Неправомерное завладение автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения описывается в ч. 1 ст. 166 УК с
помощью указанного в скобках термина «угон». Как разъяснил Пленум Верховного
Суда РФ, такое деяние отличается от хищения по умыслу, направленному не на
обращение чужого
имущества в пользу виновного или др. лиц, а на
противоправное временное пользование этим имуществом без согласия собственника
или иного владельца'.
Пр-е в подобных ситуациях будет оконченным с
момента противоправного захвата транспортного средства и начала поездки на
нем. Квалифицирующие признаки (ч. 2 и 3 ст. 166) при завладе-нии транспортом
(угоне) во многом аналогичны таким же свойствам посягательств, связанных с
хищением (неоднократность, группа лиц по предварительному сговору, крупный
ущерб и др.).
При квалификации умышленного уничтожения или
повреждения имущества (ст. 167) следует учитывать необходимость применения
специальных норм о сходных деяниях в отношении путей сообщения или транспортных
средств (ст. 267), памятников истории и культуры (ст. 243) либо об
ответственности за диверсию (ст. 281).
Если при уничтожении имущества утрачиваются
потребительские свойства и экономическая ценность имущества, то при его
повреждении это происходит частично или на время, а само имущество
восстановимо путем ремонта.
Надо иметь в виду, что умышленное уничтожение
или повреждение имущества признается пр-ем, если это повлекло причинение
значительного ущерба. Если собственник имущества — гражд., то такой ущерб
устанавливается как и в случаях хищения с причинением значительного ущерба. В
случаях же посягательства на имущество юридических лиц надо принимать во
внимание также финансовое положение соответствующих предприятий или
организаций2.
Ответ-ть за неосторожное уничтожение или
повреждение имущества (ст. 168) наступает только в случаях: а) причинения
крупного ущерба; б) небрежного обращения с огнем или иным источником
повышенной опасности либо в) наступления тяжких последствий.
Если указанные действия совершены в отношении
военного имущества (оружия, боеприпасов или предметов военной техники), то его
уничтожение или повреждение квалифицируется — в зависимости от форм вины — по
ст. 346 или 347 УК.
Пр-я в сфере экономической деятельности
представляют часть раздела экономических посягательств и не включают
экологических пр-й. Они объединяют деяния, посягающие на установленный
государством порядок функционирования хозяйствующих субъектов, который обеспечивает
защиту интересов потребителей, гос-ва (в основном материальных), а также
интересов самих хозяйствующих субъектов. Последние заинтересованы, чтобы их
коммерческая и иная хозяйственная деятельность осуществлялась свободно, без
принуждения, обмана в соответствии с принятыми в бизнесе правилами.
Все пр-я, совершаемые в сфере экономической
деятельности, предусмотренные новым УК РФ, можно условно разделить на четыре
группы, исходя из того, преимущественно на какие интересы они посягают.
К первой группе относятся пр-я, посягающие на
экономическую безопасность, на экономические и иные ин-
тересы общества и гос-ва. Это — легализация
(отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным
путем (ст. 174); приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным
путем (ст. 175); злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст.
185); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186),
поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187);
контрабанда (ст. 188); незаконный экспорт
технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании
оружия массового поражения и военной техники (ст. 189); невозвращение на
территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического
достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190);
незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или
жемчуга (ст. 191);
нарушение правил сдачи государству
драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192); невозвращение из-за
границы средств в иностранной валюте (ст. 193);
уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.
194); уклонение гражд. от уплаты налога (ст. 198); уклонение от уплаты налогов
с организаций (ст. 199).
Вторую группу составляют пр-я, посягающие на
интересы предпринимательства и иной экономической деятельности:
воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169);
незаконное получение кредита (ст. 176);
злостное уклонение от погашения кредиторской
задолженности (ст. 177); монополистические действия и ограничение конкуренции
(ст. 178); принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст.
179); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую
или банковскую тайну (ст. 183).
Третью группу пр-й в сфере экономической
деятельности образуют деяния, посягающие на интересы потребителей: это
заведомо ложная реклама (ст. 182); обман потребителей (ст. 200).
И, наконец, в четвертую группу входят так
называемые смешанные пр-я, т. е. деяния, официально затрагивающие интересы как
гос-ва (общества), так и хозяйствующих субъектов, и потребителей. К ним можно
отнести составы регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170); незаконного
предпринимательства (ст. 171); незаконной банковской деятельности (ст. 172);
лжепредпринимательства (ст. 173); незаконное использование товарного знака
(ст. 180); нарушение правил изготовления и использо-вания-государственных
пробирных клейм (ст. 181); подкуп участников и организаторов профессиональных
спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184);
неправомерные действия при банкротстве (ст. 195); преднамеренное банкротство
(ст. 196); фиктивное банкротство (ст.197).
