При проведении ОРМ при указанных обстоятельствах
ФЗ об ОРД предписывает обязательное уведомление суда (судьи) в течение 24
часов с момента начала проведения мероприятия и последующее получение
судебного решения о проведении такого ОРМ либо прекращение его проведения (в течение
48 часов).[13]
К не терпящим отлагательства могут быть отнесены
ситуации, требующие безотлагательного реагирования, когда отсутствует
объективная возможность получить соответствующее судебное решение к началу
организации и практического проведения ОРМ. Такие ситуации возникают в случаях
необходимости срочного проведения ОРМ непосредственно после получения
соответствующей информации, во время, когда суд не работает (после окончания рабочего
дня, в выходные и праздничные дни и т.п.).
Законодатель рассматривает случаи, не терпящие
отлагательства, в качестве условия допустимого проведения рассматриваемых ОРМ
без судебного решения только в совокупности с угрозой совершения тяжкого
преступления. Из этого следует, что правомерным является проведение ОРМ при
рассматриваемых условиях только применительно к стадиям неоконченного
преступления (приготовления, покушения), при выявлении, предупреждении или
пресечении преступлений, выявлении и задержании лиц, их подготавливающих или
совершающих, но когда общественно опасные последствия еще не наступили.
В отношении уже совершенных преступлений
проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, без предварительного
судебного решения представляется недопустимым. Недопустим рассматриваемый
порядок проведения ОРМ и применительно к преступлениям, отнесенным к категории
небольшой или средней тяжести, т.е. преступлений, санкция статьи которых не превышает
пяти лет лишения свободы (ст. 15 УК).
По смыслу нормы проведение ОРМ, ограничивающих
конституционные права, без предварительного судебного решения при наличии
данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности РФ, является допустимым не во
всех случаях, а только в случаях, которые не терпят отлагательства.
Наличие рассматриваемых данных, как
представляется, употребляется в норме в качестве альтернативы совершению
тяжкого преступления, а не случаям, не терпящим отлагательства.[14]
Было бы неверным рассматривать наличие данных о
событиях и действиях, создающих угрозу безопасности, и в совокупности со
случаями, которые могут привести к совершению тяжкого преступления. С
практической точки зрения, например, приготовление к убийству не являлось бы
условием, допускающим безотлагательное проведение ОРМ, ограничивающих
конституционные права. Ведь угроза безопасности может возникнуть не только в
результате умышленных преступных действий человека, что можно подтвердить или
опровергнуть только оперативным путем.
В качестве обязательных условий законности действий
субъектов ОРМ при рассматриваемых обстоятельствах законодатель устанавливает
уведомление суда (судьи) в течение 24 часов, а также получение судебного
решения на проведение ОРМ либо его прекращение в течение 48 часов с момента его
начала. В этой связи представляется правомерным проведение ОРМ по постановлению
соответствующего руководителя с постановкой в известность суда (судьи) о
проведении мероприятия при последующем его прекращении по истечении двух суток
либо более длительное проведение ОРМ, если получено соответствующее решение
суда. Если судом (судьей) отказано в дальнейшем проведении мероприятия, его
проведение должно быть прекращено не позднее 48 часов после начала.
Возобновление ОРМ в таком случае представляется допустимым только по решению вышестоящего
суда при обращении за его решением в порядке, определенном ст. 9 ФЗ об ОРД.
Получение судебного решения не требуется в
ситуации, когда должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, при проведении
ОРМ получает информацию, требующую немедленного реагирования, и использует при
этом права, предоставленные законом. Это, в частности, право на
беспрепятственное вхождение в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения,
на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если
имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено
преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении
указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и
здоровье граждан (ст. 13 ФЗ о ФСБ, ст. 11 Закона РФ «О милиции», ст. 15 ФЗ о
госохране).
О всех таких случаях гласного проникновения в
жилые и иные принадлежащие гражданам помещения необходимо лишь дальнейшее уведомление
прокурора в течение 24 часов и при условии вхождения туда против воли
проживающих в них граждан.
