Меню
Поиск



рефераты скачать Тактика и организация допроса

Психологическому контакту благоприятствует способность следовате­ля с учетом индивидуальных особенностей допрашиваемого (возраста, характера, интересов, психического состояния, отношения к делу и т. п.) находить верный тон в общении.

Следует подчеркнуть, что вся динамиче­ская сторона допроса связана с темпераментом допрашиваемого и для достижения поставленных целей следователь должен планировать темп, ритм, продолжительность, уровень напряженности проведения допроса, а также способы снятия излишнего напряжения с учетом особенностей темперамента допрашиваемого.

Так, при допросе сильных и подвижных типов (холериков и сангви­ников) темп, ритм и напряженность допроса могут быть достаточно вы­сокими, вводная стадия допроса и часть контакта могут быть сокращены до необходимого минимума, переходы от одного темпа беседы к другому могут осуществляться без предварительной подготовки.

Иной должна быть динамика допроса флегматика - представителя сильного, уравновешенного, инертного типа. При допросе лиц с подоб­ной нервной системой следует учитывать сравнительно длительный пе­риод "втягивания", отсюда необходимость сравнительно большой ввод­ной части и стадии контакта, медленные переходы от освещения одного эпизода к другому, замедленный ритм беседы.

Особый подход требуется при допросе так называемых слабых типов (меланхоликов), поскольку их характерной реакцией на различные жизнен­ные трудности (а допрос ими воспринимается именно таким образом) явля­ется склонность к охранительному торможению. Подобная реакция исклю­чает возможность высокого ритма и напряженности при ведении допроса. Кроме того, следует учитывать и повышенную чувствительность меланхоли­ков, их "тонкую" реакцию на похвалу и порицание их деятельности.

При допросе лица, относящегося к так называемому "художественно­му" типу, наиболее действенным аргументом будет предъявление вещест­венных доказательств. Большое эмоциональное воздействие могут ока­зать факты производства очной ставки или предъявления для опознания.

Для лиц, относящихся к "абстрактному" типу, предпочтительными аргу­ментами являются ознакомление с материалами ревизии или заключениями экспертизы, логический анализ доказательств. В случае необходимости оживления памяти у этих лиц целесообразно предложить им последователь­но воспроизвести весь связанный с исследуемым событием материал.

Отметим, что в ходе допроса между допрашивающим и допрашивае­мым происходит обмен информацией, причем не только на вербальном (словесном) уровне, но и на невербальном.

Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38% и за счет невербальных средств на 55%. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канат применяется для "обсуждения межличностных" отношений, а в не­которых случаях используется вместо словесных сообщений[16].

Криминалисты отмечают, что в специальной литературе описано множество попыток сопоставления вербальных и невербальных средств общения. ОН. Макаренко, систематизируя различные способы соотне­сения невербального поведения с речью, отмечает, что можно выделить следующие возможности[17]:

-       невербальное действие выражает то же самое значение, что и речь;

-       невербальное действие предвосхищает значение, передаваемое речью;

-       невербальное действие выражает значение, противоречащее содержа­нию речи;

-       невербальное действие связано с более глобальными аспектами взаи­модействия, чем вербальное высказывание;

          - невербальное действие может подчеркнуть ту или  иную часть вер­бального текста;

-       невербальное действие может заполнить паузу молчания, указывая на
намерение коммуникатора продолжить высказывание, на поиск под­
ходящей фразы и т. п.;

-       невербальное действие регулирует поток речи  и  сохраняет контакт
между партнерами;

-       невербальное действие может заменить отдельную фразу или слово;

-       невербальное действие может с опозданием дублировать содержание
вербального сообщения.

Невербальные средства общения выполняют вспомогательные функ­ции, заключающиеся в повышении значимости информации вербального сообщения, более точной передаче ее смысла и значения. С помощью этих средств в ходе допроса опытный следователь получает дополнитель­ную информацию о состоянии допрашиваемого и даже о направлении его мыслей путем наблюдения за поведением допрашиваемого. И нередко в результате полученной таким образом информации у следователя (допрашивающего) появляются так называемые "улики поведения"[18].

Криминалистическое значение улик поведения заключается в том, что они позволяют интерпретировать определённое поведение подозреваемого и обвиняемого как причинно связанное с расследуемым преступлением и, следовательно, сделать вывод о причастности подозреваемого (обвиняемого) к совершению этого преступления.

