А.В. Смирнов
считает, что отсутствие ссылок на доказательства обвинения в постановлении о привлечении
в качестве обвиняемого не только ущемляет право на защиту, но и противоречит
международно-правовому праву обвиняемого «быть незамедлительно и подробно
уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему
обвинения» (п.п. «а» п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод
человека от 4 ноября 1950 года).[22]
Подробное уведомление об основаниях обвинения означает ознакомление с
доказательствами (подчеркнем, что именно их ч. 1 ст. 171 УПК считает основанием
обвинения). Без уведомления об обосновывающих обвинение доказательствах сторона
защиты не может полноценно выполнять свою функцию. Если лицо знает лишь то, в
чем его обвиняют, но не знает на основании чего, оно не может полноценно
оспаривать аргументы своего процессуального противника. Это не только не
способствует подлинной обоснованности обвинения, но и нарушает равноправие
сторон как элемент состязательности (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК),
предоставляя незаслуженное преимущество обвинителю. Учитывая приоритет
международно-правовых и конституционных норм перед отраслевым
законодательством, следует, как считает А.В. Смирнов, признать обязанность
следователя указывать основные доказательства обвинения в постановлении о
привлечении лица в качестве обвиняемого.[23]
Противники
обоснования обвинения доказательствами, положенными в основу обвинения в
постановлении о привлечении в качестве обвиняемого говорят о том, что,
во-первых, закон не обязывает органы расследования мотивировать обвинение;
во-вторых, обвиняемому итак представлены большие возможности для осуществления
права на защиту; в-третьих, мотивировка обвинения позволит обвиняемому
преждевременно узнать о доказательствах, имеющихся в распоряжении следователя,
что может помешать успешному расследованию дела. Кстати, в ч.2 ст.171 УПК РФ,
непосредственно регулирующей структуру постановления о привлечении в качестве
обвиняемого, не содержится требования об изложении доказательств в этом
постановлении.
А.М. Ларин писал
по этому поводу: «Преждевременное осведомление обвиняемого об имеющихся
уличающих доказательствах в ряде случаев затруднило бы раскрытие преступления,
изобличение виновных, в особенности, если обвиняемый этому активно
противодействует. Поэтому законодатель предусмотрел ознакомление обвиняемого с
материалами только на окончании предварительного следствия. Соблюдение этого
правила – важнейшая гарантия раскрытия преступления».[24] Кроме того, приведение
доводов, мотивов и обоснование выводов по существу привело бы к стиранию граней
между постановлением о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительным
заключением, где анализ доказательств и обоснование выводов следователя
действительно необходимы.
На наш взгляд
использовать доказательства при составлении постановления о привлечении лица в
качестве обвиняемого нельзя, т.к. из содержания ст. 171 УПК РФ видно, что
постановление о привлечении в качестве обвиняемого не требует указания
источников доказательств и не включает оценки и анализа доказательственных
данных. Кроме того, предъявление обвиняемому доказательств противоречит
положениям криминалистической тактики. Бесспорно, что в каждом конкретном
случае с учетом обстоятельств, в которых протекает расследование по делу,
исходя из тактики расследования уголовного дела следователь должен решать,
какие доказательства, подтверждающие обвинение, и в каком объеме указывать в
постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.
