Под уничтожением лесов понимают полное
сгорание лесного массива или приведете его в такое состояние, когда он
полностью утрачивает свою хозяйственную ил! природоохранную ценность и не
мо-же" быть использован по своему обычному назначению. Повреждение лесов
имеет место в случае, когда был причинен ущэрб, значительно снижающий
качество 1асаждений и требующий длительного времени и больших затрат на их
восста-ноьление.
Хотя в норме не указывается на размеры
уничтоженных или поврежденных лесов, тем не менее можно предположить, что
законодатель имел в виду значительны? площади (от 1 га и более), достаточно
плстно покрытые растущим или сухостой-ныя лесом. На практике неосторожное
уничтожение или повреждение лесов на участке меньших размеров рассматривается
как пр-е в случае особого эстетического, хозяйственного, почвозащитного,
природооздоровительного значение этого леса.
Законодатель сконструировал ч. 1 ст. 261 татам
образом, что уг. ответ-ть за уничтожение или повреждение лесов наступает при
условии неосторож-
ного обращения с огнем или иными источниками
повышенной опасности, к которым относятся машины, механизмы,
электрооборудование, горюче-смазочные материалы, взрывчатые вещества,
пиротехнические изделия и т. д.
Как неосторожное обращение с огнем следует
понимать непринятие мер противопожарной безопасности при нахождении в лесу или
проведении в нем либо рядом с ним работ. Указанные в законе последствия могут
наступить от непогашенного костра, выжигания травы, корчевания пней с помощью
взрывчатых веществ и т. д.
Состав рассматриваемого пр-я — материальный.
Деяние признается оконченным с момента уничтожения или повреждения лесов.
Между действием и бездействием виновных и наступившими последствиями следует
установить причинную связь.
Субъектом анализируемого пр-я является любое
лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Если виновным является должностное лицо и
наступившие последствия явились результатом невыполнения или недобросовестного
выполнения им своих служебных обязанностей, содеянное следует квалифицировать
как халатность. В случае когда уничтожение или повреждение лесов наступило в
результате нарушения правил пожарной безопасности лицом, на которое была
возложена обязанность соблюдать их или контролировать их соблюдение, действия
виновного содержат признаки нарушения правил пожарной безопасности, повлекшего
тяжкие последствия (ст 219 УК).
Уничтожение или повреждение лесов в результате
неосторожного обращения с огнем может совершаться как по небрежности, так и по
легкомыслию.
В ч. 2 ст. 261 специально выделен такой
способ, как поджог, т. е. совершение действий, целью которых является
возникновение пожара, указано и на иные общеопасные способы (путем взрыва,
затопления и т. д.).
Загрязнение вредными веществами или отходами
предполагает нарушение правил обращения с создающими угрозу здоровью людей,
животным или окружающей среде химическими, бактериологическими, радиоактивными
веществами (напр., химическая обработка лесных массивов).
При загрязнении выбросами происходит такое
превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе,
грунтовых водах или лесных водоемах, которое приводит к изменению качества
лесных насаждений или их гибели.
Загрязнение отходами или отбросами — это
использование лесных массивов в качестве несанкционированной свалки
промышленных или бытовых отходов.
Пр-е, предусмотренное ч. 2 ст. 261, м.б.
совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Естественно, что уничтожение или повреждение
лесов путем поджога и иным общеопасным способом м.б. совершено только
умышленно (с прямым или косвенным умыслом). Совершение же этого пр-я путем
загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами возможно и
по неосторожности.
Субъектом данного пр-я м.б. любое лицо,
достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).
Нарушение режима особо охраняемых территорий и
природных объектов (ст. 262)
Нарушение режима особо охраняемых территорий и
природных объектов посягает на регулируемые федеральным законодательством и
иными нормативными
актами отношения в области организации, охраны
и использования этих территорий в целях сохранения уникальных и типичных
природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований,
объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение
естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния,
экологического воспитания населения.
Особо охраняемые природные территории —
участки земли, водной поверхности и воздушного пространства под ними, где
располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное,
научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение,
кот. изъяты решением органов власти полностью или частично из хозяйственного
использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима природных
территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различают
следующие категории указанных территорий: 1) государственные природные
заповедники, в том числе биосферные; 2) национальные парки; 3) природные
парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6)
дендрологические парки и ботанические сады;
7) лечебно-оздоровительные местности и курорты
(ст. 2 Закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995
г.)'.