В основе механизма образования улик поведения лежат психические особенности личности преступника. Сам факт преступления как противоправное событие вызывает у человека, причастного к его со­вершению, образование в центральной нервной системе господствующего очага возбуждения, концентрирующего в себе психические процессы, имеющие отношение к совершенному деянию. Этот очаг возбуждения доминанта - обусловлен постоянными размышлениями виновного о содеянном, его переживаниями, стойким чувством беспокойства, неуве­ренности, страха и т.п. В сформировавшемся очаге возбуждения преобладающее значение имеют психические процессы, связанные со стремлением преступника защитить себя от грозящей ответственности образуется защитная доминанта. Под её воздействием преступник может совершать поступки, которые, с его точки зрения, обеспечат ему безопас­ность, помогут избежать изобличения и последующего наказания или хотя бы заблаговременно узнать о приближении опасности, подготовиться к ней. Именно эти действия преступника, выделяясь своей атипичностью, необъяснимостью с точки зрения обычных жизненных представлений, и привлекают к себе внимание органов, осуществляющих расследование, дают основания для предположения о причастности подозреваемого или обвиняемого к совершённому преступлению, то есть образуют улики по­ведения. В этом смысле поведение преступника, формирующее данные, которым придаётся значение улик поведения, обоснованно отнесено С.В. Лаврухиным к категории деструктивного (с точки зрения преступника[19]). В отличие от конструктивного преступного поведения со свойственными ему обдуманными, целенаправленными поведенческими актами, содержание и последствия деструктивного поведения не осознаются преступником в полной мере, что способствует изобличению виновного.

В криминалистике понятие «улики поведения» трактуется очень широко и включает в себя все виды поведения подозреваемого и обвиняемого, могущие быть вызванные его причастностью к преступлению.

Так,     к     уликам     поведения     обычно     относят     факты     умолчания подозреваемого   (обвиняемого)   об   уличающих   его   обстоятельствах   или данные   им   заведомо   ложные   показания   об   этих   обстоятельствах.[20]

В литературе возможность признания уликой поведения факта сообщения обвиняемым заведомо ложных сведений об изобличающих его обстоятельствах обосновывалась также тем, что данный факт позволяет прийти к выводу о его обусловленности именно совершённым обвиняемым преступлением, если его рассматривать не изолированно, а в ряду других доказательств по делу. Тогда заведомая ложность показаний обвиняемого допускает их возможную связь с преступлением.[21]

Безусловно, не являются уликами поведения различные формы проявления психоэмоционального и физического состояния подозреваемого и обвиняемого в ходе предварительного расследования (например, волнение, замешательство, растерянность обвиняемого при его допросе; истерические реакции или внезапное ухудшение здоровья во время обыска и т.п.). Ярко выраженный субъективный характер и преобладание ситуативных факторов в механизме появления указанных состояний препятствуют возможности сделать на их основе достоверный вывод об их обусловленности именно преступлением.

Следственной практике известно множество различных улик поведения. Составить их полный перечень не представляется возможным хотя бы в силу того, что нельзя описать все конкретные ситуации, в условиях которых преступник выбирает определённый способ своего поведения. В то же время широкое разнообразие улик поведения не исключает их определённой систематизации. Классификация улик поведения в криминалистике впервые была разработана Г.Н. Мудъюгиным[22]. В соответствии с ней выделяются три группы улик поведения.

К первой группе относится поведение подозреваемого (обвиняемого), направленное на уклонение от грозящей ему ответственности.

Вторую группу улик поведения образуют случаи проявления подозреваемым и обвиняемым осведомлённости о событии, характере и обстоятельствах преступления, которые могли быть известны лишь пре­ступнику (так называемая «виновная осведомлённость»).

В третью группу входят улики поведения, косвенно свидетельствующие о признании подозреваемым (обвиняемым) своей виновности в совершении преступления.

Все факты, характеризующие поведение подозреваемого и обвиняемого, предположительно связанное с расследуемым преступлением, и сведения об этих фактах, относящиеся к числу улик поведения, могут быть использованы для решения разнообразных оперативно-тактических задач (построения и проверки следственных версий, целенаправленного поиска доказательств, выбора правильной тактики производства отдельных следственных действий, в том числе и допроса). Улики поведения также используются в процессе доказывания обстоятельств уголовного дела по правилам оценки косвенных доказательств.

Установлению психологического контакта во многом способствует об­становка допроса. Допрашивающему следует позаботиться о создании спокойной, деловой, непринужденной обстановки, что достигается ис­ключением всех отвлекающих моментов (посторонних телефонных звон­ков, разговоров с коллегами и т. п.).

