Тактика и организация допроса
Министерство внутренних дел России
Орловский юридический институт
Кафедра организации предварительного следствия в ОВД
Дипломная работа
Тема: “ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА ”
Выполнил:
слушатель
5 курса
Семенов
Е.А.
Научный руководитель:
старший
преподаватель
кафедры
ОПС в ОВД
полковник
милиции
Гороховский
О.А.
Рецензенты:
1)Начальник
Следственного Управления
при УВД
Орловской области
полковник
юстиции
Прядкин
Н.М.
2)Старший преподаватель кафедры
«Уголовный
процесс»
капитан
милиции
Клепов
М.Н.
Решение о допуске к защите
______________________
Начальник кафедры
_____________________________
Дата защиты «____» _____________________
Оценка ___________________
Орел-2006
План.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава
1. Общие положения теории и практики допроса………………...13
1.1.
Становление и развитие допроса……………………………………….13
1.2
Понятие, цель, виды, общие положения и теоретические основы допроса. …………………………………………………………………………24
1.3 Психологические и логические основы допроса. Некоторые положения психологии допроса……………………………………………………………31
Глава 2. Процессуальные и тактические особенности допроса
участников уголовного процесса………………………………………………………….59
2.1
Процессуальные особенности допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и
обвиняемого, эксперта и специалиста…………………..59
2.2.
Особенности допроса несовершеннолетних………………………… 99
2.3. Тактика допроса на очной ставке…………………………………… 106
Заключение……………………………………………………………………113
Список используемой литературы………………………………………… 119
Введение.
Органы дознания,
предварительного следствия, суд в процессе расследования уголовных дел и
судебного рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного
события. Преступные последствия в своей совокупности позволяют следователю,
судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в
нем участие или наблюдавших его.
Проведение полного,
всестороннего и объективного судебного разбирательства во многом определяется
эффективностью организации и ведения предварительного следствия по уголовным
делам.
Анализ практики
свидетельствует о том, что при рассмотрении каждого дела о преступлении
следствием используются тактические научные положения и рекомендации.
Для достижения полного
и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное
действие, как допрос. Это многоплановое следственное действие,
квалифицированное производство которого требует обширных знаний самого
различного характера.
В
уголовно-процессуальной, криминалистической, судебно-психологической литературе
рассматриваются процессуальный, тактический и психологический аспекты допроса
и соответственно этому даются его определения. Сущность этого следственного
действия раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы
его производства. Допрос — это регулируемое уголовно-процессуальным законом
взаимодействие следователя с допрашиваемым лицом в целях получения информации,
имеющей значение для дела, соответственно тому, как она воспринята и сохранена
в его памяти.
А.В. Дулов пишет[1]: «Допрос можно
рассматривать как заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение
следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется реализуемое
законом воздействие на мыслительную и волевую сферу последнего».
Н.И. Порубов полагает[2], что допрос можно
определить как следственное и судебное действие, заключающееся в получении
органом расследования или судом в соответствии с правилами, установленными
процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих
в предмет доказывания по делу.
Очевидно, сущность
допроса, в том числе подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего,
можно выразить не через какую-то отдельно взятую его сторону, а посредством рассмотрения
их в совокупности.
Актуальность темы. Она определяется исходя из разработанности данной
темы на законодательном уровне, так и исходя из проблем, с которыми встречаются
следователи при производстве данного следственного действия.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается комплексное
реформирование всех сторон государственной и общественной жизни. В качестве
одной из приоритетных целей реформ провозглашено построение правового
государства. Всё большую актуальность и остроту приобретает борьба с
преступностью, однако в условиях углубившихся социальных проблем, связанных с
понижением жизненного уровня, продолжающегося расслоения общества, низким
финансовым обеспечением, обостряется общественная опасность преступности в
России.
