Меню
Поиск



рефераты скачать Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)


Хранение сведений заключается в лю­бых умышленных действиях, связанных с нахождением подобных материалов во владении субъекта (в помещении, при себе и т. п.).


Собирание сведений — наиболее рас­пространенная форма шпионажа. Оно м.б. осуществлено путем личных наблюдений, опроса, подслушивания, фо­тографирования, систематизации и дру-гими-способами.


Оконченным шпионаж следует считать с момента собирания сведений. При похи­щении шпионаж окончен в момент фак­тического изъятия материалов (предме­тов), содержащих соответствующие све­дения. Если преступные действия выра­зились только в передаче сведений, мо­мент окончания связан с фактом переда­чи. При хранении сведений шпионаж окон­чен с момента, когда материалы попали во владение субъекта.


Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Субъект со­знает, что передает, похищает, хранит или собирает для передачи сведения, кот. представляют интерес для иностранной разведки, и желает этого. Мотивы м.б. самыми разнообразными (антирос­сийские побуждения, малодушие, корысть и др.) и для квалификации значения не имеют.


Субъектом пр-я м.б. только лица без гражданства либо ино-


странные граждане, вменяемые, достиг­шие 16 лет. Граждане РФ за шпионские действия подлежат ответственности по ст. 275 за государственную измену.


Посягательство на жизнь государ­ственного или общественного деятеля (ст. 277)


К числу государственных деятелей от­носятся представители руководства гос-ва, члены правительства, руководи­тели др. ведомств, члены парламента и др. Общественными деятелями являют­ся руководители и активные члены раз­личных партий и общественных органи­заций.


Рассматриваемое пр-е охваты­вает убийство или покушение на него. Деяние полагается оконченным с момента начала посягательства.


Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом, причем винов­ный преследует цель — прекратить по­литическую деятельность потерпевшего или отомстить за такую деятельность, т. е. субъект сознает, что убивает государ­ственного или общественного деятеля, по­нимает, что его действия направлены на прекращение политической деятельности или месть, и желает этого.


Если преступные действия совершены виновным с иными целями (корыстными и др.), содеянное следует квалифициро­вать по ст. 105 УК.


Насильственные захват или удержа­ние власти (ст. 278)


Данное пр-е связано с некон­ституционной формой притязаний на за­конную власть. Объективная сторона пр-я заключается в действиях, на­правленных к насильственному захвату власти или насильственному удержанию


власти вопреки К. РФ. В соот­ветствии с законом это пр-е м.б. выполнено и в форме насиль­ственного изменения конституционного строя РФ.


Включение данной статьи в УК РФ вполне оправданно, поскольку существо­вавшая в УК РСФСР 1960 г. разновид­ность измены — заговор с целью захвата власти — не позволяла надлежащим об­разом бороться с данным видом опасных посягательств. Для иллюстрации можно сослаться на известное дело о ГКЧП.


Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Субъект со­знает, что он совершает действия, направ­ленные к насильственному захвату влас­ти или насильственному удержанию влас­ти, а равно направленные на насильствен­ное 'изменение конституционного строя,и желает этого.


Субъектом м.б. гражд. РФ, иностранный гражд., лицо без граж­данства, достигшее 16 лет.


Публичные призывы к насильственно­му изменению конституционного строя (ст. 280)


Достоинство редакции ст. 280 заключа­ется в том, что она предусм. уго­ловную ответ-ть не за политичес­кие взгляды людей, а за конкретные об­щественно опасные действия, запрещен­ные уголовным законом.


Объект пр-я — конституцион­ный строй РФ.


Объективная сторона состоит в публич­ных призывах к насильственному захва­ту власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ. Более опас­ную форму совершения пр-я об­разуют те же действия, совершенные с


использованием средств массовой инфор­мации (ч. 2).


Призывы реализуются в подстрекатель­ских действиях, направленных на дости­жение указанной цели. Форма подстрека­тельства — устная или иная — для ква­лификации значения не имеет.


Обязательный признак состава — пуб­личность, которая предполагает открытое совершение действий в присутствии треть­их лиц либо расчет на их ознакомление с призывами впоследствии (плакаты на сте­нах, листовки, магнитные записи и др.).


Квалифицированным видом состава являются те же деяния, совершенные с использованием средств массовой инфор­мации (ч. 2). К средствам массовой инфор­мации относятся печать, радио, телевиде­ние и др.


Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Виновный со­знает, что осуществляет публичные при­зывы, и желает этого.


Субъект пр-я — лицо, достиг­шее 16 лет.


Диверсия (ст. 281)


Уг. ответ-ть за диверсию предусмотрена ст. 281 УК.


Объектом пр-я являются эко­номическая безопасность и обороноспособ­ность гос-ва.


Объективная сторона анализируемого пр-я реализуется в совершении взрыва, поджога, иных действий, направ­ленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жиз­необеспечения населения. Все эти дейст­вия учиняются в целях подрыва эконо­мической безопасности и обороноспособ­ности РФ.


