На возможность обращения в вышестоящие суды, а
также на избирательность рассмотрения материалов судами районного (городского)
звена указывает фраза законодателя, что рассмотрение материалов
осуществляется, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту
нахождения соответствующего органа.[41]
Это связано с тем, что место проведения ОРМ может
не совпадать с территориальностью расположения оперативно-розыскного органа,
когда ОРМ проводятся на основании запросов других оперативно-розыскных органов,
но не наделенных правом проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права
граждан, либо когда ходатайствующий о проведении ОРМ орган расположен на
значительном удалении (в других населенном пункте, крае, области, республике)
от места проведения ОРМ, либо когда уполномоченный судья отсутствует по месту
проведения ОРМ или нахождения соответствующего органа.
Право рассмотрения указанных материалов
законодатель представляет уполномоченному на то судье.
Положение об «уполномоченном судье» не означает,
что рассматривать соответствующие материалы может только тот судья, который
имеет специальный допуск к сведениям, составляющим государственную тайну,
оформленный в соответствии с требованиями Закона РФ о гостайне.[42] Положение ст. 9 ФЗ
об ОРД об уполномоченном судье, означавшее необходимость распространения на
него требований Закона РФ о гостайне как условия допуска к сведениям,
составляющим государственную тайну, более не действует и не может применяться
судами, другими органами и должностными лицами (п. 6 Определения
Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0). На судей распространяется
действие ст. 21.1 Закона РФ о гостайне, согласно которой судьи на период исполнения
ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную
тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 Закона
РФ о гостайне.
Исходя из этого под уполномоченными судьями
следует рассматривать судей, специально выделенных для рассмотрения материалов
об ограничении права на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Отнесение к компетенции
уполномоченных судей рассмотрения указанных материалов направлено прежде всего
на обеспечение законности, недопустимость дублирования функций судей,
устранение возможности неоднократного обращения в один и тот же суд по одному
и тому же вопросу, но к разным судьям. В то же время в отсутствие уполномоченного
судьи такие материалы могут быть представлены на рассмотрение любому судье
суда общей юрисдикции. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов
в случае их представления. Это положение относится не только к судьям районного
(городского) звена, но и к вышестоящим судам.
Судья обязан единолично и незамедлительно
рассмотреть представленные материалы и принять соответствующее решение (п. 6
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13).
Под незамедлительным следует понимать
рассмотрение материалов сразу же после их представления судье.
Осуществление судебного контроля единолично
судьей при рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан
при проведении ОРМ представляется допустимым и не является нарушением
конституционных прав человека и гражданина. Это связано с тем, что судебная
власть в РФ может осуществляться и судьей единолично. Судья в этом случае
действует как носитель именно судебных функций, т.е. выступает в качестве
органа судебной власти.
В качестве основания для решения судьей вопроса о
проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, законодателем
указано мотивированное постановление одного из руководителей
оперативно-розыскного органа. Перечень категорий таких руководителей устанавливается
ведомственными нормативными правовыми актами.[43]
Само по себе такое постановление является лишь
основанием для рассмотрения вопроса о принятии соответствующего решения.
Фактически же решение может быть принято при наличии оснований для проведения
испрашиваемого ОРМ, закрепленных в ст. 7 ФЗ об ОРД, и наличии условий,
предусмотренных в ст. 8 ФЗ об ОРД, а также требований ст. 1-3, 5 ФЗ об ОРД.
Должностные лица, обратившиеся в суд за разрешением о проведении ОРМ, обязаны
обосновать необходимость проведения ОРМ с точки зрения требований указанных
норм.
Рассматривая поступившее к нему постановление
руководителя оперативно-розыскного органа, судья должен убедиться в
обоснованности и законности проведения ОРМ, прийти к выводу о необходимости
разрешить его проведение.
Если судья сочтет необходимым, он вправе
потребовать от оперативно-розыскных органов любые материалы, касающиеся
оснований для проведения ОРМ, за исключением данных о лицах, внедренных в
организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках
оперативно-розыскного органа и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной
основе, об организации и тактике проведения ОРМ.
Выражение «по требованию судьи ему могут
представляться материалы» с учетом положения части первой этой же статьи «рассмотрение
материалов осуществляется судом» означает также, что для обоснования своей
позиции руководитель, испрашивающий разрешение на проведение ОРМ, связанного с
ограничением конституционных прав граждан, может и самостоятельно представлять
судье соответствующие материалы (п. 6 Определения Конституционного Суда РФ от
14 июля 1998 г. № 86-O).
