Хранение сведений заключается в любых
умышленных действиях, связанных с нахождением подобных материалов во владении
субъекта (в помещении, при себе и т. п.).
Собирание сведений — наиболее
распространенная форма шпионажа. Оно м.б. осуществлено путем личных
наблюдений, опроса, подслушивания, фотографирования, систематизации и дру-гими-способами.
Оконченным шпионаж следует считать с момента
собирания сведений. При похищении шпионаж окончен в момент фактического
изъятия материалов (предметов), содержащих соответствующие сведения. Если
преступные действия выразились только в передаче сведений, момент окончания
связан с фактом передачи. При хранении сведений шпионаж окончен с момента,
когда материалы попали во владение субъекта.
Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом.
Субъект сознает, что передает, похищает, хранит или собирает для передачи
сведения, кот. представляют интерес для иностранной разведки, и желает этого.
Мотивы м.б. самыми разнообразными (антироссийские побуждения, малодушие,
корысть и др.) и для квалификации значения не имеют.
Субъектом пр-я м.б. только лица без
гражданства либо ино-
странные граждане, вменяемые, достигшие 16
лет. Граждане РФ за шпионские действия подлежат ответственности по ст. 275 за
государственную измену.
Посягательство на жизнь государственного или
общественного деятеля (ст. 277)
К числу государственных деятелей относятся
представители руководства гос-ва, члены правительства, руководители др.
ведомств, члены парламента и др. Общественными деятелями являются руководители
и активные члены различных партий и общественных организаций.
Рассматриваемое пр-е охватывает убийство или
покушение на него. Деяние полагается оконченным с момента начала
посягательства.
Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом,
причем виновный преследует цель — прекратить политическую деятельность потерпевшего
или отомстить за такую деятельность, т. е. субъект сознает, что убивает
государственного или общественного деятеля, понимает, что его действия
направлены на прекращение политической деятельности или месть, и желает этого.
Если преступные действия совершены виновным с
иными целями (корыстными и др.), содеянное следует квалифицировать по ст. 105
УК.
Насильственные захват или удержание власти
(ст. 278)
Данное пр-е связано с неконституционной
формой притязаний на законную власть. Объективная сторона пр-я заключается в
действиях, направленных к насильственному захвату власти или насильственному
удержанию
власти вопреки К. РФ. В соответствии с
законом это пр-е м.б. выполнено и в форме насильственного изменения
конституционного строя РФ.
Включение данной статьи в УК РФ вполне
оправданно, поскольку существовавшая в УК РСФСР 1960 г. разновидность измены
— заговор с целью захвата власти — не позволяла надлежащим образом бороться с
данным видом опасных посягательств. Для иллюстрации можно сослаться на
известное дело о ГКЧП.
Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом.
Субъект сознает, что он совершает действия, направленные к насильственному
захвату власти или насильственному удержанию власти, а равно направленные на
насильственное 'изменение конституционного строя,и желает этого.
Субъектом м.б. гражд. РФ, иностранный гражд.,
лицо без гражданства, достигшее 16 лет.
Публичные призывы к насильственному изменению
конституционного строя (ст. 280)
Достоинство редакции ст. 280 заключается в
том, что она предусм. уголовную ответ-ть не за политические взгляды людей, а
за конкретные общественно опасные действия, запрещенные уголовным законом.
Объект пр-я — конституционный строй РФ.
Объективная сторона состоит в публичных
призывах к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти
или насильственному изменению конституционного строя РФ. Более опасную форму
совершения пр-я образуют те же действия, совершенные с
использованием средств массовой информации
(ч. 2).
Призывы реализуются в подстрекательских
действиях, направленных на достижение указанной цели. Форма подстрекательства
— устная или иная — для квалификации значения не имеет.
Обязательный признак состава — публичность,
которая предполагает открытое совершение действий в присутствии третьих лиц
либо расчет на их ознакомление с призывами впоследствии (плакаты на стенах,
листовки, магнитные записи и др.).
Квалифицированным видом состава являются те же
деяния, совершенные с использованием средств массовой информации (ч. 2). К
средствам массовой информации относятся печать, радио, телевидение и др.
Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом.
Виновный сознает, что осуществляет публичные призывы, и желает этого.
Субъект пр-я — лицо, достигшее 16 лет.
Диверсия (ст. 281)
Уг. ответ-ть за диверсию предусмотрена ст. 281
УК.
Объектом пр-я являются экономическая
безопасность и обороноспособность гос-ва.
