Отказ в предоставлении информации Совету
Федерации или Государственной Думе, уклонение от предоставления информации
указанным государственным органам, предоставление заведомо неполной
информации, предоставление заведомо ложной информации влекут уголовную
ответственность по ст. 287 УК РФ.[51]
Правительство РФ как субъект исполнительной
власти устанавливает основные направления деятельности и организует работу
органов – субъектов ОРД, входящих в его состав, определяет их бюджет и
обеспечивает его исполнение, заслушивает должностных лиц органов,
осуществляющих ОРД, по вопросам борьбы с преступностью и обеспечения
безопасности, законности, прав и свобод граждан, в том числе в сфере ОРД,
издает постановления и распоряжения, касающиеся ОРД, определяющие порядок
осуществления ее отдельных направлений, через Минфин России организует финансирование
ОРД и контроль за ним.
Таким образом, предшествующие рассуждения
относительно особенностей обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ОРД
позволяют, на наш взгляд, констатировать:
1. Действия, направленные на это должны быть
разными и зависеть от того права какой личности обеспечиваются и с каких
позиций эти действия потом оцениваются.
Признание в ОРД прав и свобод человека и
гражданина предполагает, что перечень этих прав, а также стандарты их
соблюдения и защиты должны соответствовать требованиям Конституции РФ и
международного права.
В отношении лиц, которые стали или могут стать
объектами ОРД, органы, ее осуществляющие, должны действовать таким образом,
чтобы не нарушать установленные в законе запреты по вмешательству в сферу их
личной жизни.
2. Защита прав и свобод человека и гражданина
должна пониматься не только как пассивное ограждение
личности от противоправных посягательств, но и как активное их
недопущение, а также восстановление нарушенных прав.
С учетом сказанного принципиально важное значение
имеет определение подхода к практическому решению задачи обеспечения прав и
свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. Необходимо точно выбрать
основную направленность, пути и формы активного воздействия на эту
деятельность, которые бы определили уровень обеспечения прав и свобод в данной
сфере, соответствующий требованиям Конституции РФ и международного права.
В качестве исходного положения при решении
рассматриваемой проблемы должен быть, по нашему мнению, избран комплексный
подход с учетом динамики социально-политических процессов, предполагающий перенесение
акцента с реагирования на конкретные нарушения прав и свобод личности при
осуществлении ОРД, входящих в ведомственную отчетность как нарушения законности
(при всей важности подобного рода мероприятий в каждом отдельном случае), на
повседневную планомерную работу по созданию условий, объективно исключающих
нарушения при исполнении сотрудниками оперативных подразделений своих
профессиональных обязанностей.
При этом мероприятия по обеспечению прав и свобод
наряду с соблюдением требований Конституции РФ, федеральных законов и
ведомственных нормативных актов должны еще включать и мероприятия
политического, экономического и организационно-правового характера. Сюда же
входят порядок подготовки и процедура принятия, если можно так сказать
«законных» правовых норм, определяющих границы допустимых ограничений основных
прав и свобод, они должны быть соразмерны конституционным целям ограничений и
соответствовать характеру и природе отношений государства и гражданина.[52]
Необходим также обширный комплекс мер
социально-психологической и нравственной ориентации, среди которых центральное
место занимает воспитание оперативных работников и других участников ОРД в духе
честности, добросовестности. принципиального и непримиримого отношения к малейшим
нарушениям прав и свобод человека и гражданина, принципов и норм морали и
профессиональной этики.
Конечной целью этой совместной общей и
специальной деятельности как самих органов, наделенных правом осуществлять ОРД,
так и других компетентных государственных органов, является выработка своего
рода иммунитета к нарушениям прав и свобод у оперативных работников. Они
должны их соблюдать не из страха перед наказанием за содеянное, а вследствие
осознания невозможности и недопустимости действовать иначе, основанного на
объективных условиях профессиональной деятельности и высоком уровне личной
правовой культуры и правового сознания каждого конкретного оперативного
работника.
Наиболее перспективной формой реализации идеи
комплексности при обеспечении рассматриваемых прав и свобод представляется
факторный подход, сущность которого заключается в определении компонентов
функционирования оперативных подразделений, оказывающих определяющее влияние на
состояние обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении
ОРД'.