В качестве специальной нормы в ст. 8 ФЗ об ОРД
выделены условия проведения прослушивания телефонных и иных переговоров'.
Под угрозой жизни, здоровью, собственности следует
понимать не только непосредственную реальную опасность посягательства на жизнь,
здоровье или собственность заявителя или другого лица, но и саму реальную
возможность причинения указанного вреда. В частности, о такой опасности может
свидетельствовать сам факт похищения человека, вымогательства, оказания
психического воздействия на участников процесса и др.
Законодатель не указывает форму обязательного
уведомления суда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно
к случаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможность
толковать уведомление суда как письменное или устное. Однако, учитывая, что
взаимоотношения суда и оперативно-розыскного органа носят официальный характер,
мероприятие касается ограничения конституционных прав граждан, а получение
судебного решения о проведении ОРМ в дальнейшем может не носить обязательного
характера, уведомление суда (судьи) должно быть только письменным. Это особенно
важно, если иметь в виду возможность подтвердить в дальнейшем законность
действий как участников ОРМ, так и их руководителей, в том числе при передаче
фонограмм и бумажных носителей информации следователю для приобщения к
уголовному делу.
Законодатель предусматривает в качестве условия
проведения таких ОРМ, как проверочная закупка или контролируемая поставка
предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо
оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное
внедрение, наличие постановления, утвержденного руководителем
оперативно-розыскного органа.
Применительно к проверочной закупке и
контролируемой поставке наличие постановления является обязательным и необходимым
условием проведения ОРМ, только если речь идет о предметах, веществах, продукции,
свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен. В
отношении иных предметов, веществ и продукции такое постановление не
требуется.
К предметам, веществам, продукции, свободная
реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, относятся оружие
и комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые
вещества, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры,
сильнодействующие или ядовитые вещества, радиоактивные, бактериологические
вещества или их отходы, микробиологические либо другие биологические агенты
или токсины, драгоценные камни и драгметаллы, порнографические материалы или
предметы, официальные документы, государственные награды и др.[15]
Оперативный эксперимент и оперативное внедрение
вне зависимости от личности и статуса внедряемого лица могут проводиться
только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного
органа.
Помимо этого оперативный эксперимент может
проводиться только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия
тяжкого, а по смыслу ФЗ об ОРД и особо тяжкого преступления, а также в целях
выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или
совершивших.
Запрещается проведение ОРМ, ограничивающих
конституционные права граждан (обследование помещений, зданий, сооружений,
участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений,
телеграфных и иных сообщений, ПТП, снятие информации с технических каналов
связи), в целях сбора данных, необходимых для принятия решений: о допуске к
сведениям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией
объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а
также для окружающей среды, к участию в ОРД или о доступе к материалам,
полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с
лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ; о выдаче
разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Проведение рассматриваемых ОРМ, ограничивающих
конституционные права граждан, по обеспечению безопасности органов,
осуществляющих ОРД, допустимо без судебного решения, но при наличии согласия
гражданина в письменной форме.
Ограничений в проведении таких ОРМ по обеспечению
безопасности оперативно-розыскных органов законодатель не предусматривает,
поэтому они могут проводиться и применительно к преступлениям, не отнесенным
к категории тяжких, по делам, по которым производство предварительного
следствия необязательно, а также применительно к событиям или действиям,
создающим угрозу безопасности субъектов ОРД.
Указанное согласие должно относиться к
конкретному времени и факту, а не к проведению таких ОРМ в неопределенное
время, например на протяжении всего срока службы. Письменное согласие должно
быть оформлено отдельным документом, а не общим положением, например
контрактом, в котором предусматривается согласие сотрудника на проведение в
отношении его ОРМ, ограничивающих его права, в неопределенное время и
неконкретного ОРМ. Такое положение позволяет манипулировать правами лица,
ограничивать их без каких-либо оснований, объяснений и контроля.