Значительную часть информации о совершенных или
готовящихся преступлении следователь получает посредством проведения допроса.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом обстоятельств:
·
это многоплановое следственное действие,
квалифицированное производство которого требует обширных знаний самого
различного характера;
·
на производство всех видов
допроса уходит более 60% всего рабочего времени следователя. Сказанное свидетельствует
о том, что допрос занимает центральное место, без его производства практически
не может обходиться ни одно уголовное дело;
·
результаты допроса во многом
зависят от того, в какой степени следователь достигает необходимого уровня
психологического контакта, т.е. формальное отношение к допрашиваемым лицам может оказать негативное воздействие на весь процесс расследования в
будущем;
Цель выпускной
квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе
действующего законодательства и практической деятельности правоохранительных
органов, всесторонне и объективно проанализировать
сложный и многогранный характер такого следственного действия как допрос.
Показать что допрос, как уголовно-процессуальная деятельность по установлению
интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фактов,
включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический,
педагогический, этический аспекты, а также на основании изложенного определить
конкретные направления совершенствования производства этого следственного
действия.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
·
определить понятие, цель, виды и общие положения допроса, а также показать роль допроса в раскрытии и
расследовании преступлений;
·
показать взаимосвязь процессуального, тактического,
организационного, психологического, педагогического, этического аспектов и
соотнести между ними данные изучения следственной практики;
·
для детального изучения тактики допроса
представляется необходимым рассмотрение двух взаимосвязанных основ производства
этого следственного действия: процессуальной и тактической;
Объектом выпускной квалификационной работы являются правовые отношения, возникающие при получении
следователем у допрашиваемого лица информации необходимой для расследования и
раскрытия преступления.
Предметом выпускной квалификационной работы является такое
следственное действие как допрос, а также его организация и тактика проведения.
Методологической базой представленной дипломной работы являются
общенаучные и специальные методы, опираясь на которые представляется возможным
решить задачи и достигнуть указанные цели представленной исследовательской
работы. Методологической основой, прежде всего, является диалектико-материалистический
метод, как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. Кроме
того, при написании данной работы использовались следующие методы: метод, устанавливающий
сходство или различие предметов (сравнение); метод, позволяющий
мысленно расчленить предмет на части для более детального его исследования (анализ);
метод соединения элементов, сторон, признаков предмета, выделенных с помощью
анализа (синтез); метод, позволяющий мысленно выделить признаки
одного предмета и отвлечься от других (абстрагирование); метод, с
помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств
объединяются в группы однородных предметов (обобщение); метод, при
котором идет переход от общего знания к частному (дедукция); от
частного к общему (индукция); от частного к частному (аналогия);
исторический метод .
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются
положения общей теории криминалистики, криминалистической техники, тактики и
методики расследования отдельных видов преступлений, исследования отечественных
специалистов, посвятивших значительную часть своей деятельности освещению
указанных в работе проблем. В частности при написании данной работы
использовались труды Порубова Н.И., Белкина Р.С., Еникеева М.Н., Васильева
В.Л., Россинской Е.Р. и других учёных.
Нормативно-правовую базу исследования составляют положения Конституции
Российской Федерации, действующего уголовного и уголовно-процессуального
законодательства, федеральных законов, постановления Правительства РФ,
различного рода ведомственные приказы, руководства, распоряжения и инструкции.
Степень разработанности и новизна темы.
Ранее проблемы тактики проведения различных видов следственных действий,
в том числе и допроса, неоднократно рассматривались во многих диссертационных
и монографических работах: Макаренко О.Н., Закатова А.А., Сафина Н.Ш.,
Питерцева С.К., Степанова А.А., Слинько С.В. Коноваловой В.Е. и других учёных.
Однако они, в свое время, не могли учитывать сложившуюся криминальную ситуацию
– качественно новую как по масштабам преступных проявлений, так и по степени их
негативного влияния на основополагающие процессы жизнедеятельности граждан,
общества и государства. В связи с этим проблема проведения следственных
действий приобретает ключевое значение на всей территории Российской Федерации
и задача обобщения и систематизации такого
следственного действия как допрос представляется весьма актуальной.