Взрывы, поджоги и иные действия — это всегда действия, направленные на уничтожение предприятий и др. объ­ектов, перечисл. законом.


Под разрушением понимается приведе­ние перечисл. в законе предметов посягательства в полную негодность.


Повреждение в отличие от разрушения предполагает, что предмет частично вы­веден из строя, но сохраняется возмож­ность его восстановления.


Момент окончания пр-я свя­зан с фактическим разрушением или по­вреждением предприятий, сооружений, путей и средств сообщения и др.


С субъективной стороны диверсия м.б. совершена только с прямым умыслом, причем во всех случаях винов­ный должен преследовать цель ослабить экономическую безопасность и обороно­способность гос-ва. Если указанная цель отсутствует, содеянное следует ква­лифицировать по иным статьям УК (ст. 167 УК и др.).


Субъектом диверсии является лицо, до­стигшее 16 лет.


Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282)


Данное пр-е направлено про­тив национального и религиозного равно­правия граждан, безопасности личности и гос-ва.


Объективная сторона пр-я свя­зана с нарушением равноправия граждан в одной из трех форм: возбуждение наци­ональной, расовой или религиозной враж­ды; унижение национального достоинст­ва; пропаганда исключительности, превос­ходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, наци­ональной или расовой принадлежности.


Закон ныне связывает преступность перечисл. действий с фактом их публич-


ного совершения или с использованием средств массовой информации.


Квалифицированными признаками яв­ляется совершение перечисл. дейст­вий с применением насилия или с угро­зой его применения, лицом с использова­нием своего служебного положения, орга­низованной группой (ч.2).


Субъективная сторона пр-я предполагает прямой умысел.


Субъект — лицо, достигшее 16 лет.


Разглашение государственной тайны (ст. 283)


Пр-е посягает на обороноспо­собность и безопасность гос-ва.


Объективная сторона пр-я за­ключается в разглашении таких сведений лицом, которое имеет допуск к государ­ственной тайне и которому она была до­верена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков госу­дарственной измены.


Под разглашением сведений, составляю­щих государственную тайну, понимается несанкционированная передача таких све­дений др. лицам в любой форме (уст­но, в печати, в научном докладе, посредст­вом ознакомления с документами и т. п.).


Пр-е окончено с момента, ког­да посторонние лица получили информа­цию, содержащую государственную тайну.


С субъективной стороны пр-е м.б. совершено как умышленно, так и по неосторожности.


Субъект — только лицо, имеющее до­пуск к государственной тайне.


Квалифицированный вид состава свя­зан с совершением действий, кот. по­влекли тяжкие последствия (ч. 2). Таковы­ми м.б. завладение государствен­ной тайной разведкой др. государств, крупные материальные потери и т. п.


Утрата документов, содержащих го­сударственную тайну (ст. 284)


Объектом пр-я являются ин­тересы обороны и государственной без­опасности.


Объективная сторона пр-я пред­полагает нарушение правил обращения с документами, содержащими государствен­ную тайну, а равно с предметами, сведе­ния о которых составляют государствен­ную тайну, если это повлекло их утрату и наступление тяжких последствий. Особен­ность объективной стороны состава заключа­ется в том, что закон в качестве преступн. последствий предусмотрел не только утрату документов и иных предметов, но и наступление в результате этого тяжких последствий. Это предполагает установ­ление причинной связи между наступив­шими тяжкими последствиями, утратой документов и предметов и нарушением правил обращения с ними.


Документом, содержащим государствен­ную тайну, признается любой материаль­ный носитель информации, а не только письменные записи. Носителями инфор­мации м.б. магнитная запись, фо­токопии, схемы, расчеты и т. д.


Предметами, сведения о которых отно­сятся к государственной тайне, м.б. образцы техники, приборы, детали, воору­жение и т. д.


Утрата предполагает любой выход перечисл. предметов из владения лица, который имел допуск к работе с ними. Срок, на который утрачен документ или предмет, значения не имеет. Пр-е окончено с момента выхода докумен­та или предмета из-под контроля лица.


Субъективная сторона характеризует­ся неосторожной виной. Субъектом явля­ется лицо, имеющее допуск к государ­ственной тайне.


Пр-я той и другой групп на­правлены против интересов службы, со­вершаются в связи со служебными полно­мочиями и обязанностями субъектов. Пред­шественницей обеих упомянутых глав была глава «Должностные пр-я» УК РСФСР 1960 г.


Объектом пр-й, включенных в гл. 30, является нормальная, т. е. соответ­ствующая законам, иным нормативным актам и интересам службы, деятельность государственного и муниципального аппа­рата управления, тогда как объектом пр-й, включенных в гл. 23, является нормальная управленческая деятельность лиц, наделенных определенными служеб­ными полномочиями в коммерческих и иных организациях.


