– по жалобам граждан и обращениям должностных
лиц;
– по результатам изучения материалов уголовных
дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем
реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным
делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим
исполнением указаний уполномоченного прокурора;
– в плановом порядке, в том числе по указанию
вышестоящего уполномоченного прокурора;
– в других случаях с учетом состояния законности
в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению
подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии
преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц,
без вести пропавших. Генпрокуратура РФ обращает внимание уполномоченных прокуроров
при проведении проверок:
– на законность и обоснованность решений о
производстве или прекращении ОРМ, а также использования результатов ОРД;
– обязательность регистрации и заведения дел
оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в
отношении которых проводятся ОРМ;
– соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, а также
недопустимость применения информационных систем и технических средств,
наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
– наличие полномочий улиц, осуществляющих ОРД;
– возможность осуществления только тех ОРМ,
перечень которых определен ФЗ об ОРД;
– наличие оснований для проведения ОРМ, в том
числе на проведение которых разрешение дано судом;
– соблюдение условий и порядка проведения ОРМ;
– своевременность уведомления судей органами,
осуществляющими ОРД, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих
отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а
такжещри наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
государства, ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по
сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность
жилища;
– законность привлечения граждан к сотрудничеству
на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с
органами, осуществляющими ОРД.[33]
В предмет прокурорского надзора за ОРД не входит
проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об
ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям
электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении
ОРМ, а также законности и обоснованности возбуждения оперативно-розыскным
органом ходатайства о проведении ОРМ, связанных с ограничением конституционных
прав граждан. Это связано с тем, что суд является не субъектом ОРД, а органом,
принимающим окончательное решение (санкционирующим) проведение отдельных ОРМ.
Прокурор не вправе ограничивать обращения
оперативно-розыскного органа в суд с ходатайством о разрешении на проведение
ОРМ, поскольку только судья по результатам рассмотрения материалов разрешает
проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права
граждан, либо отказывает в его проведении, о чем и выносит мотивированное
постановление.
Прокурор не вправе принимать решения,
ограничивающие (запрещающие) проведение ОРМ в случаях проведения ОРМ, требующих
судебного решения до его получения или без такового, которые осуществляются в
порядке, предусмотренном ст. 8 ФЗ об ОРД.
Сведения о конфидентах составляют государственную
тайну и могут предоставляться соответствующим прокурорам только с письменного
согласия указанных лиц.
Возможность надзора за законностью привлечения
граждан к конфиденциальному сотрудничеству возникает при подаче ими заявлений
о принуждении их к такой деятельности.
Сведения об организации, тактике, методах и
средствах осуществления ОРД в предмет прокурорского надзора не входят (Указание
Генеральной прокуратуры РФ от 29 июля 1996 г. № 44/15 и МВД России от 25 июля
1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов
для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности»[34]).
Из содержания ст. 21 ФЗ об ОРД следует, что
правом надзора за ОРД наделены не все прокуроры, а только Генеральный прокурор
РФ и прокуроры, на которых его приказом персонально возлагаются полномочия по
осуществлению надзора за исполнением ФЗ об ОРД. Вместе с тем согласно приказу
Генпрокурора от 25 апреля 2000 г. № 56 определить уполномоченных прокуроров,
на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций за
ОРД, предлагается в аппарате Генеральной прокуратуры – заместителю Генерального
прокурора, а в аппарате Главной военной прокуратуры РФ – заместителю
Генерального прокурора РФ – Главному военному прокурору.
В Генеральной прокуратуре РФ правом прокурорского
надзора за ОРД наделены заместители Генерального прокурора РФ, Главный военный
прокурор и его заместители, начальники управлений и отделов и их заместители
(старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений
(отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями (п. 2 Указания
Генерального прокурора РФ от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних
дел РФ от 25 июля 1996 г. № 1/12812).
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним
транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур
несут персональную ответственность за организацию надзора. Указанные прокуроры
своими приказами назначают уполномоченных для осуществления надзора за ОРД
прокуроров из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих
прокуратур.