В период существования организованной преступности,
деятельность которой направлена на получение незаконных доходов, лидеры
преступн. организованных сообществ во всем мире по мере накопления незаконных
доходов пытаются их легализовать, т. е. вложить их в законную
предпринимательскую деятельность, в некоммерческие дела, в недвижимость и т. д.
Легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных
незаконным путем (ст. 174), ве-
дет к криминализации не только экономики, но
и всей общественной жизни того или иного гос-ва.
Анализируемое пр-е выражается в совершении
финансовых операций и др. сделок с денежными средствами или иным имуществом,
приобретенными заведомо незаконным путем, а также в использовании таких
денежных средств или имущества для занятия предпринимательской или иной
экономической деятельностью.
Незаконным следует считать любое приобретение
материальных благ в обход или с нарушением законов, кот. образуют пр-е или
иные правонарушения. При этом имеет уголовно-пра-вовое значение только явное
осознание лицом, что отмываемые средства приобретены противоправным путем.
Субъектом данного пр-я м.б. практически любые
лица, достигшие 16 лет. Достаточно, чтобы они были вменяемы и совершали
«отмывание» с прямым умыслом.
Усиление ответственности виновного связано с неоднократностью
данного деяния, с использованием им своего служебного положения, с
совершением пр-я по предварительному сговору группой лиц (ч. 2),
организованной группой или в крупном размере (ч. 3).
Незаконный оборот драгоценных металлов,
природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191) посягает на финансовую
систему РФ и нарушает монополию гос-ва на некот. валютные операции.
является едметом этого вступления?
Предметом данного состава пр-я является только
то, что принято называть «твердой» валютой: драгоценные металлы (золото,
серебро, платина и металлы платиновой группы) в любом виде и состоянии, за
исключением ювелирных и др. бытовых изделий, а также лома таких изделий;
природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты)
в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и др.
бытовых изделий из камней и лома этих изделий1.
Согласно ч. 7 ст. 1 РФ Закона «О валютном
регулировании и валютном контроле» незаконными сделками с валютными ценностями
являются: а) операции, связанные с переходом права собственности и-иных прав
на валютные ценности; б) вывоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из
РФ валютных ценностей; в) осуществление международных денежных переводов.
Под операциями, связанными с переходом права
собственности и иных прав на валютные ценности, понимается широкий круг
гражданско-правовых сделок:
купля, продажа, обмен. Наиболее типичными из
них являются купля и продажа валютных ценностей. Согласно ст. 4 упомянутого
закона частные лица имеют право продавать и покупать валюту на внутреннем
рынке РФ, но только через уполномоченные на то банковские учреждения.
Порядок ввоза и пересылки валютных ценностей в
РФ, вывоза и пересылки их из РФ, наличное перемещение валютных ценностей через
Государственную границу РФ устанавливает Центральный банк России совместно с
Государственным та-меженным комитетом РФ. Таможенный кодекс РФ относит к
незаконным сделкам с валютными ценностями незаконное оставление валютных
ценностей за пределами РФ; совершение платежей в иностранной валюте по
фиктивным внешнеэкономическим сделкам и т.д. (ст. 221 ТК РФ).
Данное пр-е считается оконченным с момента
совершения незаконной сделки с валютными ценностями одним из вышеперечисл.
способов.
С объективной стороны, помимо совершения
незаконных сделок, незаконный оборот может выражаться также в незаконном
хранении, перевозке или пересылке указанных предметов.
Квалифицирующими признаками пр-я,
предусмотренного ст. 191, являются незаконный оборот валютных ценностей,
совершенный: а) лицом, ранее судимым за такое же пр-е; б) в крупном размере;
в) организованной группой (ч. 2).
Крупный размер налицо, если стоимость
предметов незаконного оборота превышает пятьсот минимальных размеров оплаты
труда.
С субъективной стороны это пр-е
характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает незаконные сделки с
валютными ценностями, и желает этого.
Субъектом данного пр-я м.б. граждане РФ,
иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего
возраста.
Опасность уклонения гражд. от уплаты, налога
(ст. 198) определяется тем, что это пр-е причиняет вред финансовым интересам
гос-ва.
ем заключается ективная сторо-дслонения
кданина от паты налога?
Указанное пр-е заключается в одном из
перечисл. в диспозиции ст. 198 действий по уклонению от уплаты налога:
непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации
является обязательной; включения в нее заведомо искаженных данных о доходах
или расходах, если эти действия совершены в крупном размере.