Способов достижения психологического контакта достаточно много, однако все они подчинены общим закономерностям: исследуя личность допрашиваемого, следователь (допрашивающий) должен планировать обращение к ее лучшим сторонам, то есть к социально положительным ролевым позициям данной личности[23].

С точки зрения психологии рефлексивное управление основано на мысленном моделировании возможных рассуждений одного человека о другом. Если в одних случаях оно происходит при непосредственном восприятии противниками друг друга, то в других - еще до непосредст­венного общения, на основании знаний о возможностях противника, в форме умственного эксперимента[24].

Следует учесть, что адекватному предвидению действий противника мешают, как правило, две категории причин: предвзятое мнение о воз­можностях противника и стремление во что бы то ни стало реализовать свой замысел. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что попытка переиграть опытного в рефлексивных построениях противника заканчивается неуда­чей. Более эффективным в таких случаях криминалисты[25] считают приме­нение абсолютно неадекватных независимо от ситуационного момента тактических вариантов действий (так называемой разрушаемой доктрины).

Поскольку существует проблема разграничения дозволенного психо­логического воздействия на личность допрашиваемого, целесообразно определиться с выбором критерия, с помощью которого должна прово­диться граница между допустимым психологическим воздействием и пси­хическим насилием. Большинство криминалистов склоняются к мнению, что в качестве критерия может выступать свобода выбора поведения у лица, на которое оказывают воздействие. "Правомерное психическое влияние само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает пока­зания того или иного содержания, а, вмешиваясь во внутренние психи­ческие процессы, формирует правильную позицию человека, сознатель­ное отношение к своим гражданским обязанностям и лишь опосредо­ванно приводит его к выбору определенной линии поведения"[26].

В следственной практике применяются ряд методов психологического воздействия, которые достаточно подробно описаны Н.И. Порубовым[27].

Метод изобличения.

Указанный метод заключается в активном воздействии на психику допрашиваемого, демонстрации несостоятельности его утверждений, противоречий между показаниями и обстоятельствами расследуемого уголовного дела.

Изобличение допрашиваемого достигается постановкой определенных вопросов, предъявлением соответствующих доказательств. При этом су­щественным является передача действительной, а не ложной информа­ции. Правильно предъявленные в ходе допроса доказательства способст­вуют получению подробной и точной информации от лиц, дающих прав­дивые показания, побуждают говорить правду лиц, пытающихся ее ута­ить, помогают проверить и правильно оценить показания.

Метод убеждения.

Сущность этого метода заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы.

Метод рассчитан на активизацию положительных качеств личности и воз­можен лишь при предварительном установлении психологического контакта, когда допрашиваемый готов и желает воспринимать доводы и в состоянии заинтересованно выслушать следователя (иного допрашивающего).

Метод психологического внушения.

Внушение В.М. Бехтерев определяет как "искусственное прививание путем слова или другим каким-либо способом различных психических явлений, настроения, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения[28]".

Успех психического воздействия обеспечивается и предварительным отбором, логическим упорядочением имеющихся фактов и выводов, предъявлением их в эффективной эмоциональной форме и тактически обусловленной последовательности.

Метод эмоционального воздействия.

Сущность метода эмоционального воздействия заключается в созда­нии искусственных условий, при которых происходит резкое изменение эмоционального состояния допрашиваемого, в результате чего обнаружи­вается знание или незнание определенного факта, степень заинтересо­ванности в расследуемых обстоятельствах.

Метод примера.

Данный метод применяется либо в форме личного примера, либо в фор­ме сообщения допрашиваемому о положительных действиях других лиц.

Метод гипноза.

Применение метода гипноза (гипнорепродукционного опроса) в процессе розыскных и следственных действий позволяет «оживить» следы пережитого опыта в памяти человека (потерпевшего, свидетеля или очевидца) и получить нужную дополнительную информацию. В УК РФ нет упоминания о применении гипноза при расследовании преступлений, поэтому гипнорепродукция может использоваться для оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим целесообразно говорить о «розыскном» гипнозе, правовой базой которого служит Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.

И, наконец, если говорить о процессуальном статусе результатов применения «следственного гипноза», то на основании имеющихся на сегодняшний день данных многие зарубежные авторы полагают, что репродуктивный гипноз, применяемый в отношении готового к сотрудничеству
свидетеля преступления, может в значительной степени повысить возможности следствия в получении необходимой информации первостепенной
значимости. При этом подчеркивается, что, хотя данные, полученные посредством следственного гипноза, характеризуются большим объемом и
точностью информации по сравнению с обычным допросом, очень важно,
чтобы эти данные подвергались тщательной проверке в ходе дальнейшего
следствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.