Законодатель определяет, что ОРМ, обеспечивающие
безопасность оперативно-розыскных органов, проводятся в соответствии с ФЗ об
ОРД и исключительно в пределах полномочий оперативно-розыскного органа,
установленных соответствующими законодательными актами РФ.
Данное положение ориентирует прежде всего на то,
что применительно к сотрудникам оперативно-розыскных органов ОРМ проводятся на
общих основаниях без каких-либо ограничений. При этом проведение ОРМ в отношении,
рассматриваемых лиц должно соответствовать задачам ОРД, основаниям и условиям
проведения ОРМ.
Оперативно-розыскные органы вправе принимать
соответствующие ведомственные нормативные правовые акты, касающиеся
обеспечения собственной безопасности, с учетом рассматриваемого условия.
Проведение ОРМ по обеспечению безопасности
оперативно-розыскных органов представляется допустимым, если они проведены в
пределах компетенции оперативно-розыскного органа. В частности, отдельные
оперативно-розыскные органы (оперативные подразделения органа внешней разведки
Минобороны РФ) проводят ОРМ только в целях обеспечения собственной
безопасности. Другие субъекты ОРД имеют право создавать в структуре
оперативно-розыскного органа специальные подразделения, наделенные функциями
обеспечения собственной безопасности. Они проводят ОРМ по обеспечению безопасности
только оперативно-розыскного органа, в структуре которых они находятся.
Полномочия же органов ФСБ, как представляется,
более расширены. Они имеют право осуществлять меры по обеспечению собственной
безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и
организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с
использованием технических средств к защищаемым органами ФСБ сведениям, составляющим
государственную тайну (ст. 13 ФЗ о ФСБ).
На органы ФСБ возлагается и обязанность
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах РФ,
других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в
которых ФЗ предусмотрена военная служба, в ОВД, Государственной
противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ (ст. 12 ФЗ о ФСБ).
Сущность контроля заключается в том, что
уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной,
судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые
способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных
органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения
законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют,
восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к
ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и
дисциплины.
Контроль как способ обеспечения законности
характеризуется определенными признаками.
Во-первых, между контролирующим органом
(должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют
отношения подчиненности или подведомственности.
Во-вторых, объектом контроля является как
законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда
контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную
деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет
значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая
жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда - необходимость
строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью
контролируемых действий.
В-третьих, контролирующий часто наделяется
правом отменять решения контролируемого.
В-четвертых, в соответствующих случаях
контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к
контролируемому за допущенные нарушения.
Основные цели контроля - соблюдение органами
исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение
целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности
государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования.
Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность,
экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой
законом тайны.[16]
Достижение целей и соблюдение принципов
контроля не предполагает образование какого-то единого и всеобъемлющего
контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы
принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью
органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому
виду государственного контроля.
Формы контрольной деятельности разнообразны:
заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение
за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной
регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств
кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных
органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются
в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных
правовых актов по проверяемым вопросам.
Ведомственный контроль, в отличие от
межотраслевого или вневедомственного, проводится органами одной отрасли или
сферы в отношении подчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам
исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы
исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в
отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация)
конкретных организаций - внутренний контроль за деятельностью своих структурных
подразделений и их должностных лиц. В этом сходятся практически все авторы.[17]
Вневедомственный контроль – это контроль,
который проводится органами не являющимися органами одной отрасли или сферы в
отношении неподчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам
исполнительной и распорядительной деятельности. В этом сходятся практически все
авторы.[18]
Поначалу понятия "надзор" и
"контроль" представляются схожими. Вместе с тем отличие терминов
объясняется разным характером проверки и полномочий, которыми располагают
контрольные и надзорные органы. Предмет надзора наряду с исполнением законов,
представляющим собой деятельность по осуществлению их предписаний, охватывает и
все иные формы реализации права, в частности соблюдение законов, которое обычно
трактуется как следование запретам, установленным ими. Кроме того, надзор, в
отличие от контроля, всегда осуществляется извне по отношению к объектам иных
систем.[19]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|