Доходами, получаемыми гражданами, могут
считаться доходы от предпринимательской или иной трудовой деятельности, а
также доход от операций с ценными бумагами, от наследства и т.д.
К случаям, когда закон требует от гражд.
подачи декларации, можно отнести, к примеру, обязанность, установленную для.
лиц, имевших в течение отчетного года основное место работы и получивших в
этот период доходы помимо основного места работы1.
Включение в декларацию заведомо искаженных данных
выражается либо в умышленном занижении получаемых доходов, либо в указании
вымышленных, а не подлинных источников доходов и т. д.
Согласно примечанию к ст. 198 уклонение
гражд. от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма
неуплаченного налога превышает двести минимальных размеров оплаты труда.
Данное деяние характеризуется только прямым
умыслом. Субъект пр-я — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего
возраста и обязанное в соответствии с законодательством уплачивать налоги.
Квалифицированный состав (ч. 2) налицо, если
уклонение от уплаты налога совершено ранее судимым за это пр-е либо в особо
крупном размере, т. е. сумма которого превышает 500 минимальных размеров
оплаты труда.
Уклонение от уплаты, налогов с организаций
(ст. 199) опасно тем, что в результате такого уклонения финансовым интересам
гос-ва причиняется материальный ущерб в форме недополучения государством
причитающихся ему денежных средств, необходимых для осуществления его полномочий.
Под налогом понимается обязательный взнос в
бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на
условиях, определяемых законодательными актами.
Пр-е, предусмотренное ч. 1 ст. 199,
заключается: в уклонении от уплаты налогов, установленных законодательством,
с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных
данных о доходах или расходах либо путем сокрытия др. объектов
налогообложения, совершенное в крупном размере.
Для признания пр-я оконченным не имеет
значения, удалось ли субъекту фактически уклониться от уплаты налогов или же
он был разоблачен.
В конкретных случаях следственные органы и суд
должны располагать заключением Государственной налоговой службы о характере
допущенного субъектом
укрытия от налогообложения и его размерах в
рублях с обязательной ссылкой на нарушенные нормы налогового законодательства
РФ. В спорных ситуациях, при несогласии субъектов с заключением налоговой
инспекции, надлежит назначать финансово-экономическую экспертизу.
Согласно примечанию к ст. 199 уклонение от
уплаты налога с организаций признается совершенным в крупном размере, если
сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Часть 2 ст. 199 предусм. ответ-ть за
уклонение, совершенное неоднократно. Под неоднократным уклонением от уплаты
налогов с организаций понимается совершение этих действий виновными не менее
двух раз, если при этом не истекли предусмотренные законом сроки давности
привлечения к уголовной ответственности и судимость (при ее наличии) не была
погашена или снята в установленном законом порядке.
Указанное пр-е характеризуется прямым
умыслом.
За данное деяние несут ответ-ть как
должностные лица предприятий, объединений и организаций, так и частные, виновные
в нарушении законодательства РФ о налогах.
Воспрепятствование законной
предпринимательской деятельности (ст. 169) с объективной стороны может
проявляться: а) в неправомерном отказе в регистрации индивидуального
предпринимателя или коммерческой организации; б) в ук-
лонении от их регистрации; в) в неправомерном
отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление
определенной деятельности; г) в уклонении от выдачи лицензии; д) в ограничении
прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой
организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы
собственности; е) в ограничении их самостоятельности; ж) в ином незаконном
вмешательстве в их деятельность.
Субъектом воспрепятствования законной
предпринимательской деятельности являются должностные лица, кот. используют
для этого свое служебное положение.
Уг. ответ-ть усиливается за те же деяния,
если они совершены в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а
равно причинившие крупный ущерб.
Монополистические действия и ограничение
конкуренции (ст. 178) выражаются в посягательстве на охраняемые законом
интересы предпринимателей и потребителей, заключающиеся в том, чтобы каждый из
них имел возможность свободно осуществлять предпринимательство или приобретать
товары по нормальным (объективно складывающимся), а не искусственно
(незаконно) завышенным ценам. В некоторых случаях это пр-е может причинить
вред здоровью или личной свободе граждан, а также имущественным интересам потребителей
и предпринимателей.
Объективная сторона данного пр-я заключается в
монополистических действиях, совершенных путем установления монопольно высоких
или монополь
но низких цен, или в ограничении конкуренции
путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него др.
субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.
С момента совершения любого из перечисл. действий пр-е следует считать
оконченным.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта
1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) под конкуренцией
понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные
действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на
общие условия обращения товаров на дан-ною-.рьшке и стимулируют производство
тех товаров, кот. требуются потребителю1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|