Получение в ходе
предварительного расследования доказательств, достаточных для того, чтобы
предъявить конкретному лицу обвинение в совершении преступления, порождает у
следователя обязанность вынести постановление о привлечении этого лица в
качестве обвиняемого. На практике имеет место и другая позиция, согласно
которой закон при наличии указанных доказательств создает возможность для
принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, но выбор момента
вынесения постановления основан на усмотрении следователя. В работе
практических органов существует две крайности: преждевременное и запоздалое
обвинение. Преждевременное обвинение имеет место, когда правовой упрек
предъявляется без документального подтверждения вины подозреваемого. В этот
период необходимые сведения еще не попали в руки следствия. Как правило,
следователь рассчитывает собрать необходимые доказательства на более поздних этапах
расследования. Преждевременное обвинение создает опасность привлечения к
уголовной ответственности невиновного, в результате этого нарушаются
конституционные права граждан. Анализ практики показывает, что данные ситуации
возникают вследствие излишней доверчивости следователя (обвинение предъявляется
на основании оперативной информации, непроверенных данных, версий и т.п.). [25]
Запоздалое
обвинение встречается тогда, когда следователь стремится к перестраховке. Имея
на руках достаточные доказательства совершения преступления, лицо, производящее
расследование, пытается собрать дополнительные материалы. Запоздалое обвинение
нежелательно по причине недопустимой волокиты расследования. Как бы то ни было,
искусственное затягивание с принятием постановления порождает ущемление не
только процессуальных, но и конституционных прав человека, при этом лицо,
фактически находящееся в положении обвиняемого в совершении преступления, по
воле следователя не приобретает адекватного его реальному положению правового
статуса. Более того, несвоевременное вынесение постановления о привлечении лица
в качестве обвиняемого косвенно нарушает права и других субъектов уголовного
процесса. В этом случае следователь как бы «утаивает» юридический факт,
порождающий не только ключевые отношения «следователь-обвиняемый», но им
сдерживает появление и развитие правовых отношений между следователем, с одной
стороны, и защитником, потерпевшим, его представителем, с другой стороны. В
конечном итоге тем самым не только ограничиваются возможности к реализации
субъектами уголовно-процессуальных отношений их субъективных процессуальных
прав, что само по себе – нарушение закона, но и в большей или меньшей степени
может негативно отразиться на качестве выполнения стадий предварительного
расследования стоящих перед ней задач, в том числе таких, как осуществление
всестороннего, полного и объективного расследования преступлений. «Хитрости»
следователей направлены главным образом на то, чтобы подольше «подержать» лицо,
фактически обвиняемое в совершении преступления, в положении свидетеля. Это
позволяет ему использовать такой способ взаимодействия на указанного субъекта,
как предупреждение его перед допросом об уголовной ответственности за отказ от
дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний; блокировать участие
защитника на стороне указанного лица, не гарантировать ему другие
процессуальные права человека и гражданина.
Привлечение в
качестве обвиняемого возможно при соблюдении условий:
а) обвинение
может быть выдвинуто только по событиям (фактам), тождественным с точки зрения
своего фактического содержания тем, по которым возбуждалось данное уголовное
дело. Например, в рамках уголовного дела, возбужденного лишь по факту
незаконного ношения лицом оружия, нельзя привлечь его в качестве обвиняемого за
убийство или незаконный сбыт наркотиков - для этого требуется возбуждение новых
уголовных дел и соединение их с ранее возбужденным уголовным делом. В то же
время, при тождественности установленного события (событий), квалификация
преступления, данная при возбуждении дела, может быть «свободно» изменена на
другую либо дополнена - например, незаконное хранение огнестрельного оружия
переквалифицировано на его незаконное изготовление, квалификация хулиганских
действий дополнена умышленным причинением при их совершении тяжкого или средней
тяжести вреда здоровью и т.д.;
б) надлежащий
субъект выдвижения обвинения. Постановление о привлечении в качестве
обвиняемого может быть вынесено не подлежащим отводу, принявшим дело к
производству следователем, начальником следственного отдела, прокурором (и
дознавателем в случаях, предусмотренных ст. 224). При этом обязательно
соблюдение правил подследственности (ст. 151). При выполнении неотложных
следственных действий по делу, подследственному другому органу расследования, в
порядке ч. 5 ст. 152, ст. 157 УПК обвинение выдвигать нельзя.
При этом
следователь вправе приостановить исполнение указаний прокурора и начальника
следственного отдела (при их обжаловании) о привлечении определенных лиц в
качестве обвиняемых, об объеме обвинения, о квалификации преступления (ч. 3 ст.
38; ч. 4 ст. 39);
в) отсутствие
служебного иммунитета у «потенциального» обвиняемого (ст. 447). Для выдвижения
обвинения против таких лиц установлен особый порядок.
Как было выше
сказано при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого у
следователя появляется необходимость подтвердить отсутствие обстоятельств,
препятствующих вынесению данного постановления (ч.1 ст. 24 УПК). Глава 52 УПК
регламентирует особенности производства по уголовным делам в отношении
отдельных категорий лиц. Помимо непосредственного отражения в ч.2 ст.447 УПК
указания на применение особого порядка производства по уголовным делам в
отношении отдельных категорий лиц содержится в иных нормативно-правовых актах,
к которым относятся:
- Федеральный закон от 17 декабря 1998г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в
Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации»; ст. 15
- Федеральный закон от 10 января 2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента
Российской Федерации»; ст. 37
- Федеральный закон от 8 мая 1994г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации»; ст. 19, 20
- Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 9 ст. 40
- Федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; п. 18 ст. 29
- Федеральный закон от 11 января 1995г. № 4-ФЗ «О Счетной палате
Российской Федерации»; ст. 29
- Закон РФ от 17 января 1992г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в РФ»;
- Федеральный закон от 12 февраля 2001г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту
Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членов его
семьи»;
- Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 84-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ»;
- Федеральный закон от 20 августа 2004г. № 113-ФЗ «О присяжных
заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»;
- Федеральный закон от 30 мая 2001г. № 70-ФЗ «Об арбитражных
заседателях арбитражных судов субъектов РФ»;
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об
Уполномоченном по правам человека в РФ»;
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О
судебной системе РФ».