Под данными об организации и тактике проведения
ОРМ следует рассматривать сведения, характеризующие меры, направленные на
подготовку, обеспечение и проведение конкретных действий, наиболее эффективное
применение оперативно-розыскных сил и средств, а также совокупность приемов и
способов достижения намеченной цели при проведении конкретных ОРМ. Данные об
организации ОРМ подразумевают также их сосредоточение в оперативно-служебных
документах по планированию, контролю за проведением ОРМ.[44]
Такие данные не представляются судье потому, что
ни организация, ни тактика, ни данные о конфидентах (включая штатных негласных
сотрудников) объективно не составляют оснований для проведения ОРМ. Указанные
сведения раскрывают суть конкретных проводимых ОРМ, их время, место,
участников, объекты, сведения о которых составляют государственную тайну.
Однако само по себе отнесение сведений к гостайне не является основанием для
отказа в представлении судье материалов, обосновывающих проведение ОРМ, ограничивающих
конституционные права граждан. Это не относится лишь к сведениям о конфидентах,
данные о которых могут быть рассекречены только с их письменного согласия.
Следует отметить, что судья по своему статусу
наделен правом ознакомления с документами, содержащими сведения, составляющие
государственную тайну, поэтому руководители судебных органов обязаны создавать
условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых
судье оперативно-служебных документах.
Судья не вправе отказать в рассмотрении
материалов об ограничении конституционных прав граждан, но не обязан
«автоматически» давать разрешение на проведение ОРМ. По результатам рассмотрения
материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении на
проведение такого ОРМ либо об отказе в этом.
Однако в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ об
ОРД не только постановление руководителя оперативно-розыскного органа,
представляющего в суд материалы для рассмотрения, но и само судебное
постановление должны быть мотивированными. Соответственно, в случае отказа в
проведении ОРМ судья должен вынести соответствующее решение с обоснованием
отказа в проведении ОРМ и, как представляется, со ссылкой на нормы права,
прежде всего с обоснованием отсутствия оснований и условий для проведения
испрашиваемого ОРМ, и указанием иных аргументов, подтверждающих незаконность
ОРМ.[45]
В качестве основания для отказа в проведении ОРМ,
ограничивающего конституционные права граждан, могут служить также недостаточная
мотивированность постановления, неполнота представленных данных, на основе
которых невозможно или затруднительно принять решение о проведении ОРМ, что
объективно не способствует определению законности и обоснованности их проведения.
При отказе судьи в проведении ОРМ, которое
ограничивает конституционные права граждан, оперативно-розыскной орган вправе
обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд, которому представляются
мотивированное постановление руководителя оперативно-розыскного органа и иные
материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ. По требованию суда может
представляться и мотивированное постановление нижестоящего суда об отказе в
проведении испрашиваемого ОРМ.
Следует отметить, что обращение в вышестоящий суд
является новым обращением о рассмотрении материалов об ограничении
конституционных прав граждан, а не обжалованием решения нижестоящего суда. На
это указывает формулировка законодателя, согласно которой оперативно-розыскной
орган вправе обратиться в вышестоящий суд «по этому же вопросу», а также то,
что суд не отменяет решение нижестоящего суда, а принимает самостоятельное
решение, которое должно соответствовать тем же требованиям, т.е. быть
обоснованным и мотивированным. Исходя из этого в вышестоящий суд могут
представляться как документы, которые предъявлялись ранее судье, так и новые
данные, подтверждающие обоснованность намечаемого проведения ОРМ.[46]
Постановление судьи как об отказе в проведении
ОРМ, так и о разрешении на его проведение заверяется печатью и выдается инициатору
проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов.
Отказ судьи в проведении ОРМ не исключает его проведения
без судебного решения в случаях, которые не терпят отлагательства и могут
привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при
наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической безопасности РФ, а также иных
условий, предусмотренных ФЗ об ОРД (ст. 8).
В этом случае в течение 24 часов уведомляется
вышестоящий суд, где орган, осуществляющий ОРД, обязан получить судебное решение
о проведении ОРМ либо прекратить его в случае отказа в проведении не позднее 48
часов после начала.
Законодатель ограничивает срок действия
вынесенного судьей постановления о проведении ОРМ и устанавливает его продолжительность,
не превышающую шести месяцев. Постановление действует в течение этого срока
при условии, что судья в самом постановлении не указал иного срока, который не
может превышать шести месяцев, но может быть ограничен судьей исходя из
конкретных обстоятельств и условий проведения ОРМ.
