Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероп...
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7
ГЛАВА
2. ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 12
2.1.
Обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при
осуществлении оперативно- розыскной деятельности. 12
2.2.
Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью.. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 73
Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам
их достижения не может не ограничивать прав и свобод человека и гражданина.
Возможность такого ограничения предусмотрена в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ,[1] в соответствии с которой права
и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той
мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. Право
государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях
борьбы с преступностью соответствует требованиям ст. 12 Всеобщей декларации
прав человека (1948) г.[2],
ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) г.[3] и ст. 17 Международного пакта о
гражданских и политических правах (1966) г.[4]
Под обеспечением соблюдения конституционных прав граждан следует понимать
четкое и неукоснительное следование нормам Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ об ОРД),[5] а также ведомственных
нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения
оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение условий и использование средств,
исключающих необоснованное ограничение прав и свобод граждан.
Вместе с тем, практика показывает, что конституционность отдельных положений
Закона об ОРД довольно часто становится предметом рассмотрения в
Конституционном Суде РФ.
Таким образом,
налицо актуальность сформулированной темы дипломной работы, которая позволяет
не только определить новые подходы к исследованию категории гарантий соблюдения
прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, но и
систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную
практику.
Степень научной
разработанности проблемы. Понятие соблюдения прав граждан при осуществлении
оперативно-розыскных мероприятий широко используется в юридической науке и
правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного виды
правоохранительной деятельности.
Отдельные стороны проблемы соблюдения прав
граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий неоднократно
рассматривались в правовой науке. В дипломной работе используются работы таких
ученых в сфере оперативно-розыскного и других отраслей права, как Шумилов А.Ю.,
Горяинов К.К., Громов Н.А., Давыдов Я.В., Захарцев С.И., Овчинский А.С., Епихин
А.Ю., Казак А.Е., и ряда других авторов, комментарии законодательства, учебники.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и
степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный
теоретико-правовой анализ соблюдения прав граждан при осуществлении
оперативно-розыскных мероприятий проведенный по следующим направления:
-
всесторонний
анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников
правового регулирования гарантий соблюдения прав граждан при осуществлении
оперативно-розыскных мероприятий;
-
рассмотрение
проблем применения правовых норм, регулирующих соблюдение прав граждан при
осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
В рамках данных направлений предполагается решить
следующие задачи:
-
выявить
тенденции развития норм, регулирующих гарантии соблюдения прав граждан при
осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;
-
определить
понятие, значение, цели и задачи, основания и условия оперативно-розыскной
деятельности согласно действующему законодательству и правоприменительной
практике;
-
рассмотрение
проблемы соблюдения прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных
мероприятий.
-
изучение
средств и методов, которые гарантируют соблюдение прав граждан при
осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
Объект и предмет исследования определяются тематикой
работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей работы являются
соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий как
теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и
изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной
практики.
Методологической основой исследования является
диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные,
а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и
дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью
которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа,
системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил
конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе,
следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования,
различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и
полно рассмотреть различные аспекты соблюдения прав граждан при осуществлении
оперативно-розыскных мероприятий в рамках цели и задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на
нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ,
федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования соблюдения
прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Судебная
практика представлена разъяснениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда
РФ, решениями федеральных судов.
Научная новизна исследования заключается в том, что
оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа
гарантий соблюдения прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных
мероприятий как института российского права в свете последних изменений
законодательства в данной области.
Признание человека, его прав и свобод высшей
ценностью является ведущим принципом российского права. В России, как гласит
ст. 17 (часть 1) Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ.
Статье 17 Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод соответствует положение ст. 55 (часть 2) Конституции
РФ, устанавливающей, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или
умаляющие права и свободы человека.
Даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат
ограничению право на жизнь, охрана государством достоинства личности, право
на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени, право на жилище, свобода совести, вероисповедания и др.
Во всех случаях сохраняются гарантии права на
судебную защиту. Конституционный Суд РФ указывал в своих решениях, что
закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту относится к
числу основных, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах;
оно должно быть предоставлено всем гражданам РФ, иностранцам, лицам без
гражданства; оно действует во всех видах судопроизводства и на всех его
стадиях, включая кассационное и надзорное судопроизводство; оно выступает как
гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод.
В вопросе о допустимых ограничениях прав и свобод
есть много общего в нормах Европейской конвенции и Конституции РФ. Общее
заключается в том, что ограничение прав и свобод рассматривается как
исключение из общего правила о необходимости наиболее полной и эффективной их
защиты. Введение ограничений допускается лишь при соблюдении ряда требований и
в общественно значимых целях, ради защиты которых допускается ограничение прав
человека.
Статья 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы
человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства».