Объективная сторона анализируемого пр-я
реализуется в совершении взрыва, поджога, иных действий, направленных на
разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения,
средств связи, объектов жизнеобеспечения населения. Все эти действия
учиняются в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ.
Взрывы, поджоги и иные действия — это всегда
действия, направленные на уничтожение предприятий и др. объектов, перечисл.
законом.
Под разрушением понимается приведение
перечисл. в законе предметов посягательства в полную негодность.
Повреждение в отличие от разрушения
предполагает, что предмет частично выведен из строя, но сохраняется
возможность его восстановления.
Момент окончания пр-я связан с фактическим
разрушением или повреждением предприятий, сооружений, путей и средств
сообщения и др.
С субъективной стороны диверсия м.б. совершена
только с прямым умыслом, причем во всех случаях виновный должен преследовать
цель ослабить экономическую безопасность и обороноспособность гос-ва. Если
указанная цель отсутствует, содеянное следует квалифицировать по иным статьям
УК (ст. 167 УК и др.).
Субъектом диверсии является лицо, достигшее
16 лет.
Возбуждение национальной, расовой или
религиозной вражды (ст. 282)
Данное пр-е направлено против национального и
религиозного равноправия граждан, безопасности личности и гос-ва.
Объективная сторона пр-я связана с нарушением
равноправия граждан в одной из трех форм: возбуждение национальной, расовой
или религиозной вражды; унижение национального достоинства; пропаганда
исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их
отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
Закон ныне связывает преступность перечисл.
действий с фактом их публич-
ного совершения или с использованием средств
массовой информации.
Квалифицированными признаками является
совершение перечисл. действий с применением насилия или с угрозой его
применения, лицом с использованием своего служебного положения,
организованной группой (ч.2).
Субъективная сторона пр-я предполагает прямой
умысел.
Субъект — лицо, достигшее 16 лет.
Разглашение государственной тайны (ст. 283)
Пр-е посягает на обороноспособность и
безопасность гос-ва.
Объективная сторона пр-я заключается в
разглашении таких сведений лицом, которое имеет допуск к государственной тайне
и которому она была доверена или стала известна по службе или работе, при
отсутствии признаков государственной измены.
Под разглашением сведений, составляющих
государственную тайну, понимается несанкционированная передача таких сведений
др. лицам в любой форме (устно, в печати, в научном докладе, посредством
ознакомления с документами и т. п.).
Пр-е окончено с момента, когда посторонние
лица получили информацию, содержащую государственную тайну.
С субъективной стороны пр-е м.б. совершено как
умышленно, так и по неосторожности.
Субъект — только лицо, имеющее допуск к
государственной тайне.
Квалифицированный вид состава связан с
совершением действий, кот. повлекли тяжкие последствия (ч. 2). Таковыми м.б.
завладение государственной тайной разведкой др. государств, крупные
материальные потери и т. п.
Утрата документов, содержащих государственную
тайну (ст. 284)
Объектом пр-я являются интересы обороны и
государственной безопасности.
Объективная сторона пр-я предполагает
нарушение правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, а
равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если
это повлекло их утрату и наступление тяжких последствий. Особенность
объективной стороны состава заключается в том, что закон в качестве преступн.
последствий предусмотрел не только утрату документов и иных предметов, но и
наступление в результате этого тяжких последствий. Это предполагает
установление причинной связи между наступившими тяжкими последствиями,
утратой документов и предметов и нарушением правил обращения с ними.
Документом, содержащим государственную тайну,
признается любой материальный носитель информации, а не только письменные
записи. Носителями информации м.б. магнитная запись, фотокопии, схемы, расчеты
и т. д.
Предметами, сведения о которых относятся к
государственной тайне, м.б. образцы техники, приборы, детали, вооружение и т.
д.
Утрата предполагает любой выход перечисл.
предметов из владения лица, который имел допуск к работе с ними. Срок, на
который утрачен документ или предмет, значения не имеет. Пр-е окончено с
момента выхода документа или предмета из-под контроля лица.
Субъективная сторона характеризуется
неосторожной виной. Субъектом является лицо, имеющее допуск к государственной
тайне.
Пр-я той и другой групп направлены против
интересов службы, совершаются в связи со служебными полномочиями и
обязанностями субъектов. Предшественницей обеих упомянутых глав была глава
«Должностные пр-я» УК РСФСР 1960 г.
Объектом пр-й, включенных в гл. 30, является
нормальная, т. е. соответствующая законам, иным нормативным актам и интересам
службы, деятельность государственного и муниципального аппарата управления,
тогда как объектом пр-й, включенных в гл. 23, является нормальная управленческая
деятельность лиц, наделенных определенными служебными полномочиями в
коммерческих и иных организациях.