Вместе с тем научная новизна выпускной квалификационной
работы определяется тем обстоятельством, что развитие информационных технологий
и технических достижений позволяет влиять и разрабатывать ряд новых тактических
приемов, способствующих грамотному проведению следственных действий, в том
числе и допроса, на современном этапе реформирования и развития правового
государства.
При написании данной дипломной работы был
проведен анализ специальной литературы, связанной с вопросами организации и
тактики проведения допроса. Результаты исследования могут быть использованы
студентами и преподавателями образовательных учреждений юридического профиля, а
также сотрудниками правоохранительных органов.
Положения, выносимые на защиту:
- результаты исследования вопросов, связанных
с проведением такого следственного действия как допрос, современными тактическими
приемами его осуществления, закрепления данного следственного действия в
правовых актах, особенности получения показаний от участников уголовного
процесса;
- результаты анализа практики проведения данного
следственного действия.
Положительный результат такого следственного действия как
допрос во многом зависит от того, насколько грамотно и эффективно следователь проведет
его, каким образом будет использовать специальные знания и методы допроса, как
будут получены полные и правдивые показания. Так, необходимо подчеркнуть
следующие положения:
1. Когнитивное интервью как метод и
разновидность допроса не нуждается в процессуальном закреплении, однако в связи
с довольно сложной пошаговой процедурой допроса не лишним было бы разработать
пособия и руководства для следователей по правилам производства и фиксации
когнитивного интервью, в которых следовало бы не только обозначить тактические
приёмы КИ, но и привести примеры и таблицы с точным объяснением сущности такого
метода. По нашему мнению когнитивное интервью можно
определить как метод, основанный на достижениях когнитивной психологии и
осуществляемый лицом, производящим допрос в целях получения полной достоверной
информации от допрашиваемого о расследуемом событии, а также в целях повышения
количества и качества этой информации, что будет способствовать эффективности
всего хода расследования;
2. Анализ п. 1 ч. 2 ст. 75 позволяет сделать вывод, что
уголовно-процессуальный закон составлен так, что конституционное право
подозреваемого (обвиняемого) на защиту превратилось фактически в его
обязанность иметь защитника. С точки зрения закона его желание отказаться от
защитника может и должно быть во многих ситуациях проигнорировано следователем.
Следует рассмотреть
принятие следующей редакции п.2 ч.4 ст. 46 УПК РФ: «подозреваемый вправе давать
объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо
отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать
показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть
использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при
его последующем отказе от этих показаний», слова «за исключением случая,
предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 настоящего Кодекса» следует
исключить. Соответственно текст п. З ч.4 ст. 47 УПК РФ должен быть представлен
в следующей редакции: «обвиняемый вправе возражать против обвинения, давать
показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний.
При согласии обвиняемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что
его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному
делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний», слова «за
исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75
настоящего Кодекса» следует исключить.
Из статьи 75 УПК РФ -
«Недопустимые доказательства» - исключить
полностью пункт первый части второй: «показания подозреваемого, обвиняемого,
данные в ходе досудебного производства по уголовному делу
в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные
подозреваемым, обвиняемым в суде».
3. Необходимо особенно тщательно
готовиться к допросу подозреваемого или обвиняемого с участием защитника, предусмотреть
позицию, которую займет защитник, с тем, чтобы не упускать инициативу и при
недобросовестных намерениях защитника не дать ему возможности помешать
установлению истины.
4. Использование в доказывании
инструментальных методов установления психофизиологического состояния
лица, подозреваемого в совершении преступления, свидетельствующего об
обладании им значимой для расследования информацией, полиграфа — прибора,
фиксирующего изменения такого состояния в зависимости от воздействия на
испытуемого словесных раздражителей, — проблема, ожидающая своего решения и признания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|