Особо охраняемые территории подразделяются на
территории федерального, регионального и местного значения. При этом природные
заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным
территориям федерального зна
чения. Территории государственных заказников,
памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов м.б. отнесены к территориям
федерального или регионального значения.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного
значения.
Национальные парки — это природоохранные,
эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории
(акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие
особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Государственные природные заповедники
являются природоохранными научно-исследовательскими и
эколого-просвети-тельскими учреждениями, сохраняющими и изучающими
естественный ход природных процессов и явлений, генетического фонда
растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и
животных, типичных и уникальных экологических систем.
Природные парки — это природоохранные рекреационные
учреждения, включающие в себя природные комплексы и объекты, имеющие
значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для
использования в природоохранных и рекреационных целях.
Природные заказники — это территории, имеющие
особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их
компонентов и поддержания экологического баланса.
Памятники природы — уникальные, невосполнимые,
ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом от-
ношении природные комплексы, а также объекты
естественного или искусственного происхождения.
Дендрологические парки и ботанические сады —
это учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений
в целях сохранения и обогащения растительного мира, а также осуществление
научной, учебной и просветительской деятельности.
Лечебно-оздоровительные местности —
территории, обладающие природными лечебными ресурсами и пригодные для
организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Курорт — освоенная и используемая в
лечебно-профилактических целях территория, располагающая природными лечебными
ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая
объекты инфраструктуры.
Диспозиция статьи является бланкетной. В
каждом конкретном случае привлечения к ответственности за нарушение режима
особо охраняемых природных территорий следует установить, какие конкретно
положения нарушены и какими нормативными актами они предусмотрены.
Режим особо охраняемых природных территорий
определяется в общем виде в Законах РФ «Об особо охраняемых природных
территориях»; «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах» (от 23 февраля 1995 г.). Более подробно конкретные
особенности зонирования и режим каждой категории охраняемых природных объектов
определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов
Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Нарушение режима природных объектов может
выражаться в невыполнении
специальных требований, предъявляемых к
юридическим или физическим лицам, напр. в несоблюдении лимитов посещения
гражданами национальных парков, установленньк администрациями этих территорий.
Однако чаще всего это пр-е совершается путем действия: виновные, несмотря на
запрет, проводят геологоразведочные работы и разработку полезных ископаемых,
проводят массовые спортивные и зрелищные мероприятия, строят дороги,
трубопроводы и др. коммуникации, не связанные с функционированием природных
объектов, занимаются рыбным и др. промыслом в промышленных масштабах и т. д.
Поскольку состав ст. 262 УК сконструирован
как материальный, для привлечения виновного к уголовной ответственности
необходимо, чтобы наступили указанные в норме последствия — причинение
значительного ущерба.
При решении вопроса о признании ущерба
значительным следует учитывать как количество поврежденных или уничтоженных
природных объектов и их стоимость, так и снижение, в результате совершеннь1х
нарушений, экологической, научной, эстетической, культурной,рекреационной
ценности территории, а также размер вреда, нанесенного растительному и
животному миру. Размер ущерба определяется на день совершения пр-я и
исчисляется по типовым методикам с учетом всех вынужденных расходов по
восстановлению ценности природного объекта, а при отсутствии рекомендаций для
определения ущерба — по фактическим затратам. Однако во всех случаях вопрос о
том, является ли причиненный ущерб значительным, разрешается судом с учетом
всех конкретных обстоятельств дела.
§ 7. Виды компьютерных пр-й
Уг. кодекс содержит специальную главу «Пр-я в
сфере компьютерной информации» (гл. 28).
К пр-ям этой группы отнесены: неправомерный
доступ к компьютерной информации (ст. 272); создание, использование и
распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273); нарушение правил
эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).
Компьютерная преступность в последние годы
имеет тенденцию к возрастанию, причем она причиняет стране огромный ущерб.
Нередко ЭВМ используются для совершения др., не менее опасных, чем названные в
ст. 272 — 274 УК, видов пр-й. Так, в 1995 г. в России выявлено 185 хищений с
использованием электронных средств доступа, ущерб от которых составил 250
млрд. руб. В подобных случаях требуется квалификация содеянного по
совокупности ст. 272 (когда способом совершения пр-я явился неправомерный
доступ к компьютерной информации) и норм гл. 21 УК.
Пр-я рассматриваемой группы предусмотрены ст.
