Неблагополучное
положение с укрытием преступлений от учёта, как это видно из результатов
анализа статистики и изучения практики прокурорского надзора, во многих
регионах России наблюдается и теперь[51].
Виной тому, по
мнению учёных и практиков, является несовершенство организации порядка приёма и
регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, а также критериев оценки
деятельности правоохранительных органов[52].
Однако
принимаемые попытки преодолеть эти обстоятельства до сих пор оказываются
недостаточными и потому, как представляется, безуспешными. Необходимо
дальнейшее глубокое исследование причин данного явления с учётом изменившихся
условий деятельности органов дознания и предварительного следствия и разработки
на этой основе путей его искоренения. При этом использование средств
прокурорского надзора для выявления и устранения нарушений закона, связанных с
укрытием преступлений от учёта, не должно ослабевать.
С учётом
сказанного, можно сделать вывод, согласно которому основной функцией прокурора
в стадии возбуждения уголовного дела является функция надзора соответствия
требованиям законов действий и решений органов дознания и предварительного
следствия, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при приёме,
рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях.
2.2.
Полномочия прокурора на дознании и
предварительном
следствии.
Деятельность
органов дознания и предварительного следствия по раскрытию и расследованию
преступлений, связанная с ограничением конституционных прав и свобод в
уголовном процессе и с применением мер процессуального принуждения, существенно
затрагивает законные интересы и права участников уголовного судопроизводства.
В соответствии со
ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанностью государства. Глава 2 Конституции РФ Права и свободы человека и
гражданина, предусматривает ряд гарантий охраны прав личности, в том числе в
досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а ст.46 Конституции РФ
гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В ст.1
Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что в целях
обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав
и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и
государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на
территории Российской Федерации, в том числе и за органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие.
Прежде всего,
прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Он вправе отменить
или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить любое
лицо, производящее расследование от дальнейшего производства по делу, передать
уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству,
избрать изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в
отношении обвиняемого.
Предметом надзора
является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка
разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия[53].
При осуществлении
надзора за соблюдением законов при производстве дознания внимание прокурора,
прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от
преступлений, обеспечение внимательного рассмотрения их жалоб и заявлений, принятие всех необходимых мер по
восстановлению нарушенных прав, обеспечение личной безопасности потерпевших и
членов их семей.
Уголовно -
процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень
полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и
предварительного следствия.
На первоначальном
этапе расследования прокуроры, как правило, реализуют полномочия по даче
согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного и
иного процессуального действия, которые в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК РФ
допускаются только на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). К
таковым следственным и иным процессуальным действиям в соответствии с ч. 2 ст.
29 УПК РФ относятся: избрание меры пресечения в виде заключения под стражу,
домашнего ареста и продление срока содержания под стражей; помещение
подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей. В медицинский или психиатрический
стационар для производства, судебно – медицинской или судебно – психиатрической
экспертизы; производства осмотра жилища при отсутствия согласия проживающих в
нём лиц; производство обыска и (или) выемки в жилище; производство личного
обыска, за исключением случаев, когда оно производится при задержании
подозреваемого; производство выемки предметов и документов, содержащих
информацию о вкладах и счётах в банках и иных кредитных организациях; наложение
ареста на корреспонденцию, дача разрешения на её осмотр и выемку в учреждениях
связи, наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и
юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и
иных кредитных организациях; временное отстранение подозреваемого или
обвиняемого от должности; контроль и запись телефонных и иных переговоров; санкционированию
производства следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются
только с согласия прокурора (ч. 4 ст. 96, ч. 3 ст. 183 УПК РФ). Прокурор даёт санкцию
на производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или
иную охраняемую законом тайну (ч. 3 ст. 183 УПК РФ), на сохранение в тайне
задержания подозреваемого (ч. 4 ст. 96 УПК РФ); личному участию в производстве
предварительного расследования, даче письменных указаний о производстве
следственных и иных процессуальных действий, выполнению их лично (п. 3 ч. 2 ст.
37 УПК); принятию решения о производстве предварительного следствия
следственной группой (ч. 2 ст. 163 УПК РФ); определению подследственности
уголовного дела (ч. 5 ст. 153 УПК РФ).