На
основании вышеизложенного можно сделать общий вывод, что обеспечение прав и
свобод человека и гражданина в ОРД есть деятельность соответствующих органов
(законодательной власти; наделенных правом осуществлять ОРД; контроля и
надзора), направленная на создание условий (гарантий) по защите, охране и
восстановлению нарушенных прав и свобод личности в условиях применения
специальных сил и средств для решения задач борьбы с преступностью, добывания
информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической и экологической безопасности РФ.
Отдельной нормой (ч. 3 ст. 5 Закона)
утверждается право любого лица, которое считает, что его права и свободы были
нарушены тем или иным органом, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, обжаловать эти действия в вышестоящий оперативный орган, либо
территориальному прокурору, либо в суд. Это является главной гарантией
соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРМ.
В Законе дано указание на соблюдение
конституционного принципа открытости и гласности, законности и защиты доброго
имени, чести и достоинства лица, в отношении которого имелись подозрения в его
виновности в преступном деянии при производстве оперативно-розыскных мероприятий.
Следует особо выделить законодательную
новеллу, в которой отмечается право судебного органа (ч. ч. 5 и 6 ст. 5 Закона),
рассматривающего заявление (жалобу, обращение) лица, считающего, что в
проведении ОРМ были нарушены его законные права, обязать оперативный орган
предоставить заявителю сведения, которые привели к нарушению его прав и свобод
на основании Закона. Судья не только может, но и обязан дать соответствующую
правовую оценку факту по существу вопроса.
В пункте 3 ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД законодатель
повторно утверждает отдельные конституционные положения по защите прав и свобод
человека и гражданина, упоминаемые в ч. ч. 1 – 3 данной статьи, и запрещает
разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известны в процессе
проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан. Исключение
составляют случаи, предусмотренные федеральными законами (в частности, допрос
лица в качестве свидетеля по уголовному делу (ч. 2 ст. 79 УПК РФ)).
В Законе отражено положение,
подтверждающее правовую аксиому о том, что нарушение любого закона влечет
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В
зависимости от нарушения норм и требований данного Закона ответственность может
быть административная, гражданская и уголовная либо смешанная, например,
административно-дисциплинарная, уголовно-гражданская. Поэтому в рассматриваемой
норме обоснованно заложено, что вышестоящий орган, прокурор либо судья должны
принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению
причиненного вреда. Например, возмещение причиненного вреда регламентировано
Гражданским кодексом РФ, в частности ст. 1069. Пострадавший может через суд
потребовать возмещение не только имущественного ущерба, но и морального вреда,
причиненного ему оперативно-розыскными мероприятиями.
Нормативные
акты
1. Конституция Российской
Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от
17.10.2005, № 42, ст. 4212.
2. Всеобщая Декларация прав
человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета
от 05.04.1995.
3. Конвенция о защите прав
человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с
Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении
некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый
протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан
в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.
4. Международный пакт «О
гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда
РФ. – 1994. – № 12.
5. Федеральный конституционный
закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от
26.02.1997 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
6. Гражданский процессуальный
Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ
РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
7. Уголовно-процессуальный
Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ
РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.
8. Уголовный Кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, №
25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
9. Гражданский Кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от
29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (1 ч.), ст. 3100.
10. Гражданский Кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от
05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.
11. Федеральный закон «О государственной
дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25.07.1998 № 128-ФЗ
(ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3806, СЗ РФ от
05.07.2004, № 27, ст. 2711.
12. Федеральный закон «О судебных
приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 28.07.1997,
№ 30, ст. 3590, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
13. Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004)
// СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
14. Федеральный закон «О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от
20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 24.04.1995, № 17, ст. 1455,
СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
15. Закон РФ «О государственной тайне»
от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 13.10.1997, № 41, стр.
8220-8235, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
16. Закон РФ «Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 № 4866-1
(ред. от 14.12.1995) // ВСНД и ВС РФ от 13.05.1993, № 19, ст. 685, СЗ РФ от
18.12.1995, № 51, ст. 4970.
17. Федеральный закон «О Прокуратуре
Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от
20.11.1995, № 47, ст. 4472, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
18. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 №
1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ
РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.
19. Постановление ВС РФ «Об утверждении
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста
присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 23.12.1992 №
4202-1 (ред. от 01.04.2005) // ВСНД и ВС РФ от 14.01.1993, № 2, ст. 70, СЗ РФ
от 04.04.2005, № 14, ст. 1212.
20. Приказ Генпрокуратуры РФ «Об
организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 25.04.2000 № 56 // СПС Гарант.