275 — 284 УК. Ими признаются действия или бездействие, направленные на подрыв
или ослабление конституционного строя РФ, ее экономической безопасности и
обороноспособности.
В соответствии с содержанием непосредственных
объектов пр-я против основ конституционного строя и безопасности гос-ва можно
разбить на несколько групп: 1) пр-я, посягающие на внешнюю безопасность РФ, —
государственная измена (ст. 275), шпионаж
(ст. 276); 2) пр-я, посягающие на политическую систему РФ, — посягательство
на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), насильственный
захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278), вооруженный
мятеж (ст. 279), публичные призывы к насильственному изменению конституционного
строя (ст. 280); 3) пр-е, посягающее на национальное и религиозное равноправие
граждан, — возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282);
4) пр-е, посягающее на экономическую безопасность, — диверсия (ст. 281); 5)
пр-я, посягающие на обороноспособность РФ, — разглашение государственной тайны
(ст. 283), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284).
§ 2. Характеристика отдельных видов пр-й
данной группы
Государственная измена (ст. 275)
Это деяние, умышленно совершаемое гражд.ом
России в ущерб внешней безопасности страны (ст. 275).
Формы совершения государственной измены:
шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному
государству или иностранной организации в проведении враждебной деятельности
против РФ.
Государственная измена м.б. совершена только
умышленно. Субъект при этом сознает, что он совершает изменнические действия,
понимает, что они направлены на причинение ущерба внешней безопасности гос-ва,
и желает этого. Мотивы совершения пр-я м.б. самыми разнообразными и для
квалификации значения не имеют.
Статья 275 не содержит указания на цель
совершения пр-я. Однако ряд форм государственной измены м.б. совершен только с
целью подрыва или ослабления гос-ва (оказание помощи иностранному государству
или иностранной организации в проведении враждебной деятельности).
Субъектом государственной измены м.б. гражд.
РФ, вменяемый, достигший 16 лет. Соучастниками пр-я могут выступать иностранные
граждане и лица без гражданства.
Примечание к ст. 275 содержит положение,
согласно которому гражд. РФ, совершивший данное пр-е, при добровольном и
своевременном заявлении органам власти об этом факте, а также если оно иным
образом способствовало предотвращению ущерба РФ, подлежит освобождению от
уголовной ответственности, если в содеянном не содержатся признаки другого
пр-я. Практически в этих случаях налицо особое основание освобождения от
уголовной ответственности, прямо предусмотренное уголовным законом.
Для применения примечания необходимо
установить: добровольное и своевременное сообщение лица органам власти о своей
общественно опасной деятельности либо факт поведения лица, направленного на
иную форму предотвращения ущерба интересам РФ.
Шпионаж (ст. 276)
Шпионаж — это передача, собирание, похищение
или хранение с целью передачи иностранному государству, иностранной
организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну,
а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных
сведений для использования их в ущерб внешней
безопасности гос-ва. Это м.б. сведения, составляющие государственную или
военную тайну, а также иные сведения, кот. собираются для использования их в
ущерб РФ.
Круг сведений, составляющих государственную
тайну, регламентируется Законом «О государственной тайне», а также Перечнем
сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента
от 30 ноября 1995 г.' Порядок определения степени секретности сведений
регламентирован в Правилах отнесения сведений, составляющих государственную
тайну, к различным степеням секретности2.
К иным сведениям, кот. м.б. предметом
шпионажа, относятся данные о деятельности государственных и иных организаций и
отдельных лиц, обобщение материалов, а также др. сведения, кот. хотя и не
составляют государственную или военную тайну, но тем не менее м.б.
использованы в ущерб нашей стране. При этом д.б. установлено, что такие
сведения собирались по заданию иностранной разведки.
Передача предполагает, что виновный
располагает сведениями, составляющими государственную или военную тайну, т. е.
собирал или получал их от другого лица либо они стали известны ему по службе.
Передача выражается в сообщении сведений иностранному государству или его
представителям. Форма сообщения для квалификации значения не имеет.
Похищение предполагает, что виновный не имел к
указанным сведениям свободного доступа. Для того чтобы ознакомиться с ними,
он тайно или открыто (и при
том помимо воли ответственных за сохранность
сведений лиц) завладевает ими. Похищение сведений означает фактическое
завладение чертежами, приборами, образцами изделий и т. п. При открытом
похищении сведений действия виновного м.б. связаны с физическим насилием над
лицами, хранящими сведения либо работающими с ними.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|