Ответ-ть по ст. 222 УК наступает независимо
от того, стандартные ли оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества и взрывные
устройства либо они изготовлены кустарным способом.
Верховный Суд указал, что ответ-ть наступает
за незаконный оборот как годного к употреблению оружия, так и неисправного,
которое м.б. приведено в пригодное для стрельбы состояние (п. 8 постановления
Пленума от 25 июня 1996 г.). Однако в подобных случаях требуется установить
намерение лица отремонтировать оружие.
Объективная сторона пр-я выражается в одном
из следующих действий:
1. Ношение оружия (иных указанных в ст. 222
предметов), т. е. перемещение его на себе, сохранение его при себе, вне
пределов дома, хранилища и т. п.
2. Хранение оружия, т. е. обладание оружием,
не находящимся непосредственно при виновном. Место хранения оружия (квартира,
сарай, тайник вне пределов дома и т. п.) для квалификации значения не имеет.
3. Приобретение оружия — его получение для
себя любым способом (покупка, принятие в дар от др. и т. п.).
4. Передача. Она связана с действиями по
снабжению оружием др. лиц.
5. Сбыт заключается в продаже, обмене,
дарении или иной передаче оружия для длительного либо временного
использования. Если оружие передано для совершения конкретного пр-я,
содеянное квалифицируется как пособничество этому преступлению.
6. Перевозка заключается в перемещении
(транспортировке) предмета анализируемого пр-я.
Общим признаком незаконного ношения,
хранения, перевозки, приобретения, передачи или сбыта оружия, боевых припасов,
взрывных устройств или взрывчатых веществ является совершение указанных
действий без надлежаще оформленного разрешения.
Хранение, передача и перевозка газового, а
равно холодного оружия (в том числе метательного) не являются пр-ем.
Добровольная сдача указанных в ст. 222 УК
предметов и веществ, находившихся у лица без соответствующего разрешения,
освобождает его от уголовной ответственности.
Статья 223 УК предусм. уголовную ответ-ть за
незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих
деталей к нему,
а равно незаконное изготовление боеприпасов,
взрывчатых веществ или взрывных устройств. Под этим понимается создание
названных предметов или восстановление утраченных ими поражающих свойств, а
также переделка к.-л. предметов (в том числе бытового или спортивного
назначения), в результате которых они приобретают свойства оружия,
боеприпасов или взрывчатых веществ.
По ст. 226 УК установлена ответ-ть за хищение
либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему,
боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Под хищением в анализируемом составе
понимается противоправное завладе-ние этими предметами любым способом с
намерением их присвоить, передать др. лицам или распорядиться ими по своему
усмотрению. В отличие от посягательств на собственность, предусмотренных др.
статьями УК, данное пр-е м.б. совершено и без корыстных мотивов и целей.
По смыслу закона, хищение иных видов оружия
(холодного, метательного, газового и т.д.) квалифицируется по статьям УК,
предусматривающим уголовную ответ-ть за пр-я против собственности.
Хищение либо вымогательство ядерного, химического,
биологического и др. видов оружия массового поражения, а равно материалов или
оборудования, кот. м.б. использованы при создании оружия массового поражения,
предусмотрено в качестве самостоятельного состава в ч. 2 ст. 226.
Глава 25 содержит нормы, предусматривающие
ответ-ть за незаконное изготовление, приобретение, хранение,перевозку,
пересылку либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228);
хищение либо вымогательство наркотических
средств или психотропных веществ (ст. 229); склонение к потреблению
наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230); незаконное
культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические
вещества (ст. 231); организацию или содержание притонов для потребления
наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232) и за ряд др. пр-й.
Незаконные изготовление, приобретение,
хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств и психотропных
веществ относятся к числу пр-й повышенной опасности. Подобные действия
способны причинить существенный ущерб здоровью населения, способствовать
распространению наркомании, создавать условия для совершения ряда корыстных и
насильственных пр-й с целью добычи средств для приобретения наркотиков.
Россия — участница Единой конвенции о
наркотических средствах 1961 г.'
Совместно с др. гос-вами мирового сообщества
она ведет борьбу с наркоманией и наркобизнесом.
Для точной квалификации данного пр-я
необходимо усвоить ряд содержащихся в законе понятий.
Под наркотическими средствами понимаются
вещества растительного или синтетического происхождения, вызывающие у чел. при
их приеме одурманиваю
щее действие либо состояние эйфории и
включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их пре-курсоров,
подлежащих контролю в Российской Федерации (Списки I, II). Всемирной
организацией здравоохранения наркотики оцениваются как средства, кот.,
попадая в живой организм, меняют одну или несколько его функций. Пленум
Верховного Суда отметил в п. 2, что для определения вида средств и веществ
(наркотическое, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, а
также установление, относятся ли растения к культурам, содержащим
наркотические средства, требуются специальные познания, и суды при рассмотрении
дел должны располагать заключением экспертов'.