21. Приказ Генпрокуратуры РФ «Об
улучшении организации работы прокуроров-криминалистов» от 27.01.1997 № 4 //
Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. – М., 1999.
22. Указание Генпрокуратуры РФ «О
порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления
прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 29.07.1996 № 44/15, МВД РФ от 25.07.1996
№ 1/12812 // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. –
М., 1999.
23. Постановление Пленума Верховного
Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25
Конституции Российской Федерации» от 24.12.1993 № 13 // Бюллетень Верховного
Суда РФ. – 1994. – № 3.
Специальная
литература
24.
Гаврилов
Б.Я. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в
досудебном производстве. – М.: МПСИ, 2003.
25.
Горяинов
К.К., Вагин О.А., Исиченко А.П. Теория и практика применения органами
внутренних дел Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научный доклад.
– М.: ВНИИ МВД России, 2001.
26.
Горяинов
К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности»: Комментарий. – М.: Новый Юрист, 1997.
27.
Давыдов
Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат,
2005.
28.
Дубоносов
Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ:
Книжный мир, 2002.
29.
Дубягин
Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об
оперативно-розыскной деятельности». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
30.
Захарцев
С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. – СПб.: Юрид. центр
Пресс, 2004.
31.
Захарцев
С.И. Оперативно-розыскные мероприятия в России и за рубежом. – СПб., 2003.
32.
Казак
А.Е. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел и права
человека. – СПб., 1997.
33.
Рудинский
Ф.М. Неприкосновенность жилища как правовой институт // Сов. государство и
право. – 1976. – № 8.
34.
Оперативно-розыскная
деятельность: Учебник/ Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова,
А.Ю. Шумилова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004.
35.
Органы охраны правопорядка: Сб. документов / Сост. В. В. Черников.
– М.: Проспект,
2004.
36.
Основы
оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С.В. Степашина. – СПб.:
Лань, 1999.
37.
Основы
оперативно-розыскной деятельности. / Под ред. В. Б. Рушайло. – СПб.:
Издательство «Лань», 2001.
38.
Правовые
основы оперативно-розыскных мероприятий / Под ред. Е.М. Рябкова, В. В. Петрова.
– М., 2004.
39.
Прокурорский
надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. –
М.: Высшее образование, 2005.
40.
Прокурорский
надзор: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: НОРМА, 2004.
41.
Смирнов
М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран:
Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2002.
42.
Тарасов A.M. Президентский контроль: понятие и система: Учеб. пособие. – СПб.: Юрид.
центр Пресс, 2004.
43.
Федеральный
закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практ. комментарий / Под
ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2002.
44.
Федеральный
закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практ. комментарий / Под
ред. В.В. Николюка. – М.: Спарк, 2003.
45.
Чувилев
А.А. Оперативно-розыскное право. – М.: НОРМА, 1999.
46.
Шумилов
А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (правовое регулирование
оперативно-розыскной деятельности). Общая часть: Учеб. пособие. – М., 2000.
47.
Шумилов
А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебно-практ.
пособие. – М., 1999.
Судебная
практика
48. Определение Конституционного Суда РФ
№ 198-О от 22.04.2005 // СПС Гарант.
49. Определение Конституционного
Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального
закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой»
от 14.07.1998 № 86-О // СЗ РФ от 24.08.1998, № 34, ст. 4368.
[1] Конституция Российской Федерации (с изм. от
14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
[2] Всеобщая Декларация прав человека. (Принята
10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995.
[3] Конвенция о защите прав человека и основных свобод
(Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже
20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех,
которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г.
Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
// СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.
[4] Международный пакт «О гражданских и политических
правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
[5] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от
14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
[6] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности»: Научно-практ. комментарий / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул:
БЮИ МВД России, 2002. – С. 13.
[7] Гаврилов Б.Я. Обеспечение конституционных прав и
свобод человека и гражданина в досудебном производстве. – М.: МПСИ, 2003. – С.
48.
[8] Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права
(правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности). Общая часть: Учеб.
пособие. – М., 2000. – С. 61.
[9] Казак А.Е. Оперативно-розыскная деятельность органов
внутренних дел и права человека. – СПб., 1997. – С. 26.
[10] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности»: Научно-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. – М.:
Спарк, 2003. – С. 38.
[11] Горяинов К.К., Вагин О.А., Исиченко А.П. Теория и
практика применения органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности»: Научный доклад. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. – С. 64.
[12] Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной
деятельности: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2002. – С. 70.