Конституционный Суд РФ, исходя из собственной
практики и учитывая практику Европейского Суда по правам человека, конституционных
судов Европы, выработал ряд правовых позиций, касающихся допустимого
ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Суть этих правовых позиций заключается в
следующем:
– ограничения конституционных прав должны быть
необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких
ограничений;
– в тех случаях, когда конституционные нормы
позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не
может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо
того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания;
– при допустимости ограничения того или иного
права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство,
обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно
использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими
целями меры;
– норма Конституции РФ о возможности ограничения
прав и свобод при определенных условиях не может служить оправданием ущемления
прав и свобод человека и гражданина в зависимости от национальной
принадлежности или иного обстоятельства;
– публичные интересы, перечисленные в ст. 55
(часть 3) Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод,
только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются
адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты
конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов
других лиц, не
– имеют обратной силы и не затрагивают само
существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного
содержания соответствующих конституционных норм;
– чтобы исключить возможность несоразмерного
ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной
ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не
допускающей расширительного толкования установленных ограничений и,
следовательно, произвольного их применения.[6]
Исходя из этих правовых позиций следует
рассматривать и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при
осуществлении ОРД.
ФЗ об ОРД не только декларирует обеспечение прав
и свобод человека и гражданина, провозглашая это в качестве конечной цели ОРД
и принципа ее осуществления (ст. 1 и 3 ФЗ об ОРД), но и формулирует правовой
механизм, обеспечивающий гарантии соблюдения названных прав и свобод. В ст. 5
ФЗ об ОРД эти гарантии находят наиболее полное отражение.
Законодатель создал предпосылки реализации
гарантий посредством закрепления следующих обязанностей оперативно-розыскных
органов и их должностных лиц при проведении ОРМ: соблюдение прав человека и
гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, т.е. переписки, телеграфных,
телефонных и иных сообщений; запрет на разглашение сведений, затрагивающих
указанные конституционные права, честь и доброе имя гражданина; соблюдение
прав объектов ОРД на защиту в форме обжалования действий субъектов ОРД как
в орган, которому они подчинены, так и в прокуратуру или суд; установление
оснований и порядка такого обжалования; обязанность восстановления указанными
органами прав и законных интересов физических и юридических лиц, принятия мер
по возмещению причиненного вреда; указание на возможность ответственности,
предусмотренной законодательством РФ.
Таким образом, законодателем предусмотрен
последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения
со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту,
применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и
судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности.
В ст. 5 ФЗ об ОРД не только определена
обязанность оперативно-розыскных органов обеспечивать соблюдение прав человека
и гражданина, но и дан перечень конституционных прав, обеспечить соблюдение
которых необходимо при проведении ОРМ: неприкосновенность частной жизни,
личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции.
Это имеет исключительно важное значение,
поскольку здесь конкретизируются права человека и гражданина, предусмотренные в
ст. 23 – 25 Конституции РФ, обеспечивать соблюдение которых предписывается
законом, применительно к объектам ОРД. В ст. 5 ФЗ об ОРД это четко определено
фразой «при проведении оперативно-розыскных мероприятий», т.е. здесь идет речь
об их объектах.
Законодателем не случайно подчеркивается это
положение и обозначен перечень прав: только их нарушение может обжаловаться в
порядке, установленном ст. 5 ФЗ об ОРД, в вышестоящий орган, прокурору или в
суд.
Обеспечение этих и иных конституционных прав,
безусловно, является обязанностью оперативно-розыскных органов, но эта
обязанность рассматривается не применительно к объектам ОРМ, а по отношению ко
всем лицам без исключения и безотносительно к ст. 5 ФЗ об ОРД.
Таким образом, к числу гарантий соблюдения прав и
свобод человека и гражданина при производстве ОРД относятся:
1) перечень конституционных прав, обеспечить
соблюдение которых необходимо при проведении ОРМ: неприкосновенность частной
жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна
корреспонденции;
2) обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и
свобод
человека и гражданина при осуществлении оперативно-
розыскной деятельности;
3) возможность обжалования указанных
конституционных прав в порядке, установленном ст. 5 ФЗ об ОРД, в вышестоящий
орган, прокурору или в суд (контроль и надзор за ОРД).
Наиболее важными представляются гарантии,
предусмотренные п. 2, 3, которые и станут предметом рассмотрения во второй
главе дипломной работы, где будет раскрыта их сущность.
Итак, одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод человека и
гражданина при производстве ОРД является обеспечение
субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности, то есть обязанность
субъектов ОРД соблюдать эти самые права и свободы. Отличие данного понятия от
понятия «обеспечение прав и свобод» состоит в том, что последнее, как уже
говорилось, шире, и включает в себя помимо первого понятия также понятие
контроля и надзора за ОРД, и перечень
конституционных прав, обеспечить соблюдение которых необходимо при проведении
ОРМ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|