С учетом этой
важности, вопросы осуществления прокурорского надзора на первоначальном этапе
расследования нашли свое отражение в приказах Генерального прокурора РФ от 18
июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным
следствием и дознанием» и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского
надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного
производства»[54].
Прокурорам
предписано по сообщениям об убийствах, террористических актах, бандитизме и
иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на место происшествия,
непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы, при
наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать
согласие на его возбуждение; принимать меры к проведению качественного осмотра
места происшедшего, неотложных следственных и оперативно-розыскных мероприятий,
организационному обеспечению квалификационного расследования и раскрытия
преступлений, к должному взаимодействию следователей и органов дознания; при
необходимости определять подследственность уголовного дела, поручать
расследование группе следователей, давать письменные указания о производстве
отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
При принятии
решения о создании следственной группы прокурорам следует учитывать сложность
уголовного дела и объем предварительного следствия, при этом следует принимать
во внимание количество расследуемых эпизодов преступной деятельности, число
подозреваемых, обвиняемых, совершение преступлений на большой территории,
необходимость выполнения множества следственных действий и иные подобные
обстоятельства[55].
Кроме того, на
прокуроров возложена обязанность по принятию мер к тому, чтобы следственные
действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного
решения, проводились в строгом соответствии с п. 5 ст. 165 УПК РФ. В частности,
им предписано незамедлительно проверять каждый случай проведения обыска или
выемки в жилище без судебного решения и давать правовую оценку факторов
незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не
относящихся к делу либо изъятых из оборота. При выявлении факторов нарушения
уголовно-процессуального закона прокурор, используя предоставленные ему законом
полномочия, обязан при наличии к тому оснований, руководствуясь предписаниями
ч. 3 ст. 88 УПК РФ, исключить из процесса доказывания недопустимые
доказательства.
При оценке
законности и обоснованности производства, следственных и иных процессуальных
действий прокурорам надлежит обращать внимание на следующее:
-имеются ли
предусмотренные законом основания для производства следственного, иного
процессуального действия;
-выполнены ли
требования закона об участии в следственном, ином процессуальном действии всех
предусмотренных лиц (понятых, защитника, специалиста, переводчика, педагога,
законного представителя и др.), разъяснены ли им их процессуальные права и
обязанности, и созданы ли условия для их фактической реализации;
-выполнено ли
следственное, иное процессуальное действие уполномоченным должностным лицом (в
частности, соблюдены ли предписания ч. 4 ст. 157 УПК РФ, согласно которой после
направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему
следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению
следователя, а также ч. 4 ст. 163 УПК РФ, согласно которой только руководитель
следственной группы уполномочен принимать решения о привлечении лица в качестве
обвиняемого и об объеме предъявленного ему обвинения, о возбуждении перед судом
ходатайства об избрании меры пресечения, а также производстве следственных и
иных процессуальных действий, которые допускают только на основании судебного
решения);
-соблюден ли
процессуальный порядок производства следственного, иного процессуального
действия, выполнены ли предписания ч. 4 ст. 164 УПК РФ о недопустимости
применения насилия, угроз, иных незаконных мер, а равно создания опасности для
жизни и здоровья, участвующих в нем лиц;
-выполнены ли
требования закона, регламентирующие порядок фиксации хода и результатов
следственного, иного процессуального действия (ст. 166 УПК РФ);
-соблюдены ли
предусмотренные законом сроки производства следственного, процессуального
действия, в том числе сроки уведомления прокурора, суда, иных предусмотренных
законом лиц об их производстве (ст. ст. 92, 96, 100, 172, 173 и др. УПК РФ);
-проведены ли по
делу все первоначальные следственные и иные процессуальные действия, вытекающие
из методики расследования конкретного вида преступления, а также те, неотложность
производства которых вызвана сложившейся следственной ситуацией[56].
Как правило,
уголовное дело о преступлениях, расследование которых в соответствии с законом
должно производиться в форме предварительного следствия, возбуждаются
следователем с согласия прокурора. Однако для ситуаций, когда следователь не
имеет реальной возможности своевременно возбудить подследственное ему уголовное
дело и немедленно приступить к расследованию, а обнаруженные признаки
преступления свидетельствуют о необходимости безотлагательного начала
предварительного расследования, закон предусмотрел возможность возбуждения
уголовного дела органом дознания и производства по нему неотложных следственных
действий. В соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК РФ при наличии признаков
преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно,
орган дознания в установленном законом порядке возбуждает уголовное дело и
производит неотложные следственные действия.