Копия приказа с перечнем уполномоченных
прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД,
или выписка из него направляется для сведения руководителям
оперативно-розыскных органов.
По требованию уполномоченных прокуроров
руководители оперативно-розыскных органов представляют им оперативно-служебные
документы, включающие дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с
использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную
документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие
порядок проведения ОРМ.
Уполномоченный прокурор в ходе проведения
проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении
иных нарушений закона, допущенных должностными лицами оперативно-розыскного
органа, вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами.
В свою очередь, руководители
оперативно-розыскного органа обязаны предоставлять уполномоченным прокурорам
по их требованию подлинные оперативно-служебные документы, послужившие
основанием для заведения дела оперативного учета, а также проведения ОРМ и их
учета .
ФЗ об ОРД не содержит различий в порядке
представления документации уполномоченному прокурору применительно к различным
субъектам ОРД. Вместе с тем такие различия определены приказом Генпрокурора №
56, который закрепляет, что оперативно-служебные документы об осуществлении
контрразведывательной деятельности органами ФСБ и Службой внешней разведки
России прокурор вправе истребовать только в случаях проведения проверок в
порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и
обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами
законодательства РФ.
В ходе надзорных мероприятий в органах внешней
разведки Минобороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные
документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности
указанных органов.[35]
Незаконный отказ в представлении прокурору
документов в зависимости от обстоятельств может рассматриваться как невыполнение
требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор
в этих случаях при наличии оснований вправе принимать меры для привлечения
виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в
том числе и уголовной.
Защиту от разглашения сведений, содержащихся в
представленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов, обязаны
обеспечить руководители прокуратуры.
Персональная ответственность за несоблюдение
установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную
тайну, возлагается на уполномоченных прокуроров.
В целях обеспечения защиты сведений, содержащихся
в представленных прокурорам документах и материалах, в каждой прокуратуре
определяются лица, на которых возлагается обязанность ведения делопроизводства
по документам ОРД.
Уполномоченным прокурорам, а также лицам, на
которых возложено ведение делопроизводства по документам ОРД, оформляется
допуск для работы с документами, составляющими гостайну.
Прокурор в соответствии с ФЗ о прокуратуре имеет
самые широкие полномочия по надзору за исполнением законов в ОРД.
Например, прокурор наделен правом требовать от
руководителей и других должностных лиц оперативно-розыскного органа проведения
проверок либо ревизий деятельности соответствующих оперативно-розыскных
органов. Причем в соответствии со ст. 22 ФЗ о прокуратуре должностные лица оперативно-розыскного
органа обязаны приступить к выполнению такого требования незамедлительно.
Прокурор вправе требовать привлечения лиц,
осуществляющих ОРД, к материальной или дисциплинарной ответственности. В этих
целях прокурор вносит представление оперативно-розыскному органу.
Прокурор вправе предостеречь соответствующее должностное
лицо оперативно-розыскной орган о недопустимости нарушения закона.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело при
наличии предусмотренных законом оснований о совершении лицами, осуществляющими
ОРД, преступления.
Однако при использовании общих полномочий должна
учитываться специфика надзора в сфере ОРД.
Например, к числу таких общих полномочий
относится право прокурора беспрепятственно входить на территории и в помещения
государственных органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет
надзор. Однако при этом следует учитывать сущность понятий «территория» и
«помещение», используемых в такой специфической сфере, какой является ОРД.
Основания судебного контроля за ОРД и порядок его
осуществления при проведении ОРМ закреплены в ст. 5, 8, 9 и 12 ФЗ об ОРД.
Почему данный вид называется «судебным контролем»?
Во-первых, между контролирующим органом (судом)
и подконтрольным объектом существуют отношения подчиненности, поскольку решение
суда является обязательным для оперативно-розыскных органов.
Во-вторых, объектом контроля является как
законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда
контролирующий (суд) вправе вмешиваться в текущую оперативно-розыскную
деятельность контролируемого с целью проверки целесообразности ограничения прав
и свобод граждан.
В-третьих, суд наделяется правом отменять
решения контролируемого.
