решения.
Используя
предоставленные им полномочия, прокуроры отстаивают при наличии к тому
оснований в даче согласия на возбуждение значительного числа уголовных дел (в 2004
году – в 19 854 случаях, в 2005 году – в 20 270), предотвращая тем самым
нарушения прав лиц, необоснованно вовлечённых в сферу уголовного
судопроизводства, неоправданную затрату сил и средств органов предварительного
расследования.
В то же время
заслуживают внимания предложения, направленные на дальнейшее совершенствование
порядка возбуждения уголовных дел. Они касаются улучшения ресурсного
обеспечения прокурорского надзора путём расширения полномочий помощников
прокуроров и некоторых других должностных лиц органов прокуратуры,
предоставления дознавателю, следователю права при выезде на место происшествия
самому возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия с
последующим представлением материалов прокурору, и некоторых других вопросов[48].
В случаях, когда
рассмотренные сообщения о преступлении завершается вынесением постановления об
отказе в возбуждении уголовного дела, копия этого постановления, в соответствии
с ч. 4 ст. 148 УПК РФ, в течение 24 – х часов должна быть направлена заявителю
и прокурору. При этом заявителю должно быть разъяснено право обжалования
постановления, а также порядок обжалования.
Прокурор, получив
копию постановления, обязан проверить законность и обоснованность решения об
отказе в возбуждении уголовного дела и в случае его незаконности – отменить
постановление в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
Проверка
прокурором законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении
уголовного дела осуществляется так же в процессе рассмотрения им жалоб на
действия и решения дознавателей и следователей.
Следует иметь в
виду, что в соответствии со ст. 123 УПК РФ и Постановлением Конституционного
Суда РФ от 29.04.1998 г. № 2 13-П[49] правом обжалования
постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении
уголовного дела наделён не только заявитель, но и другие лица, чьи интересы
затронуты этим постановлением. В их числе лица, пострадавшие от преступления,
но не заявившие о нём; лица, в отношении которых было отказано в возбуждении,
уголовного дела и действиям, которым дана определённая юридическая оценка,
иные.
Право указанных
лиц на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела закон
не ограничивает никакими сроками. При этом отказ в возбуждении уголовного дела
может быть обжалован ими не только прокурору, но и в суд. Порядок и сроки
разрешения жалоб судом предусмотрен ст. 125 и ч. 7 ст. 148 УПК РФ. Признав отказ
в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит
соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и
уведомляет об этом заявителя.
Прокурор в ходе
своей деятельности по исполнению решений суда, а также реализации результатов
надзорных проверок, в том числе в связи с рассмотрением жалоб граждан в праве и
обязан использовать при наличии оснований предоставленные ему УПК РФ полномочия
по отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателей и следователей
о возбуждении и отказе в возбуждении уголовного дела, возвращению материалов
для дополнительной проверки, даче по ним письменных указаний, внесению
представлений об устранении выявленных нарушений закона и обстоятельств,
которые им способствуют, и др.
Важной
предпосылкой успешного выполнения задач прокурорского надзора в стадии
возбуждения уголовного дела является его научно обоснованная организация.
Планирование надзорных мероприятий должно строиться на результатах анализа
данных о состоянии преступности и типичных нарушениях закона.
Одним из
распространённых видов нарушений закона в стадии возбуждения уголовного дела,
оказывающим негативное воздействие на состояние борьбы с преступностью,
раскрываемость преступлений, защиту прав и законных интересов граждан, является
укрытие преступлений от учёта.
Инерция
лакировать действительность, как об этом писал ещё в 2000 году В. Статкус,
столь велика, что попытки преодолеть её на протяжении многих лет не венчаются
успехом[50]. В подтверждение своих
слов он приводит данные статистической отчётности за 1991 – 1994 годы, согласно
которым на протяжении всего этого периода имел место последовательный рост
выявленных прокурорами ранее не поставленных на учёт преступлений дознавателей
и следователей органов внутренних дел Российской Федерации об отказе в
возбуждении уголовных дел и прекращении дел, а также роста числа работников
МВД, привлечённых к уголовной ответственности за допущенные нарушения закона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|