Течение срока не прерываемся вне зависимости от
того, проводилось ли ОРМ в указанный судьей период или нет, а также выпадает
ли его окончание на выходные или праздничные дни. При необходимости продления срока
действия постановления оперативно-розыскного органа должен своевременно
обратиться за получением судебного решения. Судья выносит судебное решение на
основании вновь представленных материалов, обосновывающих проведение
испрашиваемого ОРМ (постановление руководителя оперативно-розыскного органа и
иные материалы).[47]
Началом исчисления срока является день его
вынесения, который засчитывается в течение срока действия постановления. Срок
действия постановления истекает в 12 часов ночи последних суток.
ОРД, учитывая ее преимущественно негласный,
конспиративный характер, сопряженность ряда ОРМ с ограничением конституционных
прав и свобод граждан, вольным или невольным получением информации,
затрагивающей их частную жизнь, требует контроля за законодательным порядком ее
осуществления для достижения законодательно закрепленных целей и задач,
корректировки оперативно-розыскной политики, детализации положений ФЗ об ОРД,
их разъяснения, организации и проведения проверок на уровне органов
государственной власти (вневедомственный контроль).
В соответствии с Конституцией РФ государственную
власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и
Государственная Дума), Правительство РФ. Статья 20 ФЗ об ОРД определяет эти
органы власти в качестве субъектов, наделенных правом осуществления контроля
за ОРД.
Органы государственной власти РФ в пределах своей
компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств,
предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности (ст. 21
Закона РФ «О безопасности»), а соответственно, и органов – субъектов ОРД.
Согласно Конституции РФ Президент РФ является
гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с
Основным законом страны и федеральными законами Президент РФ вносит
законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует ФЗ; издает
указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ;
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной
власти.
Президент РФ формирует и возглавляет Совет
Безопасности РФ, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики
России в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка, осуществляет
подготовку решений Президента РФ, касающихся состояния защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних
угроз.
Иными словами, Президент РФ непосредственно
определяет оперативно-розыскную политику.
Президентский контроль включает в себя контроль
как самого Президента РФ, так и его аппарата, который глава государства в
соответствующих указах наделил контрольными функциями. Главное контрольное
управление (ГКУ) в Администрации Президента РФ уполномочено контролировать
организацию основных направлений ОРД в полном объеме на федеральном, окружном
уровнях, а также на уровне субъектов РФ. ГКУ (без прямого поручения Президента
РФ) правомочно осуществлять контроль за ОРД в части установления отклонений в организационно-управленческой
сфере этой деятельности. Контроль за технологией ОРД (тактикой, методикой,
особенно по конкретным делам) без поручения Президента РФ не входит в
компетенцию ГКУ.
В ГКУ существует специальное подразделение,
осуществляющее по поручению Президента РФ контроль за деятельностью правоохранительных
органов и спецслужб, в том числе и за ОРД. Сотрудники данного подразделения
являются прикомандированными сотрудниками МВД России и ФСБ России, имеющими
соответствующие допуски к работе со сведениями, содержащими гостайну.[48]
Важным элементом соблюдения принципа законности в
ОРД при ее осуществлении является контроль со стороны законодательного органа.
Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят
по вопросам своего ведения парламентские слушания, определяют расходные статьи
бюджета, выделяемого на осуществление ОРД, и контролируют расходование
средств, выделенных на эту деятельность. В качестве контроля за ОРД в
заседаниях Госдумы и Совета Федерации могут рассматриваться различные вопросы,
касающиеся этой деятельности, для участия в заседаниях могут приглашаться
должностные лица оперативно-розыскных органов. В порядке контроля руководители
комиссий и комитетов, депутаты вправе направлять депутатские запросы,
касающиеся осуществления ОРД и ее результатов.[49]
Регламентами, определяющими полномочия
Государственной Думы и Совета Федерации, предусмотрено их право на получение
необходимой информации от других государственных органов и организаций.
При обращении депутатов Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы в органы государственной власти, органы
местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в
учреждения, организации должностные лица обязаны обеспечить их необходимой информацией
или документацией по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью (ст. 16
ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации»[50]).
Исходя из этого оперативно-розыскные органы
обязаны предоставлять указанным органам и лицам любую запрошенную информацию,
за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы,
штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах,
оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, в
порядке и случаях, предусмотренных ФЗ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|