В-четвертых, в соответствующих случаях суд
вправе способствовать применению меры дисциплинарного воздействия к
контролируемому за допущенные нарушения.
ФЗ об ОРД определяет ряд ОРМ, ограничивающих
указанные права, а следовательно, на их проведение необходимо судебное решение
(ст. 8). В ст. 9 ФЗ об ОРД законодатель определяет процедурный вопрос
получения судебного решения, порядок представления материалов, являющихся
основанием для судебного решения, закрепляет определенные ограничения при
представлении таких материалов, действия субъектов ОРД в случае отказа в
положительном решении вопроса о проведении ОРМ.[36]
Такое рассмотрение материалов не является
судебным разбирательством и подготовительными действиями к судебному
заседанию. В данных правоотношениях еще нет сторон, что характерно для уголовного
процесса. В процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на
проведение ОРМ, объект мероприятия (проверяемое лицо) не является участником
процесса и знать о нем не должен.
Предусмотренная в рассматриваемой норме процедура
судебного рассмотрения и соответствующая процессуальная мера (санкция судьи)
связаны с решением задач уголовно-правового характера. Наделение суда
полномочием по осуществлению такой процедуры независимого одобрения ОРМ,
связанных с ограничениями конституционных прав граждан, создает дополнительную
гарантию их защиты (п. 6 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998
г. № 86-0 по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального
закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г.
Черновой[37]).
Законодатель определяет сферу компетенции суда и
обязательность судебного решения применительно к рассмотрению материалов об
ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых только по
сетям электрической и почтовой связи, и на неприкосновенность жилища при
проведении ОРМ.[38]
Проведение таких ОРМ применительно к
неофициальной переписке, телефонным переговорам, почтовым, телеграфным или
иным сообщениям в случае их передачи не по сетям электрической и почтовой связи
не требует судебного решения на их проведение. В частности, это может
относиться к переписке посредством использования тайников, услуг частных лиц
для передачи письменной информации, использования устройств для перемещения
письменных текстов от одного лица к другому, общения посредством радиостанций
или внутрипроизводственных, технологических или выделенных сетей связи, не
имеющих выхода на сеть связи общего пользования либо организованных между
отдельными лицами, и др.
Это связано с тем, что тайна связи
рассматривается как тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений,
входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, не подлежащая
разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи (ст. 2 ФЗ «О
почтовой связи»[39]).
Если услуга связи не опосредована сферой деятельности операторов почтовой
связи, то и соответствующая передача информации не образует такой услуги и, по
мысли законодателя, не образует тайны связи и, соответственно, ее нарушения в
целом или применительно к отдельным видам.
Рассмотрение материалов об ограничении указанных
конституционных прав граждан при проведении ОРМ осуществляется судом, как
правило, по месту проведения таких ОРМ или по месту нахождения органа,
ходатайствующего об их проведении.
К числу судов, которым рекомендовано принимать к
своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права
гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений, отнесены верховные суды республик, краевые, областные суды,
Московский и Санкт-Петербургский городские суды, суды автономной области и
автономных округов, военные суды округов, групп войск, флотов и видов
Вооруженных Сил РФ.
Районные (городские) народные суды, военные суды
армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотрении
таких материалов в случае представления их в эти суды (см. п. 1 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах,
связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации»[40]).
Порядок рассмотрения материалов указанными судами
определяется в зависимости от того, впервые ли рассматривается материал об
ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ или после отказа
судьей в проведении ОРМ.
Первичное рассмотрение материалов представляется
на рассмотрение судов районного (городского) звена и приравненных к ним судов
по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа,
ходатайствующего об их проведении. Однако это не исключает и первичного
обращения в вышестоящие суды.
Следует отметить, что территориальность действия
вышестоящих судов (областных, краевых и др.) гораздо шире; соответственно,
такие суды могут рассматриваться и как суды по месту нахождения ходатайствующего
органа, и как суда по месту проведения ОРМ. В частности, областной суд,
рассматривавший представленные материалы на ПТП и давший судебную санкцию, был
признан судом по месту проведения ОРМ и судом по месту нахождения ходатайствующего
органа (п. 6 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|