Субъектами пр-й, включенных в гл. 30, за исключением субъектов дачи взятки (ст. 291), м.б. только госу­дарственные служащие или служащие органа местного самоуправления либо го­сударственных или муниципальных уч­реждений. При этом субъектами подав­ляющего большинства этих пр-й м.б. только должностные лица.


Субъекты пр-й, включенных в гл. 23, за исключением субъекта деяния, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204, являют­ся лицами, состоящими на службе в ком­мерческих или иных организациях и наде­ленными служебными полномочиями уп­равленческого характера. Все эти лица имеют также общий негативный признак:


они не являются должностными лицами и вообще не являются государственными служащими, служащими органов местно­го самоуправления и служащими госу­дарственных или муниципальных учреж­дений.


Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в ка­честве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяй­ственных товариществ и обществ, произ­водственных кооперативов,государствен­ных и муниципальных унитарных пред­приятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарным пред­приятием признается коммерческая орга­низация, не наделенная правом собствен­ности на закрепленное за ней имущество. В форме унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).


Иные организации, о которых идет речь, являются некоммерческими. Они не име­ют извлечение прибыли в качестве основ­ной цели своей деятельности, не распре­деляют полученную прибыль между участ­никами и могут создаваться в форме по­требительских кооперативов, обществен­ных или религиозных организаций (объ­единений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов, а также в др. формах, преду­смотренных законом (ст. 50 ГК РФ).


Должностными признаются лица, по­стоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, адми­нистративно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муни­ципальных учреждениях, а также в Воору­женных Силах Российской Федерации, др. войсках и воинских формировани­ях Российской Федерации (примечание 1 к ст. 285 УК).


В соответствии со ст. 120 ГК учрежде­нием признается организация, созданная собственником для осуществления управ­ленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и


финансируемая им полностью или частич­но. В данном случае примечание 1 к ст. 285 УК имеет в виду только такие организа­ции, кот.: а) созданы государством или органом местного самоуправления; б) пол­ностью или частично ими финансируют­ся; в) осуществляют функции некоммер­ческого характера (образование, здраво­охранение, культура и т. п.).


К представителям власти относятся пред­ставители всех трех властей: законодатель­ной, исполнительной и судебной. От др. граждан представители власти отли­чаются наличием у них права в пределах своей компетенции предъявлять требо­вания, а также принимать решения, обя­зательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями независимо от их ведомствен­ной принадлежности и подчиненности (см. примечание к ст. 318 УК).


Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов Рос­сийской Федерации и ее субъектов, су­дебную — судьи всех судов. Исполнитель­ную власть осуществляет Правительство Российской Федерации, администрация субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также наделенные со­ответствующими полномочиями работни­ки прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, налоговой служ­бы, таможенной службы и ряда др. государственных органов.


Функции представителя власти могут осуществляться не только в связи с заняти­ем соответствующей должности, но и по специальному полномочию (напр., на­родный или присяжный заседатель).


Организационно-распорядительные функции заключаются прежде всего в руководстве работой др. лиц. Поэто­му их осуществляет всякое лицо, имею­щее подчиненных по службе. Полномочия организационно-распорядительного харак­тера м.б. предоставлены также лицам, не имеющим подчиненных: ведом­ственный ревизор, нотариус, аудитор и др.


К лицам, осуществляющим данные фун­кции, следует, по-видимому, относить так­же служащих, кот. не наделены пра­вом непосредственного принятия решений управленческого характера, но выполня­ют служебные обязанности по подготовке проектов таких решений (помощник, со­ветник, консультант, секретарь).


Вопрос об осуществлении организаци­онно-распорядительных функций препо­давателями является дискуссионным. Пле­нум Верховного Суда СССР признал осу­ществление таких функций преподавате­лем только при исполнении им обязанно­стей члена квалификационной или экза­менационной комиссии (п. 4 постановле­ния Пленума от 30 марта 1990 г.). Такая позиция является преобладающей и в литературе1. Тем не менее судебная прак­тика нередко относит к организационно-распорядительной деятельности препода­вателя выставление им оценок на курсовых экзаменах и зачетах, поскольку такая оцен­ка с неизбежностью предрешает содержа­ние последующих решений руководите­лей учебного заведения о переводе на сле­дующий курс, выплате стипендии,отчис­лении из учебного заведения.


Деятельность учителя и воспитателя по обеспечению порядка и безопасности де­тей во время занятий, игр, экскурсий, по­ходов и т. п. также носит организационно-распорядительный характер.


,г      § 5. Признаки некоторых пр-й против


-[.государственной  власти, интересов государственной службы ^:      и службы в органах местного самоуправления


  Злоупотребление должностными полно­  мочиями (ст. 285).


  Объективная сторона этого преступле­ ния складывается из использования долж­  ностным лицом своих служебных полно­  мочий вопреки интересам службы, наступ­ ления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов   граждан или организаций либо охраняе­  мых законом интересов общества или го­  сударства и причинной связи между ис­  пользованием служебных полномочий и   преступными последствиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.