Психотропные вещества — вещества, препараты,
природные материалы, включенные в качестве таковых в упомянутый Перечень
(Списки I, II). Это вещества депрессивного и стимулирующего характера, не влекущие
нарушения сознания лиц.
Изготовление наркотических средств и
психотропных веществ образуется любыми действиями по их производству. Это
получение готовых для применения средств, их переработка, рафинирование.
Важно, что эти активные действия предпринимаются без соответствующего
разрешения, незаконно. Согласно ст. 17 Закона «О наркотических средствах и
психотропных веществах» изготовление может осуществляться лишь
государственными или муниципальными унитарными предприятиями при наличии у них
лицензий на изготовление конкретных наркотических средств и психотропных
веществ. Изготовление как форму совершения пр-я следует отличать от
медицинского аптечного производства лекарств, в том числе и с применением
наркотиков.
Приобретение предполагает покупку, обмен,
дарение, принятие в счет долга и т.п.
В данном случае субъект получает готовые
наркотики от др. лиц. Приобретением признается также присвоение найденного,
сбор наркотикосодержащих веществ.
Хранение реализуется в тайном или открытом владении
наркотическими средствами. Чаще оно связано с нахождением наркотиков в
помещениях, тайниках, иных приспособленных местах. Хранение налицо и в тех
случаях, когда субъект имеет наркотические средства при себе. Является ли
субъект собственником наркотиков, значения не имеет.
Перевозка и пересылка связаны с перемещением
наркотических средств по почте, в ручной клади, в багаже, контейнерах,
тайниках и т. п.
Сбыт наркотических средств заключается в
продаже, дарении, обмене либо в другой форме их передачи др. лицам, в
распространении наркотиков.
Часть 1 предусм. уголовную ответ-ть за
незаконные приобретение или хранение (без цели сбыта) наркотических средств или
психотропных веществ, причем только в крупном размере. Признается более
опасным видом то же деяние, совершенное в целях сбыта, а равно изготовление,
переработка, пересылка либо сбыт упомянутых предметов пр-я (ч. 2).
Квалифицирующими признаками являются:
совершение предусмотренных по ч. 2 действий по предварительному сговору группой
лиц; неоднократно; в отношении наркотических средств или психотропных веществ в
крупном размере (ч. 3).
Особо опасную форму образует совершение пр-я
организованной группой и в особо крупном размере наркотических средств или
психотропных веществ (ч. 4 ст. 228).
Пленум Верховного Суда в п. 12 относительно
крупных размеров разъяснил,
что следует исходить не только из количества
(объема, веса и т. д.), но и свойств различных видов наркотических средств по
степени их воздействия на организм чел.; при этом необходимо учитывать
рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Если
незаконные действия виновного связаны с наркотиками разных видов, их размер
должен определяться исходя как из общего количества, так и их суммарной эффективности'.
Цель сбыта — обязательный признак состава,
предусмотренного ч. 2 ст. 228. Пр-е, предусмотренное ч. 1, цели сбыта не
предусм..
Часть 5 ст. 228 предусм. ответ-ть за нарушение
установленных правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета,
отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки,
приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических
средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или
оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или
психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние
совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил.
Субъектом этого пр-я м.б. должностные и иные
лица, имеющие какой-либо доступ к наркотическим средствам и их производству
либо имеющие право решать вопросы выдачи разрешений на их отпуск, организующие
их учет, хранение, перевозку, пересылку и т. п., виновные в нарушении
установленных правил обращения с наркотиками.
Примечание к ст. 228 предусм., что лицо,
добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и
активно способствовавшее раскрытию или пресечению пр-й, связанных с незаконным
оборотом таких средств, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению
имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной
ответственности за данное пр-е.
4. Общая характеристика экологических пр-й
В новом уголовном законодательстве, в отличие
от ранее действовавшего уг-го закона, предусмотрена самостоятельная глава
«Экологические пр-я». Необходимость особой охраны природной среды назрела
давно. Природа — растительный и животный мир, земля, воздух, водные ресурсы,
недра — необходимое и незаменимое условие существования человечества, которое
никак нельзя рассматривать только в качестве одной из предпосылок нормального
функционирования экономики гос-ва (как это было в ранее действовавшем УК).
Поэтому в России разработан и частично принят целый комплекс законов,
охраняющих природную среду. Понятие экологических пр-й отсутствует в уголовном
законе, но дается в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды»'. Статья
85 определяет их как общественно опасные деяния, посягающие на установленный
в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и
причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью чел..
По поводу(объекта)анализируемых пр-й
российские юристы не имеют единой позиции. Так, одни авторы считают, что им
являются рациональное исполь
ВВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
зование, восстановление и улучшение природной
среды в интересах народного хозяйства и обеспечения настоящего и будущего
поколения людей; объект включает и поддержание этих природных условий, кот.