Субъектами пр-й, включенных в гл. 30, за
исключением субъектов дачи взятки (ст. 291), м.б. только государственные
служащие или служащие органа местного самоуправления либо государственных или
муниципальных учреждений. При этом субъектами подавляющего большинства этих
пр-й м.б. только должностные лица.
Субъекты пр-й, включенных в гл. 23, за
исключением субъекта деяния, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204, являются
лицами, состоящими на службе в коммерческих или иных организациях и
наделенными служебными полномочиями управленческого характера. Все эти лица
имеют также общий негативный признак:
они не являются должностными лицами и вообще
не являются государственными служащими, служащими органов местного
самоуправления и служащими государственных или муниципальных учреждений.
Коммерческими являются организации,
преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ,
производственных кооперативов,государственных и муниципальных унитарных
предприятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарным предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней
имущество. В форме унитарных могут создаваться только государственные и
муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).
Иные организации, о которых идет речь,
являются некоммерческими. Они не имеют извлечение прибыли в качестве основной
цели своей деятельности, не распределяют полученную прибыль между участниками
и могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или
религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений,
благотворительных или иных фондов, а также в др. формах, предусмотренных
законом (ст. 50 ГК РФ).
Должностными признаются лица, постоянно,
временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также
в Вооруженных Силах Российской Федерации, др. войсках и воинских
формированиях Российской Федерации (примечание 1 к ст. 285 УК).
В соответствии со ст. 120 ГК учреждением
признается организация, созданная собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера
и
финансируемая им полностью или частично. В
данном случае примечание 1 к ст. 285 УК имеет в виду только такие организации,
кот.: а) созданы государством или органом местного самоуправления; б)
полностью или частично ими финансируются; в) осуществляют функции
некоммерческого характера (образование, здравоохранение, культура и т. п.).
К представителям власти относятся
представители всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной.
От др. граждан представители власти отличаются наличием у них права в пределах
своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения,
обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями,
организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности
(см. примечание к ст. 318 УК).
Законодательную власть осуществляют депутаты
представительных органов Российской Федерации и ее субъектов, судебную —
судьи всех судов. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской
Федерации, администрация субъектов Федерации и органов местного самоуправления,
а также наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры,
органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, налоговой службы, таможенной
службы и ряда др. государственных органов.
Функции представителя власти могут
осуществляться не только в связи с занятием соответствующей должности, но и по
специальному полномочию (напр., народный или присяжный заседатель).
Организационно-распорядительные функции
заключаются прежде всего в руководстве работой др. лиц. Поэтому их осуществляет
всякое лицо, имеющее подчиненных по службе. Полномочия
организационно-распорядительного характера м.б. предоставлены также лицам, не
имеющим подчиненных: ведомственный ревизор, нотариус, аудитор и др.
К лицам, осуществляющим данные функции,
следует, по-видимому, относить также служащих, кот. не наделены правом
непосредственного принятия решений управленческого характера, но выполняют
служебные обязанности по подготовке проектов таких решений (помощник,
советник, консультант, секретарь).
Вопрос об осуществлении
организационно-распорядительных функций преподавателями является
дискуссионным. Пленум Верховного Суда СССР признал осуществление таких
функций преподавателем только при исполнении им обязанностей члена
квалификационной или экзаменационной комиссии (п. 4 постановления Пленума от
30 марта 1990 г.). Такая позиция является преобладающей и в литературе1. Тем не
менее судебная практика нередко относит к организационно-распорядительной
деятельности преподавателя выставление им оценок на курсовых экзаменах и
зачетах, поскольку такая оценка с неизбежностью предрешает содержание
последующих решений руководителей учебного заведения о переводе на следующий
курс, выплате стипендии,отчислении из учебного заведения.
Деятельность учителя и воспитателя по
обеспечению порядка и безопасности детей во время занятий, игр, экскурсий,
походов и т. п. также носит организационно-распорядительный характер.
,г § 5. Признаки некоторых пр-й против
-[.государственной власти, интересов
государственной службы ^: и службы в органах местного самоуправления
Злоупотребление должностными полно мочиями
(ст. 285).
Объективная сторона этого преступле ния
складывается из использования долж ностным лицом своих служебных полно
мочий вопреки интересам службы, наступ ления последствий в виде существенного
нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняе
мых законом интересов общества или го сударства и причинной связи между ис
пользованием служебных полномочий и преступными последствиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|