Готовясь к
вынесению постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, следователю
необходимо учитывать особенности привлечения в качестве обвиняемых депутатов,
судей, прокуроров и некоторых других лиц, указанных в федеральном
законодательстве (ст. 448 УПК РФ).
Законом
установлен особый порядок привлечения к уголовной ответственности:
-
судьи;
-
зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа местного
самоуправления, зарегистрированного кандидата на должность выборного
должностного лица местного самоуправления в субъекте Федерации;
-
кандидата на должность главы администрации;
-
депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления на территории Муниципального
образования;
-
члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения
выборов;
-
члена Конституционного Суда РФ;
-
председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудитора
Счетной палаты;
-
кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
-
депутата Федерального Собрания РФ;
-
кандидата на должность Президента РФ;
-
Президента РФ;
Для
привлечения к уголовной ответственности недостаточно наличия в распоряжении
следователя необходимой для предъявления обвинения совокупности доказательств.
Для привлечения должностного лица (кандидата на вступление в должность) к
ответственности необходимо еще иметь согласие определенного органа.
Нельзя
предъявлять обвинение:
а)
судье, когда отсутствует согласие соответствующей квалификационной коллегии
судей на привлечение его к уголовной ответственности;
б)
члену Конституционного Суда РФ - в случае отсутствия согласия этого суда на
привлечение его к уголовной ответственности;
в)
члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы, если отсутствует
согласие на привлечение к уголовной ответственности соответствующей палаты
Федерального Собрания РФ;
г)
кандидату на должность главы администрации, когда окружная избирательная
комиссия не дала согласия на привлечение его к уголовной ответственности;
д)
кандидату на должность Президента РФ, а также кандидату в депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания РФ, когда не получено согласие
Генерального прокурора РФ;
е)
депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному
должностному лицу местного самоуправления на территории муниципального
образования, зарегистрированному кандидату в депутаты представительного органа
местного самоуправления, а равно зарегистрированному кандидату на должность
выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте федерации - при
отсутствии согласия прокурора субъекта РФ на привлечение его к уголовной
ответственности;
ж)
члену избирательной комиссии с правом решающего голоса во время проведения
выборов Президента РФ, члену избирательной комиссии с правом решающего голоса
во время проведения выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания
РФ, члену комиссии по проведению референдума РФ с правом решающего голоса во
время подготовки и проведения референдума - в случае невозможности получения
согласия соответствующего прокурора на привлечение названного лица к уголовной
ответственности;
з)
председателю Счетной палаты, заместителю председателя Счетной палаты, аудитору
Счетной палаты - при отсутствии соответствующего согласия той палаты
Федерального Собрания РФ, которая назначила их на должность в Счетную палату.
Что
касается предъявления обвинения Президенту РФ, то согласно Конституции РФ,
Государственная Дума может выдвинуть обвинение лишь в государственной измене
или совершении иного тяжкого преступления. Кроме того, обвинение обязательно
должно быть подтверждено двумя заключениями:
-
Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента Российской Федерации
признаков преступления;
-
Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения.
Решение
Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями
голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети
депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии,
образованной Государственной Думой.
Выдвинув
Президенту РФ обвинение, Государственная Дума не лишает последнего статуса
уголовно-правовой неприкосновенности. Если в трехмесячный срок после выдвижения
Государственной Думой обвинения Совет Федерации не примет решения об отрешении
Президента РФ от должности, обвинение против президента считается отклоненным.
В такой ситуации Президента РФ нельзя привлечь к уголовной ответственности в
качестве обвиняемого.
По
делам так называемого частного обвинения правила статьи 171 УПК применяются
только в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 УПК. В этих случаях при наличии
достаточных данных, указывающих на совершение преступления и отказ от
примирения пострадавшего с лицом, в отношении которого подана жалоба, судья
своим постановлением возбуждает уголовное дело, избирает подсудимому в
необходимых случаях меру пресечения и рассматривает уголовное дело в судебном
заседании. Это постановление одновременно, можно сказать, имеет юридическую
силу акта привлечения лица в качестве обвиняемого.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|