обеспечили бы нормальную жизнь, а также здоровье людей, плодотворную их
деятельность. По мнению др., непосредственным объектом этих пр-й выступают
общественные отношения, обеспечивающие рациональное использование и охрану
того или иного природного блага — земли, воды, атмосферного воздуха и т. д.
Профессор Жевлаков называет родовым объектом экологических пр-й комплексные
общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов,
сохранению качественно благоприятной для чел. и иных живых существ среды и
обеспечению экологической безопасности населения'.
Однако нам представляется, что под объектом
экологических пр-й следует понимать регламентируемые законодательством РФ и
др. нормативными актами отношения по рациональному, способствующему
сохранению биологического разнообразия обращению с природными ресурсами и
поддержанию экологического равновесия, а также экологическую безопасность
общества.
Экологические пр-я можно условно подразделить
на следующие(группь^
1. Пр-я, посягающие на экологическую
безопасность (ст. 246—249).
2. Пр-я, посягающие на рациональное
использование и охрану воды и воздуха (ст. 250—252).
3. Пр-я, посягающие на рациональное
использование и охрану недр, континентального шельфа и земли (ст. 253— 255).
4. Пр-я, посягающие на рациональное
использование, сохранение и воспроизводство животного мира (ст. 256— 258).
5. Пр-я, посягающие на рациональное
использование и охрану растительного мира (ст. 260, 261).
6. Пр-я, посягающие на биологическое
разнообразие видов в природе (ст. 259, 262).
Нарушение правил безопасности при обращении с
микробиологическими или др. биологическими агентами или токсинами (ст. 248)
О&ьектофданного пр-я выступают
экологическая безопасность и экологическое равновесие в природе.
Однако помимо основного непосредственного
объекта этим пр-ем могут нарушаться отношения, охраняющие биологические основы
жизни, здоровья и развития чел., биологическое многообразие видов в природе,
имущественные интересы гос-ва, физических и юридических лиц.
(Т[редмето1Й)рассматриваемого преступного
деяния выступают микробиологические агенты, др. биологические агенты и
токсины.
Биологически? ягрнтт.т — это любые
представители живого мира (животные, растения), в том числе
микробиологические агенты.
Микробиологические агенты — это природные или
созданные в лабораторных условиях микроорганизмы, простейшие и вирусы.
Токсины — это соединения, часто «белковой
природы», бактериального, растительного или животного^пэоисхождения, способные
при попадании в организм че
человека или животных вызывать их заболевание
или гибель.
С Объективной стороны) пр-е заключается в
нарушении правил безопасности при обращении с биологическими агентами и
токсинами, повлекшем эпидемии, эпизоотии, иные тяжкие последствия или
причинение вреда здоровью чел.. Нарушения правил м.б. совершены как путем
действия (выдача разрешения на производство опытов с вирусами инфекционных
болезней в необорудованных специально для этого помещениях), так и путем
бездействия (невыполнение профилактических мероприятий, непринятие мер по
уничтожению зараженных животных и т. д.).
Диспозиция нормы носит^бланкетньп^) характер.
Это означает, что правилгГбёз-опасности при обращении с биологическими
агентами и токсинами изложены в международных конвенциях по борьбе с заразными
болезнями чел. и животных, о транзите животных, в международных соглашениях и
ведомственных актах. Эти правила регламентируют изготовление, перевозку,
хранение, сбыт и манипулирование, в том числе с научными целями, с названными
агентами и токсинами.
(бдйДЁшЕ^ — это массовые, быстро переходящие
от одного лица к другому_за_-болевания.^подей, вызванные бактериями и вирусами
инфекционных болезней, быстро распространяющиеся на значительной территории.
(Эпизоотии/'— массовое заражение и
за-болевание_жиайтдь}х инфекционными болезнями, способные охватить в течение
определенного времени значительные территории (район, область и т. д.). К
таким болезням относят ящур, бруцеллез, бешенство, сибирскую язву и т. д.
Причинение вреда здоровью чел. — это
причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одному
человеку.
Иные тяжкие последствия — массовый падеж скота
или птицы, не имеющий характера эпизоотии, попадание микробов в источники
водоснабжения, массовое распространение болезней растений на значительной
территории (эпифитотия), гибель или порча семенного или элитного фонда,
уничтожение или гибель большого количества сельскохозяйственных культур,
крупный имущественный ущерб (более 500 минимальных размеров оплаты труда на
момент совершения пр-я) и т. д.
Субъектом рассматриваемого пр-я м.б. лицо,
вменяемое, достигшее 16 лет, обязанное соблюдать правила безопасности при
обращении с микробиологическими или др. биологическими агентами или
токсинами, в силу служебных обязанностей или выполнения отдельных поручений.
Если указанные правила нарушает должностное лицо, его действия следует
квалифицировать по ст. 248 УК, а при наличии к тому оснований — и по нормам,
предусматривающим ответ-ть за должностное пр-е.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|