При проверке
соблюдения органами дознания указанных предписаний УПК РФ прокурору следует
учитывать, что УПК РФ, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, не содержит
перечня неотложных следственных действий, которые вправе производить органы
дознания по уголовным делам, по которым обязательно производство
предварительного следствия. Как отмечалось, п. 9 ст. 5 УПК РФ предусматривает
только, что неотложные следственные действия производятся « в целях обнаружения
и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих
незамедлительного закрепления, изъятия и фиксации». Следовательно, при наличии
предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований для производства
конкретного следственного действия, а также при соблюдении условия о
неотложности его выполнения, орган дознания вправе выполнить любое из них.
Прокурор строго
контролирует соблюдение предписаний ч. 3 ст. 157 УПК РФ, согласно которой после
производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня
возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело
прокурору для определения подследственности, поскольку возможность продления
данного срока закон не предусматривает. Выполнение органом дознания
следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно производство
предварительного следствия, за пределами указанного срока является прямым
нарушением требований уголовно – процессуального закона, поэтому такое
следственное действие должно быть признано незаконным, а полученные в
результате его производства доказательства – недопустимыми.
Вместе с тем
названное положение закона не препятствует прокурору реализовать
предоставленное ему п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию уголовного
дела у органа дознания и передачи его следователю до истечения указанного
срока.
По уголовным
делам, подследственным органам прокуратуры, наряду с надзором за законностью
процессуальной деятельности следователя прокурор осуществляет также и
процессуальное руководство расследованием. При этом в его полномочия входят:
- координация
деятельности следователя и работников органов дознания, включая планирование
расследования и проведение оперативных совещаний;
- предупреждение
и устранение нарушений уголовно – процессуального закона путём отстранения
следователя от дальнейшего ведения дела, изъятия дела у одного следователя
прокуратуры и передача его другому, принятие дела к своему производству[57].
Как уже
отмечалось, в предмет прокурорского надзора на начальном этапе расследования
входит соблюдение прав и свобод участников уголовного судопроизводства. При
этом прокурорам следует уделять пристальное внимание соблюдению требований
закона, регламентирующих основания и процессуальный порядок задержания лица, в
качестве подозреваемого, применения к нему иных мер процессуального
принуждения, избрания меры пресечения и предъявления обвинения.
При осуществлении
надзора за законностью задержания прокурору следует проверить, соблюдены ли
требования закона о порядке, поводах и основаниях возбуждения уголовного дела;
порядке и сроках задержания лица, в качестве подозреваемого; порядке
составления протокола задержания, его форме и содержании[58];
разъяснении задержанному его процессуальных прав и обеспечении реальной
возможности их реализации; сроках и порядке допроса подозреваемого; сроках и
порядке уведомления о задержании прокурора и родственников подозреваемого, а в
отношении военнослужащего – командования воинской части, в отношении гражданина
либо подданного другого государства, - посольство или консульство этого
государства[59]. При этом необходимо
учитывать, что согласно ч. 4 ст. 96 УПК РФ при необходимости сохранения в
интересах предварительного следствия в тайне факта задержания уведомления с
санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда
подозреваемый является несовершеннолетним[60].
При осуществлении
надзора за законностью задержания подозреваемых прокурор уполномочен проверять
ИВС и другие места содержания задержанных, изучать имеющуюся там учётную
информацию, посещать камеры ИВС и помещения для лиц, задержанных за совершение
административных нарушений, проводить опрос задержанных.
В соответствии с
приказами Генеральной прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 и от 5 июля 2002 г.
№ 39 проверка законности содержания подозреваемых в изоляторах временного
содержания и на гауптвахтах должна осуществляться ежедневно, в том числе и в
нерабочее время. Прокурорам предписано при получении заявления задержанного о
применении незаконных методов следствия немедленно проводить проверку всех
доводов с принятием решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного
дела, решительным образом пресекать случаи задержания подозреваемых в
совершении преступлений на основании протоколов об административных
правонарушениях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|