[13] Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. – М.: НОРМА,
1999. – С. 93.
[14] Оперативно-розыскная деятельность: Учебник/ Под ред.
К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. –
2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 183.
[15] Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие
положения. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – С. 52.
[16] Административное право. Учебник./ Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юрист,
2005. – С. 623.
[17] Валеев Д.Х. Процессуальные формы надзора и контроля в исполнительном
производстве // Адвокат. – 2001. – № 9. – С. 42; Административное право.
Учебник./ Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юрист, 2005. – С. 622.
[18] Валеев Д.Х. Процессуальные формы надзора и
контроля в исполнительном производстве // Адвокат. – 2001. – № 9. – С. 42;
Административное право. Учебник./ Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юрист, 2005. – С.
622.
[19] Валеев Д.Х. Процессуальные формы надзора и
контроля в исполнительном производстве // Адвокат. – 2001. – № 9. – С. 43.
[20] Административное право. Учебник./ Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юрист,
2005. – С. 624.
[21] Валеев Д.Х. Процессуальные формы надзора и
контроля в исполнительном производстве // Адвокат. – 2001. – № 9. – С. 43.
[22] Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 14.12.1995)
// ВСНД и ВС РФ от 13.05.1993, № 19, ст. 685, СЗ РФ от 18.12.1995, № 51, ст.
4970.
[23] Основы оперативно-розыскной деятельности. / Под ред.
В. Б. Рушайло. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – С. 55.
[24] Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от
03.03.1997, № 9, ст. 1011.
[25] Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность:
Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005. – С. 174.
[26] Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А.
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». –
М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – С. 116.
[27] Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие
положения. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – С. 84.
[28] Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации»
от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 15.07.2005) // СЗ РФ от 20.11.1995, № 47, ст.
4472, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 2906.
[29] Приказ Генпрокуратуры РФ «Об организации надзора за
исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от
25.04.2000 № 56 // СПС Гарант.
[30] Горяинов К.К., Вагин О.А., Исиченко А.П. Теория и
практика применения органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности»: Научный доклад. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. – С. 62.
[31] Органы охраны
правопорядка: Сб. документов / Сост. В. В. Черников. –М.: Проспект,
2004. – С. 215.
[32] Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник /
Под ред. СВ. Степашина. – СПб.: Лань, 1999. – С. 105.
[33] Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия в
России и за рубежом. – СПб., 2003. – С. 194.
[34] Указание Генпрокуратуры РФ «О порядке предоставления
органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за
исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от
29.07.1996 № 44/15, МВД РФ от 25.07.1996 № 1/12812 // Сборник основных приказов
и указаний Генерального прокурора РФ. – М., 1999.
[35] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности»: Научно-практ. комментарий / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул:
БЮИ МВД России, 2002. – С. 203.
[36] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности»: Научно-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. – М.:
Спарк, 2003. – С. 217.
[37] Определение Конституционного Суда РФ «По делу о
проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» от
14.07.1998 № 86-О // СЗ РФ от 24.08.1998, № 34, ст. 4368.
[38] Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. – М.: НОРМА,
1999. – С. 254.
[39] Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 №
176-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, № 29, ст. 3697, СЗ РФ от
30.08.2004, № 35, ст. 3607.
[40] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых
вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской
Федерации» от 24.12.1993 № 13 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 3.
[41] Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных
мероприятий: Учебно-практ. пособие. – М., 1999. – С. 182.
[42] Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 №
5485-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 13.10.1997, № 41, стр. 8220-8235, СЗ РФ
от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
[43] Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права
(правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности). Общая часть: Учеб.
пособие. – М., 2000. – С. 193.
[44] Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной
деятельности: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2002. – С. 193.
[45] Оперативно-розыскная деятельность: Учебник/ Под ред.
К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. –
2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 384.
[46] Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий /
Под ред. Е.М. Рябкова, В. В. Петрова. – М., 2004. – С. 194.
[47] Смирнов М.П. Комментарии оперативно-розыскного
законодательства РФ и зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2002. –
С. 285.
[48] См.: Тарасов A.M. Президентский контроль: понятие и система:
Учеб. пособие. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – С. 348 – 369.
[49] Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный
закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. – М.: Новый Юрист,
1997.
[50] Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и
статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 21.07.2005) //
СЗ РФ от 09.05.1994, № 2, ст. 74, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
[51] Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №
63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от
25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
[52] Эбзеев Б.С. Указ. соч. С. 24.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|